План по самообразованию на 2013-2018 учебные года по теме «Роль художественной литературы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал на тему
Роль художественной литературы в формировании экологического воспитания дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»
пгт Камские Поляны Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан
План работы по самообразованию на 2013-2018 учебный год
Тема: «Роль художественного творчества в формировании начал
экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Нуриева Ф.К., первая квалификационная категория
Тема: «Роль художественной литературы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее.
Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. В воспитании экологической культуры большую роль играет художественная литература. Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей. В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, поведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на формировании начал экологической культуры у детей через ознакомление с произведениями художественной литературы. Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка; прививать навыки читательской культуры; повышение компетенции родителей в вопросах воспитания экологической культуры детей.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
2. Разработать перспективный план работы.
3. Подготовить консультации для родителей, педагогов.
4. Пополнить педагогическую копилку новой информацией: изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений и т.д.
5.Формировать у детей интерес к художественной литературе, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
6.Формирование позитивного опыта ребёнка с окружающей природой через произведения художественной литературы 7.Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней, на основе знакомства с произведениями художественной литературы.
8. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
9. Развивать творческие познавательные, коммуникативные способности детей.
10.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Проявление своего творческого потенциала, пропаганда своих достижений, пополнение знаний по уже имеющемуся опыту, развитие исследовательской деятельности.
У детей : сформирован интерес к произведениям худ. литературы;
-сформированы начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы;
-отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
2013 - 2014 уч.год
№ п/п | Форма | Срок | Уровень |
1. | Изучение методической литературы .Подбор материала. | Сентябрь | |
2. | Подбор методического оснащения | В течение года | ДОУ |
3. | Пополнение методической копилки загадками, пословицами, поговорками. | В течение года | ДОУ |
4. | Оснащение в группе предметно-развивающей среды, подбор литературы по экологическому воспитанию. | В течение года | ДОУ |
5. | Чтение с детьми произведений о природе, заучивание стихов, проведение д/игр, бесед, | В течение года | ДОУ |
6. | Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. | В течение года | ДОУ |
7. | Выступление из опыта работы по теме самообразования перед педагогами ДОУ Нижнекамского муниципального района. Показ НОД по обр.областям: Познание «ФЦКМ», художественная литература на тему: «Лес – богатство и краса, береги свои леса» | С учетом годового плана и темы РМО НОЯБРЬ | РМО |
8. | Участие в конкурсах ДОУ, МО «пгт Камские Поляны», УДО. | По заявке организаторов | |
9. | Участие в конкурсе рисунков по сказкам татарских писателей и мультфильмов на татарском языке «Иҗат күпере» | апрель | ДОУ |
10. | Выступление из опыта работы на тему : “Книжка- малышка своими руками”(с презентацией) | апрель | |
11. | Краткосрочный проект на тему: «Татарские народные узоры» | 21 – 26 апреля 2014г | ДОУ |
12. | Показ НОД на тему : “Оформление посуды элементами татарского орнамента” региональном семинаре педагогов дошкольных учреждений | апрель | Региональный семинар |
13. | Районный конкурс чтецов стихов Г.Тукая и писателей РТ | апрель | Район |
14. | Детский всероссийский Конкурс Рисунка «СК Ренессанс Жизнь» | Май |
План работы на 2014 – 2015 учебный год
№ п/п | Форма | Срок | Уровень |
1. | Изучение методической литературы .Подбор материала. | Сентябрь | |
2. | Памятки, папки- передвижки, консультации по приобщению и развитию интереса детей к книге. | В течение года | ДОУ |
3. | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для драматизаций. | В течение года | ДОУ |
4. | Чтение с детьми стихов, рассказов, сказок о природе | В течение года | ДОУ |
5. | а) Проект «Осенняя пора – очей очарованье!» (презентация – сезонные выставки детского творчества для детского сада и родителей группы) б) Проект «Зима художница!» (презентация – сезонные выставки детского творчества для детского сада и родителей группы) в) Проект «Весна красками полна!» (презентация – сезонные выставки детского творчества для детского сада и родителей группы) | Сентябрь - ноябрь Декабрь - февраль Март - май | ДОУ
|
6. | Выступление из опыта работы по теме самообразования перед педагогами ДОУ Нижнекамского муниципального района | С учетом годового плана и темы РМО | |
7. | Открытая интегрированная ООД по образовательным областям «Речевое развитие» и «Художественно- эстетическое развитие» на тему «Дары осени» для родителей старшей логопедической группы №7. | На родительском собрании №1 октябрь | ДОУ |
8. | Показ ООД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» для родителей старшей логопедической группы №7 на тему «Прощание с осенью» | 1) Ноябрь 2014 г. I квартал | ДОУ |
