План самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Светлячок»
План самообразования
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Срок реализации
2021-2024 учебный год
Подготовила: Лаптева А.М.
г.о.г.Бор
2021г.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием нашей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. Обучать детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Форма самообразования: индивидуальная
Теоретический этап:
Изучение литературы по теме самообразования:
- Нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС, каждый педагог ДОУ». Слепцова И. Ф.
- САНПИН
Методическая литература:
1.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г.
2.Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры:Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка». (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.
3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
4. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.
5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.
6. Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
7. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
Форма отчётности: (практический этап)
1.Консультации для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию;
2. Анкетирование родителей;
3. Изготовление экологических игр, пособий, картотеки прогулок;
4. Составление конспектов занятий, развлечений;
5. Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
6. Творческий отчет по данной теме в форме презентации на педагогическом совете.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
План повышения квалификации педагога ДОУ
Содержание деятельности | Форма представления результата |
Диагностико-прогностический этап (2017-2018г. г.) | |
| Отчет по теме самообразования |
| План развития развивающей предметно-пространственной среды |
|
Отчет по теме самообразования |
| |
| Консультации |
Содержание деятельности | Форма представления результата |
Организационно-практический этап (2022-2023 г.г.) | |
| Отчет на педагогическом совете
|
| Карта анализа предметно-развивающей среды |
| Свидетельство о прохождении КПК |
| Отчет по теме самообразования |
| Отчет по теме самообразования |
| Выступление на педагогическом совете |
| Результаты мониторинга |
Содержание деятельности | Форма представления результата |
Итоговый (2023-2024 г.г.) | |
| Отчет
|
| Отчет по теме самообразования |
| Отчет по теме самообразования |
| Портфолио, Сборник электронных дидактических и методических материалов, Рецензирование программ, методических разработок Презентация итогов. |
| Аналитические справки, отчеты по итогам работы за год |
| Карта методической активности |
Перспективный план по самообразованию
Срок реализации 2021-2022 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание деятельности | Формы представления результата |
Диагностико-прогностический этап (2021-2022 г.г.) | ||
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | Приобретение пособий и дидактического материала. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», | Применение в практической деятельности |
3 | Разработать карты мониторинга. Разработать анкеты опроса родителей. | Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников.
|
Практический этап | ||
4 | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Перспективный план работы |
5 | Выставка-конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии» | Творческая работа детей с родителями |
6 | Долгосрочный проект «Как хлеб на стол пришел» | Оформление проекта с привлечением социальных партнеров (магазин, хлебозавод) |
7 | Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картин | Картотека |
8
| Изготовление лепбука на тему «Что растет в огороде?» Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Творческая работа совместно с родителями -создание в группе огорода на подоконнике. |
9 | Консультации для родителей | Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…» |
10 | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды области «Познание». Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы. | Приобретение наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром. Проведение экспериментов с объектами неживой природы. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». |
11 | Разработка проекта для старшей подготовительной группы «Поможем птицам перезимовать» | Долгосрочный проект, участие родителейи детской районной библиотеки |
12 | Выставка творческих работ «Елочка-красавица, всем ребятам нравится»
| Выставка работ |
13 | Разработка проектирования экологической тропы с Дедом Правоведом в старшей подготовительной группе | Составление конспектов с использованием ИКТ |
14 | Проект «Луковичные растения» | Оформление проекта, размещение в социальной сети для работников образования |
14 | Консультации на педагогическом совете для воспитателей «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника», «Игры по экологии в детском саду». | Выступление с докладом на педагогическом совете. |
15 | Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края» | Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования. |
16 | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха, участии родителей в играх. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
17 | Отчет о проделанной работе | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. |
18 | "Осенние фантазии". | Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов. |
Перспективный план по самообразованию
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Форма отчётности | |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | Приобретение пособий. | |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | В течение года | Подписка на печатные издания. | |
Практический этап | ||||
3 | Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию. | Сентябрь | Календарно – тематическое планирование | |
4 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. | Акция «Наши меньшие друзья!» | ||
5 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности. | В течение года | Демонстрационный и раздаточный материал. | |
6 | Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром. | Ноябрь | Конспект образовательной деятельности | |
7 | Совместное творчество родителей и детей из бросового материал «Береги природу» | Ноябрь | Выставка работ | |
8 | Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!» | Декабрь | Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки. | |
