Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе "Бумага и её свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Бумага и её свойства»
Программное содержание:
1. Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении.
2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов.
3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.
Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.
Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов, аудиозапись песни.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости – воспитатели.
Давайте им вместе скажем: «Добрый день и добрый час, очень рады видеть вас».
На гостей вы посмотрели, а теперь тихонько сели.
Я загадаю вам, ребята, загадку, а ответ на нее будет темой нашей деятельности.
«Разноцветные листы вырезай и клей их ты:
Аппликации, картинки, серебристые снежинки,
Можешь сотворить и флаги из листов любой (бумаги).
Ребята, а что такое бумага? Для чего нужна нам бумага?
Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее, наверное, видите? Найдите предметы из бумаги у нас в группе. (из бумаги изготавливают книги, игры, тетради, альбомы, карты, коробки, журналы, газеты).
Почему все эти вещи очень нам нужны в детском саду, школе, дома? (Потому что невозможно без них научиться чтению, письму, конструированию, рисованию, грамоте и другим полезным делам).
Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книга про Буратино, которую написал Алексей Толстой. Мы с вами тоже читали эту книгу. Давайте вспомним, из какого материала папа Карло сделал Буратино?
Дети: Из полена, дерева.
Воспитатель: Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей)
Воспитатель: Потому что бумагу делают из дерева.
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском.
На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент.
А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков.
Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали и сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина по производству бумаги.
А сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?
Дети: Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.
Вначале мы разомнем наши пальчики: Загибают пальчики по одному « Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, обоями, листовкой, альбомом, книгой, упаковкой»
ОПЫТ № 1
Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Дети: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2
Воспитатель: Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Дети: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3.
Воспитатель: У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.
Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Дети: Бумага легко рвётся.
Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете ещё свойства бумаги?
Дети: бумага хорошо горит, не имеет запаха, на ней хорошо рисовать, её можно склеить, при сминании издаёт звук и др.
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, а теперь послушай, какие загадки о бумаге и письменных принадлежностях знают наши дети. Попробуй, отгадай. Выходят дети.
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная (Бумага)
Нарисую лето, маму
И себя. На мне — панаму.
Море, радугу и дом.
Все хранит в себе. (альбом)
Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается. (карандаш)
Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (письмо)
Воспитатель: А сейчас Старичок-Лесовичок проведёт свою любимую физкультминутку:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала.
Стакан – стеклянный;
Ложка – металлическая;
Салфетка – бумажная;
Дощечка – деревянная.
Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага?
Дети: Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная.
Воспитатель: Как люди используют бумагу в соей жизни?
Дети: На ней рисуют, обёртывают что-либо (фантики, делают книги, раскраски, вытирают рот после еды (салфетки, деньги из специальной бумаги делают.
Ребята, бумагу нужно беречь, ненужную бумагу нужно сдавать в макулатуру и из нее снова могут изготовить необходимые нам книги и тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Конспект познавательно - исследовательского занятия во второй младшей группе на тему «Свойства снега, что мы знаем?».
Формировать знания детей о снеге и о его свойствах....
Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"
Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме: «Свойства воздуха»
Формировать представления детей о воздухе и его свойствах....
Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера
Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и представления детей о птицах; о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»
Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....