Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе «Где прячется крахмал»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Разливаева

Цель: формирование знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.

Задачи:

  1. Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;
  2. Учить рассуждать и сравнивать;
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты;
  4. Создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала;
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; формировать навыки и умения экспериментирования.

Оборудование и материал: чистые салфетки, клеенка, фартуки для работы, куски марли, емкость с водой, чашки, терка, ложка столовая, ложки и стаканчики одноразовые, сахар, крахмал, соль, мука, крупа манка. Клубни картофеля, вода, емкости для опыта, йод, пипетки,кисель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия опытно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Где прячется крахмал»

Цель: формирование знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.

Задачи:

  1. Развивать мыслительную активность с помощью проблемных вопросов;
  2. Учить рассуждать и сравнивать;
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы, фиксировать результаты;
  4. Создавать условия для выявления и проверки способов получения крахмала;
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; формировать навыки и умения экспериментирования.

Оборудование и материал: чистые салфетки, клеенка, фартуки для работы, куски марли, емкость с водой, чашки, терка, ложка столовая, ложки и стаканчики одноразовые, сахар, крахмал, соль, мука, крупа манка. Клубни картофеля, вода, емкости для опыта, йод, пипетки,кисель.

 

Ход занятия

1 часть занятия: организационная.

Воспитатель показывает коробку, внутри которой лежит клубень картофеля.

Я пришла к вам не с пустыми руками, как вы думаете, что у меня в этой коробке лежит? Хотите узнать? Коробочку можно открыть только тогда, когда вы разгадаете мою загадку:

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Показать клубень картофеля, спрятанный в коробке, — подтвердить отгадку)

Воспитатель: — Сегодня мы как всегда не просто дети, а настоящие ученые исследователи.

- Скажите, кто такие ученые? Чем они занимаются? (ответы детей)

- Правильно, ученые занимаются наукой. Ученые проводят различные опыты, эксперименты. Сначала ученые задают вопросы, а потом сами пытаются на них ответить. Полученные результаты своих исследований учение обязательно фиксируют в специальных журналах.

- Поскольку, вы сегодня тоже будете учеными, то вам тоже предстоит поставить проблемный вопрос, найти на него ответ, проведя опыты, зафиксировать результаты своих опытов и конечно, сделать выводы.

- Ребята, а где ученые проводят свои эксперименты, исследования? (ответы детей)

- Вот и мы с вами сейчас отправляемся в нашу мини — лабораторию.

Воспитатель:

Вопросы детям:

- Что такое лаборатория?

- Что в ней происходит?

- Какие правила техники безопасности нужно соблюдать в лаборатории?

А сейчас я вам предлагаю превратиться в юных лаборантов (дети надевают форму и бейджики со своими именами).

2 часть занятия практическая

Опыт № 1 «Практическая работа»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть 5 веществ белого цвета: сахар, соль, муку, манку, крахмал. (Задание: — определить названия веществ по внешнему виду;

- уточнить сходство и различие веществ). Если не смогут назвать последнее вещество, его называет воспитатель.

- Ребята, у вас на столах тарелочки с неизвестным веществом. Это и есть объект нашего исследования.

- Потрогайте это вещество.

- Что ощущаете? (поскрипывает на пальцах)

- Давайте опишем это вещество. Какое оно? (порошок белого цвета)

- А теперь я предлагаю вам проверить еще одно свойство этого вещества – растворимость в воде.

- Как можно это проверить? (добавить в воду и размешать)

- Добавьте в стакан с водой ложку этого вещества и размешайте.

- Какой вывод можно сделать? (это вещество в холодной воде не растворяется)

- Итак, давайте обобщим свойства, которыми обладает объект нашего исследования. (порошок белого цвета, не растворяется в воде, поскрипывает при сжатии)

- Сегодня на занятии, в ходе проведенных экспериментов мы с вами должны будем ответить на следующие вопросы:

  1. Где прячется крахмал?
  2. Как обнаружить крахмал?

- Если в конце занятия мы сможем ответить на эти вопросы, то наше занятие прошло успешно.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Мы не будем торопиться»

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Вопросы к детям:

-Ребята, а как вы думаете из чего получают крахмал?

