Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны
проект на тему
Пояснительная записка
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.
Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Должны помочь людям выжить, сделать среду приемлемой для существования.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель:
Формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения к самой природе, к людям, охраняющим ее, формирование отношения к себе – как к части природы.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области экологического воспитания.
2. Включить развитие экологического воспитания детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций,
3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
4. Обогащение предметно-развивающей среды по теме.
5. Привлечь родителей к совместной работе по экологии.
Задачи, которые я ставлю перед детьми:
Дать первые ориентиры в мире природы.
Формировать начальные знания о растениях, животных, природных явлениях.
Развивать доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.
Вызвать интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nachal_ekologicheskoy_kultury_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 96.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида»
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
План по самообразованию
Воспитателя первой квалификационной категории
Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны
Тема:
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пояснительная записка
В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.
В своей работе я всегда уделяла много внимания экологическому воспитанию и занималась этим на протяжении многих лет.
Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с растительным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к растительному миру.
Практическая значимость состоит в возможности использования в учебной работе тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Должны помочь людям выжить, сделать среду приемлемой для существования.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель:
Формирование у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения к самой природе, к людям, охраняющим ее, формирование отношения к себе – как к части природы.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области экологического воспитания.
2. Включить развитие экологического воспитания детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций,
3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
4. Обогащение предметно-развивающей среды по теме.
5. Привлечь родителей к совместной работе по экологии.
Задачи, которые я ставлю перед детьми:
Дать первые ориентиры в мире природы.
Формировать начальные знания о растениях, животных, природных явлениях.
Развивать доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.
Вызвать интерес к окружающему миру.
2012-2013 учебный год (старшая группа)
№ | Этапы работы | Содержание работы | Сроки проведения | Формы предоставления результатов |
1 | Изучение психолого-педагогической методической литературы по теме самообразования Цель: Формирование начал экологической культуры в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования Задача: Воспитание осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям. к самому себе как части природы. | Подбор методической литературы по теме: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» | Сентябрь | Список методической литературы по теме. |
Составление плана работы. Ознакомление с материалами ФГТ | Октябрь | Перспективный план работы. | ||
Изучение диагностики по программе « Программа воспитания и обучения в детском саду »б(под ред.М.А.Васильевой) Знакомство с программой Р.К.Шаеховой «Региональная программа дошкольного образования» Казань 2012 | Ноябрь | Обработка результатов диагностики | ||
Изучение методической литературы С.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». | Ноябрь | Создание в группе предметно-развивающей среды | ||
Изучение методической литературы Соломенникова О.А. «Занятия по формированию экологических представлений» Изучение методического пособия Кобзева Т.Г«Организация деятельности детей на прогулке.» | Декабрь | Составление конспектов , развлечений. | ||
Изучение вопросов организации занятий. | Январь | Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром. | ||
Изучение материалов педагогической печати по экологическому воспитанию детей в МБДОУ(журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч») | Февраль | Консультации на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» | ||
Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»: №5 2006г. | Март | Поделиться опытом работы с молодыми специалистами Организация выставки поделок родителей и детей на тему: «Вдохновение весны» | ||
Изучение методик и технологий педагогов других регионов(Интернет ресурс) Изучение материалов газеты «Открытый урок»(2013г март) | Апрель | |||
Привлечение родителей к работе по озеленению игровой площадки, ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения в летний период Диагностика на конец учебного года. | Май | Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии экологического воспитания детей дошкольного возраста» Обработка результатов диагностики | ||
2013-2014учебный год (подготовительная группа) | ||||
2 | Цель: Продолжить работу по экологическому воспитанию детей в подготовительной школе группы. Задачи: Изучить картотеку игр, развивающие качественную сторону развития речи. Повышать свой профессиональный уровень по теме Создавать условия для развития природных задатков и способностей детей в экологическом воспитании | Разработать перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе | Сентябрь-октябрь | Календарно – тематическое планирование |
Составление индивидуальной работы с детьми с низким уровнем развития Библиотека –воспитателям: Горокова Л.Г. «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников»(средняя-старшая-подготовительная группы)ВАКО-2005г Ковинько Л.В. «Секреты природы-это так интересно»М Линка –Пресс 2004г Воронкевич ОА. «Добро пожаловать в экологию. Современная технология экологического образования. Дошкольная педагогика 2006. | Ноябрь | Индивидуальный план работы с детьми с низким уровнем по ознакомлению с окружающим миром. | ||
