Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx99.33 КБ
Файл kruzhok._shalovlivye_palchiki.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь. Занятие 1.

Конспект занятия «Краски осени». (Коллаж из природного материала)

Задачи:

  • закрепить знания детей об основных осенних признаках; приемов работы в технике аппликативной мозаики; умения детей выполнять коллективную аппликацию по заданной теме.
  • способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук;  развивать фантазию, эстетический и художественный вкус.
  • воспитывать любовь и эмоциональное отношение к природе; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.

Предварительная работа: наблюдение за листопадом, погодой, рассматриванием листьев, чтение стихотворений об осени, рассматривание книг и иллюстрации об сени.

Материалы: Картинки и рисунки с изображением осеннего леса, музыкальный центр, записи мелодий, узкие полоски бумаги красного, жёлтого, зеленого и коричневого цвета, шаблоны деревьев, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые и бумажные.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы его внимательно послушайте.

Утром мы во двор идём,                        

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят

В: Ребята, а каком времени года в это стихотворение говорится?

Дети: Осень.

В: А что происходит осенью с природой?

Д: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее.

В: Ребята, а вы хотите, со мной отправится в  осенний  лес?

Дети: Да.

В: Ребята у каждого времени года есть свои приметы.  Вот и у осени есть свои приметы. А знаете ли вы приметы осени ребята?  Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

В: Ребята продолжим наше путешествие по осеннему лесу?

Посмотрите вокруг. Как много в лесу деревьев! Как красиво осенью в лесу!

В:  Ребята сейчас я предлагаю вам, превратится в осенние листочки.

«Осенние листья»

Листья желтеют и падают тихо

Ветер бросает, в кучу бросает,

Кружит листики тихи.

Так заставляет лететь и кружиться

Так он играет и веселится

Листья танцуют свой хоровод

Снова вернуться лишь через год

Дождик появился, хоровод на землю опустился.

В: Вот и все. Наше путешествие закончилось. А  сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

В: Ребята вам понравилось наше путешествие? И в память нашего путешествия мы сделаем с вами картину осеннего леса.

В: У вас на столах, в коробочках лежат настоящие осенние листья. Сейчас вы будете приклеивать их на картон- это и будет ваша собственная картина.

Дети приступают к заданию. Воспитатель следит за выполнением работы, оказывает детям индивидуальную помощь.

В: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?

Сентябрь. Занятие 2.

Конспект занятия «Ветка рябины». Аппликация из мятой бумаги

Задачи:

  • учить детей разрывать бумагу (салфетку) и сминать ее (комком, наклеивать их на лист бумаги);
  • развивать чувство цвета и композиции;
  • закрепить знания цветов (желтый, красный, оранжевый и зеленый);
  • развивать мышление, память;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, картин, на которых изображено дерево рябины и ветки рябины, наблюдения на прогулке за деревьями и их окраской листьев.

Оборудование и материалы: заранее нарисованая ветка рябины, цветная бумага зеленого цвета, салфетки красного цвета, клей-карандаш, салфетки (влажные), клеенка, готовый образец - сделанный заранее, букет из листьев.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите в окошко, как на улице красиво! Солнце ярко светит и пока я к вам сегодня шла, очень много повстречала я красивых деревьев и кустарников с необычной окраской, разными листьями! И вам я сюрприз принесла! (показать большой разноцветный букет из листьев).

Воспитатель читает стихотворение «Осень».

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

В: Ребята давайте вспомним: А какое сейчас время года?

Д: осень.

В: Листья на деревьях меняют окраску. Показываю букет из листьев. А ну-ка подскажите мне какого цвета у меня листики в букете?

Д: желтые, красные, зеленые, оранжевые.

В: Правильно! Ребята, а как называется это дерево? Ветка какого дерева у меня в руках?

Д: Рябины.

В: Рассмотрите ее повнимательней. Листочки у рябины зеленого цвета. Ягодки красного. Сама веточка коричневатово цвета.

И вот какая задача нам предстоит. Мастер аппликаций забыл доделать свою работу. И просит нам ему помочь. Поможем?

Д: Да!

Пальчиковая игра «Осень» 

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

В: Ребята, посмотрите, а чего нам не хватает у нашей веточки?

Д: Рябинок

В: Правильно, красных ягодок рябины. Для этого нам понадобяться салфетки красного цвета. Отрываем кусочек салфетки, делаем комочек и приклеиваем ягодку на веточку.

В: Давайте вместе поможем мастеру!(В процессе работы помогать детям детям).

В: Посмотрите, какие красивые ветки рябины у нас получились! Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравиться! Вы хорошие помощники!

Октябрь. Занятие 1.

Конспект занятия «Кто живет в лесу?» (Аппликация из природного материала)

Задачи:

1. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.

2. Закреплять умения и навыки наклеивания листьев.

3. Развивать творческие способности, воображение, внимание.

4. Воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие.

5. Расширить знания о животных леса.

6. Закреплять представления о внешнем виде ежа: форме, цвете, названиях частей тела.

Материал и оборудование: игрушка ёжик, кисти, клей ПВА, сухие листья березы, липы, клена, рябины, заготовка рисунка еж (основа для аппликации), салфетки.

Предварительная работа: загадывание загадок; рассматривание иллюстрации ежей и совместное обсуждения; чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик» с авторскими иллюстрациями, чтение рассказа В. Росина «Зачем ёжику колючки»; чтение стихов про ежей.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, на этой мы с вами говорили о животных, которые живут в лесу. А каком животном идет речь вы узнаете, отгадав загадку. Мы узнаем кого в своих работах, мы сегодня сделаем.

Это что же за комочек

Ковыляет между кочек?

На себе несёт комочек

Два листочка и грибочек. Автор С. Олексяк

Дети: Ежик.

Воспитатель: Правильно, ежик.

Воспитатель показывает детям игрушку ежика и просит рассказать, как выглядит ежик.

Дети описывают ежа.

Воспитатель: - Для чего ежику нужны колючки?

Дети: Чтобы его не съели хищные животные - волк и лиса.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Ежик, ежик, бедный еж,

Отчего ты слезы льешь?

- Серый волк напал, разбойник!

- Больно, ежик?

- Нет, не больно,

Что мне волк? Свернусь в клубок –

Вот тебе колючки, волк!

- Что ж ты плачешь, еж под елкой?

- Как не плакать? Жалко волка.

Воспитатель: Правильно, иголки служат ежу для защиты. А еще для чего?

Дети: Он носит на них грибы и яблоки.

Воспитатель: Яблоки ежик на спинке не носит, а вот с помощью иголок он свою норку на зиму обустраивает. Как он это делает, послушайте.

Как зимует ёжик.

Собирает осень тучки,

Гонит ветром листья в кучки.

Затяжные льют дожди,

Холод, голод впереди.

Рыщет по лесу зверьё,

Ищет на зиму жильё.

Ёжик тоже озабочен,

Но искать жильё не хочет.

Он строитель мировой —

Сам построит домик свой!

Вырыв ямку под сосной,

И, шурша по дну листвой,

Ёж кладёт за слоем слой:

То листву, то мох лесной.

Мастерит из веток крышу,

Вход закроет плотно в нишу.

Снегом домик занесёт,

Враг жилище не найдёт. Автор Валентина Кау-Тен-Чжи

Физкультминутка «Ёжик».

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (Ходьба по кругу друг за другом.)

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: Посмотрите какой ежик у меня получился! Давайте сделаем ему друзей-ежиков.

Воспитатель объясняет последовательность работы.

