Рабочая программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.1.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

 познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ

 

«Обо всём на свете!»  

     

     Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Никанорова Е.В.

Содержание:

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка…………………………………………1

1.2.Цели и задачи реализации программы………………………...2

1.3Отличительные особенности программы……………………...3

1.4. Методические рекомендации………………………………….3

1.5.Формы и режим занятий………………………………………..3

1.6. Планируемые результаты реализации рабочей программы…4

2.Содержательный отдел

2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»………….11

2.2.Учебно-тематический план……………………………………12

2.3. Мониторинг результатов реализации программы…………..13

2.4.Региональный компонент……………………………………...14

2.5. Взаимодействие с родителями………………………………..14

3.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации

программы………………………………………………………….15

3.2.Список литературы…………………………………………….15

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

 Задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

       С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира

 На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Направленность: создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и творчеству.

Актуальность: Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

1

 1.2.Цель и задачи реализации программы. 

Цели программы:

  • Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей, через опытно-экспериментальную деятельность
  • Расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.
  • Создание условий для формирования интеллектуальной активности.

Задачи программы:

  • Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, сравнивать, обобщать.
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков, наблюдательности.
  • Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  • Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Основные положения программы:

  • Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска у детей старшего дошкольного возраста.
  • Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
  • Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  • Основные составляющие опытно-экспериментальной деятельности – это выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения,

2

    опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

•        Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

1.3.Отличительные особенности программы:

Данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность. Приоритет в обучении отдаётся совместной практической деятельности воспитателя и детей.

1.4.Методические рекомендации:

Первоначальный этап:

•        диагностика детей

Основной этап:

•        проведение занятий с детьми

Заключительный этап:

•        творческий отчёт о проведённой работе

1.5.Формы и режим занятий:

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-6 лет

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

Основные принципы построения занятий:

•        общение педагога с детьми

•        индивидуальный и дифференцированный подход

•        систематическое проведение занятий

•        подбор доступного материала для детей

•        соблюдение необходимых условий, обеспечивающих благоприятную         психоэмоциональную обстановку

•        создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию

•        использовать музыкальное сопровождение для эмоционального

раскрепощения детей

•        стимуляция речевой и познавательной активности детей, создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка

•        доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве  

3

1.6.Методы и приемы работы:

  • Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
  • Словесные (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов). 
  • Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.)
  • Используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
  • Использование инновационных технологий (мультимедийные презентации).

Специальные игровые приёмы:

  • повтор инструкций,
  • хоровое проговаривание,
  • выполнение действий по указанию детей
  • дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям,
  • «намеренная ошибка»,
  • проговаривание хода предстоящих действий,
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку,
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в блокнотах в виде схематичных рисунков для последующего повторения и закрепления,
  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя - куклы.

1.7. Планируемые результаты реализации программы

  В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

       Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года.

По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Показателями результативности реализации программы кружка является:

                                                              4

•        формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

•        формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

•        формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

•        возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

•         рост уровня любознательности, наблюдательности;

•        активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

•        возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

2. Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми      образовательной области «Познавательное развитие»

   Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие формирует первичные представления ребёнка о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и др.).  Познавательное развитие развивает интерес детей к малой родине и Отечеству, даёт представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.

      Основные цели и задачи:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

Экспериментирование выступает как метод обучения, поддержки

5

познавательно-исследовательской деятельности. В интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» программа имеет следующие задачи образовательной деятельности:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развивать у детей представления о химических свойствах веществ;

- развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях;

- развивать элементарные математические представления

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать у детей умственные способности:

- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формировать способы познания путём сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и своих действий;

5.Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

6. Формировать культуру поведения; воспитывать чувство сопереживания, любви к объектам природы; закреплять усвоение экологических правил.

Формы работы:

        Наблюдения за природными объектами и явлениями окружающего мира, беседы, рассматривание иллюстраций, схем опытов, дидактические игры и упражнения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, проведение опытов, практикумов, фиксация результатов опыта, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, викторины.

2.2.Учебно-тематический план

Название темы

Возрастная группа

Старшая

1

«Живое и неживое»

1

2

«Семена, плоды»

2

3

«Вода и её свойства»

3

4

«Снег и его свойства»

3

5

«Воздух»

2

6

«Песок»

1

7

«Глина»

1

8

«Камни»

2

                                                             6

9

«Бумага, картон»

2

10

«Ткани»

1

11

«Дерево»

2

12

«Металл»

2

13

«Стекло»

2

14

«Пластмасса»

2

15

«Резина»

2

16

«Измерительные приборы»

1

17

«Природные явления»

1

18

«Растения и среда»

2

19

«Мы – фокусники»

2

Всего занятий в год

34

7

Тема

Познавательное занятие

Задачи

Опыты и эксперименты

Сентябрь

«Живое и неживое»

«Мир вокруг нас»

Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы. Развивать понятия об изменении объектов природы, веществ. Развивать познавательную активность и интересы детей.

Опыт «Как солнце помогает растениям»: два комнатных растения помещают на теневой и солнечной сторонах группы.