(Выслушать предположение детей и, если никто не даст правильного ответа, объяснить, что его получают из картофеля.)

Опыт № 2 «Крахмал из картофеля»

Воспитатель: Хотите, я вам расскажу, как можно получить крахмал?

Какой предмет кухонной утвари нужно использовать, чтобы измельчить картофель? (Мясорубку, терку, кухонный комбайн, нож.)

Показать детям терку, рассказать о техники безопасности при работе с ней.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня выполним эту работу. (Натереть 1 — 2 картофелины, рассмотреть полученную массу.) Во что превратился клубень? (В кашицу.)

Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал.

(Выслушать предложение детей, если никто не отвечает, то рассказать о процессе получения крахмала: натертый картофель положить в марлю и промыть в воде).

Воспитатель: Вы хотите поучаствовать? Что мы сейчас будем делать?

(Получать крахмал, промывая картофельную массу в воде).

Каждый ребенок промывает картофельную массу в марлевом мешочке.

Воспитатель: «Обнаружили крахмал?» (сквозь мутную воду дети его могут не увидеть). Давайте посмотрим на дно тарелки, здесь можно увидеть осадок – это и есть крахмал.

Воспитатель: Как вы получили крахмал? (Ответы детей.) Что доказали?

(Доказали, что он есть в картофеле.)

Опыт №3 «Как обнаружить крахмал»

- Осталось выяснить — где прячется крахмал – «невидимка».

- А зачем людям крахмал? Где его используют? (ответы детей)

- Правильно крахмал используют для приготовления киселя, при выпечке тортов, как компонент лекарственных средств – его добавляют в таблетки. А еще при помощи крахмала можно накрахмалить рубашки и юбки.

- Ребята, а как думаете, вы употребляете крахмал в пищу? (ответы детей)

- Конечно, ложками мы крахмал не едим. Но оказывается, что крахмал – это невидимое вещество, которое содержится в большинстве продуктов, которые мы с вами употребляем в пищу. Но просто так увидеть крахмал в продуктах мы не можем.

- Итак, начинаем. Чтобы обнаружить, где содержится крахмал, нам понадобится «волшебная» жидкость – обычная настойка йода из домашней аптечки.

- Давайте сначала выясним, какого цвета йод.

- Капните йод при помощи пипетки на ватный диск на тарелочке.

- Что увидели? Какого цвета йод? (коричневого)

- А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если капелька йода встретится с крахмалом.

- Для этого проведем следующий опыт. — Возьмем 2 стакана с чистой водой. В первый стакан добавлять ничего не будем. Во второй стакан добавим 1 ложку крахмала. — А теперь добавим несколько капель йода в каждый из стаканов.

- Что наблюдаете? (ответы детей)

(В стаканах №1 раствор пожелтел. В стакане №2, где был раствор с крахмалом, йод изменил цвет на фиолетовый)

- Итак, какой вывод можно сделать? (если крахмала нет, то йод сохраняет свой цвет, а если есть крахмал, то йод меняет цвет на фиолетовый)

- То есть присутствие крахмала во всех продуктах можно проверить одной каплей йода.

- Ребята, теперь вы можете ответить на второй вопрос нашего занятия?

- Так как же обнаружить крахмал? (при помощи йода)

Капаем йод на срез продукта:

  1. Картофель + йод
  2. Яблоко + йод
  3. Томатная паста + йод
  4. Корочка хлеба + йод
  5. Сок+йод (Дети тестируют продукты питания)

-Что произошло? (Ответы детей)

Результат: Если после нанесения йода на продукт, он окрасился в синий или черный цвет — значит в нём высокое содержание крахмала, а если продукт не поменял цвет, значит, в нем нет крахмала.

- Вот мы нашли ответ и на второй вопрос, как обнаружить крахмал!

(Дети зарисовывают в тетрадях опыт)

3 часть занятия рефлексия

- Расскажите о каком веществе мы сегодня говорили?

- Где прячется крахмал?

- С помощью какого вещества можно обнаружить крахмал?

- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, сегодня вы

были настоящими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Мебель».

Цель. Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей; учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в ф...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Транспорт».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Транспорт».Цель.  Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Ранняя весна».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Ранняя весна».Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (кап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Где прячется воздух»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»Способствовать обогащению и закреплению зна...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...