9 | «Природа и люди в русских волшебных сказках» | Январь | Консультация для родителей. | |
10 | Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог» | Февраль | Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт. | |
11 | Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный). | Март | Творческая работа детей совместно с родителями. | |
13 | Проведение викторины «Что? Где? Когда?» | Апрель | Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста. | |
14 | Отчет о проделанной работе. | Май | Самоанализ и подведение итогов. | |
15 | Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!» | Май | Выставка семейных фотографий. | |
Перспективный план по самообразованию
Срок реализации 2023-2024 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Форма отчетности |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий и дидактического материала. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» | Сентябрь | Беседа с родителями, памятка. |
4 | Игры и упражнения для экологического развития детей младшего дошкольного возраста | Картотека игр и упражнений. | |
5 | «Люби и охраняй родную природу». | Октябрь | Оформление папки-передвижки. |
6 | Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. | Октябрь | «Осень золотая» |
7 | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Ноябрь | Развлечение «Мой осенний сад» |
8 | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | В течение года | Наглядный материал |
9 | Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» | Декабрь | Наглядный материал |
10 | Взаимодействие с родителями. | Январь | Конкурс «Самая красивая кормушка» Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» |
11 | Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Февраль | Выступление с сообщением на родительском собрании. |
12 | Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок | Март | Выступление на конкурсе чтецов |
11 | Акция «Необычное семечко». | Март | Подготовка семян и высадка рассады. |
13 | Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек» | Апрель | Конспект образовательной деятельности, самоанализ. |
14 | Отчет о проделанной работе за год. | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе. Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
Цель: Сформировать у детей познавательный интерес к природе, как источнику жизни, здоровья и радости, интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать бережное отношение к природе, выработать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами окружающего мира.
Задачи:
- развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой;
- формирование экологического мировоззрения;
- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
- формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
- формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;
- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;
- воспитание любви к природе родного края;
- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и по этому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей: сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным и безнравственным действиям.
Исходя из Программы развития, я выбрала для самообразовании тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников». По этой теме я работаю с детьми средней группы, опираясь на программу С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Для своей работы я составила перспективный план на учебный год.
вопрос Форма исполнения литература Срок исполнения
Теория и методика экологического образования детей ознакомление СН. НИКОЛАЕВА «теория и методика экологического образования детей.» сентябрь
диагностика Диагностические карты журналы Октябрь, ноябрь
Разработка наглядно-информационных памяток для родителей Папки -раскладушки М. В. Коробова «Малыш в мире природы» декабрь
Разработка картотек прогулок по временам года Картотека прогулок (конспекты)январь
Разработка журналов «божья коровка», насекомые» и тд журналы февраль
Подборка опытов (воздух, вода) журналы март
Разработка конспектов конспекты по экологии апрель
Диагностика детей Отчет на педсовете май
Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию начал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.
• Природный уголок в группе;
• учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года», «Божья коровка», Кто такие насекомые?», «все о птицах», «вода», «комнатные растения», «Экологические сказки», «части растения», «правила поведения в лесу». «в царстве грибов», «цветы», «экологические ситуации», «опыты с воздухом», «как растет цветок?».
Еще я составила картотеку прогулок по временам года.
Картотека подвижных игр.
подборка дисков о животных.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);
• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);
• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);
• игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);
Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.
При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как
1) работа с детьми,
2) работа с родителями.
Работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний. «Что такое природа», «Мой родной край», «Живая и неживая природа», «Царица-водица», «С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы», «В гости к лесовичку», «Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в средней группе).
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.
В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт)ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение)– живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:
- «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?», «Моя семья», «Тепло – холодно», «Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Кому нужна вода?»);
- «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?», «Кто не спрячется в лесу?», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Угадай, чей хвост» и др.);
- «Растение – живое существо» («Где растет?», «Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?», «Как дерево растет?»(знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).
На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции: «Лучшая поделка из природного материала», «кормушка для птиц». «дары осени», консультации для родителей по экологии.
В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.
Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.
Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Радостные переживания поднимали жизненный тонус, поддерживали бодрое настроение детей. Дети, чувствуя уважение к себе, как равным, постепенно начинали раскрепощаться и творить, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.
(диагностические задания по программе «от рождения до школы»)
Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.
Дошкольники:
• радуются встрече с природой,
• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами,
• видят разнообразие природного мира,
• признают ценность жизни,
• имеют представления о правилах поведения в природе,
• сформировано начало экологической культуры.
Родители:
• участвуют в совместных акциях,
• в приобщении детей к миру природы.
Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
2. Консультация для родителей «Безопасность Вашего ребёнка», «о чем говорят растения». «весенние прогулки» и тд.
3. Памятка для родителей «»фрукты и овощи-источник здоровья».
4. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «экологическое воспитание в детском саду-это актуально!
5. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «педагогический опыт. экологическое воспитание дошкольников».
6. Результаты диагностики на начало и конец учебного года
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.
3. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» // СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. //М: Мозаика – Синтез, 2005.
5.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». //М: Мозаика – Синтез, 2016
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
7. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
8. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
9. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
10. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
11. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.
12. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
13. Т. А. Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва. Прометей Книголюб. 2003г.
14. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М:. Издательский центр «Академии», 2001.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Светлячок»
План самообразования
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Срок реализации
2021-2024 учебный год
Подготовила: Лаптева А.М.
г.о.г.Бор
2021г.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Основным содержанием нашей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей. Обучать детей любви и пониманию природы, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Форма самообразования: индивидуальная
Теоретический этап:
Изучение литературы по теме самообразования:
- Нормативные документы по проблеме «Что должны знать о ФГОС, каждый педагог ДОУ». Слепцова И. Ф.
- САНПИН
Методическая литература:
1.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г.
2.Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры:Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка». (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.
3. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
4. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.
5. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.
6. Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
7. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
Форма отчётности: (практический этап)
1.Консультации для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию;
2. Анкетирование родителей;
3. Изготовление экологических игр, пособий, картотеки прогулок;
4. Составление конспектов занятий, развлечений;
5. Создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
6. Творческий отчет по данной теме в форме презентации на педагогическом совете.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
План повышения квалификации педагога ДОУ
Содержание деятельности | Форма представления результата |
Диагностико-прогностический этап (2017-2018г. г.) | |
| Отчет по теме самообразования |
| План развития развивающей предметно-пространственной среды |
| Отчет по теме самообразования |
| |
| Консультации |
Содержание деятельности | Форма представления результата |
Организационно-практический этап (2022-2023 г.г.) | |
| Отчет на педагогическом совете |
| Карта анализа предметно-развивающей среды |
| Свидетельство о прохождении КПК |
| Отчет по теме самообразования |
| Отчет по теме самообразования |
| Выступление на педагогическом совете |
| Результаты мониторинга |
Содержание деятельности | Форма представления результата |
Итоговый (2023-2024 г.г.) | |
| Отчет |
| Отчет по теме самообразования |
| Отчет по теме самообразования |
| Портфолио, Сборник электронных дидактических и методических материалов, Рецензирование программ, методических разработок Презентация итогов. |
| Аналитические справки, отчеты по итогам работы за год |
| Карта методической активности |
Перспективный план по самообразованию
Срок реализации 2021-2022 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание деятельности | Формы представления результата |
Диагностико-прогностический этап (2021-2022 г.г.) | ||
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | Приобретение пособий и дидактического материала. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», | Применение в практической деятельности |
3 | Разработать карты мониторинга. Разработать анкеты опроса родителей. | Обобщение опыта работы по организации экологического воспитания дошкольников. |
Практический этап | ||
4 | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Перспективный план работы |
5 | Выставка-конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии» | Творческая работа детей с родителями |
6 | Долгосрочный проект «Как хлеб на стол пришел» | Оформление проекта с привлечением социальных партнеров (магазин, хлебозавод) |
7 | Подбор дидактических игр и упражнений, сюжетных картин | Картотека |
8 | Изготовление лепбука на тему «Что растет в огороде?» Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Творческая работа совместно с родителями -создание в группе огорода на подоконнике. |
9 | Консультации для родителей | Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…» |