«Семена и плоды»

«Рассматривание фруктов, плодов и ягод»

Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять названия по характерным признакам (косточка, орех, луковица, семечка, плод и т.д)

Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном месте.

«Семена и плоды»

«Что вырастит из семян?»

Формировать представление о разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

Проращивание семян овощных культур.

Опыт «Дышат ли прорастающие семена?»

Опыт «Вершки – корешки»

«Песок»

«Песок и его свойства»

Учить выделять свойства песка (сыпучий, мокрый). Активизирование речи детей, развитие конструктивных умений.

Опыт «Следы на песке»

«Песчаный конус»

Пересыпание песка, мокрый песок и сухой; изготовление поделок из песка.

Октябрь

«Глина»

1-я неделя

«Для чего нужна глина»

Познакомить детей со свойствами глины, её применением. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая.

Выявление свойств глины (размокает, мнётся, сухая-бьётся).

«Вода и её свойства»

2-я неделя

«Свойства воды-жидкая, прозрачная»

Расширить представление о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льётся, без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека.

Окрашивание воды красками. Замораживание воды.

«Вода и её свойства»

3-я неделя

«Что растворяется в воде?»

Формировать представление о растворимости и нерастворимости в воде различных веществ.

Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука).

Опыт «Что растворяется в воде?»

«Вода и её свойства»

4-я неделя

«Приключения капельки»

Сформировать у детей представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, свойствах и признаках льда: холодный, гладкий, блестит; в тепле тает, превращается в воду.

Замораживание льдинок. Изготовление цветных льдинок. Исследование таяния льда и снега: что быстрее тает в тепле.

Опыт «Снег и лёд-вода»

Ноябрь

«Воздух»

1-я неделя

«Воздух невидимка»

Расширить представление детей о свойствах воздуха. Показать детям, что воздух есть не только в помещении, но и во всех предмета и материалах.

Опыт «Как обнаружить воздух?»

Выявить его свойство-невидимость.

Изготовление бумажных вееров.

«Воздух»

2-я неделя

«Воздух упругий. Может ли воздух быть сильным?»

Познакомить детей с тем, что можно надувать различные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Опыт «Мыльные пузыри. Плавучесть предметов в мыльной пене».

«Камни»

3-я неделя

«Откуда берутся камни»

Познакомить детей с существованием особых ландшафтов-гор, состоящих из камней.

Сформировать представление о свойствах камней.

Выявление свойств камней.

Опыт «Меняют ли камни цвет?»

«Прочный камешек»

«Камни»

4-я неделя

«Какими бывают камни?»

Сформировать представления о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Обследование камней: размер, вес, цвет.

Опыт «Тонет-не тонет»

«Рисующие камни»

Декабрь

«Снег и его свойства»

1-я неделя

«Снег и вода»

Формировать представление о свойствах воды, переходе из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах снега (холодный, рыхлый, в тепле тает, превращаясь в воду).

Как изменяется объём воды и снега.

Опыт «Снег и лёд – вода»

«Снег и его свойства»

2-я неделя

«Как зимуют растения»

Научить решать познавательные задачи и делать выводы.

Опыт «Одеяло для Земли». Показать, что снег сохраняет тепло, так же как одеяло.

«Снег и его свойства»

3-я неделя

«Свойства снега»

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, превращением снега в воду и лёд. Учить устанавливать зависимость свойств снега и льда от погодных изменений.

Как из снега сделать лёд.

Опыт «Замёрзшая вода»

«Тающий лёд»

«Бумага и

картон»

4-я неделя

«Как изготавливают бумагу»

Формировать представление о том, как изготавливают бумагу.

Опыт «Какие секреты у бумаги?»

Январь

«Бумага и картон»

3-я неделя

«Свойства бумаги и картона»

Познакомить детей с бумагой: свойствами, назначением, применением. Продолжать знакомство с разными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная).

Выявление свойств бумаги и картона: цветная, гофрированная. Окрашивание бумаги разными способами.

Опыт «Какие секреты у бумаги?»

«Ткани»

4-я неделя

«Из чего шьют одежду»

Закреплять знания детей о свойствах ткани, о применении изделий из неё. Знакомить с разными видами ткани-натуральные, искусственные. Побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Выявление свойств искусственных и натуральных тканей, водоотталкивающих и ворсовых тканей.

Февраль

«Дерево»

1-я неделя

«Жизнь растений»

Знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес-это богатство, его необходимо беречь.

Жизнь деревьев в разное время года. Деревья хвойных пород и лиственных. Выявление свойств дерева.

«Дерево»

2-я неделя

«Что изготавливают из дерева?»

Познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением.

Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость.

«Метал»

3-я неделя

«Что делают из металла»

Знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твёрдость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твёрдые, чем из других металлов.

Выявление свойств металла-прочность, упругость, твёрдость, долговечность.

«Плавает ли канцелярская скрепка?»

«Метал»

4-я неделя

«Металл и железо»

Формировать умение сравнивать свойства металлов.