На силуэт тела ёжика наносим клей ПВА, затем на каждый сухой лист. Приклеиваем листья нужно начинать на внешний контур тела. Следующий ряд листьев выкладывать с небольшим нахлёстом на предыдущий ряд. Таким образом продолжаем приклеивать листья, пока весь ёжик не станет одет в листву. Глазки и носит сделаем из пластилина.

Воспитатель: Покажите своих ежиков. Вот сколько друзей нашел ежик! Спасибо за работу!

Октябрь. Занятие 2.

Конспект занятия «Зоопарк». (Работа с бросовым материалом)

Задачи:

  • научить отвечать на вопросы;
  • развить навыки правильного грамматического строя речи;
  • расширить и уточнить знания о животных жарких стран;
  • научить детей в аппликации отражать представления о животных жарких стран;
  • уточнить представления о внешнем виде льва (особенности строения)
  • вызвать интерес у детей в изготовлении аппликации льва, при помощи толстых ниток, клея и ножниц.
  • воспитать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию аппликацией.

Материалы и оборудование: фотографии львов в саванне, в зоопарке, трафареты львов, бумага оранжевого и желтого цвета, клей, кисточки, салфетки, ножницы, карандаши, кусочки толстых ниток желтого и оранжевого цвета, листы картона.

Предварительная работа: беседа по иллюстрации «В саванне»; «В зоопарке»,  рассматривание изображений животных жарких стран на иллюстрациях, фотографиях, открытках.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы с вами совершим путешествие.

Есть такое заведение,

Словно в сказку ты попал.

И зимой и жарким летом

Там всегда полно зверей.

Всюду в клетках и в вольерах

Полным ходом жизнь идет

Познакомишься со всеми,

Коли в гости к нам придешь.

Дети: Зоопарк.

В: Что же такое зоопарк?

Д:музей живой природы, созданный человеком.

В: И где находятся животные в зоопарке?

Д: в клетках и вольерах.

А что такое вольер?

Д:участок, огороженная площадка, открытая или с навесом.

В:.В зоопарке живет много разных животных.  Мы сегодня поговорим о тех, кто любит жару.  Где же у нас самые жаркие места на планете?  (смотрим на глобус). На экваторе и рядом с ним, Африка, Австралия, юг Азии и южная Америка.

В: Ребята, я вижу этих животных  в нашем зоопарке. (на доске предметные картинки с изображением животных жарких стран, спрятанных за клетками).

В: Отгадайте, что за животное!(Рассматриваем стенд с иллюстрациями животных жарких стран)

Весёлая, длиннохвостая, ловкая, вертлявая, любящая бананы (обезьяна)

Чешуйчатый, острозубый,  опасный, зелёный (крокодил).

Полосатый, хищный, рыжий(тигр)

Неуклюжий, большой, проводящей большую часть жизни в воде (бегемот)

Гривастый, царственный (Лев)

Длинношеий, пятнистый, высокий(Жираф)

Полосатая, быстрая, с копытами (Зебра)

Большеухий, серый, тяжёлый (слон)

Толстокожий, воинственный, с одним рогом (Носорог).

В: Ребята, а каких животных жарких стран, вы ещё знаете?  

Д:верблюд, кенгуру, панда, коала, утконос.

Д: Верно. Ребята животных жарких стран можно разделить на две группы хищные и травоядные. К хищникам относятся тигры, львы, крокодилы, леопарды –это животные, которые охотятся и едят пойманного зверя. А травоядные едят траву, ветки, листья. К ним относятся: зебры, слоны, носороги, бегемоты, кенгуру.

В: Послушайте стихотворение. (На доске иллюстрация – семьи львов в саванне).

В саванне знойной и опасной,

Где даже не растет репей,

Есть хищник дикий и прекрасный,

Зовется просто «Царь зверей».

Он очень ловок и силен,

Он любит противостояния,

И грозный рев его слышен.

На километры расстояния.

Шикарной гривой знаменит,

Бывает, страшен его гнев,

В саванне знают -гром гремит,

То значит,рассердился лев!

В: Лев-это хищник из семейства кошачьих. Львы весят 150-200кг, самки намного меньше. Живут не в одиночку. Их сила в единстве. У львов очень мощныелапы, сильные челюсти, клыки достигают 8см. поэтому эти хищники способны убивать достаточно крупных животных. Окраска льва желто-серая с различными оттенками, грива часто того же цвета, что и шкура, но бывает тёмная, даже чёрная.

В:На кого охотится лев?

Д:На антилоп Гну, бегемотов, носорогов.

В:Самец отличается от самки не только размерами, но и гривой.

В:А зачем льву грива? Льву грива, как царю корона, которая позолочена! И если гривы нет у льва, он не глава, он не глава! Грива визуально увеличивает льва в размерах, а также помогает запугивать других самцов и привлекать самок.

В: Вы видели льва?

Д:Льва можно увидеть в зоопарке, цирке.

Физкультминутка

Моты-моты-моты —появились бегемоты (показывают, как широко шагают бегемоты, как широко они открывают рты)

Афы-афы-афы -жуют листики жирафы (дети тянутся вверх, изображая жирафов)

Ны-ны-ны -водой брызгают слоны (надув щеки, как бы набирая воду, затем брызгают)

Яны-яны-яны-по веткам скачут обезьяны (Дети изображают скачущих обезьян).

В: Ребята, а теперь я предлагаю вам с помощью  аппликации сделать царя зверей - льва. Подумайте, как вы расположите льва на листе картона. Положите туда свою ладошку. Берем трафарет, обводим его на листе бумаги и вырезаем. Вспоминаем, как мы размещаем трафарет?

Д:контур льва располагается по центру листа, чтобы все уголки попали на лист)

В: Правильно держим ножницы.  С помощью клея приклеиваем контур льва на лист. Дорисовываем ему глаза, нос, мордочку, лапы.

В: Итак, приступаем. Намазываем клеем гриву и кончик хвоста. Выбираем для себя цвет ниток, нарезанных мелкими кусочками.  Посыпаем ими намазанные клеем области, немного ждём и оставшиеся нитки стряхиваем.

(В случае затруднения, воспитатель подсказывает некоторым детям по ходу занятия.)

В: Молодцы !Очень хорошие работы у вас получились.  Расскажите, как у вас получились такие чудные аппликации. (Дети рассказывают, делятся впечатлениями).

В:Ребята, вы хорошо занимались и трудились, а теперь давайте приведем в порядок наши рабочие места.

Ноябрь. Занятие 1.

Конспект занятия «Осенний лес» Обрывная аппликация

Задачи:

  • Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.
  • Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук.
  • Воспитывать интерес к познанию природы.

Материалы и оборудование: шаблоны деревьев, цветная бумага, клей ПВА, кисточки для клея.

Ход занятия:

Воспитатель: Какое время года у нас за окном?

-А как мы об этом узнали? 

-Правильно, стало холодно, отцветают последние цветочки, смолкли птицы. А ещё о приходе осени мы узнаём, увидев, как меняется цвет листьев на деревьях и начинается листопад.

- А какого цвета листочки мы видели на деревьях?

-Конечно, они зелёные, красные, жёлтые, оранжевые.

Физкультурная минутка с дыхательной гимнастикой.

Воспитатель: Подул осенний ветерок на листья…

(Дети держат перед собой листья деревьев, вырезанные из бумаги, на ниточках. Делают вдох носом и медленно и плавно дуют на них, не раздувая щёк и не поднимая плеч).

Воспитатель: …и полетели осенние листочки.

Мы осенние листочки,

Мы летаем,

Мы кружимся

И на землю, на цветы

Плавно мы ложимся.