Опытническая деятельность детей в уголке экспериментирования(вода, снег, лед) | Декабрь | Выставка совместных поделок на тему: «Зимушка –зима» | ||
Знакомство с материалами конкурса в защиту окружающей среды «Здоровье планеты в моих руках». | Январь-февраль | Выставка рисунков детей: «Чистота и здоровье | ||
Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых Диспут: «Для чего нужна вода? Опытническая деятельность-волшебница вода.(3 состояния воды) День Земли. | Март-Апрель Май | Экологическая викторина: «Знатоки природы» Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей». | ||
|
Список использованной литературы
1. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»
2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
3. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
4. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»
5. Л.П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»
6. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
7. Т.С Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
8С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
9.журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
Срок работы над проектом 2014 г. – 2017 г.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Методическая работа |
Диагностика | Сентябрь 2014 -2016 | Диагностика экологических знаний. Изучение материала по теме. Подбор литературы по теме. | Обработка и анализ результатов. |
Подготовительный этап. | Октябрь -Январь 2014-2017 | Работа над модернизацией экологического уголка. Работа над созданием методических папок. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Разработка плана. Укрепление материально- технической базы: пополнение лабораторного оборудования, наглядных средств обучения. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Рисунки, альбомы – передвижки, совместно с родителями. Целевые прогулки по территории детского сада, экскурсии в цветочный магазин.
| Изучение литературы Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». Составление плана работы. Оформление экологического уголка группы. Подбор материала по темам. |
Основной этап. | Февраль 2015-2017 | Подборка дидактических игр. Атрибуты к дидактическим играм и сюжетно-ролевых игр. Рассматривание картин, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов; «Мир растений» - серия для детей; презентаций для внедрения по ознакомлению с природой. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». | Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в летний период» |
Закрепление. | Апрель 2015-2017 | Диагностика. | Обработка и анализ результатов. |
Обобщение. | Обобщение и оформление опыта. Составление отчета о проделанной работе. Обобщение опыта на педсовете. | Выступление с презентацией на педагогов совете |
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.
Средняя группа
Задачи воспитания и развития детей.
Постоянно поддерживать активный интерес детей 4—5 лет к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.
Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (воды, глины, почвы и других).
В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.
Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.
Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
Старшая группа
Задачи воспитания и развития детей
Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.
Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т.д.).
Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Подготовительная группа
Задачи воспитания и развития детей.
Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).
Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоеме, городе), о взаимодействии человека и природы.
Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Условия реализации программы экологического воспитания предусматривают:
1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении или экологического ландшафта – пространства, необходимого для всестороннего комплексного развития ребенка:
• Групповой уголок природы
• Экологическая лаборатория
• Озелененное пространство территории участка дошкольного учреждения
2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей
3. Личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка
4. Активное участие родителей в воспитательном процессе
5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Содержание уголка природы:
- комнатные растения
- календарь погоды и природы
- альбомы, гербарии
- художественная литература о природе
- дидактические игры природоведческого содержания
- различные природные материалы
- оборудование для организации опытнической деятельности
- модели, отражающие предметы и явления природы
Требования к уголку природы:
- учитывать возрастные особенности и возможности детей
- объекты, предметы, материалы эстетически привлекательны, вызывают положительный интерес
- все должно быть доступно детям
- соблюдение санитарно-гигиенических требований
Работа по экологическому образованию дошкольника включает несколько методов:
1.Наглядные методы.
Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдения – цель: стимулировать наблюдения детей; знания уточняются, закрепляются, обобщаются. Виды: распознающие, длительные, воссоздающие.
Наглядно-иллюстративный материал: реалистичное изображение предмета, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы.
Модели: предметы, макеты, графические изображения (календарь погоды)
2. Практические методы.
• Игра: словесные, настольно-печатные, творческие игры, подвижные (экология, игры на релаксацию (снежинки, листочки)
• Индивидуальные поручения
• Коллективный труд (со средней группы)
• Дежурство (2 половина средней группы)
- труд
Средняя группа – 10-15 мин.
Старшие группы – 15-20 мин. С перерывом на отдых.
• Опытная деятельность (со старшей группы): четкость целей и задач, самостоятельность, результаты осознаны каждым ребенком.