Исследование взаимодействия железа и магнита.

Март

«Стекло»

1-я неделя

«Свойства дерева и стекла»

Познакомить детей со стеклом, его свойствами. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях.

Выявление свойств стекла-прозрачность.

«Стекло»

2-я неделя

«Родственники стекла»

Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.

Рассматривание стеклянных изделий.

«Пластмасса»

3-я неделя

«Свойства пластмассы»

Продолжать знакомить детей с пластмассой, её свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы.

Выявление свойств пластмассы-лёгкость, прочность, безопасность.

«Пластмасса»

4 я неделя

«Свойства металла и пластмассы»

Закрепить знания детьми свойств пластмассы и металла. Упражнять в назывании противоположных свойств, присущих металлу.

Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Апрель

«Резина»

1-я неделя

«Свойства резины»

Дать детям представление о резине.

Выявление свойств резины-непромокаемость, эластичность.

«Резина»

2-я неделя

«Что делают из резины?»

Учить отличать резиновые изделия от пластмассовых.

Рассматривание изделий из резины.»

«Измерительные

приборы»

3-я неделя

«Условные мерки»

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой.

Взвешивание предметов по объёму (вата и изделия из металла).

«Природные явления»

4 –я неделя

«Природные явления круглый год»

(зима-иней, гололедица, снегопад, морозные узоры на окнах;

весна-капель, гроза;

лето-радуга, роса, ливень, облака и тучи;

осень-туман, листопад).

Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождём, росой, туманом, инеем, радугой

Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Опыт «Что такое радуга» (смешивание цветов).

Опыт «Делаем облако»

Опыт «Айсберг»

Май

«Растения и среда»

1-я неделя

«Зависимость роста растения от воды, света, тепла»

Сформировать представления детей о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Опыт «С водой и без воды»

Опыт «На свету и в темноте»

«Растения и среда»

2-я неделя

«Зависимость роста растения от состава почвы»

Сформировать представления о необходимости почвы для жизни растений, влияния качества почвы на рост и развитие растений, видах почвы.

Опыт «Где лучше расти».

«Мы – фокусники!»

3-я неделя

«Мы – фокусники!»

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования. Развивать внимание.

Ознакомление с различными свойствами веществ.

Опыт «Сортировка»

Опыт «Куда делись чернила?»

«Мы – фокусники!»

4-я неделя

«Мы – фокусники!»

Ознакомление с различными свойствами веществ

Опыт «Цветы лотоса»

Опыт «Пизанская башня».

2.3.Мониторинг результатов реализации программы

        Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников.

2.4. Региональный компонент

       Одной из целей данной программы является ознакомление с миром природы. Программа включает в себя поисково-исследовательскую деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний о растительном и животном мире. Программа имеет такие задачи образовательной деятельности, как воспитание чувства сопереживания, любви к объектам природы; закрепление усвоения экологических правил, любви к своей Отчизне и малой родине.

2.5. Взаимодействие с родителями

1.Тематические консультации родителей: «Развитие ребенка в процессе экспериментальной деятельности», «Значение экспериментальной деятельности детей»

2. Анкетирование родителей: «Знаете ли вы о значении экспериментально-исследовательской деятельности детей?»

3. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

4. Наглядная информация о работе кружка (стенд с фотографиями)

5.Тематические консультации, памятки для родителей «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».

6.Совместные с детьми домашние задания, по поиску информации и иллюстративного материала;

7. Обмен опытом.

8. Совместное с родителями занятие «Мы - маленькие исследователи».

                                                            14

3.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

       Задачи по развитию познавательно-экспериментальной деятельности реализуются через предметно-развивающую среду: в группе имеется уголок экспериментирования, оснащенный необходимым оборудованием и материалами для экспериментирования с детьми, проведения опытов, наблюдений за растениями. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности представляет собой: объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал; различные материалы для сенсорного развития; образно-символическое оборудование (специальные наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий); игрушки.

3.2. Список используемой литературы:

1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования.-- СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

2.  Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. –М. «Центр педагогического образования», 2015.

3. Нищева Н .В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

4. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва 2002

5. Нищева Н.В. – Организация опытно-эксперементальной работы в ДОУ.

    СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

6.Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.-- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013

7.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

9.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010

10.Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011

 11.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Программа дополнительного образования познавательно-речевой направленности "Юный исследователь"

Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей 7 – го года жизни....

Рабочая программа воспитателя для группы общеразвивающей направленности детей старшего возраста (5-6 лет)

В рабочей программе представлена организация образовательной деятельности в течение дня, а так же перспективный план непрерывной образовательной деятельности с детьми...

Презентация программы дополнительного образования познавательно-речевой направленности детей старшего возраста в ДОУ «Обо всём на свете!»

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельностьРасширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности.С...

Рабочая программа дополнительного образования "Развивай - ка" для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Физическое развитие» и включает не только работу по сохранению, укреплению и по охране здоровья де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ социально-педагогической направленности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (5 - 7 лет) «ДОБРЫЙ МИР» в соответствии с ФГОС

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает треб...