9. | Проведение Новогоднего утренника «Не рубите ёлочку!» | Декабрь 2014 г. | ДОУ |
10. | Участие в конкурсах ДОУ, МО «пгт Камские Поляны», УДО, на интернет-сайтах. | По заявке организаторов |
2015 – 2016 учебный год
№ | Форма распространения | Сроки | Уровень |
1. | Изучение методической литературы. Подбор материала | Сентябрь | |
2. | Выступление из опыта работы по теме самообразования перед педагогами | С учетом годового плана и темы РМО | ДОУ Нижнекамского муниципального района |
3. | Изготовление игрушек самоделок для настольного театра | Октябрь | ДОУ |
4. | Показ ООД в рамках взаимопосещения по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Расскажем Буратино о профессиях» | Ноябрь | ДОУ |
5. | Показ ООД в рамках взаимопосещения по образовательным областям Познание и развитию речи на тему: «Снеговик в гостях» | Декабрь | ДОУ |
6. | Консультации для родителей «Воспитание детей через художественное слово», «Научите ребенка красиво говорить» «Учим с ребенком стихи» и др. | В течении года | ДОУ |
7. | Памятки, папки- передвижки, консультации по приобщению и развитию интереса детей к книге. | В течении года | ДОУ |
8. | Викторина по художественным произведениям для родителей и детей. проекту "Дружим с книгой" | Март | На родительском собрании |
9. | Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. | В течении года | ДОУ |
10. | Участие в конкурсах | В течении года | ДОУ, МО «пгт Камские Поляны», УДО, на интернет-сайтах. |
2016 – 2017 учебный год
№ | Форма распространения | Сроки | Уровень |
1. | Изучение методической литературы. Подбор материала | Сентябрь - октябрь | |
2. | Консультации, рекомендации, советы по приобщению и развитию интереса детей к книге. Рисунки, альбомы передвижки совместно родителями. | В течении года | ДОУ |
3. | Распространение опыта своей работы .Участие в методических объединениях, семинарах. | С учетом годового плана и темы РМО | ДОУ, МО «пгт Камские Поляны», УДО, на интернет-сайтах. |
4. | Оформление тематических выставок детских книг | В течении года | ДОУ |
5. | Проект "По цветочной тропинке" | август | ДОУ |
6. | Разработка серии наблюдений в природе с использованием художественных текстов. | Сентябрь | ДОУ |
7. | Разработка картотек : стихи, загадки, пословицы и поговорки о природе. | Октябрь | ДОУ |
8. | Показ ООД «Волшебница вода» в рамках взаимопосещения | С учетом годового плана | ДОУ |
9. | Участие в конкурсах ДОУ, МО «пгт Камские Поляны», УДО, на интернет-сайтах. | По заявке организаторов. |
2017– 2018 учебный год
№ | Форма распространения | Сроки | Уровень | |
1. | Изучение методической литературы. Подбор материала | В течении года | ||
2. | Подготовка анкет, консультации, рекомендации, советов по приобщению и развитию интереса детей к книге. | Ноябрь-декабрь | ДОУ | |
3. | Распространение опыта своей работы .Участие в методических объединениях, семинарах. | С учетом годового плана и темы РМО | ||
4. | Оформление тематических выставок | В течении года | ДОУ | |
5. | Показ ООД на районном методическом объединении | С учетом годового плана | Район | |
6. | Участие в конкурсах ДОУ, МО «пгт Камские Поляны», УДО, на интернет-сайтах. | По заявке организаторов. | ДОУ, МО «пгт Камские Поляны», УДО, на интернет-сайтах. | |
7. | Выставка творческих работ, сделанных по мотивам прочитанных произведений. | В течении года | ДОУ | |
8. | Изготовление рукотворной книги «Любите и охраняйте природу!» | февраль | Район | |
9. | Пополнение картотеки дидактических игр по экологии | октябрь | ДОУ | |
10. | Подготовка материала к информационным стендам | В течении года | ДОУ | |
11. | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. | В течении года | ДОУ | |
12. | Презентация опыта работы по теме самообразования | декабрь | ДОУ |
Список использованной литературы
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М. : Академия, 2003. – 183 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., Карапуз. 2000.
- Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание, 2001, № 6.
- Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада/ Конспекты занятий. – М.: Мозайка – Синтез, 2010 – 80 с.
- Стратегии экологического образования РФ «Дошкольное воспитание»№6, 2001
- Турыгина С.В. «Экологический марафон» игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С.В. Турыгина, Н.А. Кашина. - Ростов н /Д: Феникс, 2010. - 121 с.
- Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – Казань: РИЦ, 2012.
- Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»№5 2006,2007,№2,4 2007 «Воспитатель в ДОУ», «Обруч».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Определяя тему по самообразованию, я остановилась на проблеме экологического воспитания....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Место игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе» Форма проведения: КВН «Знатоки природы»
конспект по похзнавательному развитию в форме проведения КВН...
План по самообразованию педагога Хайруллиной Руфины Рафатовны. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования.Презентация на тему «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
Тема:ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План по самообразованию Воспитателя первой квалификационной категории Гильмутдиновой Рауфы Миншакировны
Пояснительная записка В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей...
План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
План самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Светлячок» План самообразования«Формирование начал экологичес...