Рабочая программа дополнительного образования «Неизведанный мир» для детей 4-5 лет.
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Семкина Олеся Михайловна

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Она понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

В дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и т.д.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действия путем результата, сопоставить выводы и определить значимость физических явлений для человека и самого себя.

Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие: (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neizvedannyy_mir.docx80.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                                    УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                                                             приказом МБДОУ

МБДОУ «Детский сад № 62 «Каравай»                                                                    «Детский сад № 62 «Каравай»                     Протокол от «__ » августа 2020 г. №_                                                                      от «_» августа 2020 г. № __- адм  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР»

для детей 4-5 лет

на 2020-2021 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад № 62 «Каравай»

города Смоленска

 

                                                                                                                                                                  Составитель:                                                                                                                                                                                                          воспитатель

   Семкина О. М.

Содержание

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

I

Целевой раздел

3

1

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность программы

3-6

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Новизна программы

6-7

1.4

Принципы и подходы к реализации программы

8

1.5

Практическое значение программы кружка

8-9

1.6

Формы и режим занятий

9-10

1.7

Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет и продолжительность реализации программы

10-11

1.8

Планируемые результаты освоения программы

11

II

Содержательный  раздел

11

2.1

Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка

11-12

2.2

Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования  к содержанию программы кружка

12-13

2.3

Перспективное планирование образовательной деятельности

13-17

III

Организационный раздел

18

3.1

Общий объем учебной нагрузки.

18

3.2

Предметно-развивающая среда и система работы по программе

19

3.3

Материально-техническое оснащение

19-21

3.4

Формы проведения итогов реализации программы

21

3.5

Формы и приемы организации образовательного процесса

21-22

3.6

Педагогическая диагностика и методика результативности программы

22-24

3.7

Методическое обеспечение

25-26

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

  1. Актуальность программы

Прежде чем давать знания,

                                                                                                                                                надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Она понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

В дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и т.д.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действия путем результата, сопоставить выводы и определить значимость физических явлений для человека и самого себя.

Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие: (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и поясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

  Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста.

1.2 Цель и задачи программы

        Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково - познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

        Задачи:

1. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.

2. Развивать способности использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью систем эталонов, перцептивных действий.

3. Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.

4. Воспитывать ценность проживание в гармонии с природой.

1.3. Новизна программы

Новизна программы заключается:

  • в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
  • в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-развивающую среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении детская экспериментальная деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления и процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получить в результате».

Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

  • вместе
  • на равных
  • как партнеров

создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

1.4 Принципы и подходы к реализации программы

Программа построена на основе следующих принципов:

  • принцип сезонности (учёт природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени).
  • принцип систематичности и последовательности  (постановка задач эстетического воспитания и развития «от простого к сложному).
  • принцип природосообразности (учёт «природы» детей, т.е. возрастных особенностей и индивидуальных способностей).
  • принцип интереса (опора на интересы и жизненный опыт детей).
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • принцип единства диагностики и коррекции.
  • принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

1.5  Практическое значение программы кружка

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям среднего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

1.6 Формы и режим занятий

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, таблицы, календарь природы.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводиться в сентябре и мае по методикам Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь».  

1.7 Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет и продолжительность реализации программы

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста. Возраст детей 4-5 лет.

К среднему дошкольному возрасту восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Срок реализации кружка – 1 год.

1.8 Планируемые результаты освоения программы

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается:

  • Повысить уровень познавательной активности у детей.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
  • Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

II Содержательный раздел

2.1. Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка

Приемы и методы, используемые на занятиях кружка:

  • Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала пот экспериментированию, иллюстрации).
  • Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
  • Демонстрация опытов в группе.
  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
  • Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

•        беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

•        моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

•        фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

•        подражание голосам и звукам природы;

•        использование художественного слова;

•        дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

•        трудовые поручения, действия.

2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка

  • Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.  №1155)
  • Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
  • Положение о кружковой работе
  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ

2.3 Перспективное планирование образовательной деятельности

Дата

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

СЕНТЯБРЬ

Составление плана работы кружка, обследование детей.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Детская лаборатория»

Дать представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории

1

2 неделя

«Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.

1

3 неделя

«Удивительный песок. Песочные часы»

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами.

1

4 неделя

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла

1

Итого за месяц

4

НОЯБРЬ

1 неделя

«Волшебный квадрат»

Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства.

1

2 неделя

«Для чего человеку

песок и глина»

Дать представление о том, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, игрушки, посуда)

1

3 неделя

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов, водонепроницаемость). Уточнить представления об использовании резины человеком

1

4 неделя

«Приключения Буратино»

Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде).

1

Итого за месяц

4

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Показать,   какую   роль   в   жизни человека  играют  камни.

1

2 неделя

«Горы. Дымящиеся горы»

Познакомить с существованием особых  ландшафтов  –  гор, показать, что они состоят из камней; сформировать первоначальные представления о вулканах

1

3 неделя

«Ветер, ветер ветерок»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

1

4 неделя

«Путешествие капельки»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия

1

5 неделя

«В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое , плавится)

1

Итого за месяц

5

ЯНВАРЬ

3 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки.

1

4 неделя

«Впитывание воды»

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают

1

5 неделя

«Твердая вода. Почему не тонет айсберг»

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах

1

Итого за месяц

3

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Стекло. «Калейдоскоп»

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества

1

2 неделя

«Мука. Колобок –

румяный бок»

Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение  с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму).

1

3 неделя

«Соль. Тает, не тает»»

Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы).

