Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность
Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.1.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования
познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ
«Обо всём на свете!»
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Никанорова Е.В.
Содержание:
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка…………………………………………1
1.2.Цели и задачи реализации программы………………………...2
1.3Отличительные особенности программы……………………...3
1.4. Методические рекомендации………………………………….3
1.5.Формы и режим занятий………………………………………..3
1.6. Планируемые результаты реализации рабочей программы…4
2.Содержательный отдел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»………….11
2.2.Учебно-тематический план……………………………………12
2.3. Мониторинг результатов реализации программы…………..13
2.4.Региональный компонент……………………………………...14
2.5. Взаимодействие с родителями………………………………..14
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации
программы………………………………………………………….15
3.2.Список литературы…………………………………………….15
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Направленность: создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.
Актуальность: Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
1
1.2.Цель и задачи реализации программы.
Цели программы:
- Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей, через опытно-экспериментальную деятельность
- Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.
- Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы:
- Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, сравнивать, обобщать.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, наблюдательности.
- Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Основные положения программы:
- Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста.
- Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
- Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
- Основные составляющие опытно-экспериментальной деятельности – это выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения,
2
опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
• Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.
1.3.Отличительные особенности программы:
Данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность. Приоритет в обучении отдаётся совместной практической деятельности воспитателя и детей.
1.4.Методические рекомендации:
Первоначальный этап:
• диагностика детей
Основной этап:
• проведение занятий с детьми
Заключительный этап:
• творческий отчёт о проведённой работе
1.5.Формы и режим занятий:
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-6 лет
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Фронтальная работа.
3.Индивидуальная работа.
Основные принципы построения занятий:
• общение педагога с детьми
• индивидуальный и дифференцированный подход
• систематическое проведение занятий
• подбор доступного материала для детей
• соблюдение необходимых условий, обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку
• создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию
• использовать музыкальное сопровождение для эмоционального
раскрепощения детей
• стимуляция речевой и познавательной активности детей, создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка
• доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве
3
1.6.Методы и приемы работы:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.)
- Используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
- Использование инновационных технологий (мультимедийные презентации).
Специальные игровые приёмы:
- повтор инструкций,
- хоровое проговаривание,
- выполнение действий по указанию детей
- дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям,
- «намеренная ошибка»,
- проговаривание хода предстоящих действий,
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку,
- фиксирование детьми результатов наблюдений в блокнотах в виде схематичных рисунков для последующего повторения и закрепления,
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя - куклы.
1.7. Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.
По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.
Показателями результативности реализации программы кружка является:
4
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
• рост уровня любознательности, наблюдательности;
• активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
• возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.). Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
Экспериментирование выступает как метод обучения, поддержки
5
познавательно-исследовательской деятельности. В интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» программа имеет следующие задачи образовательной деятельности:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развивать у детей представления о химических свойствах веществ;
- развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях;
- развивать элементарные математические представления
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности:
- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формировать способы познания путём сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и своих действий;
5.Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
6. Формировать культуру поведения; воспитывать чувство сопереживания, любви к объектам природы; закреплять усвоение экологических правил.
Формы работы:
Наблюдения за природными объектами и явлениями окружающего мира, беседы, рассматривание иллюстраций, схем опытов, дидактические игры и упражнения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, проведение опытов, практикумов, фиксация результатов опыта, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, викторины.