В: Теперь такими же красочными листьями украсим наши подготовленные вырезанные деревья. Возьмите бумагу желтого, зеленого или красного цвета (Как осенние листья!) и порвите ее на мелкие кусочки, затем намажем крону дерева клеем, и наклеем на нее наши кусочки бумаги. Вот так! 

В: Давайте вместе рассмотрим какие получились у нас осенние деревья! Параллельно воспитатель читает стихотворение:

Осенью кленовые листья – ладошки

Красные, бордовые,

Зелёных есть немножко.

Оранжевые, жёлтые и листья разноцветные.

Яркие, нарядные, красивые, заметные.

В: Молодцы, ребята.  Все потрудились и такие красивые деревья у нас получились! Наше занятие окончено. Приведите в порядок свои рабочие места.

Ноябрь. Занятие 2.

Конспект занятия «Любимая игрушка» (Работа с бросовым материалом)

Задачи:

  • знакомить детей с новой техникой рисования - рисование на манной крупе;
  • сравнивать игрушки по размеру и материалу, из которого они сделаны; развивать память, воображение, интонационную выразительность;
  • воспитывать бережность и любовь к игрушкам.

Необходимый  материал: картинки с изображением игрушек как одинакового, так и разного размера. Рисунок, выполненный педагогом, листы бумаги, карандаши, манная крупа, клей ПВА, трафареты игрушек.

Предварительная работа: рассматривание игрушек, игры с ними, чтение стихов А. Барто «Игрушки», отгадывание загадок про игрушки, прослушивание песенок про игрушки .

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много игрушек в нашей  группе. А дома у вас много игрушек? Какие? 

Дети: называют игрушки.

Воспитатель: Выберите, пожалуйста, одну из всех - самую любимую вашу игрушку и положите мне на стол.

Дети: выбирают свои любимые игрушки.

Воспитатель: Это ваши любимые игрушки в детском саду. А теперь послушайте стихотворения про игрушки:

Мишка

Уронили мишку на пол

                                                               Оторвали мишке лапу

   Все равно его не брошу

     Потому что он хороший.

Самолет

Самолет построим сами,

Пронесемся над лесами.

Пронесемся над лесами,

  А потом вернемся к маме.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

       Причешу ей шерстку гладко,

      Гребешком приглажу хвостик

                                                             И верхом поеду в гости.

Воспитатель: ребята, а в какие игрушки вы больше всего любите играть дома.

Дети: называют игрушки.

Воспитатель: А теперь, назовите, пожалуйста, игрушки, с которыми мы с вами ходим на прогулку.( Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждый ребенок получает по 4 карточки с изображением игрушек ( по одной на карточке), которые должен расположить на столе, используя слова справа, слева, под, над. (дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, в нашей группе есть разные игрушки: большие и маленькие. Назовите большие игрушки (ответы детей). А теперь маленькие (ответы детей). Перечислите те игрушки, которых у нас много (куклы, машины, кубики, мячи…).

Воспитатель:  посмотрите на картинки с изображением игрушек, у которых недостает каких-то частей (у самолета крыла, у машины колеса и т.д.)

Дети: называют недостающие части у игрушек.

Воспитатель: А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла Мальвина. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее голубого цвета, платье красного цвета. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду.

Воспитатель: А теперь вы мне расскажите про свои любимые игрушки, как вы с ними играете.

Дети: рассказывают о своих игрушках.

Воспитатель: а сейчас я вам загадаю загадки:

Что это значит? Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать,

                                                    День, и два, и даже – пять!    (Кукла)

Ростом разные подружки,

   Но похожи друг на дружку.

     Все они сидят друг в дружке,

                      А всего – одна игрушка.    (Матрешка)

                                                              На боку она лежит,

Не кружится, не жужжит,

Но Андрюшка подойдет,

Чудо с ней произойдет:

  На своей короткой ножке

     Завертится, запоет.   (Юла)

Воспитатель: А теперь, я предлагаю нарисовать любимую игрушку.  Но рисовать мы с вами будем непростым способом, новым для нас – манной крупой.

Воспитатель: У вас на столах лежат трафареты игрушек. Выберите один, обведите его. Потом намажьте клеем с помощью кисточки. Пока клей не высох, насыпьте по всему рисунку манку. Затем следует подождать, пока высохнет клей. И только потом рисуем красками.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Давайте подведем итог: посмотрите, какие красивые получились игрушки на ваших рисунках. Молодцы! Сделаем выставку рисунков у нас в раздевалке!

Декабрь. Занятие 1.

Конспект занятия «Ёлочные украшения». (Рисование манной крупой)

Задачи:

  • познакомить детей с разными видами елочных украшений;
  • учить передавать в рисунке свое настроение цветом;
  • развивать творческие способности детей;
  • формирование у детей чувства прекрасного, воображение, фантазию;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитание аккуратность, трудолюбие.

Материалы и оборудования: елочные игрушки, рисунки елки с игрушками, готовый рисунок елочной игрушки, манная крупа, клей ПВА, краски.

Ход занятия:

Воспитатель: Скоро наступит новый год, и мы будем  с вами  наряжать елку.

Давайте с вами отгадаем загадку:

Посмотри в дверную щёлку -

Ты увидишь нашу ёлку.

Наша ёлка высока,

Достаёт до потолка.

От подставки до макушки

На ветвях висят …

Дети: Игрушки.

В: Да, правильно, это новогодние игрушки. У нас в коробочке прячутся несколько игрушек, давайте с вами их рассмотрим. Все игрушки имеют разную форму, но чаще всего игрушки имеют форму шара. А сейчас послушайте немного историю елочной игрушки.

Как и где впервые появились елочные игрушки — неизвестно. Известно только, что сначала они были очень-очень простые, но постепенно становились более сложными и интересными. Раньше елка наряжалась «съедобными украшениями» - яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, другими фруктами и сладостями. И только потом появляются первые «несъедобные» елочные украшения.

На Руси первые ёлочные игрушки делали не из стекла, а из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Вот такая маленькая история.

В: А теперь посмотрите и скажите, что вы видите на своих столах?

Дети: краски, кисти, клей.

В: А как вы думаете, что же мы сейчас будем с вами делать?

Дети: Рисовать.

В: Мы будем не просто рисовать! Посмотрите, что еще есть на столе? Манная крупа.

В: У вас на столах лежит лист бумаги уже с рисунком игрушки в форме шара. Сейчас вам нужно взять клей и нанести его на игрушку. Потом аккуратно посыпать манной крупой и подождать, когда она высохнет. Пока крупа сохнет, подумайте какой рисунок будет у вашей игрушки.

Этот рисунок может служить подарком для ваших родителей.

Дети приступают к рисованию.

В: Ребята, вам понравилось наше необычное занятие? 

Выставка завершенных работ.

В: У всех получились очень красивые игрушки, молодцы!

Декабрь. Занятие 2.

        

Конспект занятия «Снеговик». Конструирование из бросового материала.

Задачи:

  • Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения предмета из нескольких готовых форм. 
  • Упражнять в правильном наклеивании их форм. 
  • Развивать воображение, чувства формы, речь .
  • Воспитывать самостоятельности и инициативности .

Предварительная работа: отгадывание загадок. Рассматривание картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать:

Странная звездочка с неба упала:

Мне на ладошку легла и пропала. (Снег).

Воспитатель: А в какое время года бывает снег (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Воспитатель: Какой бывает снег? (ответы детей).

Воспитатель:Что можно сделать из снега (ответы детей).

