Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с интеграцией других образовательных областей с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Как хорошо уметь писать!» Учитель-дефектолог Догадаева
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Догадаева Ирина Николаевна

Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников о социальном и предметном мире

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dogadaeva_in.docx547.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4»

Конспект совместной образовательной деятельности

по познавательному развитию с интеграцией других образовательных областей с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

«Как хорошо уметь писать!»

Подготовила и провела:

Учитель-дефектолог Догадаева И.Н

Луга

2024


Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников о социальном и предметном мире

  1. Дать общее представление о способах передачи информации.
  2. Познакомить с историей возникновения письменности и материалами для сохранения информации.
  3. Расширять представления о культурно-исторических событиях Отечества, развивать интерес к традициям родной страны, воспитывать эмоционально- положительное отношение к ним.
  4. Развивать детскую любознательность; умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственные мысли, делать выводы.
  5. Способствовать поддержке познавательной активности и внимания детей в выполнении исследовательских заданий.
  6. Расширять и углублять представления детей о неживой природе и ее свойствах, их использовании человеком.
  7. Обогащать словарь: вводить в словарь детей, существительные, обозначающие  способы передачи информации ( глиняная табличка, иероглиф, береста, шелк),  неофициальные символы России; слова, обозначающие личностные характеристики  человека.
  8. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи: умение правильно отвечать на вопросы педагога (отвечать полным ответом, слушать друг друга),
  9. Развивать психо-физические качества, мелкую моторику, ориентировку в пространстве; самоконтроль, самостоятельность.
  10. Развивать зрительное восприятие и  зрительную память, творческое воображение, фантазию; учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении.
  11. Способствовать формированию правильной осанки, правильному укладу пальцев руки при письме.

Оборудование и материалы: проектор, экран, колонки, песочница, береста (лист 30 на 30 см), презентация, предметы народных промыслов из бересты и дерева; по количеству детей: глиняные таблички, деревянные палочки, планшеты с тканью, маркеры, береста (листы 15 н6а 15 см), ручки, бумага для рисования, цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Ход занятия:

1.Орг. момент. 

Знакомство.

Здравствуйте, ребята.  Давайте с вами познакомимся. Будем называть свое имя и говорить какие вы. Вот так: «Меня зовут Ирина Николаевна, я – любознательная» (ответы детей)

2. Осн часть

Приятно с вами познакомиться. Теперь я знаю какие вы. Как вы думаете, как люди могут познакомиться, узнать друг о друге, передать необходимую информацию, рассказать о себе? (ответы детей)

Представьте, ведь раньше не было телефонов, компьютеров, видеокамер, бумаги. Что люди могли использовать? То, что было у них рядом.

 

ПЕСОК (песочницы)

Что это? Где много песка круглый год?  (в пустыне и др ответы). Есть страны, в которых много песка. Вы тоже можете попробовать порисовать на песке.  (рисуют, рисунок оставить). А где вы сами можете порисовать на песке? (ответы детей: на прогулке, на пляже и тд) Если подует ветер, кто-то пробежит, что буде с рисунком? Сохранится информация?

 СЛАЙД 1 Пустыня, жрецы

 В одной из жарких стран - в Египте, где много песка, люди тоже пробовали использовать его для передачи информации. И пришли к такому же выводу, как и вы. И тогда они решили использовать другой природный материал – глину.

СЛАЙД 2 Таблички из глины

ГЛИНА
Раздаю  таблички  с глиной, приглашаю присесть .

На них видна только часть рисунка. Предлагаю дорисовать вторую половину.  ИГРА «ДОРИСУЙ»  ( торт , солнце, цветок , подарок,  кот, конфета) Инструкция: при рисовании могут появляться комочки глины, прижимайте их к вашей табличке.

А теперь поменяйтесь своими посланиями с соседом. Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор рисунка в этом послании? (ответы детей)

 Подходит глина сохранения информации?  Да, некоторые таблички сохранились до наших времен. Вот и в древнем Египте это заметили и использовали для создания книг глиняные страницы, их обжигали в печи и складывали друг на друга? Много времени и сил требовалось людям, чтобы создавать такие таблички?