Включает 3 категории:
С неживой природой
С растениями (дышит, растет, питается)
С животными
3. Словесные методы: беседы, рассказ, художественная литература (В.Бианки,Е Чарушин, экскурсии (задания родителям, мониторинги (о живой природе, о неживой природе, о взаимосвязи человека с природой).
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Экологическая лаборатория» | Здесь представлены: наборы для исследования: - увеличительные стекла, - пробирки, - сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт…) |
Центр «Песка и воды» | Здесь в наличии: - две большие ванны (одна для песка, другая для воды), - различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки; - воронки; - спринцовки; - природный материал (шишки, камни, куски древесины) - металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы, - игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…), - экологические наборы «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания) |
центр «Огород на подоконнике» | В группе оборудованы: - уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями; подписаны) - мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; для выгонки растений в раннее весеннее время) - уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями) |
центр «Искусство» | Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами; -В центре «Искусство» детям предложены различные материалы: для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…), для лепки (пластилин, глина, соленое тесто), для аппликации (ц/бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…). -Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках. |
Список использованной литературы
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»(под редакцией Вераксы Н.Е.
- Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
- Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
- Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
- Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
- Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
- Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
- Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
- Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
- Экологические занятия с детьми 3-4 г. Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
- Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
- Журналы «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
Тематический план на 2014- 2015 уч. г. (средняя группа)
Реализуемые мероприятия | Совместная работа воспитателя и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная работа с родителями | Методическая работа | |
СЕНТЯБРЬ | «А у нас в огороде..» Цель: Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. | Сбор опавших листьев, семян цветов. Беседа "Что нам осень принесла" Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде?», «Соедини листья с плодами». Подвижные игры: «Кот и мыши», «Найди такой листок, как на дереве», «У медведя во бору».
| Консультация на тему: «Ребенок на даче» Совместно создать картотеку познавательных сведений о цветах. Совместный праздник детей с родителями «Дары осени» | Знакомство с программными. задачами по экологическому воспитанию на средний возраст. |
ОКТЯБРЬ | Тайны грибного царства Цель: Познакомить детей с грибами. Учить выделять съедобные, несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, поганка, мухомор) |
Трудовая деятельность - полив комнатных растений.
Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. | Загадки Лесовичка о грибах. Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы» . -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
| Консультация для родителей «Ознакомление детей с природой» Выставка поделок из овощей, сделанных совместно детей с родителями. | Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу» |
НОЯБРЬ | «Уголок природы» Цель: Познакомить с пониманием «уголок природы». Учить вести совместную работу по уходу за растениями в уголке природы. «Песочная терапия-как средство развития дошкольников» | Обустройство уголка природы. Деятельность детей в уголке природы. Разработка наблюдений и посильных поручений в уголке природы. Сбор материалов дла уголка(песок,посуда) | Беседы: (Цель: дать понятие ,что осень бывает разная; формировать представление о сезонных изменениях). Д/И «Что изменилось»; • «Угадай комнатное растение по описанию». | Привлечь родителей к пополнению уголка природы | Изучение материалов из интернета по введению ФГОС в ДОУ. Изучение материала в ж-ле «Дошкольная педагогика»(2013№8 стр54) |
ДЕКАБРЬ |
«Здравствуй, Зимушка, зима!» Цель: Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. 4. Изготовление кормушек для птиц | Пальчиковая игра «Снеговик». Дидактические игры: «Что умеют делать звери?», «Что за птица?», «Третий лишний»(растения), «Кто где живёт?». Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Зимующие и перелётные птицы», «Гуси- лебеди», «Бездомный заяц». | Конкурс «Зеленая красавица» (изготовление поделок с родителями и детьми дляновогодней елки из любого материала) | Курсы повышения квалификации «Управление ДОУ в условиях ведения ФГОС дошкольного образования» в ГАОУ ИРО РТ |