2.2.Учебно-тематический план
№ | Название темы | Возрастная группа |
Старшая | ||
1 | «Живое и неживое» | 1 |
2 | «Семена, плоды» | 2 |
3 | «Вода и её свойства» | 3 |
4 | «Снег и его свойства» | 3 |
5 | «Воздух» | 2 |
6 | «Песок» | 1 |
7 | «Глина» | 1 |
8 | «Камни» | 2 |
6
9 | «Бумага, картон» | 2 |
10 | «Ткани» | 1 |
11 | «Дерево» | 2 |
12 | «Металл» | 2 |
13 | «Стекло» | 2 |
14 | «Пластмасса» | 2 |
15 | «Резина» | 2 |
16 | «Измерительные приборы» | 1 |
17 | «Природные явления» | 1 |
18 | «Растения и среда» | 2 |
19 | «Мы – фокусники» | 2 |
Всего занятий в год | 34 |
7
Тема | Познавательное занятие | Задачи | Опыты и эксперименты |
Сентябрь | |||
«Живое и неживое» | «Мир вокруг нас» | Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы. Развивать понятия об изменении объектов природы, веществ. Развивать познавательную активность и интересы детей. | Опыт «Как солнце помогает растениям»: два комнатных растения помещают на теневой и солнечной сторонах группы. |
«Семена и плоды» | «Рассматривание фруктов, плодов и ягод» | Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять названия по характерным признакам (косточка, орех, луковица, семечка, плод и т.д) | Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном месте. |
«Семена и плоды» | «Что вырастит из семян?» | Формировать представление о разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам. Вызвать интерес к исследовательской деятельности. | Проращивание семян овощных культур. Опыт «Дышат ли прорастающие семена?» Опыт «Вершки – корешки» |
«Песок» | «Песок и его свойства» | Учить выделять свойства песка (сыпучий, мокрый). Активизирование речи детей, развитие конструктивных умений. | Опыт «Следы на песке» «Песчаный конус» Пересыпание песка, мокрый песок и сухой; изготовление поделок из песка. |
Октябрь | |||
«Глина» 1-я неделя | «Для чего нужна глина» | Познакомить детей со свойствами глины, её применением. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая. | Выявление свойств глины (размокает, мнётся, сухая-бьётся). |
«Вода и её свойства» 2-я неделя | «Свойства воды-жидкая, прозрачная» | Расширить представление о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льётся, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. | Окрашивание воды красками. Замораживание воды. |
«Вода и её свойства» 3-я неделя | «Что растворяется в воде?» | Формировать представление о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ. | Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука). Опыт «Что растворяется в воде?» |
«Вода и её свойства» 4-я неделя | «Приключения капельки» | Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, свойствах и признаках льда: холодный, гладкий, блестит; в тепле тает, превращается в воду. | Замораживание льдинок. Изготовление цветных льдинок. Исследование таяния льда и снега: что быстрее тает в тепле. Опыт «Снег и лёд-вода» |
Ноябрь | |||
«Воздух» 1-я неделя | «Воздух невидимка» | Расширить представление детей о свойствах воздуха. Показать детям, что воздух есть не только в помещении, но и во всех предмета и материалах. | Опыт «Как обнаружить воздух?» Выявить его свойство-невидимость. Изготовление бумажных вееров. |
«Воздух» 2-я неделя | «Воздух упругий. Может ли воздух быть сильным?» | Познакомить детей с тем, что можно надувать различные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. | Опыт «Мыльные пузыри. Плавучесть предметов в мыльной пене». |
«Камни» 3-я неделя | «Откуда берутся камни» | Познакомить детей с существованием особых ландшафтов-гор, состоящих из камней. Сформировать представление о свойствах камней. | Выявление свойств камней. Опыт «Меняют ли камни цвет?» «Прочный камешек» |
«Камни» 4-я неделя | «Какими бывают камни?» | Сформировать представления о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. | Обследование камней: размер, вес, цвет. Опыт «Тонет-не тонет» «Рисующие камни» |
Декабрь | |||
«Снег и его свойства» 1-я неделя | «Снег и вода» | Формировать представление о свойствах воды, переходе из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах снега (холодный, рыхлый, в тепле тает, превращаясь в воду). | Как изменяется объём воды и снега. Опыт «Снег и лёд – вода» |
«Снег и его свойства» 2-я неделя | «Как зимуют растения» | Научить решать познавательные задачи и делать выводы. | Опыт «Одеяло для Земли». Показать, что снег сохраняет тепло, так же как одеяло. |
«Снег и его свойства» 3-я неделя | «Свойства снега» | Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, превращением снега в воду и лёд. Учить устанавливать зависимость свойств снега и льда от погодных изменений. | Как из снега сделать лёд. Опыт «Замёрзшая вода» «Тающий лёд» |
«Бумага и картон» 4-я неделя | «Как изготавливают бумагу» | Формировать представление о том, как изготавливают бумагу. | Опыт «Какие секреты у бумаги?» |
Январь | |||
«Бумага и картон» 3-я неделя | «Свойства бумаги и картона» | Познакомить детей с бумагой: свойствами, назначением, применением. Продолжать знакомство с разными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная). | Выявление свойств бумаги и картона: цветная, гофрированная. Окрашивание бумаги разными способами. Опыт «Какие секреты у бумаги?» |
«Ткани» 4-я неделя | «Из чего шьют одежду» | Закреплять знания детей о свойствах ткани, о применении изделий из неё. Знакомить с разными видами ткани-натуральные, искусственные. Побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | Выявление свойств искусственных и натуральных тканей, водоотталкивающих и ворсовых тканей. |
Февраль | |||
«Дерево» 1-я неделя | «Жизнь растений» | Знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес-это богатство, его необходимо беречь. | Жизнь деревьев в разное время года. Деревья хвойных пород и лиственных. Выявление свойств дерева. |
«Дерево» 2-я неделя | «Что изготавливают из дерева?» | Познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением. | Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость. |
«Метал» 3-я неделя | «Что делают из металла» | Знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твёрдость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твёрдые, чем из других металлов. | Выявление свойств металла-прочность, упругость, твёрдость, долговечность. «Плавает ли канцелярская скрепка?» |
