Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как помочь героям сказок?» с детьми старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Екимова Ольга Александровна

конспект открытого итогового занятия кружка по экспериментированию на тему: "Как помочь героям сказок?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoe_zanyatieoffice_word_2.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16

        

Конспект                                                         совместной образовательной деятельности            по познавательному развитию                                   на тему «Как помочь героям сказок?»                       с детьми старшего возраста

                                                                      Воспитатель: Екимова О.А.

г. Горячий Ключ

2017г.

             

                         Тема: « Как помочь героям сказок?»

Цель: 

 развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

учить детей поиску решений проблемной ситуации и выдвижению гипотез;

закрепить знания детей о свойстве магнита;

закрепить умения ухаживать за комнатными растениями;

уточнить знания детей о соли и сахаре, умение сравнивать вещества и распознавать по характерным признакам;

закрепить знания детей о свойствах воздуха и принципе работы парашюта;

развивать умение договариваться, работать в группе;

формировать умение выражать свою мысль, делать умозаключения;

развивать у детей внимание, мышление и умение обобщать;

 воспитывать интерес к экспериментированию, как возможности добывания новых знаний;

учить делать выводы и заключения из проведенных экспериментов.

Материалы и оборудование:

 мультимедийная установка, чемоданчик , лупы, магниты, скотч, ножницы, черный картон, нитки, ложки, прозрачные емкости с водой, металлические ключики, бумажные цветы, карточки-символы  с правилами ухода за комнатными растениями, полиэтилен, магнитная доска, сахар, соль)

Ход занятия:

На экране заставка

Воспитатель:- Ребята, я очень рада вас видеть в этот прекрасный весенний день. Как называется наш кружок? («Юный следопыт») Что необычного в нашей сегодняшней встрече? (мы в музыкальном зале, а не в группе; к нам пришли гости, родители) Поздороваемся с нашими гостями, пожелаем им доброго утра (дети здороваются). Начнем нашу встречу с традиционного приветствия (дети берутся за руки):

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!                                                                                                      

Играет таинственная сказочная музыка, на экране появляется волшебная книга  сказок. Слайд1.

Голос книги:- Здравствуйте, друзья! Я – волшебная книга сказок! Сказочные герои попали в трудные ситуации, им нужна ваша помощь (дети высказывают готовность помочь героям сказок). Готовы ли вы отправиться в сказочное путешествие? Возьмите с собой свои знания и умения, смекалку, а, главное – дружбу. Ведь недаром говорится: дерево держится корнями, а человек друзьями.

Ребята, а быстрее  попасть в сказку…вам поможет ковер-самолет! ( На экране волшебство: появляется ковер-самолет  Слайд 2). Только не забудьте сказать волшебные слова: «Земля, прощай! В добрый путь!»

Воспитатель: -  Ребята, предлагаю без промедленья отправляться в путь. Что возьмем с собой? (чемоданчик с предметами для наблюдений и экспериментов: лупы, магниты, скотч, ножницы, черный картон, нитки, карточки-символы и т.д.)

Дети благодарят книгу, садятся на ковер и говорят слова. Отправляемся в путешествие.

Слайд 3- горы и долина.

 Слайд 4-  вид сверху - лес и пруд.(включить музыку)

Слайд 5- пруд с кувшинками. Музыка из фильма «Золотой ключик,  или Приключения Буратино». Появляется Буратино, он  грустит у пруда.

Дети:- Здравствуй, Буратино, что случилось? Почему ты такой грустный?

Буратино:- Я уронил золотой ключик в пруд. Не знаю, как же его достать. Может быть, вы мне поможете? Наверное, придется нырять в пруд…

Дети:- Нет, Буратино, у тебя не получится нырнуть ко дну, потому что тебя сделал папа Карло из полена, а дерево в воде не тонет. Ключик можно достать с помощью магнита. Магнит притягивает металлические предметы. Можно сделать магнитную удочку.  Что для этого понадобится? (Выбор предметов в чемоданчике.)

 Эксперимент с магнитными удочками и ключиками (в емкости с водой на дне лежат металлические ключики. Дети с помощью магнитных удочек достают ключики).

Вывод: магнит притягивает металл, магнит проявляет это свойство через воду. Через какие материалы еще магнит притягивает металл? Через бумагу, пластмассу, дерево, ткань. Магнит преграды не боится!