ЯНВАРЬ | «Зимний лес». Викторина «Знатоки природы» расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них. | 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) 3.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу» 4. «Лес – наше богатство». Чтение соответствующей лит-ры. 5. Заучивание стихотворений о зиме, зимних явлениях природы. | Экспериментирование ветром. Д/и «Чей след? », «Чей хвост? » Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора» Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга» Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам» | Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушным» | Изучение материалов из опыта работы коллег Архангельска (цикл занятий: журнал «Ребенок в детском саду» 2009, №4,5,6,7) |
ФЕВРАЛЬ | Путешествие в царство комнатных растений Цель: Закрепить названия комнатных растений. Продолжать обучать детей описывать растение. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. |
| Наблюдение за цветами в группе. Трудовая деятельность полив комнатных растений. Чтение стихов 3.Е.Благинина «Бальзамин», «Комнатные цветы». Исследовательская деятельность «Нужна ли растениям влага» Рассматривание иллюстрации «Строение цветка» | Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) Консультация на тему: «О чем говорят растения?» | Работа в уголке природы. Участие в конкурсах педагогическогомастерства на сайтах. Изучение материалов журнала «Дошкольная педагогика»(2013№8 |
МАРТ | «Здравствуй, весна!» | Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов. Стих-е «Песенка весенних минут» Рассматривание всходов. Посев семян. Продолжить работу по уходу за рассадой (полив, рыхление, опрыскивание) | Исследовательская деятельность «Нужен ли растениям свет» Разучивание песни «Волшебный цветок» сл. Пляцковский М., Муз. Чичков Ю. Наблюдение за всходами, уход за растениями | Консультация для родителей «Формирование у детей экологического сознания средствами устного народного творчества» | Подбор соответствующего материала, изучение материалов с интернета по данной теме |
АПРЕЛЬ |
«Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников» «День рождения Земли» | Настольная игра «Чудо - цветик» Рисование цветов в альбомах для раскрашивания. Прослушивание аудиозаписи «Вальс цветов» (Щелкунчик) Выкладывание из мозаики цветы. Наблюдение, как растет лук” (Зарисовать) “Проращивание семян, луковиц” Пикирование рассады. Ежедневный уход. Дизайнерский проект клумбы в рисунках детей. Рисование «Ваза с цветами» Рисование, загадки и отгадки Ручной труд
| Наблюдение за цветами в группе и на прогулке. Чтение стихотворений «Я иду тропинкой узкой…» И.Белоусов, «Строение цветка» С.Васильева. Пальчиковая гимнастика «Цветы» Подвижные игры «Мы - цветы», «Найди свое место» Подготовка к тематическому заданию (материалы в журнале «Ребёнок в детском саду» №3, 2007) | Подготовка к весенней выставке совместных поделок «Вдохновение весны» Выставка поделок, конкурс рисунков по теме | Изучение материалов журнала «Ребенок в детском саду» 2015г |
МАЙ | «Экологическая тропа» Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе. | 1. Чтение сказки «Ядовитая красавица» 2. Целевая прогулка по экологической тропе 3. Беседа «Что будет, если…» Трудовая деятельность Ежедневный уход за рассадой. Высадка рассады на клумбу. Рыхление почвы. Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. | Беседа Игра «Что я сделал доброе для природы» Д/И «Кто больше..» П/И «1.2,3 – к дереву беги» Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы» | Фотовыставка «Мы с мамой выращиваем цветы» Найти пословицы, загадки.
| Цикл занятий Журнал «Ребенок в детском саду» №3 (2015г) |
Тематический план на 2015-2016 учебный год (старшая группа)
«Мир лекарственных растений»
Цель: обогатить знания детей о лекарственных растениях родного края, показать их значение для здорового образа жизни людей.
Задачи :
расширить представления детей о лекарственных растениях, об их свойствах и пользе, о правилах сбора, хранении и применении
∙ развивать познавательную активность в процессе формирования у детей представлений о лекарственных растениях
∙ развивать экологическое мышление в процессе исследовательской, творческой деятельности детей
∙ продолжить создавать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения
∙ повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом
∙ воспитывать бережное отношение к родной природе, к своему здоровью.
Организация предметно-развивающей среды:
В группе были оборудованы уголки:
- в центре речевого развития имеются яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений; а также с растениями занесёнными в Красную книгу; альбомы с изображением деревьев, кустарников, овощей, фруктов, ягод.
- для развития игровой деятельности были изготовлены и приобретены дидактические игры о лекарственных растениях и травах;
В группе создана обстановка для развития творческих способностей, где дети могут свободно подойти к центру творческой и продуктивной деятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
В группе есть мини-лаборатория, здесь дети под руководством воспитателя проводят эксперименты и опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы.
Предполагаемый результат:
¬ дети будут знать больше лекарственных растений и их целебные свойства;
¬ более ответственно будут подходить к закаливающим процедурам;
¬ бережно относиться к растениям в природе, не срывать их без надобности, не топтать их;
¬ обогатится словарный запас детей по теме «Лекарственные растения;
¬ уголок природы пополнится новыми пособиями и дидактическими материалами;
¬ знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в разных видах деятельности (в рисовании, аппликации, лепке, развитии речи);
¬ закрепят навыки трудовой и исследовательской деятельности.
