Проект "Юные ботаники природа вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Любовь Юрьевна Баранова

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей  нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_botaniki_baranova_l.yu_._-_kopiya.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация:  «Научно-исследовательские и    

              практические работы и проекты»

Название: «Юные ботаники. Природа вокруг нас»

Автор:  Пономарев Максим, воспитанник старшей группы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

Руководитель: Баранова Любовь Юрьевна, воспитатель

Название организации: МБДОУ ДС КВ №39 пгт Ильского МО Северский район

Сроки: 04.10.2021г-30.10.2021г.

                                                Оглавление

1.Справка о деятельности авторского коллектива……………….3

2.Введение…………………………………………………………..4-5

3.Цель……………………………………………………………….6

4.Объекты исследования………………………………………….7-9

5.Методы исследования……………………………………………10

6.Результаты исследования…………………………………………10-11

7.Программа действий…………………………………………………12

8.Выводы……………………………………………………………….12

9.Список литературы…………………………………………………13

10.Приложение…………………………………………………………14-23

 

 

Справка о деятельности авторского коллектива

Время создания коллектива: 04.10.2021г-30.10.2021г.

Семья: Пономарева Кристина Сергеевна мама, Пономарев Максим-сын

Пономарев Максим -5лет воспитанник старшей группы, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

Личный вклад: Изготовление поделки из природного материала

Пономарева Кристина Сергеевна – мама Максима

Личный вклад: изучение литературных источников, оформление материала, высаживание деревьев и декоративных хвойных растений на придомовой территории.

Баранова Любовь Юрьевна, воспитатель старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение детский сад комбинированного вида №39 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

 

Введение

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей  нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.

Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием.

В этом проекте мы будем расширять знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно-бережное отношение к объектам природы.

Наш проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о деревьях, о разнообразии растительного мира, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о травах, цветах, лекарственных растениях, кустарниках, деревьях родного края.

Особенности региона  

Краснодарский край  отличается большим разнообразием растительного покрова. Здесь имеются различные типы степей, лесостепь, своеобразная плавневая растительность, леса и луга, необыкновенно красочная альпийская и субальпийская растительность.  Улучшить экологию Краснодара и Краснодарского края, может каждый человек  сделать свой вклад:

  высаживать деревья и декоративные растения у себя дома. На улицах,     парках, скверах высаживают так же деревья и кустарники для озеленения Деревья являются частью естественной глобальной среды. Они используются для строительства зданий, изготовления бумаги, прокладывания дорог, озеленения и так далее.  В его пределах только высших растений насчитывается более 3000 видов.

Почему важно лично для вас:

Я как педагог хочу этим проектом донести до вас, что нужно продолжать развитие личности  неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, образного мышления, творческих способностей, понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе. Понимать, что развитие ребенка происходит во взаимодействии с окружающим миром. Быть образцом для подражания.

Цель: 

  1. Формировать у дошкольников элементарные представления о
  2. необычных растениях и деревьях нашей планеты, о жизни растений, их взаимосвязях в природе.
  3. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.
  4. Способствовать воспитанию интереса к растениям и деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

 Мы считаем, что деревья играют очень важную роль в улучшении качества почвы. Деревья удаляют углекислый газ из атмосферы, а также производят кислород. Таким образом, они не только очищают воздух, но и улучшают его структуру. Без кислорода жизнь на Земле была бы невозможна, и мы должны сделать все для того, чтобы не уничтожить нашу планету.

     Так же, безусловно, лес жизненно важен для природы. В них обитают самые разнообразные птицы, насекомые и млекопитающие, которые веками приспосабливались к окружающей среде и полагались на нее. Даже обычное дерево может быть домом для сотен или даже тысяч существ, таких как змеи, лягушки, многоножки, муравьи, термиты, пауки, жуки и мотыльки.

                                        Объекты исследования:

В данном проекты мы с воспитанником побывали в лесу станицы Дербентской рассмотрели ствол, листья дерева дуба. Дуб широко распространён в Западной Европе и европейской части России.

Дуб является лиственным деревом с пышной и кудрявой кроной. Его ствол темно-серый и покрыт толстой корой. Это светолюбивое, стройное и высокое дерево. Среди деревьев считается долгожителем. Человек научился использовать дуб в своих целях. 

Это дерево  не сложно отличить от других деревьев по его могучей стати. Дуб - крупное, обычно дерево с могучей кроной и мощным стволом. Достигает высоты 20—40 м. Может дожить до 2000 лет, но обычно живёт 300—400 лет. Рост в высоту у Дуба прекращается в возрасте 100—200 лет, прирост в толщину, хоть и незначительный, продолжается всю жизнь. Крона  дуба густая, раскидистая, с толстыми ветвями. Кора дуба толстая, прочная, у взрослого дерева морщинистая, тёмного цвета. Листья дуба продолговатые с большими округлыми зубцами. Неторопливо распускает Дуб листья — иногда лишь к началу июня. А порой - со второй попытки, когда первые листья съедают гусеницы. Цветы Дуба собраны в длинные свисающие серёжки 2-3 см длиной.

Они связывают этого гиганта с окружающим миром посредством листьев или иголок, растущих на них. Однако сердцем древа следует считать корни, ведь именно они черпают силу из земли, а также удерживают его в равновесии. 

Побывав в лесу,  мы увидели красоту осеннего леса.

    2. На нашей территории детского сада №29 растет Береза. Ребенку было интересно рассмотреть красоту этого дерева. 

       Береза – белоствольное дерево, достигающее в высоту до 30 м. Живет она примерно 100-150 лет. Имеет ровный длинный ствол, гладкий, с характерными черными линиями или пятнами на поверхности коры. Дерево обладает разветвленными корнями, которые глубоко уходят в землю. Листья треугольной продолговатой формы разных размеров, очень душистые, окрашены в разные оттенки зеленого цвета, зазубренные по краям. Молодые листочки могут быть липкими. Белый ствол с черными отметинами сделал эту кудрявую красавицу одним из самых узнаваемых символов страны. Без березы сложно представить леса средней полосы, вид активно используется и при озеленении городов: парков, скверов, аллей.  

3. В нашем поселке Ильском растет такое дерево как Боярышник. Мы с воспитанником узнали как важно это дерево, для человека.

Красивый, шаровидной формы кустарник высотой до 2,5 — 3 м, иногда невысокие деревца, побеги с многочисленными колючками до 5 см длиной. Высота дерева боярышник во многом зависит от обрезки и формирования. Крона плотная, округлая, шаровидная или яйцевидная, нередко асимметричная. Листья перисто-лопастные, перисто-рассеченные или цельные, сизо-зеленого или желто-зеленого цвета. Листва боярышника особенно красива осенью, когда к ней прибавляются ярко-желтые или красные расцветки. Кора бурая. Цветки белые, реже розовые или красные, собраны в полузонтики или щитковидные соцветия. Имеются разновидности с махровыми цветками. Цветет в конце весны — начале лета (май — июнь). Плоды боярышника – мелкие сухие или мясистые яблочки с 1–5 косточками. Если цветы у боярышника одинаковые, то плоды могут варьироваться по форме, размеру, цвету. Большую ценность представляет древесина боярышника. Она прочная, вязкая, обладает красивой текстурой, из нее делают различные столярные поделки и художественную посуду, вырезают игрушки. Древесина используется для изготовления рукояток к лопатам и ударным инструментам.

Из плодов боярышника готовят соки, повидло, варенье, желе, мармелад и компоты. Плоды и цветки имеют большое применение в медицине — при сердечных заболеваниях, бессоннице, головокружении, одышке.

4. Мы побывали на «Лавандовой ферме», которая расположена краснодарский край, Северский район, пгт Ильский. Где наблюдали за машиной для высадки саженцев, черенкование декоративных растений. Так же рассмотрели, сколько разновидности растений. Насколько они яркие, красивые в осеннее время года.

Красивые хвойные насаждения активно используются при озеленении это Ели, Туи участков и создании садов. Еще мы были в теплице, где наблюдали поливом растений.

Декоративные растения — это самая многочисленная и разнообразная группа полезных растений. Они служат удовлетворению эстетических потребностей человека, его стремления к прекрасному. Трудно представить себе праздник без цветов или жилые массивы без зелёных насаждений. Зелёные насаждения очищают загрязнённый воздух, улучшают микроклимат, они необходимы при рекультивации нарушенных человеком территорий.

Методы исследования:

  • Анализ:
  • сбор информации;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • целевая прогулка;
  • творческо-продуктивная работа.

Результаты исследования:

Проведя беседу с  Максимом  я пришла к выводу, что у ребенка недостаточно знаний о деревьях и растительности Краснодарского края

Я предложила принять участие в проекте, который поможет  сформировать знание детей и родителей о растительности Краснодарского края. В то время как растительный мир Краснодарского края — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Он своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них массу радостных переживаний. В процессе ознакомления с природой расширяется кругозор, развивается наблюдательность, любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы.

 Пономарева Кристина Сергеевна  предложила съездить в лес, станицу Дербентскую за опавшими листьями для удобрения огорода. Чтобы сохранить больше деревьев, мы решили заняться сбором макулатуры, который организовала наша семья. Из природного материала, выполнили различные поделки. Кристина Сергеевна с Максимом организовали акцию в

детском саду «Сохраним дерево», раздавали листовки . Так же изготовили деревянные кормушки для птиц.

Виды исследований

Результаты в начале проекта

Результаты в конце проекта

1

Бумага

200гр в день

100гр в день

2

Использование листьев как удобрение

10кг

30 кг

3

Соберем макулатуру – сохраним дерево

5кг

10кг

4

Высадка декоративных деревьев

3шт

8шт

В результате проделанной работы, на основании беседы с воспитанником, можно сделать говорить о том, что:

  1. Воспитанник имеет представления детей об окружающем мире.
  2. У дошкольника развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  3. Родители заинтересованы в исследовательской деятельности своего ребенка
  4. Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанника к природе родного края.

 

Программа действий:

  1. Посадка деревьев и кустарников  на придомовом участке;
  2. Посадка берез на территории детского сада;
  3. Создание листовок «Сохраним дерево»
  4. Участие в акции «Соберем макулатуру – сохраним дерево»
  5. Акция «Сделай кормушку»

Выводы:

  1. Проект позволит детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений.
  2. В процессе данной работы у детей сформируются элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года.
  3. Дети получат ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определят и составят рекомендации:
  4. Всем людям необходимо бережно относиться к растениям.
  5. Знать название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы) .
  6. Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям.
  7. Теперь  дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Список использованной литературы:

https://yavitrina.ru/article/10-prichin-obyasnyayuschih-vazhnost-posadki-derevev причины важности посадки деревьев

https://www.kakprosto.ru/kak-91283-pochemu-vazhny-derevya почему важны деревья

https://videouroki.net/razrabotki/zanimatelnaya-botanika-proekt.html занимательная ботаника

 

   

    Приложение №1

Красота леса!  Максим с мамой Кристиной рассматривали кору дуба, увидели насколько могуч Дуб.

                                   

                           

Берегите лес! Воспитанник так же увидел какие у дуба листья, их форму и какой окрас у них в осеннее время года

                         

Красота осеннего леса в станице Дербентской

                             

Красота и значимость этого дерева воспевается в литературе, а преимущества березы как растения невозможно переоценить. На территории детского сада №39 были высажены аллея из берез

               

                 

                     

Наименование его переводится, как «крепкий». Наверное, потому что срок жизни растения составляет несколько сотен лет. Но может быть, причина в особой прочности древесины.

Дерево Боярышника усыпано ягодами.

                               

Мы с Максимом и его мамой Кристиной были на «Лавандовой ферме». Где наблюдали за высадкой растений.

                                             

                               

            Познакомились с разновидностью декоративных культур

                 

                                                               

В теплицах наблюдали за капельным поливом растений.

                                 

                                                           

Опавшие листья как удобрение,позволяющие улучшить структуру верхних слоев земли,а также создать более качественные условия для роста влаголюбивых растений.

         

       

             Переработка макулатурного сырья-это спасенное дерево!

                 

Участие в акции «Сохраним дерево»

Привлечение внимания подрастающего поколения к необходимости сохранить дерево.

   

Акция «Сделай кормушку» Это тоже очень важно для защиты деревьев. Птицы обеспечат зачистку и надежную защиту для деревьев от различных гусениц,блошек,вредных мошек.

               

                  Изготовление поделок из природного материала.

                         

                           

Знание и значение деревьев в жизни ребенка. Желание самим посадить дерево ухаживать за ним.

                     

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас». Автор опыта: Шебанова Елена Викторовна воспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»

ТЕМА: «ПРИРОДА – вокруг нас».Автор опыта:  Шебанова Елена Викторовнавоспитатель МБДОУ № 11 «Ромашка»Содержание :Введение1.         «Природа – природа...

Тема: КВН «Природа вокруг нас»

Открытое занятие на ГМО в подготовительной группе....

Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»

Викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...