Предлагают Буратино в подарок магнитную удочку. Буратино благодарит и прощается (веселая музыка из фильма)

Отправляемся дальше на ковре-самолете. Дети садятся, говорят волшебные слова.

Слайд 6-водопад;

Слайд 7-долина;

Слайд 8-горная долина;

Слайд 9- королевский замок, вид сверху;

Слайд 10-кухня.

Играет песня «Поварята». Появляется стол, на нем кастрюля, специи, посуда. Поварята поют, варят. Выходит повар, бранит поварят за то, что они перепутали банки с солью и сахаром. Банки не подписаны. Как определить, в какой банке соль? Пробовать нельзя, это запрещено на королевской кухне. Как помочь повару?

Дети:- Соль и сахар сыпучие, белого цвета, не имеют запаха. Они отличаются формой крупинок.

Воспитатель:- Как их различить, что нам понадобится?  (Лупа.)

Выдвигается гипотеза, что вещества различаются по форме крупинок. Гипотеза проверяется посредством опыта.

Опыт: определение  соли и сахара по форме крупинок. Рассматривание крупинок через лупу на черной бумаге.

Вывод: у соли крупинки круглые и матовые, у сахара – кристаллообразные и блестящие.

Повар поварятам: - Смотрите, не перепутайте снова банки!

Дети предлагают подписать банки словами «СОЛЬ» и «САХАР». Повар благодарит детей и предлагает научить их стряпать пельмени.

Физминутка «Пельмени» под музыку, проводит повар.

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой.

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну,

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Мясорубку покручу,

Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку,

На кружок кладу я горку.

Я края соединяю,

Пальчиками их сжимаю.

Покажу свое уменье,

 Вылеплю я 100 пельменей!

Повар с поварятами благодарят ребят и прощаются.

Путешествие продолжается. Дети садятся, говорят волшебные слова.

 Слайд11-леса и речка;

Слайд 12- на  берегу городок;

Слайд 13- деревенский сказочный домик (музыка)

Появляется женщина, в руках горшок с растением, она печально смотрит на него. Женщина рассказывает, что у нее нет детей. Она обратилась за помощью к старой колдунье, а та  подарила ей волшебное ячменное  зернышко, которое надо было посадить в горшок, ухаживать за ним и  беречь. И вот женщина сделала все, как велела колдунья, а цветок не растет.

Дети: - А правильно ли вы ухаживаете за растением?

Женщина:- Я берегу его, как самую большую ценность: я прячу горшок в самой дальней комнатке, чтобы никто его даже не видел. Я закрыла в ней окна и двери, а как ухаживать за ним, я не знаю.

Дети:- Чтобы растение хорошо росло и зацвело, за ним нужно правильно ухаживать.

Воспитатель:- Растение -  это живая или неживая природа? ( Живая). Почему? Оно дышит, питается,  растет, размножается (найти в чемоданчике и вывесить карточки « Признаки живого»). А вы знаете, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями? Мы сможем помочь бедной женщине, научить ее этим правилам?  (дети называют правила ухода и вывешивают соответствующие карточки- символы).

  Растениям необходим солнечный свет и тепло (символ- солнце), полив и опрыскивание (символ- капля), углекислый газ для дыхания (символ-воздух), рыхление почвы (символ-лопатка), протирание листьев (символ- тряпка).

  Давайте подарим женщине эти картинки с правилами ухода за комнатными растениями и пожелаем, чтобы ее желание побыстрее исполнилось.

Женщина благодарит детей, берет карточки, прощается и уходит.

Воспитатель:- Ребята, вы догадались, из какой сказки этот персонаж? («Дюймовочка»  Г.Х.Андерсена). Что за растение вырастет из ячменного зернышка? (ответы детей по сюжету сказки) Так хочется увидеть, как распускается волшебный цветок, правда, ребята? Предлагаю сделать маленькое чудо, хотите? Вы сказали, что без воды растение не может вырасти и расцвести. Сейчас вода сделает для нас волшебство - поможет распуститься прекрасным цветам!

 Эксперимент «Раскрывание бутонов» - бумажные цветы раскрываются в воде. Дети ищут объяснение эксперимента, выдвигают предположения.

Вывод: вода пропитала бумагу, бумага разбухла, лепестки раскрылись.

Путешествие продолжается.

Слайд 14,15,16-отров, луга, поля тюльпанов;

Слайд 17- город вид сверху;(звучит музыка из мультфильма «Малыш и Карлсон»);

Слайд 18- на крыше дома сидит Карлсон.