Основные формы деятельности для достижения положительных результатов в работе по ознакомлению дошкольников с лекарственными растениями:
- беседы,
- экскурсии,
- наблюдения,
-трудовая деятельность,
- художественное слово,
-мероприятия по здоровьесбережению,
-исследовательская деятельность,
- продуктивная деятельность
Сентябрь - октябрь Введение | Выявление представлений детей о лекарственных растениях . | Рассматривание словарей и справочников о лекарственных растениях, набора открыток «Опасные растения» Подготовка сообщений о растениях опасных для жизни. | Воспитание усидчивости, аккуратности при работе со справочниками Быть внимательным в природе. Не брать руками незнакомые растения. | Беседа «Зеленая аптека» Дидактическая игра: «Узнай по описанию». Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха) Чтение литературных произведений: • Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева. • Чтение А. Онегова «Тропинка полевая», • Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», • Н. Павловой «Загадки цветов» |
Ноябрь - декабрь Части растения | Познакомить детей со строением растений (из каких частей оно состоит). | Лекарства от простуды: зверобой, шалфей, чабрец, душица. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений, размножение, рост, развитие календулы, лука» | Развивать умение видеть растения богатые витаминами. | Дидактические игры: «Собери целое из частей», «Чей листок?», «Четвертый лишний» и др. Выставка поделок «Наряд для зимней красавицы» |
Январь – февраль Сбор и хранение лекарственных растений | Сроки и правила сбора лекарственных растений. Загадки о растениях | Как сушить лекарственные растения. Время сбора лекарственных растений. Рисуем лекарственные растения. | Развивать усидчивость и взаимовыручку. | НОД «Путешествие в страну лекарственных растений»; Эксперементально -исследовательская деятельность «Кора деревьев» Загадки о растениях Составление рассказов по желанию детей о лекарственных растениях Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение) |
Март - апрель Использование лекарственных растений КВН «Весна. Весне дорогу» «День Земли» | Как используется лекарственное растение в пище. Как используется лекарственные растения в медицине и косметологии Работа с глобусом | Использование трав при изготовлении мыла, шампуней. Занятие «В гостях у Доктора Айболита» Рассматривание иллюстраций, чтение соответствующей литературы | Воспитание трудолюбия, аккуратности. Воспитание бережного отношения к окружающей природе | Д/И «Найди растение по описанию» «Я загадаю, а ты слепи» (лепка) Д/и: «Узнай и назови». («мать-и-мачеха», «подорожник», «крапива»). Рисование «Наш друг - подорожник» Конкурс рисунков «Моя планета - Земля» |
Май Итог. Викторина «Знатоки лечебных трав »Фитобар(дегустация отваров трав ,оценка детьми) | Презентация результатов работы. | Закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения. | Дидактическая игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение» Труд: Собрать листья одуванчика. Цель: Уточнить знания детей об этих растениях. Д/и: «Что лечит это растение?» |
Работа с родителями:
- Предложить родителям вместе с детьми сделать мини-гербарий лекарственных растений.
- Создание родителями папки «Бабушкины советы»
(о рецептах лечения лекарственными травами).
- Консультация для родителей «Родителям о лекарственных растениях»
- Выставка детских рисунков совместно с родителями «Да здравствуй лечебная трава»
- Папка-передвижка: «О значимости лечения народными средствами».
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Выставка поделок, сделанных совместно детей с родителями.
Методическая работа
1. Выступление с презентацией на педагогическом совете МБДОУ на тему: «Использование исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»
2. Подбор методической литературы о лекарственных растениях.
3. Оснащение предметно-развивающей среды (оформление в соответствии с темой)
4. Организация выставки работ по теме «Лекарственные растения».
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение.смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления оцикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления.
Дети рано начинают замечать интересоваться окружающими их объектами живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все. Природа привлекает внимание детей, знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, если возможно попробовать на вкус. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Богат и разнообразен мир природы и наша задача научить детей знать различать и уметь пользоваться этими дарами природы. Одним таким даром - являются лекарственные травы нашего края. Самая лучшая аптека – это природа.
