Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Удивительный мир аквариума"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у детей поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.
Наиболее эффективно развитие активности дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование.
Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_pr_ryby.docx | 138.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12»
города Сорочинска Оренбургской области
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР АКВАРИУМА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Разработчик: | Ульянова Татьяна Александровна, Воспитатель МБДОУ № 12 |
Сорочинск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 5 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 11 |
III. | Список литературы | 12 |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у детей поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности.
Наиболее эффективно развитие активности дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование.
Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекает от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
· чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
· быть простой и доступной для создания и действия с ней;
· ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
· облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)
Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково-символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития.
Используя моделирование увиденных процессов, дети успешно познают не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, формируя способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка в данной деятельности. В результате закрепленные в играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах предметов отражаются посредством предметно-схематической модели.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность
У старших дошкольников сама модель стимулирует экспериментирование с познаваемым объектом. В ходе игр – экспериментов создается ситуация, которую ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении, развивает умение соотносить в модели реальные объекты и их условные изображения (установление связи «обозначаемое — обозначающее»).
Обучение детей моделированию осуществляется легче, когда ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем подводят дошкольников к самостоятельному обозначению свойства символами.
Становится очевидным, что в данной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Занятие «Удивительный мир аквариума» реализуется в разделе познавательного развития детей в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | Удивительный мир аквариума | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая: построение занятия в виде партнерского сотрудничества , игра «Рыбка» (физминутка) Двигательная: физминутка (упражнения-имитации), зрительная гимнастика Познавательно-исследовательская: фотографирование рыбы в аквариуме с разного ракурса, создание «макета» аквариума и рыб в специальном приложении СМУЗИ-3Д Коммуникативная: обсуждение объектов, представленных для моделирования, ответы на вопросы по теме Чтение художественной литературы: отгадывание загадки Продуктивная: схематичное рисование модели рыбы с разного ракурса (в профиль и в анфас) | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к употреблению различных слов, отражающих природные явления (изморозь, метель, поземка), упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения-имитации. Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные образы по теме (макет аквариума с рыбкой); фотографирование объекта с разных ракурсов; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха. | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по тематическим группам «Строение рыб», «Виды рыб», «Рыбы: среда обитания». Моделирование 3д-модели в приложении СМУЗИ-3Д. Культурные практики заполнение «3д- аквариума» | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе подготовки к ОД и восприятия новой темы Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, определения слов, загадок, рисование модели рыбы Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений | |
6. | Возрастная группа | Старшая группа (5-6 лет) | |
7. | Цель | Систематизация знаний о строении рыб с помощью программы для 3д-моделирования | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Систематизировать представления детей об аквариумных рыбах, уточнить и активизировать словарный запас | Адекватно и разнообразно использует слова, обозначающие предметы и явления окружающего мира | |
8.2 | Закреплять представление о строении тела рыб | Знает, как устроено тело рыб, может назвать части тела, нарисовать их | |
8.3 | Познакомить с технологией создания 3Д-модели | Умеет создавать 3Д-модель в с специальном приложении | |
8.4 | Познакомить детей с понятиями «Профиль», «Анфас», «ЗД-модель» | Знаком с понятиями «Профиль», «Анфас», «ЗД-модель» | |
8.5 | Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, бережное и заботливое отношение к объектам природы | Умеет сотрудничать и взаимодействовать в коллективе, заботится об объектах живой и неживой природы | |
Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||
9. | Затруднения В назывании понятий «Профиль», «Анфас» | Способы преодоления Данные понятии возможно заменить словами «Вид сбоку», «Вид спереди» | |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: мольберт и мел для рисования, макет аквариума с рыбами, фотоаппарат, белый фон для фотографирования рыб, листы и карандаши для рисования, ноутбуки для работы | ||
10. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Активизация словаря детей по теме: туловище, плавник (спинной, брюшной, грудной, хвостовой), жабры, чешуя Разучивания слов и движений физминутки «Рыбка» Создание с детьми макета «Аквариум» Рисование модели рыб с разного ракурса | |
11. |
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Сюрпризный момент: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и найти в группе этот предмет. Дети отгадывают загадку, находит аквариум на столе. Создание проблемной ситуации: | Стоит на столе интересный сосуд, Улитки и рыбки в сосуде живут, Но только оттуда ты рыб не лови, На рыбок красивых ты только смотри. (Аквариум) |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Обращение к личному опыту В.: Правильно, это аквариум, он стоит на столе. Посмотрите, какой он красивый! У кого дома есть аквариум? Ответы детей. Дети рассматривают аквариум. В.: В нашем аквариуме живет рыбка, давайте ее рассмотрим. Из каких частей состоит тело рыбы? Д.: Голова, туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей. |
