Тип проекта. Познавательно-исследовательский. Продолжительность – краткосрочный (с 18. 01. 2019г. – 20. 02. 2019г.) Участники проекта: воспитанники группы «Астрономы», воспитатели, родители. Формы реализации проекта: наблюдения, опыты, эксперименты, практически-творческая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, игры.
Цель. Расширять познавательное представление о свойствах снега и льда. Задачи. - Формировать способности исследовательской деятельности на примерах проведения опытов, познавать экологическое влияние снега и льда на землю.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Актуальность. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет главную роль практико-исследовательская экспериментальная деятельность. Через такую деятельность дети учатся наблюдать, рассуждать, планировать, обобщать, делать выводы и многое другое. Снег и лёд в городе наблюдать не каждый год удаётся. В этом году зима была снежная и морозная. И детский интерес познания такого явления не заставил себя ждать. Проблема. На прогулке зимой неожиданно пошел снег хлопьями. Дети восхитились такому явлению природы. Стали ловить снежинки, рассматривать их. Кто-то из детей сказал: – «Это волшебство!». Спросили, как появляются снежинки, почему они пушистые, холодные? Приносят они пользу или вред? И мы решили разобраться в этих вопросах и узнать всё о снеге и льде. Что знаем о снеге и льде? | Что хотим узнать? | Холодный | Почему снег липучий? | Снег белый, лёд бесцветный | Точно ли снег белый, а лёд бесцветный? | Снег похож на вату | А какой ещё бывает лёд? | Снег идёт из облаков | Как снег появился в облаках? | Из снега можно слепить снеговика. | На что похож лёд? | Лёд прозрачный, твёрдый, скользкий. | |
Продукт проекта: зарисовки наблюдений, мини альбом :«Опыты со снегом и льдом»; альбом «Стихи, загадки о зимних явлениях природы», выставки поделок и рисунков на тему проекта. Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный 1. 1. Разработка плана реализации проекта. 1. 2. Подбор методической литературы. 1. 4. Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта. - Вовлечь родителей в проектную деятельность. Практический этап
- Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – снегом, льдом и водой.
- Подбор подвижных и речевых игр.
- Составление и создание опытов, экспериментов со льдом, снегом.
- Наблюдения на прогулке.
- Проведение беседы о свойствах льда и снега.
- Заучивание стихов про снег, лёд.
Чтение художественной литературы: И. Суриков «Зима»; Русская народная песня «Как на тоненький ледок…», О. Высоцкая «Снежный кролик»; С.А. Есенин «Белая береза»; В. Берестова «Гололедица»; А. Усачева «Снежинка»; Русские народные сказки: «Два мороза», «Морозко», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; В. Донниковой «На катке»; И. Бунин «Первый снег»; разгадывание загадок. Словесные игры: «Как на ёлке снег" «Из чего- какой» (горка из снега -снежная), «Скажи наоборот» Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Подвижные игры :«Штурм снежной крепости»; «Снежный торт»; «Два мороза», «Мороз красный нос», «Снеговик шагает по лесу»; «Санный круг»; Народные хороводные игры: «Снежная карусель», «Метелица», «Что нам нравится зимой». Игровые упражнения «Скольжение по ледяным дорожкам». Игры со снегом и льдом на прогулке: «Постройка снеговиков и крепость»; «Метание снежков»; «Снег, снег кружится»; «Снежный ком» Наблюдения За зимними природными явлениями (снег, снегопад, лёд, гололед); За зимним небом (снеговые тучи, белые пушистые облака); За сугробами на улице. За образованием сосулек. За оттепелью. Рассматривание иллюстраций «Природные явления», «Рассматривание снежинок», «Рассматривание инея» Опыты и эксперименты со снегом и льдом. «Прозрачность льда»; «Белый ли снег»; «Свойство снега»; «Таяние и замерзание воды»; «Снег и лёд»; «Лёд твердая вода» Дидактические игры: «Когда это бывает»; «Собери в корзину снежки»; «Земля, вода, и воздух»; «Выбери нужное»; «Где снежинки?», «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы». Беседы: «Осторожно, гололед», «Что будет, если одеться не по погоде». Беседа о свойствах снега; Беседа о правилах поведения на улице зимой; «Лед – опасность»; Художественно-эстетическое развитие: Рисование:«Зима», «Снежинка», «Деревья в инее», «Дети гуляют зимой на участке», «На катке». Аппликация:«Пушистые снежинки». Лепка:«Девочка в зимней шубке», «Снежная баба Франтиха», «Снежинка» Слушание:«Что нам нравиться зимой», муз. Е. Тиличеевой, «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Танцевальное творчество «Метель» Г. Свиридова». Консультация для родителей: «Закаляйся»; «Экспериментируем дома -опыты со льдом и снегом»; Папки – передвижки «Зима» В заключение проекта. Что узнали? Что снег бывает липучим и сыпучим – зависит от температуры воздуха. Снег белый, а лёд прозрачный. Лёд похож на стекло. Круговорот воды в природе. Снег в воде тонет, а лёд плавает. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег спасает растения от заморозков. Весной снег и лед тает и земля насыщается влагой. 3 этап. Заключительный. Продукт проекта. - Альбом опытов, экспериментов, наблюдений.
- Альбом «Стихи, загадки о зимних явлениях природы»
- Снежные поделки на территории участка в детском саду.
- Плакат «Круговорот воды в природе»
- Выставки поделок и рисунков на тему проекта.
- Презентация проекта
|