 Голос  Карлсона: - Ух, ты! Кто это тут разлетался над моей крышей! Птицы разные летают, вертолеты летают, самолеты летают, а вот ковер-самолет вижу первый раз! Кто вы и откуда? (мы ребята из детского сада) А что вы здесь делаете? (Мы помогаем сказочным героям). Ух, ты! Может, вы и мне поможете? (конечно, поможем) Представляете, у меня не работает моторчик, пропеллер не крутится. Не подскажете, почему? (тебе нужна подзаправка вареньем) Точно! Как это я сам не догадался! К сожаленью, варенье закончилось… Как же мне спуститься за вареньем к Малышу? (по лестнице)

Слайд16- Карлсон сидит у лестницы.

Карлсон:- Вот уж нет! Терпеть не могу эти лестницы! Вы пока подумайте, а я  пойду к себе, поищу, может, где-нибудь найду хоть чуточку варенья.

 Слайд 17- Карлсон пьет воду из чайника (дети смотрят на слайд и обсуждают, как помочь Карлсону. На картинке изображено полотенце на веревке, дети приходят к выводу, что из него можно сделать парашют.

 Объясняют принцип устройства и работы парашюта с помощью картинки: Воздух давит на парашют снизу вверх и не дает ему быстро упасть.

Карлсон:- Ну, вы и находчивые, ребята, эта идея мне нравится!

Слайд 18- Карлсон спускается на парашюте.

Карлсон: -Ух, ты! Здорово! Я лечу! Спасибо, ребята!

Воспитатель:- Вот, ребята, мы помогли еще одному сказочному герою решить проблемную ситуацию. А  чем мы воспользовались для этого? (нашими знаниями и умениями, а так же предметами из чемоданчика) А  что вам показалось самым трудным? Вам нравится помогать сказочным героям  с помощью нашего чемоданчика? Пригодились вам ваши знания? Какая сказочная история вам понравилась больше всего? Какие герои наиболее симпатичны?

Слайд - волшебная книга сказок, музыка

Книга:- Я  благодарю вас, ребята, за помощь, отзывчивость и доброту, а так же за знания, сообразительность и умение действовать дружно и сообща. Посмотрите на моих страницах, как герои с вашей помощью вышли из затруднительных ситуаций,

 Книга перелистывает страницы. На слайдах картинки из сказок:

Буратино с золотым ключиком в руке;

 Повар приготовил королевское блюдо;

 В цветке сидит Дюймовочка;

 Карлсон ест варенье.

Карлсон: - Ребята! Спасибо вам большое от сказочных героев, которым вы помогли! Я хочу передать вам привет из сказки и  сладкий сюрприз! (мешочек со сладостями спускается на воздушных шарах)

Слайд  заставка

Литература

Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности в рамках конкурса-смотра «Питание-культура-здоровье» с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности с использованием ИКТ. Тема: «Сервировка стола».

Конспект совместной  образовательной деятельности в рамках конкурса-смотра «Питание-культура-здоровье» с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности с ...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

Конспект совместной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности с детьми среднего дошкольного возраста "Иголка"

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия. Познакомить детей с правилами по технике безопасности при пользовани...

Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области «Здоровье» на тему: «Всем здоровья мы желаем!» (с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет)

Цель: Формирование у детей осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности. Задачи:• Образовательные задачи-Формировать представление о вирусном заболевании (гриппе, его профилак...

Конспект совместной партнёрской деятельности по образовательной области «Здоровье» на тему: «Всем здоровья мы желаем!» (с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет)

Цель: Формирование у детей осмысленного отношения к здоровью, как важной жизненной ценности. Задачи:• Образовательные задачи-Формировать представление о вирусном заболевании (гриппе, ег...

Конспект комбинированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Познавательное развитие», «Физическое развитие» с элементами развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.Тема «Проделки Метелицы»

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов (форма, цвет, размер, части и целое, пространство).- проявление интереса к  движениям  на фитболах и степ-платформах, совершенств...

Совместная образовательная деятельность педагогов ДОУ и родителей в игровой форме с детьми дошкольного возраста 6-7 лет на тему "Не забудем их подвиг великий"

Цель: создать условия для формирования познавательного интереса к истории своей страны через совместную деятельность с родителями.Задачи: Образовательные:- Расширять знания детей о Великой Отечественн...