10 | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды области «Познание». Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, обновление мини лаборатории с объектами неживой природы. | Приобретение наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром. Проведение экспериментов с объектами неживой природы. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». |
11 | Разработка проекта для старшей подготовительной группы «Поможем птицам перезимовать» | Долгосрочный проект, участие родителейи детской районной библиотеки |
12 | Выставка творческих работ «Елочка-красавица, всем ребятам нравится» | Выставка работ |
13 | Разработка проектирования экологической тропы с Дедом Правоведом в старшей подготовительной группе | Составление конспектов с использованием ИКТ |
14 | Проект «Луковичные растения» | Оформление проекта, размещение в социальной сети для работников образования |
14 | Консультации на педагогическом совете для воспитателей «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника», «Игры по экологии в детском саду». | Выступление с докладом на педагогическом совете. |
15 | Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края» | Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования. |
16 | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха, участии родителей в играх. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
17 | Отчет о проделанной работе | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. |
18 | "Осенние фантазии". | Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов. |
Перспективный план по самообразованию
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Форма отчётности | |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | Приобретение пособий. | |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | В течение года | Подписка на печатные издания. | |
Практический этап | ||||
3 | Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию. | Сентябрь | Календарно – тематическое планирование | |
4 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду. | Акция «Наши меньшие друзья!» | ||
5 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности. | В течение года | Демонстрационный и раздаточный материал. | |
6 | Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром. | Ноябрь | Конспект образовательной деятельности | |
7 | Совместное творчество родителей и детей из бросового материал «Береги природу» | Ноябрь | Выставка работ | |
8 | Организация выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья!» | Декабрь | Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки. | |
9 | «Природа и люди в русских волшебных сказках» | Январь | Консультация для родителей. | |
10 | Экологическое мероприятие совместно с родителями «Профессия-эколог» | Февраль | Оформление фотоколлажа. Фотоотчёт. | |
11 | Проект « Животные на земле»- природоохранная деятельность (краткосрочный). | Март | Творческая работа детей совместно с родителями. | |
13 | Проведение викторины «Что? Где? Когда?» | Апрель | Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста. | |
14 | Отчет о проделанной работе. | Май | Самоанализ и подведение итогов. | |
15 | Фотоколлаж на тему «Отдыхаем, не навредя!» | Май | Выставка семейных фотографий. |
Перспективный план по самообразованию
Срок реализации 2023-2024 учебный год
Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Форма отчетности |
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий и дидактического материала. |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком» | Сентябрь | Беседа с родителями, памятка. |
4 | Игры и упражнения для экологического развития детей младшего дошкольного возраста | Картотека игр и упражнений. | |
5 | «Люби и охраняй родную природу». | Октябрь | Оформление папки-передвижки. |
6 | Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. | Октябрь | «Осень золотая» |
7 | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Ноябрь | Развлечение «Мой осенний сад» |
8 | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | В течение года | Наглядный материал |
9 | Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» | Декабрь | Наглядный материал |
10 | Взаимодействие с родителями. | Январь | Конкурс «Самая красивая кормушка» Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» |
11 | Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» | Февраль | Выступление с сообщением на родительском собрании. |
12 | Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок | Март | Выступление на конкурсе чтецов |
11 | Акция «Необычное семечко». | Март | Подготовка семян и высадка рассады. |
13 | Проведение образовательной деятельности на тему: «Маленький цветочек» | Апрель | Конспект образовательной деятельности, самоанализ. |
14 | Отчет о проделанной работе за год. | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе. Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
Цель: Сформировать у детей познавательный интерес к природе, как источнику жизни, здоровья и радости, интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать бережное отношение к природе, выработать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами окружающего мира.
Задачи:
- развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой;
- формирование экологического мировоззрения;
- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;
- формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;
- формирование доброжелательного отношения детей к живой природе;
- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;
- воспитание любви к природе родного края;
- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д., кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и по этому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей: сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным и безнравственным действиям.
Исходя из Программы развития, я выбрала для самообразовании тему: «Формирование экологической культуры у дошкольников». По этой теме я работаю с детьми средней группы, опираясь на программу С. Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Для своей работы я составила перспективный план на учебный год.