СЛАЙД 3 Китай, мудрец

ШЕЛК

В древнем Китае мудрые китайцы тоже задумались о том, как можно передавать и сохранять информацию и для этого использовали шелк. Почему шелк?   В Китае благодаря теплому климату живут гусеницы – шелкопряды.

СЛАЙД 4 Гусеница, производство шелка

  Китайцы научились делать шелк из коконов этих гусениц.  Они делали записи и рисовали на кусочках шелка, а потом сшивали их или скручивали в рулоны. СЛАЙД 5

СЛАЙД 6 Иероглифы без подписи

Как называются эти знаки? (иероглифы) . В иероглифе может быть скрыта часть слова или целое слово. Попробуйте сделать запись на шелке, нарисовать любой из этих иероглифов

 (раздать таблички с тканью и маркером)

ИГРА «СКОПИРУЙ»

 

           небо                                  друг                                        праздник

 Picture backgroundPicture backgroundPicture background

       

сила                                            радость                                    здоровье      

Picture backgroundPicture background

Picture background

                                                                           

   

               Счастье                                                          доброта


Picture backgroundPicture background

СЛАЙД 7 Иероглифы с подписями

Обращаю внимание на доску.

Кто выбрал этот иероглиф? Он означает … А этот иероглиф кто-то выбрал? (ответы детей)

Создание полотна из шелка и написание иероглифов – трудоемкий процесс.

СЛАЙД 8 Русь

Ребята, как называли нашу страну в древности? (ответы детей)  Древняя…?

В древней Руси писали на чем? (ответы детей)  (показать кусок бересты)

СЛАЙД 9 Береста

А вы знаете что такое береста?  (ответы детей)

Как называется лес, где растут березы?

 Предлагаю вам прогуляться в березовую рощу

СЛАЙД 10 Роща 

Физминутка Березка

Во березовый лесок

Мы пойдем с тобой дружок (хоровод)

Там березоньки стоят

Как подружки говорят  (шепчут друг другу)

Ветками качают  (машут руками над головой )

гостей своих встречают    (жест приглашения)

-. Березы было много. Ее использовали и для строительства, и для изготовления деревянной посуды, из коры плели обувь - лапти и  писали книги.  Все части этого дерева приносят пользу человеку. Приглашаю к выставке .

Правило: смотрим глазами, не трогаем руками. 1,2,3 – отойди.

Береза считается неофициальным символом нашей страны

 А какие еще неофициальные символы нашей страны вы знаете? Что будет напоминать о России жителям других стран

СЛАЙД 11

А сейчас вы попробуете написать на бересте сами. Подойдите к столу и  возьмите кусочек бересты и ручку. (Штриховка  по контуру  ) Какой символ у тебя нарисован?

(раздать корзинки для инструментов) Уберите палочки, маркер, ручки в корзинки. Отодвиньте работы на край стола.

Прошло много лет  и люди придумали бумагу.  

СЛАЙД 12 Бумага

Для чего используют бумагу?  Для чего вам нужна бумага?

Предлагаю перенести работы на отдельный стол 

Как люди в разные времена пытались сохранить и передать информацию?

Что они для этого использовали?

Сейчас люди передают информацию разными способами и при помощи разных устройств (видео, электронная почта, звонки, смс, голосовые сообщения). Но люди продолжают использовать бумагу для документов, книг, учебников.

СЛАЙД 13

А сегодня необычный день. День заказа подарка и написания писем   Деду Морозу. И сегодня у вас есть уникальная возможность  приготовить послание для самого главного волшебника нашей страны!

СЛАЙД 14,15


https://avatars.mds.yandex.net/i?id=17695324baf3577cf9f8bc657a0972b259cd5e3c-5448231-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=cab7ee2e738e8711567cea0ced220a54c461d68a-7887771-images-thumbs&n=13

Picture backgroundPicture background

Picture backgroundPicture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...

Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Си

Конспект образовательной деятельности направленной на укрепление свода стопы и профилактику плоскостопия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных те...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста. ...