Очень много лекарственных растений растет их можно найти в лесу, в поле, на лугу, в водоемах. Это такие, как : ромашка, душица, зверобой, мать – и – мачеха, лопух, чабрец, валерьяна и многие другие. Повсюду люди, животные, птицы, могут найти помощь у природы. Только нужно изучать их, знать, любить, и уметь ими пользоваться. Плохой аппетит – корень одуванчика. Заболел желудок – тысячелистник. Простуда – душица, ромашка, календула. Рана на руке – крапива, подорожник. Ангина – мать – и – мачеха, ромашка. Ожог ноги – зверобой. Пятна на теле – чистотел. На каждую болезнь, есть своя лекарственная трава, мы живем в мире лекарств.
Ознакомления с правилами сбора и хранения лекарственных растений.
Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе. Будь осторожен с незнакомыми растениями. Для безопасности лучше не пробовать на вкус неизвестные тебе растения. Помни: ядовитыми могут быть хорошо знакомые растения такие как зверобой, чистотел. В лесу ты можешь встретить растения, которые при неосторожном обращении могут нанести тебе вред (поцарапать, обжечь) – крапива, шиповник, чертополох. Необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут им только помогать. Старайся собирать небольшие букеты, из них легче создать красивую композицию. Хорошенько запомни, что только у самых красивых, целых, крупных растений будет здоровое потомство. Оставляй их, пожалуйста, природе.
Список используемой литературы
- Кондратьева Н.И. Программа экологического образования детей «Мы». СПб., 1996.
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия».
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1995.
- Смирнова В.А. «Тропинка в природу».
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. (Автор-составитель Багрова Л.А.) – М., 1997
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология (Автор-составитель Чижевский А.Е.) – М., 1997.
- Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания дошкольников».
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
- Детская энциклопедия «Экология от А до Я». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 1997
- Никиточкина Т.Д. «Лекарственные растения» (набор открыток).
- Синадский Ю.В. «Целебные травы».
- Чумаков Ф.И. «Лесное лукошко».
- Гаммерман А.Ф. «Дикорастущие лекарственные растения СССР».
- Горькова Л.Г. «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников».
- Журналы «Ребенок в детском саду»(2009г №4,5,6,7,2015г №3)
Тематический план на 2016-2017 учебный год (подготовительная группа)
«Формирование основ экологической культуры у детей подготовительной группы»
Актуальность темы
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором оно пребывает сейчас.
Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.
В детском возрасте у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей.
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.
Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.
Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.
Формы работы: беседы, тематические занятия, дидактические игры, наблюдения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность, изо-деятельность.
Сроки | Этапы работы | Содержание работы |
Август - сентябрь | Подготовительный (теоретический) |
|
На протяжении всего года | Практический (основной) |
Игровой.
|
Май | Заключительный (результативно-итоговый) |
|
|
Месяц | Тема | Цели и задачи | Связь с другими видами деятельности | Работа с родителями |
Сентябрь | «Я и природа» | Познакомить с природными особенностями человека. Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе. | Игра «Мир вокруг нас» «Как вести себя в природе» (правила поведения). Чтение книг Е.П.Левитана «Твоя вселенная» «Как любить природу», «Природа нужна всем». Пальчиковая гимнастика «Цветок" | Памятка для родителей на информационном стенде «Роль родителей в формировании дошкольников экологической культуры» |
Октябрь | «Растения в нашем уголке природы» | Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. | Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение». Опыт «Листья и стебли растений пропускают воду» | Информационный листок «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях». Памятка для родителей «Что мы едим. Витамины и продукты». |
Ноябрь | Изучение информации об основных природных сообществах | Дать представления о природных сообществах: лес, луг, поле, водоем. | Экологические игры: «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Кто, где живет?», «Угадай по описанию». Провести опыты по очистке воды. Рассматривание картин с изображением леса в разное время года. Составление рассказов. | Консультация для родителей «Игра и экспериментирование» Выставка поделок «Чудеса природы» Подготовка и проведение утренника «Праздник хлеба» |
Декабрь | Птицы нашего леса | - научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месте обитания; - развивать: зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас. - прививать любовь к природе | Д/И «Кто к нам в гости прилетел». Чтение рассказа Л.Куликова «Дятел – наш приятель». Д/И «Летает – не летает». Д/И «Птичья столовая» Игра «Угадай по голосу» - Продуктивная деятельность: «Домик для пчел», «Паучок», «Бабочка – крапивница», «В Гостях у Мухи-Цокотухи», «жаворонок» Загадывание загадок. Рассказывание по картине «Грачи прилетели» Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой» | Совместное изготовление кормушек для птиц |