|
1.3 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Дидактическая игра «Чего не хватает?» В.: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не хватает?» Я начну рисовать рыбку, а вы дорисуйте. Воспитатель рисует овал (туловище), дети рисуют все остальные части тела, называя их, последний рисует чешую. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Целеполагание | В.: Ребята, посмотрите, в нашем аквариуме всего одна рыбка Давайте заселим наш аквариум другими рыбами? Д.: Давайте. | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | В.: Для этого нам нужно будет сфотографировать нашу рыбку и перенести фотографию в ноутбук в специальное приложение «Смузи-3Д» и наша рыбка из плоской превратится в объемную. А как будет выглядеть рыбка на нашем фото? Ребята, если мы будем фотографировать сбоку, это называется профиль. Повтори, Рита! Рита: Профиль, если фотографировать сбоку. Повтори, Миша! Миша: Профиль, если фотографировать сбоку. Если фотографировать спереди - это анфас. Повтори, Валя! Валя: спереди - это анфас. В.: Молодцы! Ребята, давайте поиграем в рыбок! Физминутка «Рыбка» | Рыбка плавает в водице, (волнообразные движения ладонями) Рыбке весело играть. (приседания) Рыбка, рыбка, отзовись, (прикладывают ладони к уху) Мы хотим тебя поймать! (хватательные движения руками) |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | В. Давайте сфотографируем рыбку с разных положений: в профиль – сбоку и в анфас- спереди. Дети по очереди фотографируют рыбку с разных ракурсов. В.: Молодцы! Пока я буду загружать фотографии в ноутбук, вы нарисуйте модель рыбки. Рита, Миша, Руслан рисуют рыбку в профиль, Софья, Валя, Илья рисуют рыбку в анфас. Дети садятся за столы и рисуют, воспитатель загружает фото в приложение ноутбука, напоминает детям про осанку. Дети сдают свои рисунки воспитателю и садятся на стулья. Зрительная гимнастика В.: Молодцы, справились с заданием! Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Смотрите на мою руку и следите глазками за ней. Внимание! Вверх, вниз, влево, вправо! Умнички! | |
2.4 | Совместная деятельность детей по закреплению нового знания | В.: Ребята, я загрузила ваши фотографии на ноутбук в специальное приложение. Настал ответственный момент. Чтобы наша рыбка ожила, стала объемной, нужно будет ей помочь. Подойдите к столам, садитесь по трое за стол. Работать будете втроем за одним ноутбуком. Помогайте друг другу. Я открываю приложение. На экране фото нашей рыбки. Вам нужно обвести ее по контуру с помощью компьютерной мыши. Не торопитесь, ведите аккуратно курсор. Сидите ровно, спину держите прямо. Дети обводят рыбку по контуру курсором и нажимают на нее мышью, чтобы приложение придало ей объем. Воспитатель помогает, напоминает про осанку. В.: Ребята, посмотрите, что получилось! Д.: Рыбка! В.: Она какая? Плоская или объемная? Д.: Объемная! В.: В следующий раз мы продолжим работу в этом приложении, мы будем заселять аквариум другими жителями, посадим растения, положим грунт на дно. | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Дети на паласе стоят полукругом, воспитатель сидит на стуле. В.: Ребята, вам понравилось работать с ноутбуком? Что понравилось? Тебе, Валя? Тебе, Миша, Что вы узнали нового сегодня? Какие вы узнали новые слова? Оцените свою работу сегодня: если у вас все получилось, вам было интересно, возьмите желтую рыбку. Если вы затруднялись, возьмите красную рыбку. Занятие окончено. Спасибо. | Осознание результативности своей деятельности и своего эмоционального состояния при выборе рыбки определенного цвета |
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Художественно-творческая деятельность | Выставка рисунков «Обитатели аквариума» (отражение в рисунках своих представлений об обитателях аквариума) Изготовление макета «Озеро», «Море» | В детском саду |
1.2 | Чтение художественной литературы | А. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» А. Пермяк «Первая рыбка» И. Токмакова «Где спит рыбка» Русская народная сказка «По щучьему велению» А. Ерошин «Ира в словечки», «Квакушка» В. Полторацкий «Слово о словах» В. Шефнер «Загадки о рыбах» А. Клыкова «Зимой под водой» Л. Карпова «Как зимуют рыбы?» Пословицы и поговорки о рыбах | В детском саду В семье |
1.3 | Игровая деятельность | Дидактическая игра «Чего не стало?» Дидактическая игра «Летает, ползает, плавает, бегает» Дидактическая игра «Доскажи словечко» | В детском саду и в семье |
1.4 | Двигательная деятельность | Малоподвижная игра «Рыбная ловля» Подвижная игра «Караси и щука» Подвижная игра «Удочка» Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Просмотр видеофильма «Жизнь обитателей моря» Рассматривание «Аквариумные рыбы», «Кто как устроен», «Рыбы нашей местности» | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Пополнение в приложении Смузи-3д «Аквариум он-лайн» новыми обитателями | Подготовка объектов в семье, внесение их в приложение – в детском саду |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Т.В. Александрова «Живые звуки, или фонетика для дошкольников, Санкт-Петербург «Детсво-Пресс» 2005.
- Вакуленко, Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников / Л.С. Вакуленко. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 192 с.
- Г.А. Османова, Л.А. Позднякова «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков» Санкт-Петербург 2007.
- Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с.
- Толстикова, О.В., Савельева, О.В., Иванова, Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / О.В. Толстикова и др. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"
Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"
Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....
Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Занятие в старшей группе по познавательному развитию....
конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу». Интеграция образовательных областей: («Познаватель...
конспект по познавательному развитию для старшей группы
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старше подготовительной группе по познавательному развитию ФЭМП. Интеграция образовательных областей: («Познавательное раз...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе. "Ориентировка во временном пространстве"
Конспект по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: "Ориентировка во времени"Задачи:-Научить детей вести счет и отсчет в пределах 7-Уточнить знания последовательности дней недел...