Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Осень-чудная пора!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование желания наблюдать за изменениями в природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему: «Осень – чудная пора!»
Цель: формирование желания наблюдать за изменениями в природе.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в природе, названиях осенних месяцев;
2.Упражнять подбирать прилагательные, синонимы к прилагательным.
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и наблюдать явления природы.
4.Развивать связную речь, внимание, память.
5.Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
Предварительная работа.
Наблюдения на участке, чтение стихотворений, рассказов об осени, рассматривание иллюстраций об осени.
Материал: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние, счетные палочки.
Ход:
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется –
Это время года, как у нас зовется?
Ответы детей.
-Правильно, осень. Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
-Посмотрите, ребята, на картину. Это осенний пейзаж. Все ли правильно изобразил художник? (ответы детей)
-Конечно, здесь очень много ошибок. И сегодня мы поговорим об осени, постараемся исправить все ошибки.
-Отгадайте загадку.
Да, не жарок этот месяц,
Да, зато кормить горазд:
Баклажан, капуста, свекла
Удивляют вкусом нас.
Школа двери отворила,
Год учебный начался,
Знать на Землю опустился…
(Сентябрь)
- Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью, а еще «златоцветом». Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Конечно, Травы в полях, лугах, лесах желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. Листья на деревьях сначала желтеют на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья березы и липы. В сентябре дни становятся короче.
- Какая погода в сентябре?
Ответы детей: прохладная, солнечная, дождливая, ветреная.
Воспитатель: Сентябрь славится богатым урожаем. Созревают желуди на дубах, на орешнике – орехи, на болоте – клюква. Люди собирают овощи и фрукты.
Вставайте, ребята, в круг.
Поиграем «Я знаю пять названий (овощей, фруктов, ягод, грибов)» (с мячом)
Воспитатель: Ребята, давайте найдем картину, где изображен сентябрь.
Дети рассматривают предложенные картины, выбирают и прикрепляют на доску изображение начала осени - сентябрь.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.
Падают с ветки
Золотые монетки
Землю покрывают, когда это бывает? (ответы детей)
- Правильно октябрь – это второй месяц, середина осени. В старину этот месяц называли «листопадом». Как вы думаете почему? (ответы детей). На каких деревьях листья всегда зеленые и не опадают?
- Что вы можете сказать про солнце в октябре? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
- А какое небо? (Хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое.)
Еще про октябрь говорят: «семь погод на дворе». Почему? (ответы детей)
-Погода в октябре очень изменчива, то моросящие дожди, то ярко светит солнце, то пойдет первый снег. По ночам бывает такое природное явление, как заморозки. Что это такое?
Дети: лужи покрываются льдом.
Воспитатель: Предлагаю поиграть «Игра теней», но, чтобы начать играть необходимо вспомнить название листьев.
«Ветер и листья» (Нищева Н.В.)
Ветер по лесу летал
Ветер листики считал.
Вот дубовый.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый.
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной.
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Опускают руки, приседают.
Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Кружатся на носочках на месте.
Приседают, опустив руки.
Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.
Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.
Воспитатель предлагает посмотреть и запомнить карточку, на которой изображены контуры листьев, выложенные в ряд. Затем воспитатель убирает образец, дети выкладывают листья по памяти.
- Ребята, найдите картину, где изображена середина осени - октябрь.
Дети выбирают и прикрепляют на доску изображение середины осени.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку
Чёрные поля лежат,
Деревья голые стоят,
И с неба изредка пока,
Снежинки стайками летят!
Это самый хмурый месяц,
Хочется домой,
Скоро сонная природа
Встретится с зимой.
- Правильно, это ноябрь третий, последний месяц осени. Это поздняя осень. В народе зовут этот месяц «чернотропом». Как вы думаете почему? Упавшие с деревьев листья, потемнели, трава и цветы завяли и тропинки стали черными- Какая погода в ноябре? (морозная, холодная, ветреная, сырая)
-Какое небо в ноябре? (тяжелое, темное, хмурое)
Воспитатель: Предлагаю игру «Четвёртый лишний». Нужно сказать лишнее слово.
Сентябрь, октябрь, апрель, ноябрь;
Морковь, кабачок, слива, картофель;
Клюква, малина, земляника, черника;
Подосиновик, подберезовик, рябина, боровик;
Рябина, клюква, брусника, лисички.
-Ребята, давайте найдем картину, где изображена поздняя осень.
Дети выбирают и прикрепляют на доску картину с изображением поздней осени.
Воспитатель: А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)
- А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)
-Давайте поиграем «Доскажи словечко»
Нужно придумать слова похожие по значению.
Грустный - … печальный;
Веселый -… радостный;
Хмурый - … мрачный;
Солнечный - … безоблачный;
Разноцветный -… красочный;
Яркий -… светлый
- О каком времени года мы с вами говорили на занятии? (ответы детей)
Исправили все ошибки художника.
- Что Вам больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию для средней группы «Мы идем играть»
В игровой форме предложен материал для расширения знаний детей о животных....
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе на тему «Моя любимая игрушка»
Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Игрушки»....
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как помочь героям сказок?» с детьми старшего возраста
конспект открытого итогового занятия кружка по экспериментированию на тему: "Как помочь героям сказок?"...
Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет)"
Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в мир Театра" направлен на ознакомление детей подготовительной группы с историей театра, на знакомство с театральными профессиям...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию (экология) с использованием ИКТ для детей 6-7 лет «Берегите воду»
Материал разрабатывался и проводится к всемирному дню земли...
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе....
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Поможем Фиксикам»
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Поможем Фиксикам»...