Январь | Животный мир (животные нашего края и их разнообразие) | Создать условия для формирования представлений об основных группах животных, разнообразия среды обитания. | -Загадки о домашних и диких животных -Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций домашних и диких животных и их детенышей, беседа о их пользе для человека, рассматривание иллюстраций людей, ухаживающих за домашними животными. Продуктивная деятельность: «Пушистый котенок», «Деревенский пруд», «Ферма на лугу», «Рисуем диких животных» | Составление альбома: «Мои любимые питомцы». Пополнение материалами уголок по экспериментированию в уголке природы. |
Февраль | Водный мир и его жители | Закрепить знания детей о представителях водного мира нашей республики, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания | Наблюдение «Выращиваем лук» Словесные игры: «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком. Подборка книг и иллюстрации по теме «Обитатели водного мира». Опыты с водой и снегом.-развивать умение делать выводы | Информация для родителей «Зеленая планета. Чистая вода» Консультация для родителей: «Мир и природа глазами детей» |
Март | Почва. Камни, песок, глина | Создать условия для развития у детей биологических представлений. Познакомить с природоохранной деятельности человека. Формировать у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам. | Д/И «Воздух, земля, вода» Труд «Зеленая служба Айболита» (продолжать формировать навыки ухода за комнатными растениями) | Список литературы «Что читать детям». Консультация для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» |
Апрель | «Деревья – наше богатство» | Сформировать представление о зависимости здоровья человека от состояния зеленых насаждений на Земле | Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились» Рисование веток разных деревьев. Труд: посев семян. П/И «Найди листок, как на дереве» Д/И «Хвойные и лиственные» Опыт: «Свойства деревянных предметов» | Экологическая акция «Сделаем участок детского сада чистым и красивым». Подготовка земли в цветнике для высадки рассады(конец месяца) |
Май | Правила поведения в природе | формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике. | Труд: пересадка растений на клумбу. П/И «Садовник» Беседа: В природе все взаимосвязано» «Съедобные и несъедобные грибы». Викторина «Что, где, когда?» | Памятка для родителей на информационном стенде «Правила поведения на природе». Информационный листок «Поступай в природе так, как подскажет этот знак». Экскурсия в парк Победы. |
Работа с родителями
Экологическое воспитание является не только одним из направлений в работе дошкольной организации, но и важным процессом непрерывного развития экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка. Особое внимание в работе с родителями направлено на совместную деятельность детей и родителей. Весной привлечь родителей к обустройству цветника. высадке рассады на участок. Осенью совместно с родителями срезать однолетние засохшие кусты, подготовить многолетние растения к зимовке. Организовать выставки поделок из природного материала в начале и в конце учебного года.
Методическая работа:
- Изучение материалов ФГОС по экологическому воспитанию.
- Изучение материалов из опыта работы педагогов других регионов, ДОУ (интернет ресурсы)
- Изучение материалов журналов «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» за 2015- 2016 г(№1,2)
- Обмен опытом с педагогами МБДОУ
Литература
«Я познаю мир». Детская энциклопедия. М. 1995.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.2003.
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. 20
- Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Н.Н. Совгир.
- Юный эколог. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада.-М:. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Экологические занятия. Т.М. Бондаренко. М., 2009.
- Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Теория и практика дополнительного образования. Зотова Н.С.-2006.-№4.
- Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Павлова Л.Ю. Дополнительное образование.- 2005.-№2
- Дидактические игры как элемент воспитательного образования. Симонова Л.П. Дополнительное образование.-2004.-№1
- Журналы «Дошкольная педагогика»(2013г №8), «Ребенок в детском саду»(№3 -2015), «Дошкольное воспитание»(2014-2016 гг).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...
«Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны
Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ № 11 г.Лениногорска Республики Татарстан Сафиной Миляуши Радиковны.
Индивидуальный план профессионального развитиявоспитателя первой квалификационной категории МБДОУ № 11 г.Лениногорска Республики ТатарстанСафиной Миляуши Радиковны. Цели профессиональ...
Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе
Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе...
Конкурсное задание. ОПЫТ РАБОТЫ: «Использование STEAM –технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" И.В.Чернова воспитатель высшей квалификационной категории
laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ № 11 г.Лениногорска Республики Татарстан Сафиной Миляуши Радиковны.2019-2023г.г.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...
Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспо...