Экспериментально-исследовательский проект по ознакомлению с социальным миром "Удивительный мир бумаги" (старшая группа)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность проекта:
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка, имеющий свою специфику на каждом возрастном этапе.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и успешного его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить всё новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребёнка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности.
Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, не смотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах.
Учитывая интерес детей к данной теме, выбрали работу над проектом «Удивительный мир бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно значима для детей.
Актуально вовлечение детей в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего развития каждого ребёнка посредством работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bumaga_starshaya.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментально-исследовательский проект
«Удивительный мир бумаги»
старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики»
Подготовили воспитатели:
Скоробогатова Т.Н.
Сигаева А.А.
Экспериментально-исследовательский проект
«Удивительный мир бумаги»
(старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития «Колокольчики»)
Подготовили воспитатели Скоробогатова Т.Н., Сигаева А.А.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта: познавательный, групповой, экспериментально-исследовательский, краткосрочный.
Срок реализации: 8.11.2021 – 12.11.2021
Актуальность проекта:
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка, имеющий свою специфику на каждом возрастном этапе.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и успешного его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить всё новое – основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребёнка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности.
Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал для детского творчества, креативного и речевого развития, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с бумагой, но, не смотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах.
Учитывая интерес детей к данной теме, выбрали работу над проектом «Удивительный мир бумаги». Считаем, что работа по данной теме будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и общественно значима для детей.
Актуально вовлечение детей в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего развития каждого ребёнка посредством работы над проектом.
Цель: Формирование устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Задачи:
- Дать представление о том, на чём писали, когда не было бумаги.
- Вызвать желание попробовать изготовить посуду из папь-маше.
- Изучить историю возникновения бумаги.
- Исследовать и проанализировать свойства бумаги.
- Развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.
- Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
- Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
- Активизировать словарь по теме «Удивительный мир бумаги».
Ожидаемый результат:
- Систематизированы знания детей о бумаге, её свойствах и назначении.
- Сформированы проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее активный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
- Развита сенсорно-аналитическая деятельность детей.
- Повышен уровень экологической культуры.
- Обогащена предметно-пространственная среда.
- Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
- Улучшены показатели познавательного и речевого развития.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, навыков коммуникативного общения.
Предполагаемый продукт проекта: Оформление мини-музея «Удивительный мир бумаги». Презентация проекта и мини-музея детьми для детей других групп и родителей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов (дидактические игры, иллюстрации, видеоматериалы) по теме.
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбома «Мир бумаги», оборудование для экспериментальной деятельности.
Организационный этап:
Определение объекта изучения; рассказ о истории возникновения бумаги и организация выставки «Волшебная бумага»; рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация, бумагопластика); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками, проведение мастер-классов; консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; привлечение родителей к сбору информации по теме.
Основной этап:
Беседы:
«Задолго до появления бумаги» (Цель: Дать детям представление о том, на чём писали, когда не было бумаги);
«История возникновения бумаги» (Цель: Знакомство с историей возникновения бумаги);
«Применение бумаги» (Цель: Развитие познавательной активности детей через поисковую деятельность);
Просмотр видеороликов:
«История возникновения бумаги» (из серии «Шишкин лес»);
«Фиксики» (из серии «Бумага»);
«Современное производство бумаги».
Чтение художественной литературы:
Стихотворения:
«Я листок бумажный», «В сказочном царстве», «Шуршат осенние кусты» Ф. Усачёв;
«Лист бумаги» С. Михалков;
«Смешной цветок» А. Барто;
«Под рукой оживают цветы» В.Н. Напреенко;
«Бумажный кораблик по имени «Книга» А. Сметанин.
Сказки:
«Сказка о бумажной фее» Литвинова;
«Сказка о бумажной балерине» Д. Новак;
«Сказка о чистом листе бумаги» Е. Сосна.
Рассказ:
«Откуда пришла бумага» Б. Житков.
Малоподвижные игры:
«Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает».
Дидактические игры:
«Определи на ощупь», «Волшебная бумага», «Бумажная фея», «Что изменилось?», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?»
Пальчиковая гимнастика:
«Лист бумаги мы сжимаем», «Раз, два, три, четыре, пять», «В этом домике пять этажей».
Подвижные игры:
«Листочки и ветер», «С островка на островок», «Замри», «Бумажный мяч», «Бумажный салют», «Самолёт», «К названному цвету беги», «Перенеси листок».
Сюжетно-ролевые игры:
«Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий».
Физ. минутки:
«Бумажные фантики», «Свеча», «Мы бумагу мяли, мяли».
Дыхательная гимнастика:
«Бумажный комочек», «Остудим чай».
Речевые игры:
«Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Бумажная, бумажный, бумажные», «Так не бывает», «Опиши предмет».
Мастер-класс с детьми:
«Письмо на дереве» (Цель: Вызвать у детей желание попробовать писать, как древние люди).
Экспериментальная деятельность:
«Сравнение бумаги», «Склеивание бумаги», «Шуршащая или поющая бумага», «Разрывание бумаги», «Вода и бумага», «Летающая бумага», «Прочность бумаги», «Скорость разложения бумаги», «Волшебные цветы».
Рисование:
«Цветные зонтики».
ФЭМП:
«Деление и сгибание бумаги».
Аппликация:
«Посуда» (обрывание бумаги).
Музыкальный досуг:
«Превращение бумажного листа».
Заключительный этап:
Обобщение результатов работы в виде оформления выставки работ родителей и детей, оформление мини-музея «Удивительный мир бумаги».
Заключение: Проделанная работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы со взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.
В процессе исследовательской деятельности дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.
Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.
Литература:
- «Развитие речи» Л.Е. Кыласовой;
- «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи» Н.В. Степановой;
- «Знакомим с окружающим миром детей 5-6 лет» Т.В. Ваструхиной;
- «Методика детского экспериментирования» Л.В. Рыжовой;
- «Логические игры и загадки» Е. Синицыной;
- «Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников» О. Дыбиной;
- «Простые опыты с бумагой для дошкольников» М. Султановой;
- «Оригами для старших дошкольников» С.В. Соколовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-творческий проект по ознакомлению с социальным миром "Праздник Пасха" (старшая группа)
Актуальность проблемы:Дети старшей группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», орга...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Моя семья" (подготовительная группа)
Семья – источник любви, уважения, привязанности. Семья – это главное в жизни для каждого из нас. Семья – это родные и близкие и люди, с кого мы берем пример, тех кого мы любим, о ком...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Зимняя сказка" (старшая группа)
Актуальность: Очень важно, чтобы дети с ранних лет умели видеть красоту родной природы в любое время года, бережно относиться к ней. Дошкольнику необходимо создать условия для формирования духовно-нра...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Зимние забавы" (старшая группа)
Актуальность проекта: Все дети любят зиму, но не все задумываются, что было бы, если бы зимой не было снега. Дети получат возможность в течение десяти дней работать над одной темой, чтобы получит...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Народная культура и традиции" (старшая группа)
Актуальность проекта: Народная культура и традиции являются мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребёнка. Но с уверенностью можно сказать, что большинство взрослых и детей...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Народная культура и традиции" (старшая группа)
Актуальность проекта: Народная культура и традиции являются мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребёнка. Но с уверенностью можно сказать, что большинство взрослых и детей...
Проект по ознакомлению с социальным миром "Добрые дела" (подготовительная группа)
совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формиров...