Воспитатель:Да, правильно можно сделать снеговика!

Воспитатель:Дети, Дед Мороз прислал нам письмо (открываем,а там снеговик аппликация).

Давайте с вами прочитаем письмо:

Жил был Снеговик, он был очень веселый и любил играть с детьми.

Собирался придти к нам в детский сад, в гости. Когда он шел поднялся сильный ветер и Снеговик весь разлетелся, ветер все перемешал вокруг. Посмотрите (воспитатель достает коробочку, а там все детали перемешаны).

Ребята, а что же нам делать? Как помочь Снеговику попасть к нам в гости (Ответы детей).

Правильно, нам надо собрать снеговика. Из каких частей он состоит? (ответы детей)

Воспитатель: Да, снеговик состоит из трёх кругов. Ребята, а давайте мы сделаем такого снеговика. Положите перед собой листы картона. Какой мы кружок выложим первым (ответы детей), вторым (ответы детей, третьим (ответы детей).Да ребята,правильно. Самый большой- это ноги, средний- это туловище, маленький- голова. Давайте разложим кружки правильно. На что похожи кружки на ощупь (ответы детей).

Дети выкладывают кружки одновременно по порядку.

Как мы будем клеить (ответы детей).

Воспитатель: Правильно дети. Набираем аккуратно на кисточку клей, лишний клей мы убираем, придавливая к краюшку розетки.

Намазываем, прикладываем тряпочкой.

После того как приклеили кружочки- физ. минутка!

Физкультминутка

Дети стоят кружком, держась за руки.

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

(Дети топают ногами)

Мы похлопаем, мы похлопаем!

(Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

(Прыгают на месте)

Воспитатель: Ребята а чего не хватает на голове (ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, правильно, не хватает глаз, носика и ротика. А давайте мы дорисуем.

Воспитатель: Ребята, а давайте с Вами посмотрим какая работа Вам понравилась больше всего (Ответы детей).Дети встают задвинув стульчики, ходят вокруг стола и рассматривают работы.

Воспитатель: А мне все работы очень понравились. Вы молодцы и снеговичок очень доволен что у него теперь много друзей.

Для Вас он приготовил сладкие снежки (достаем блюдце с белыми конфетками).

Воспитатель держа аппликацию Снеговика в руке угощает детей и одновременно проводит Рефлексию. Спрашивает у каждого ребенка что ему понравилось на занятии. (Ответы детей)

Воспитатель: Да ребята мне занятие тоже очень понравилось. Вы все молодцы!


Январь. Занятие 1.

Конспект занятия «Снежинка». (Торцевание на пластилине)

Задачи:

  • познакомить детей с техникой плоскостное торцевание;
  • создать условия для отработки навыков основным приемам работы;
  • развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; воспитывать интерес к работе с гофрированной бумагой и салфеткой, желание порадовать композицией близких для использования изделий в украшении новогоднего интерьера группы.

Материалы и оборудование: заготовки торцовочек из белых салфеток и гофрированной бумаги белого и голубого цвета, пластилин, влажные салфетки, простой карандаш и кисточка без ворса, образец воспитателя и поэтапные заготовки.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите ребята, у нас с вами сегодня опять работает волшебный экран! Давайте присядем на ковер и посмотрим, что он нам сегодня расскажет и покажет нового и интересного. Дети рассаживаются на ковер, на телевизоре  демонстрируется презентация «Снежинки-звездочки».

Воспитатель читает стихотворение.

«СНЕЖИНКИ» Авт. С. Баруздин

Зима снегами вьюжится

С утра и дотемна.

Снежинки вьются, кружатся

У нашего окна.

Как будто звезды искрами

Рассыпались кругом.

Несутся, серебристые,

Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,

То снова убегут,

За стеклами проносятся,

На улицу зовут.

Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение?

Д: Да.

Воспитатель: А хотели бы вы создать свою рукотворную снежинку?

Д: Да.

Воспитатель: Тогда я открою вам небольшой секрет…Сегодня мы познакомимся с новой техникой и попробуем изготовить свои пушистые снежинки. Сегодня мы познакомимся с новой техникой, которая называется торцевание. (Воспитатель показывает образы работ данной техники)

Воспитатель: Правда интересная техника аппликации?

Д: Да!

Воспитатель: Что же нам понадобится для изготовления?!

Нам понадобятся:

  • белый картон или плотная бумага;
  • белая гофрированная бумага или салфетки белого или голубого цвета;
  • клеевой карандаш;
  • деревянная палочка от старой кисточки, простой карандаш или стержень.

Все перечисленное воспитатель показывает детям.

Воспитатель: Но прежде чем начать работу, давайте проведем небольшую физкультминутку.

Воспитатель с детьми проводит физкультминутку.

Физкультминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будим их ловить руками

И покажем дома маме.

(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания – руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте.)

Ну а мы идем, идем

(Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся.)

Воспитатель: Посмотрите, чтобы у всех было все, что нужно нам для работы.

(У детей уже нарезаны торцовочки. ) Начинаем работать!

Далее поэтапно воспитатель объясняет, что для начала всю снежинку надо промазать пластилином, потом подготовить торцовочку, накрутив ее на палочку, прижать двумя пяльцами и снять с палочки или карандаша разместив ее, на место, на пластилин на шаблоне.

Проводится поэтапное разъяснение-показ воспитателем, при необходимости воспитатель оказывает детям помощь.

Воспитатель:

Вот так чудо!

Вот так диво!

Стало все вокруг красиво!

Много белых и пушистых,

Серебристых и искристых,

В группу нашу залетело…

Как прекрасно!

Как красиво!

Правда дети или нет?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот и закончилось наше снежное занятие…Я вижу замечательный результат вашего творчества.

А вам самим понравилось работать в новой технике аппликации?

Д: Да.

Январь. Занятие 2.

Конспект занятия «Дворец Деда Мороза»

Задачи:

  • Продолжать формировать устойчивый интерес детей к конструированию, желания творить, изобретать.
  • Закреплять умения использовать готовые рисунки и вносить свои  изменения.
  • Знакомить детей с традициями и бытом Деда Мороза, а также его братьями, живущими в других странах.
  • Продолжать развивать ручную ловкость и мелкую моторику.
  • Воспитывать желание довести начатое дело до конца, бережное отношение к материалу.

Предварительная деятельность: знакомство с историей происхождения образа Деда Мороза, с традициями, связанными с Дедом Морозом, рассматривание цветных иллюстраций на тему "Новый год».

Воспитатель читает загадку:

По заснеженным просторам

Кто с подарками идёт?

К нам на ёлку с хороводом

Кто спешит на Новый год? 

В: Скажите, пожалуйста, а откуда Дед Мороз начинает свой путь, где живет Дедушка Мороз? (Великий Устюг) 

В: Совсем недавно Дедушка Мороз отметил свой День рождения.

В: Ребята, а знаете ли вы, когда Дедушка Мороз празднует день рождение? (18 ноября) 

В: В День его рождения поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники и коллеги — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы, а также и другие гости из разных городов нашей большой России. 

В: А на центральной площади Великого Устюга в этот день проходят всевозможные праздничные мероприятия и, по традиции, зажигаются огни на первой новогодней ёлке.  

В: Сегодня Дед Мороз приглашает вас, ребята, в маленькое путешествие в гости в свой терем. Давайте посмотрим на экран:

(Видео «В гости к Деду Морозу, 3 минуты)

В: Ребята, вам понравился терем Деда Мороза.

В: Сколько комнат в тереме?

В: Для кого или чего предназначены эти комнаты.