«Метал» 4-я неделя | «Металл и железо» | Формировать умение сравнивать свойства металлов. | Исследование взаимодействия железа и магнита. |
Март | |||
«Стекло» 1-я неделя | «Свойства дерева и стекла» | Познакомить детей со стеклом, его свойствами. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях. | Выявление свойств стекла-прозрачность. |
«Стекло» 2-я неделя | «Родственники стекла» | Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства. | Рассматривание стеклянных изделий. |
«Пластмасса» 3-я неделя | «Свойства пластмассы» | Продолжать знакомить детей с пластмассой, её свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы. | Выявление свойств пластмассы-лёгкость, прочность, безопасность. |
«Пластмасса» 4 я неделя | «Свойства металла и пластмассы» | Закрепить знания детьми свойств пластмассы и металла. Упражнять в назывании противоположных свойств, присущих металлу. | Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. |
Апрель | |||
«Резина» 1-я неделя | «Свойства резины» | Дать детям представление о резине. | Выявление свойств резины-непромокаемость, эластичность. |
«Резина» 2-я неделя | «Что делают из резины?» | Учить отличать резиновые изделия от пластмассовых. | Рассматривание изделий из резины.» |
«Измерительные приборы» 3-я неделя | «Условные мерки» | Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой. | Взвешивание предметов по объёму (вата и изделия из металла). |
«Природные явления» 4 –я неделя | «Природные явления круглый год» (зима-иней, гололедица, снегопад, морозные узоры на окнах; весна-капель, гроза; лето-радуга, роса, ливень, облака и тучи; осень-туман, листопад). | Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождём, росой, туманом, инеем, радугой Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно-следственные связи. | Опыт «Что такое радуга» (смешивание цветов). Опыт «Делаем облако» Опыт «Айсберг» |
Май | |||
«Растения и среда» 1-я неделя | «Зависимость роста растения от воды, света, тепла» | Сформировать представления детей о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Опыт «С водой и без воды» Опыт «На свету и в темноте» |
«Растения и среда» 2-я неделя | «Зависимость роста растения от состава почвы» | Сформировать представления о необходимости почвы для жизни растений, влияния качества почвы на рост и развитие растений, видах почвы. | Опыт «Где лучше расти». |
«Мы – фокусники!» 3-я неделя | «Мы – фокусники!» | Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования. Развивать внимание. | Ознакомление с различными свойствами веществ. Опыт «Сортировка» Опыт «Куда делись чернила?» |
«Мы – фокусники!» 4-я неделя | «Мы – фокусники!» | Ознакомление с различными свойствами веществ Опыт «Цветы лотоса» Опыт «Пизанская башня». |
2.3.Мониторинг результатов реализации программы
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников.
2.4. Региональный компонент
Одной из целей данной программы является ознакомление с миром природы. Программа включает в себя поисково-исследовательскую деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний о растительном и животном мире. Программа имеет такие задачи образовательной деятельности, как воспитание чувства сопереживания, любви к объектам природы; закрепление усвоения экологических правил, любви к своей Отчизне и малой родине.
2.5. Взаимодействие с родителями
1.Тематические консультации родителей: «Развитие ребенка в процессе экспериментальной деятельности», «Значение экспериментальной деятельности детей»
2. Анкетирование родителей: «Знаете ли вы о значении экспериментально-исследовательской деятельности детей?»
3. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
4. Наглядная информация о работе кружка (стенд с фотографиями)
5.Тематические консультации, памятки для родителей «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».
6.Совместные с детьми домашние задания, по поиску информации и иллюстративного материала;
7. Обмен опытом.
8. Совместное с родителями занятие «Мы - маленькие исследователи».
14
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Задачи по развитию познавательно-экспериментальной деятельности реализуются через предметно-развивающую среду: в группе имеется уголок экспериментирования, оснащенный необходимым оборудованием и материалами для экспериментирования с детьми, проведения опытов, наблюдений за растениями. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности представляет собой: объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; различные материалы для сенсорного развития; образно-символическое оборудование (специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий); игрушки.
3.2. Список используемой литературы:
1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования.-- СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
2. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. –М. «Центр педагогического образования», 2015.
3. Нищева Н .В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
4. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002
5. Нищева Н.В. – Организация опытно-эксперементальной работы в ДОУ.
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
6.Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.-- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013
7.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
9.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
10.Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
11.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...
Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"
Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....
Рабочая программа воспитателя для группы общеразвивающей направленности детей старшего возраста (5-6 лет)
В рабочей программе представлена организация образовательной деятельности в течение дня, а так же перспективный план непрерывной образовательной деятельности с детьми...
Презентация программы дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста "Вдохновение"
Актуальность театрализованной деятельности определяется мнооми показателями...
Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС
Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...