1

4 неделя

«Дружба красок»

Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

1

Итого за месяц

4

МАРТ

1 неделя

«Ловись, рыбка, мала и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

1

2 неделя

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом.

1

3 неделя

«Растения»

Познакомить с различными способами размножения растений.

1

4 неделя

«Условия, необходимые для роста растений»

Провести  опыт  по  проращиванию  в различных  условиях картофеля, лука, гороха.

1

5 неделя

«Угадай-ка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

1

Итого за месяц

5

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)

1

2 неделя

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

1

3 неделя

«Что растворяется в воде?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

1

4 неделя

«Цветной песок»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

1

Итого за месяц

4

МАЙ

1 неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной, с помощью сита, развивать самостоятельность.

1

2 неделя

«Пластмасса» 

Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы.

1

3 неделя

«Где живет эхо»

Помочь понять, как возникает эхо

1

4 неделя

Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты»

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

1

Итого за месяц

4

Итого за учебный год

33

Взаимодействие с родителями

         Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей.  ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:

•         Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.

•         Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.

•         Совместная деятельность.

          Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.

                Поэтому родители являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.

           Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю».  Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

III Организационный раздел

3.1 Общий объем учебной нагрузки

деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН

При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 20 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей, направлена на осуществлении коррекции недостатков воспитанников, создающих трудности в овладении Программой. Учёт индивидуальной работы отражается в соответствующей тетради.

Обследование детей младшего возраста проводится ежегодно с 15 по 30 сентября, и с 15 по 31 мая.

Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

3.2 Предметно-развивающая среда и система работы по программе

  • Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  • Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
  • Обучающие познавательные занятия.
  • Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  • Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.

3.3 Материально-техническое оснащение занятий.

Работа с детьми 4-5 лет, направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает формирование у них представлений:

  • о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  • о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
  • о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Материал:

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
  2. Мерные ложки.
  3. Сита и воронки разного материала, объема.
  4. Резиновые груши разного объёма.
  5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
  6. Резиновые или пластиковые перчатки.
  7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
  8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
  9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
  10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
  11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
  12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
  13. Контейнеры с песком и водой.
  14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
  15. Часы песочные.
  16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
  17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

3.4 Формы проведения итогов реализации программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям;
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка «Неизведанный мир».

Перспективы работы:

Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.  

3.5 Формы и приемы организации образовательного процесса

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Образовательные ситуации

Обучающие занятия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Наблюдение

Экскурсии

Беседы

Обсуждение

Рассматривание объектов, их обследование.

Виртуальные путешествия

Рассказы

Встреча с интересными людьми

Дидактические игры

Занимательные показы

Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций,

коллекций

Конкурсы

Игровые упражнения

Обследование предметов и игрушек

Наблюдение

Проблемные ситуации

Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д.

Дидактические игры

Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия

Моделирование

Упражнения по развитию мелкой моторики рук

Ситуативные разговоры

Виртуальные путешествия

Решение проблемных

ситуаций

Дидактические игры

С.-р. игры

Наблюдения

Рассматривание

Экспериментирование с материалами

Ситуативное обучение

Упражнения

Коллекционирование

Просмотр видео

Рассматривание моделей

Обследование предметов

Домашнее экспериментирование

Совместное творчество

Сопровождение семьи:

Беседы

Консультации

Открытые просмотры

Встречи по заявкам

Интерактивное взаимодействие через сайт

Совместные занятия

Мастер-классы

Опросы

Анкетирование

Информационные листы

3.6 Педагогическая диагностика и методика результативности программы

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, прием пищи, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию.

Технология исследовательской деятельности и детское экспериментирование позволяют  сформировать у детей умения наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок», развивать их любознательность, мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

В  детском саду мы активно внедряем технологию исследовательской деятельности и детское экспериментирование. С этой целью была создан кружок «Неизведанный мир». Основная задача внедрить, апробировать эту технологию и систематизировать работу в данном направлении, а также создать условия для детского экспериментирования, начиная с младшей группы. Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы разработаны мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, который проводим два раза в год.

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

Фамилия и имя ребенка

Выделяет отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина),   умеет сравнивать и группировать их по этим признакам.

Имеет обобщенные представления о предметах и явлениях,  устанавливает простейшие связи между ними.

Выделяет признаки предметов (цвет, форму, величину, вес).

Рассказывает о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала

Устанавливает связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

Развито  умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.);

Подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

Развиты первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности.

Итог

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

5- умение сформировано; 4 – частично сформировано; 3 – не сформировано

3.7 Методическое обеспечение

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям
  2. «Программа образования в детском саду школы свободного развития  личности  на  основе  педагогической  технологии  Марии  Монтессори»
  3. «Ребёнок в мире поиска» О. В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина
  4. «Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
  5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
  6.  «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков
  7.  Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова
  8. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников.
  9. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников.
  10. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»)
  11.  Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
  12.  Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
  13. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. 
  14.  Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе
  15.  Москаленко В.В., Н. И. Крылова «Опытно-экспериментальная деятельность»
  16.  Николаева Н.Н. «Юный эколог» 
  17.  Рыжова Н. А. «Маленький исследователь в детском саду»
  18.  Савенкова А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
  19.  Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста
  20.  Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»
  21.  Интернет-ресурсы

 http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/21/kartoteka-igr-eksperimentov-dlya-detey-vtoroy-mladshey-gruppy

            http://photoudom.ru/foto-opyitov-v-detskom-sadu.html

 http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-147815

 http://festival.1september.ru/articles/595232/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.

Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....

Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...

Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"для детей 5-7 лет

.Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. При творческом подходе в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР» для детей 3-4 лет

Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.          Задачи:Формиров...

Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...