В: Как можно назвать Деда Мороза за его гостеприимность? И мы будем такими же гостеприимными! (Ответы детей)

После беседы проводится гимнастика для глаз:

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Быстро, быстро вы моргайте

И за работу принимайтесь!

В: И сегодня я предлагаю вам сделать снежный терем Деда Мороза.

В: У вас на столах лежит нарисованный терем. Ваша задача состоит в том, что нужно украсить терем, потом сделать его снежным с помощью ваты. Вот как показано здесь. Справимся, ребята?

(Дети выполняют задание)

В: Посмотрите какие красивые снежные теремки у нас получились! Деду Морозу понравились бы наши теремки и ему захотелось бы жить в одном из них! Я думаю, вам понравилось нашего маленькое путешествие и вы узнали что-то новое. Спасибо за работу!

        


Февраль. Занятие 1, 2.

Конспект занятия «Зимний лес». Оригами.

Задачи:

• Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий.

• Закрепить знания детей о разных видах, свойствах бумаги.

•Продолжать учить детей мастерить поделки, в технике оригами используя пооперационные карты.

• Развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, объяснительную речь, умение работать в парах.

• Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, интерес к искусству оригами.

Оборудование: лист ватмана с изображением леса: деревья, кусты, травка, озеро, солнце, облака (все сделано в технике оригами); письмо; аудиозапись; разные виды бумаги; вода, кисточки, наборы бумаги для опыта; пооперационные карты, квадратные листы писчей бумаги разного цвета; ножницы.

Ход занятия:

Воспитатель: Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Покажем соседу наше хорошее настроение!

В: Сегодня утром мне пришло письмо. Давайте его вместе прочитаем, вдруг там что-то важное!

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте ребята, меня зовут - Царь Картон, и живу я в бумажном царстве государстве. В моём государстве высокие бумажные горы, глубокие бумажные реки, густые бумажные леса. Но вот беда, в моём царстве нет никаких жителей и поэтому очень тихо. А мне так хочется услышать пение птиц, плеск рыб, голоса зверей. И только вы ребята, можете помочь моей беде. И заселить мой бумажный лес.

Воспитатель: Ребята, а как мы сможем помочь Царю Картону? 

Д:Сделать бумажных жителей.

В:Из чего мы можем их сделать? 

Д:Из бумаги.

 В: Сегодня нам будут помогать пооперационные карты. Вот, посмотрите! (Воспитатель демонстрирует детям пооперационные карты)

В: Что она показывает? Она показывает последовательность изготовления поделок из бумаги в стиле оригами.

В:Рассмотрите карты и скажите, каких жителей бумажного царства мы сможем сделать? 

Д:зайца, сову, лису, ворону.

- Молодцы ребята. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

В: А теперь выберите одну пооперационную карту на двоих, чтобы у каждого бумажного жителя был друг. Возьмите себе бумагу, которая подойдёт вам по цвету, не забудьте взять нужное количество квадратов.

В:Внимательно рассмотрите по карте последовательность выполнения поделки, если кому-то, что-то не понятно поднимите руку.

Дети работают самостоятельно, а воспитатель помогает им по необходимости. По окончанию работы дети расселяют жителей в бумажном лесу.

В:Ребята, кому мы сегодня помогали? 

Д:Царю Картону.

В:А как? 

Д:Мы изготавливали для него лесных жителей

В:Что нам подсказывало, как делать поделки?

Д: Пооперационные карты

В:А как называется искусство складывания поделок из бумаги?

Д: Оригами.

В: На этом наше занятие закончено все молодцы, всем спасибо!


Март. Занятие 1.

Конспект занятия «Матрёшка». Аппликация с использованием природного материала (горох, фасоль)

Задачи: 

  • Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук, видеть их красоту.
  • Расширять словарный запаса, активизировать словарь
  • Развивать фантазию, мышление, внимание, мелкую моторику
  • Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: иллюстрации с изображением Матрешки, фигурки народной игрушки, шаблон с изображением фигуры матрешки, доски для работы, пластилин, природный материал для декорирования (горох, фасоль)

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите кто идет к нам в гости? Кто же это? Идет не спеша, такая нарядная, красивая. Да это матрешка! Встретим ее дружными хлопками .

Матрешка (здоровается):

Я к вам, детки торопилась,

постаралась нарядилась!

Я Матрёшенька, я круглёшенька,

Щечки пухленькие, сама кругленькая,

До чего же хороша, замечательна!

Дети рассматривают наряд матрешки. Воспитатель обращает внимание на линии, цветочки, украшающие ее сарафан просит назвать их цвета. Каким цветом сарафан у матрешки? Что нарисовано на сарафане матрешки?(цветы) Каким цветом цветы? Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлённо говорит:

В: Что-то наша Матрёша тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (Трясёт матрёшку). Давайте посмотрим, что там гремит? (Пробует открыть матрёшку, а она не открывается). Помогите мне дети. Нужно попросить нашу матрёшку открыться. «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Воспитатель просит повторить просьбу, для матрёшкидетей. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну взрослый удивляется«Ой, здесь ещё одна  матрёшка!».  Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая маленькая. Воспитатель вместе с детьми любуется матрёшками: «Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки». Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды, взрослый подчёркивает и их различие по размеру: «Вот самая большая матрёшка – её зовут Матрёна, а вот матрёшка маленькая – её подружка». При сравнении матрёшек стимулировать детей к договариванию ваших фраз или к прямым ответам. Затем воспитатель предлагает посмотреть, не спрятался ли в маленькой матрёшке ещё кто-нибудь. С теми же словами«Матрёшка – матрёшка, откройся немножко», - открывает матрёшку и показывает, что там пусто«Маленькая матрёшка пустая.

В:Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

В: А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И кто ее изготовил для вас?

Д: из дерева … художник, мастер.

В: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Д: бережно, аккуратно

В: А теперь я предлагаю вам тоже стать настоящими мастерами и самим изготовить свою красавицу-Матрешку.

В: У вас на столах заранее приготовлены: пластилин, шаблоны плоскостной матрешки, элементы декора (горох, кофейные зерна, фасоль) образец.

Воспитатель предлагает детям взять картонный шаблон матрешки, который они по своему усмотрению декорируют, используя, например, метод надавливания небольших пластилиновых шариков и располагая их в виде цветочков, горошин.

Выставка работ.

В: Посмотрите какие матрешки у нас получись! Одна краше другой.

В:Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Спасибо за работу.

Март. Занятие 2.

Конспект занятия «Букет для мам и бабушек». (Торцевание на пластилине)

Задачи:

  • способствовать формированию представления о нетрадиционном способе художественной работы – торцевание.  Ознакомить учащихся с техникой выполнения этой работы.
  • формирование навыков разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание).
  • развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать у учащихся навыки и умения работы с пластилином, глазомер, мелкую моторику рук.
  • воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении работы.

Необходимое оборудование и материал: образец работы в данной технике,

картон, цветная бумага, ножницы, пластилин, шаблоны цветов, стержень от ручки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы про цветы, показ различных видов цветов, нарисовать на картоне цветы, наклеить вазу из бумаги, разучивании стихов и песен о маме, бабушке.

Ход работы:

В: Здравствуйте, ребята. С какое у вас настроение?

В: Ребята, у меня тоже хорошее настроение, потому что… (поздравить с концом зимы или началом весны.)

В: Какой праздник у нас приближается? А что обычно делают на праздниках, какие подарки дарят? (Ответы детей)

В: Правильно, цветы.