вопрос Форма исполнения литература Срок исполнения
Теория и методика экологического образования детей ознакомление СН. НИКОЛАЕВА «теория и методика экологического образования детей.» сентябрь
диагностика Диагностические карты журналы Октябрь, ноябрь
Разработка наглядно-информационных памяток для родителей Папки -раскладушки М. В. Коробова «Малыш в мире природы» декабрь
Разработка картотек прогулок по временам года Картотека прогулок (конспекты)январь
Разработка журналов «божья коровка», насекомые» и тд журналы февраль
Подборка опытов (воздух, вода) журналы март
Разработка конспектов конспекты по экологии апрель
Диагностика детей Отчет на педсовете май
Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию начал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д. р., предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.
Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды.
• Природный уголок в группе;
• учебно-наглядных пособий- альбомов «Времена года», «Божья коровка», Кто такие насекомые?», «все о птицах», «вода», «комнатные растения», «Экологические сказки», «части растения», «правила поведения в лесу». «в царстве грибов», «цветы», «экологические ситуации», «опыты с воздухом», «как растет цветок?».
Еще я составила картотеку прогулок по временам года.
Картотека подвижных игр.
подборка дисков о животных.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:
• наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);
• словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т. д.);
• практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.);
• собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);
• игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);
Все группы методов использовались мною на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.
При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные особенности детей. Моя работа была организована по таким направлениям, как
1) работа с детьми,
2) работа с родителями.
Работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний. «Что такое природа», «Мой родной край», «Живая и неживая природа», «Царица-водица», «С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы», «В гости к лесовичку», «Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (конспекты занятий по экологии в средней группе).
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю - частые, непосредственные наблюдения.
В процессе наблюдения за окружающим, я учила понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Особое значение мною придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт)ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение)– живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:
- «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?», «Моя семья», «Тепло – холодно», «Помоги Хрюше» (уход за собственным телом, «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Кому нужна вода?»);
- «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?», «Кто не спрячется в лесу?», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Угадай, чей хвост» и др.);
- «Растение – живое существо» («Где растет?», «Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже?», «Что сначала, что потом?», «Как дерево растет?»(знакомство с частями растений, «Угадай по описанию» и др.).
На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. С родителями организовывалось консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции: «Лучшая поделка из природного материала», «кормушка для птиц». «дары осени», консультации для родителей по экологии.
В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.
Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В самостоятельной деятельности детей появились игры экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла положительные результаты.
Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Радостные переживания поднимали жизненный тонус, поддерживали бодрое настроение детей. Дети, чувствуя уважение к себе, как равным, постепенно начинали раскрепощаться и творить, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.
(диагностические задания по программе «от рождения до школы»)
Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.
Дошкольники:
• радуются встрече с природой,
• по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами,
• видят разнообразие природного мира,
• признают ценность жизни,
• имеют представления о правилах поведения в природе,
• сформировано начало экологической культуры.
Родители:
• участвуют в совместных акциях,
• в приобщении детей к миру природы.
Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
2. Консультация для родителей «Безопасность Вашего ребёнка», «о чем говорят растения». «весенние прогулки» и тд.
3. Памятка для родителей «»фрукты и овощи-источник здоровья».
4. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «экологическое воспитание в детском саду-это актуально!
5. Свидетельство о публикации методической разработки на международном образовательном портале Маам. «педагогический опыт. экологическое воспитание дошкольников».
6. Результаты диагностики на начало и конец учебного года
Список использованной литературы:
1. «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и др.)
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.
3. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» // СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
4. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. //М: Мозаика – Синтез, 2005.
5.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». //М: Мозаика – Синтез, 2016
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
7. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
8. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
9. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
10. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
11. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.
12. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
13. Т. А. Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва. Прометей Книголюб. 2003г.
14. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М:. Издательский центр «Академии», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Определяя тему по самообразованию, я остановилась на проблеме экологического воспитания....

План по самообразованию педагога Хайруллиной Руфины Рафатовны. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация на тему «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...

Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны
Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей...

План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
План по самообразованию на 2013-2018 учебные года по теме «Роль художественной литературы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Роль художественной литературы в формировании экологического воспитания дошкольников...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....