В: Любой подарок будет приятен, а букету цветов будут рады все, особенно девочки, мамы, бабушки. А почему? (потому что цветы очень красивые)

В: Ребята,  а вы знаете, отчего цветы такие красивые и привлекательные? Нет? Я тоже не знала, пока не услышала дома разговор двух цветов, которые растут  на подоконнике,  секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро они начинают с зарядки, растут, тянутся к солнцу.  И мы тоже свою работу начнём с зарядки.

Говорит цветку цветок:           дети поднимают и опускают руки

«Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку                   шагают на месте                                    

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай –               вращение головой

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –            наклоны              

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,             встряхивание кистями рук

Отряхни и успокойся.

Наконец готовы все                     дети садятся за столы

День встречать во всей красе. 

В: Раз    приближается весенний праздник, каждая мама будет рада букету цветов.  Что же нам делать? (сделать подарок)

В: Нет ничего лучше, чем подарок своими руками сделанный. Посмотрите какие у нас вазы красивые, а цветов нет.

В: Сегодня на занятии мы будем рисовать не красками, а пластилином. А потом украшать его торцовками. Торцовки – это маленькие квадратики бумаги, которые наклеиваются на пластилин. Такая техника рисования называется торцевание. (воспитатель показывает готовую работу)

 Обследуется букет тюльпана. Предлагается внимательно рассмотреть, понюхать, аккуратно потрогать.  Какого цвета цветки, сколько их, какой они формы, на что похожи?

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы».

Наши алые цветки                   раскрываются пальчики, кисти рук                         поворачиваются влево-вправо

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,                потихоньку пошевелить пальчиками

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                    сомкнуть пальцы вместе (в «бутон»)

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,                          кисти рук опустить вниз   

Головой качают.                         Круговые движения кистями рук.

В: У вас получились замечательные букеты, вы очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Ваш букет никогда не завянет и будет радовать ваших любимых мам круглый год.


Апрель. Занятие 1.

Конспект занятия «Море волнуется раз»

Задачи:

  • Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой: учить разрывать бумагу (салфетку), сминать ее (комком и жгутиком), наклеивать изображение соответственно замыслу.
  • Познакомить детей с отрывком стихотворения «Кораблик» Светланы Сирены (Котляр).
  • Учить детей понимать образность поэзии.
  • Ввести в словарь детей слова «капитан», «парусник» и познакомить с их значением.
  • Вызвать интерес к созданию образа.
  • Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.
  • Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы.

Оборудование и материалы: листы цветной бумаги голубого цвета и разных оттенков серого, салфетки белого и синего цвета, вырезанные из цветной бумаги кораблик, парус, солнце (по количеству детей), клей, ножницы.

Ход занятия:

В: Ребята, здравствуйте.  Сегодня мы с вами попробуем создать картину. Да не простую. Что будет изображено на картине, нам подскажет стихотворение. Послушайте его и попробуйте представить все, о чем услышите:

Плыл кораблик по волнам,

Парус рвался к облакам.

Волны к борту подымались,

О кораблик разбивались.

Авт. Светлана Котляр.

В: Расскажите, что вы представили себе, когда слушали стихотворение? (ответы детей)

В: Значит, что должно быть изображено на нашей картине? И хотя в стихотворении не упоминалось слово «солнце», я думаю его нужно поместить на нашу картину. Ведь в темноте мы не смогли бы увидеть ни кораблик, ни парус, ни море, ни облака.

В: А перед тем, как начать работать с бумагой и клеем, давайте потренируем пальчики. Поиграем в игру с пальчиками под названием «Капитан». А вы знаете кто такой капитан? Кого называют капитаном? (ответы детей)

В: Капитан — это самый главный человек на корабле, командир корабля. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Пальчиковая гимнастика «Капитан»

Концы пальцев направит вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать. Как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив большие пальцы рук и помахав пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. Приставить поочередно ладони обеих рук горизонтально к бровям, как бы всматриваясь вдаль.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я — отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

(Ю. Мориц)

В: Перед вами лежат листы бумаги. Какого цвета они? Голубого, как небо. Вот на небе мы и разместим солнце. Найдите «солнце» среди других элементов нашей картины. Как вы догадались, что это оно? (ответы детей)

В: Правильно, оно круглое, желтого цвета. Приложите его к верхней части листа. А теперь возьмите клей и наклейте его.

В: Теперь, ребята, возьмите в руки бумагу синего цвета и ,отрывая кусочек бумаги, приклеивайте его в нижней части листа. Вот так! Таким образом у нас получаются морские волны.

В: Какими словами начиналось стихотворение? «Плыл кораблик по волнам». У нас есть волны, теперь нужно сделать кораблик. Приложите кораблик к волнам, так, чтобы было понятно, что кораблик плывет по волне. Получилось? Тогда приклеивайте кораблик. Напоминаю, что кораблик нужно положить на клеенку цветной стороной вниз и намазать клеем. Затем мы аккуратно берем его, прикладываем сверху на волны и осторожно промакиваем салфеткой.

В: А что же там дальше говорилось в стихотворении про наш кораблик? «Парус рвался к облакам».

Да, кораблик у нас непростой, а с парусом. Такой кораблик называется "парусник".

Запомните: парусник — это корабль с парусами. Повторите это слово и запомните его. Что нужно сделать, чтобы накленный нами кораблик стал парусником? Наклеить парус. А сделаем мы это вот так. ( Воспитатель показывает, как именно расположить треугольник-парус (острым углом вверх)).

В: К чему рвался парус? К облакам. 

В:Если мы говорим «к облакам», то имеем в ввиду одно только облако, или несколько? Несколько. Давайте сделаем два облака. Возьмите в руки белую салфетку и разорвите ее на две части. Каждый кусочек сомните, но не очень сильно, что бы получились облака.

В: В какой части нашей картины мы разместим облака? Вверху, там, где небо.

В: Вот и готова наша картина. Давайте еще раз вспомним стихотворение, которое помогло нам создать такую замечательную картину. Кто запомнил слова этого стихотворения, могут произносить вместе со мной.

«Кораблик»

Плыл кораблик по волнам,

Парус рвался к облакам.

Волны к борту подымались,

О кораблик разбивались.

В:А теперь, пока подсыхает клей на наших работах, давайте потанцуем.

Динамическая пауза «Синяя вода»

Дети повторяют движения за воспитателем под песню «Синяя вода».

(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поле без следа,

Без конца и края. (Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками)

К морю синему,

Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук вверх-вниз)

К морю синему

Поскорей неси меня, (Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

В: Вот и закончилось наше занятие. Я надеюсь оно вам понравилось! Спасибо за работу.

Апрель. Занятие 2.

Конспект занятия «Золотая рыбка». (Пластилиновый квиллинг)

Задачи:

  • развивать творческие способности детей,
  • развивать чувство формы и композиции;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • совершенствовать умение оформлять поделки налепами, точками, полосками.
  • воспитывать желание детей порадовать сотрудников детского сада.

Материалы и оборудование: пластилин разных цветов, картон цветной, письмо.

Ход занятия:

Воспитатель: Я получила сегодня письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Дети: Да.

В: Давайте мы откроем письмо и прочитаем.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, ребята. Пишет вам старик из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Помогите мне, пожалуйста. Дело в том, что я в первый раз закинул невод, невод пришел с морскою тиною. Второй раз  я закинул невод, опять пришел невод пустой. В третий раз я закинул невод, а он оказался опять пустой. А мне нужна золотая рыбка, чтобы он исполнил наше заветное желание».

В: Ребята, почему к нам обратился старик и как мы можем помочь ему?

Д:  Мы можем слепить золотую рыбку и отправить старику.

В: Ребята, а все вы согласны с таким ответом?

Д: да.

В: Давайте с вами вспомним, какая же она золотая рыбка?

(Воспитатель с детьми рассматривают образцы изготовления золотой рыбки.)

В: Чешуи рыбки изображаются сначала из желтого пластилина.  Катают маленькие «колбаски», затем скручиваются. Следующий ряд накладываем немножко на первый. Так заканчиваем первый ряд. Следующий ряд жгутиков будет другого цвета. Хвост и плавники выполняем так: намазываем пластилин, а потом украшаем налепами и точками, полосками.

Физкультминутка.

А в море еще живет и чудо-кит.

В синем море на просторе (Дети произносят текст, покачиваясь из

стороны в сторону.)

Жил огромный чудо-кит,( Поднимаем руки через стороны вверх.)

Среди рыб больших и малых( Разводим руки в стороны.)

Был он очень знаменит. (Ставим руки на пояс и поднимаем вверх подбородок.)

Кит любил в воде крутиться, (Крутятся).

На хвосте умел скакать, (Прыгают на двух ногах.)

На песке умел картины (Присаживаются и «рисуют картину»).

В: А сейчас берем картонки и начинам изображать золотую рыбку.

В ходе работы воспитатель ведет посильную помощь детям.

В: Давайте мы оформим выставку наших золотых рыб.

(Затем каждый ребенок рассказывает про свою золотую рыбку).

В: Ребята, а старику-то только одна рыбка нужна. Я предлагаю вам подарить их родителям. Я думаю, что у них тоже есть какие-то желания. Пусть золотые рыбки исполнят им желания!


Май. Занятие 1.

Конспект занятия  «Бабочка, давай дружить». Работа с бросовым материалом.

Задачи:

  • Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.
  • Учить детей находить отличительные признаки бабочки от других насекомых (у бабочки большие крылья, есть усики, хоботок, она ползает и летает).
  • Воспитывать любовь к творчеству.

Оборудование и материалы: иллюстрации бабочек (капустница, крапивница, голубянка, павлиний глаз), салфетка, розетка для клея, клей, подставка для кисточек, кисть для клея, клеенка, шаблоны бабочек, бумажный зеленый листочек (на который потом приклеивается бабочка); фантики от конфет (разрезаны на кусочки).

Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов «Насекомые»«Бабочки»; Беседы о насекомых; загадывание загадок о насекомых, чтение стихотворений о бабочках.

Ход занятия:

Воспитатель читает загадку:

На большой цветной ковер села эскадрилья-

То раскроет, то закроет расписные крылья. (бабочка) 

(Воспитатель достает иллюстрации бабочек и показывает детям).

В: Посмотрите, кто здесь изображен? 

Д: Разноцветные бабочки

В: Расскажите, какие бабочки по расцветке? 

В: Как вы думаете, как их можно назвать?

 (Дети придумывают названия для каждой бабочки).

В: Посмотрите внимательно, чем они похожи, что общего есть у всех бабочек? А чем они отличаются?

Д: У них есть усики, туловище, 4 крылышка, лапки и т. д. 

В: Обратите внимание: верхние крылышки – правое и левое – одинаковые по форме и цвету.

Д: Да, и нижние тоже одинаковые.

В: Таких красивых бабочек я вам показала. Они такие разноцветные, как цветочки – красные, синие, желтые – с яркими узорами на крылышках.

Это крапивница (показ голубянка, показ, лимонница, показ, павлиний глаз).

В: Ребята, посмотрите, какая необычная бабочка к нам прилетела! (дети рассматривают бабочку). Потрогайте её крылышки, погладьте их. Как вы думаете, из чего она сделана?

(Дети тактильно обследуют бабочку, и делают вывод, что она ненастоящая)

В: Ребята, а давайте нашей бабочке сделаем подружек, что бы она не скучала?

Д: Да.

В: Бабочки у нас будут волшебные, из фантиков. Блестящие, яркие.

(На столах заранее разложены заготовки для выполнения аппликации).

В: У вас на столах лежат шаблоны бабочек, их нужно вырезать ножницами. Потом наносим клей на шаблон, берем фантик и приклеиваем его, плотно друг к дружке.(Дети одновременно с воспитателем выполняют все действия).

В: Но не забывайте, что наша бабочка только присела на березовый листочек, мы туловище приклеиваем, а крылья у нас как - будто бы порхают!

(Совместно с воспитателем дети выполняют работу под устные указания.)

В: Посмотрите, ребята, какие красивые бабочки у нас получились! Давайте покажем их родителям  и устроим выставку работ. У вас удивительные бабочки! Молодцы!

Май. Занятие 2.

Конспект занятия «Вот и лето пришло»

Задачи:

  • Расширение представлений детей о лете.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в общении со взрослым и сверстниками.
  • Развивать творческое воображение детей.
  • Развивать аккуратность у детей при использовании клея, учить пользоваться кисточкой с жесткой щетиной, развитие мелкой моторики рук.
  • Учить выполнять движения в соответствии с текстом игры.
  • Развивать двигательные навыки и умения детей.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением «Дети и лето», картинки с разными видами бабочек; кисти для клея с жесткой щетиной на каждого ребенка, клей, клеенка на столы, цветная бумага, шаблоны бабочек.

Ход занятия:

 Воспитатель: Вот и наступило долгожданное лето. Ярко и тепло светит солнышко, расцвели цветы, дует тёплый ветерок, летают бабочки, жужжат пчёлы и жуки, стрекочут кузнечики.

Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!

Тёплым солнышком согреты загорелые ветра.

Здравствуй, лето! Здравствуй, лето!

Нашей радости пора. Лето ходит за грибами, за малиною спешит.

Аппетитно, вместе с нами сочным яблоком хрустит.

По дорожке, по тропинке лето в сказку нас ведёт,

 и из солнечной корзинки всем улыбки раздаёт. (Т.Коновал)

В: Ребята! А вы знаете, что такое лето?

Дети: рассказывают по картинкам, что такое лето

Музыкальная игра в кругу «Здесь сегодня все друзья»

В: А теперь посмотрим какие вы внимательные, я загадаю вам загадки, а вы их попробуйте отгадать.

1.     Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце)

2.     Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотая пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?   (Летом)

3.      Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(кузнечик)

4.      После дождя бывает,

полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная

Появится, затем растает.

(радуга)

5.     На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

В: Ребята, давайте сейчас закроем глаза и окажемся на цветочной полянке. Греет тёплое солнышко, поют птицы и везде цветут яркие и красивые цветы. Ребята, а какие цветы вы знаете? (Ответы детей)

Увидев на клумбе

Прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть

Рукой стебелёк –

И сразу цветок улетел. (Бабочка)

В: А почему бабочку сравнивают с цветком? (ответы детей)

В: Посмотрите какие красивые бабочки у нас на картинках, какой красивый у них наряд. (просмотр изображений)

В: А вы хотите чтобы такие бабочки порхали у нас в группе (Ответы детей)

Сегодня мы сделаем аппликацию и украсим группу своими бабочками .

В: Перед вами лежат заготовки бабочек и листы цветной бумаги. Будем делать обрывную аппликацию. Возьмем цветную бумагу и рвем на мелкие кусочки. Кисточкой намажем нашу заготовкой и украшаем нашу бабочку как мозаикой. А теперь закройте глазки и придумайте узор на крылья бабочки, он может быть самым разным.

Дети выполняют работу, вырезают и наклеивают узоры на крылья.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

В: А сейчас возьмите свои бабочки и покажите мне как они летают над цветами, машут крылышками, опускаются на цветы, собирают сладкий нектар.

В: Вот какие красивые бабочки сегодня прилетели к нам в гости. Ребята я вас хочу поздравить вас с праздником, с наступающим летом!



Предварительный просмотр:

Программа занятий дополнительного образования «Шаловливые пальчики»

для детей средней  группы

МБДОУ Детский сад № 78 «Исток»

Руководитель кружка:

Сенченкова

 Ксения Алексеевна


Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение, уровень развития речи. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия развитие ребенка.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника и младшего школьника.

Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.

Задачи:

  1. Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
  2. Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции;
  3. Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей;
  4. Формирование умений, навыков работы с разнообразными материалами;
  5. Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.

Основными принципами программы дополнительного образования являются:

  • принцип системности   (от простого к сложному, от частного к общему);
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
  • принцип деятельности  (взаимосвязь разных видов деятельности);
  • принцип преемственности (поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития);
  • принцип гуманности (ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему).

Организационно - методическое обеспечение программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают навыки и знания по изучаемым темам.

Программа «Шаловливые пальчики» рассчитана на 9 месяцев (средний дошкольный возраст). Для успешного освоения программы занятий численность детей в группе должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц, с сентября по май во второй половине дня. Большую часть программы составляют занятия, развивающие мелкую моторику рук. Продолжительность занятий   не превышает  30   мин.

Методы работы:

Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Необходимые материалы и оборудование:

  1. Материалы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал)
  2. Мелкие предметы: природный материал, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни.
  3. Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик.
  4. «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, каштаны)
  5. Пооперационные схемы изготовления поделок, схемы для «Оригами».
  6. Тематические иллюстрации.

Предполагаемы результат освоения программы

  1. развитие мелкой мускулатуры рук;
  2. развитие тактильной  чувствительности, зрительно–двигательной координации движений рук до уровня, соответствующего возрасту;
  3. развитие умения соотносить предметы в пространстве;        
  4. развитие сенсорного восприятия;
  5. повышение речевой активности детей, памяти, внимания;
  6. овладение приемами работы с разными инструментами;
  7. овладение нормами этики поведения.

Перспективный план работы

№ п/п

Тема занятия

Цели и задачи занятия

1

Сентябрь

«Краски осени». Вводное занятие. Коллаж из природного материала.

Познакомить детей с правилами работы кружка, формировать умение работать коллективно, закреплять умения работы с природным материалом, воспитывать аккуратность, усидчивость.

«Ветка рябины». Аппликация из мятой бумаги

Знакомить со свойствами различных видов бумаги. Учить отрывать кусочки салфетки разных размеров, развивать творческое воображение, способствовать развитию мелкой моторики.

2

Октябрь

«Кто живет в лесу?»

Аппликация из природного материала

Формировать умение работать коллективно, закреплять умения работы с природным материалом, воспитывать аккуратность, усидчивость.

«Зоопарк». Работа с бросовым материалом

Формировать умение работать коллективно, закреплять умения работы с природным материалом, воспитывать аккуратность, усидчивость.

3

Ноябрь

«Осенний лес» Обрывная аппликация

Продолжать знакомит с различными видами бумаги. Учить выкладывать контур рисунка. Формировать умение работать коллективно. Способствовать развитию мелкой моторики.

«Любимая игрушка». Работа с бросовым материалом

Формировать умение работать коллективно, закреплять умения работы с природным материалом, воспитывать аккуратность, усидчивость.

4

Декабрь

«Ёлочные украшения». Рисование манной крупой

Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Развивать чувство формы, композиции. Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать интерес к ручному труду.

«Снеговик». Конструирование из бросового материала.

Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом. Воспитывать чувство эмпатии, отзывчивость и умение работать в коллективе. Совершенствовать движения пальцев рук

5

Январь

«Снежинка». Торцевание на пластилине

Познакомить с новым видом деятельности, учить скручивать жгутики из полосок салфетки, закреплять их на пластилине, создавая несложное изображение. Развивать усидчивость, аккуратность.

«Дворец Деда Мороза». Торцевание на пластилине (продолжение)

Продолжать учить выполнять торцевание на пластилине. Закреплять навыки работы, полученные на предыдущем занятии. Учить объединять отдельные элементы в единую композицию. Развивать мелкую моторику.

6

Февраль

«Зимний лес». Оригами.

Учить складывать бумагу с опорой на схему. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать мелкую моторику.

«Зимний лес». Оригами. (продолжение)

Продолжать учить складывать фигурки из бумаги с опорой на схему. Продолжать учить оформлять коллективную работу. Способствовать развитию мелкой моторики.

7

Март

«Матрёшка». Аппликация с использованием природного материала (горох)

Учить украшать изображение с помощью природного материала. Развивать эстетический вкус, чувство цвета и композиции. Развивать мелкую моторику.

«Букет для мам и бабушек». Торцевание на пластилине

Закреплять полученные ранее навыки торцевания на пластилине, развивать умение работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду и своих друзей; воспитывать бережное отношение к природе.

8

Апрель

«Море волнуется раз». Обрывная аппликация.

Упражнять детей рвать бумагу на ровные длинные и короткие полоски (волны — для передачи волнения водной стихии), работать над совершенствованием техники приклеивания полосок бумаги к фоновой поверхности листа. Учить согласовывать свои действия с практической деятельностью детей всей подгруппы, конструируя коллективную пейзажную композицию.

«Золотая рыбка». Пластилиновый квиллинг

Познакомить с основными приёмами изготовления поделок из бумаги техникой квилинга; закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции; совершенствовать мелкую моторику, развивать эстетическое восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.

9

Май

«Бабочка, давай дружить». Работа с бросовым материалом.

Продолжать учить делать поделки из бросового материала, используя знакомые приемы работы с трафаретом, ножницами, бумагой, клеем. Закреплять навыки вырезания по контуру; развивать общую и мелкую моторику, умение украшать поделку аппликацией по собственному замыслу; активизировать словарь по данной теме.

«Вот и лето пришло». Коллективная итоговая работа.

Закреплять у детей полученные ранее навыки работы; развивать чувство формы, цвета и композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу, развивать умение детей договариваться в процессе труда, воспитывать стремление помочь товарищам, воспитывать трудолюбие, аккуратность; развивать интерес к изобразительной, художественной деятельности; развивать мелкую моторику.


Литература

  1. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми/ Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007.
  2. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова – М.: Феникс, 52 с.
  3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурсhttp://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)
  4. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада/ О. И.Крупенчик. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.
  5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.
  6. Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры»/ М. И. Нагибина.- Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
  7. Новиковская О. Пальчиковая гимнастика/ О. Новиковская - Санкт-Петербург: Сова,  2010 г.
  8. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – с.158
  9. Примерная общеобразовательная программа  «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. - Санкт-Петербург: Лань, 1997. - 32 с.
  11. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М.: Рипол Классик, 2010. - 45 с.

Интернет-ресурсы

  1. https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhka-provornie-palchiki-1324426.html
  2. http://pandia.ru/text/80/120/48573.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"

I.       Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных  технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"

Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ КРУЖОК "Городок мастеров".

Кружковая работа "Городок мастеров" для детей 5-6 лет. Пояснительная записка и перспективное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 -7 лет) «Весёлый Светофорик»

Данная  рабочая  программа  предназначена  для  работы с  детьми   старшего  дошкольного  возраста  ( 6- 7 лет)  МАДОУ д./с.№ 38  г. ...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Юный математик»

Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает...