Конспект НОД в старшей логопедической группе «Иваново - ситцевый край»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей интереса к родному краю, его истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanovo_sittsevyy_kray.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей логопедической группе
«Иваново - ситцевый край»
Цель: Формирование у детей интереса к родному краю, его истории.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»:
- Формировать первичные представления об окружающих объектах родного города;
- Совершенствовать желание активно изучать историю родного края.
- Развивать внимание, память, логическое мышление;
- Развивать познавательную активность.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»:
- Формировать умение проявлять внимание друг к другу;
- Совершенствовать внимание на манеры поведения;
- Способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
«Речевое развитие»:
- Обогащать словарный запас детей новыми словами (пряха, манер, колорист);
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
«Художественно – эстетическое развитие»:
- Развивать художественно – эстетическое воображение;
- Знакомить детей с новой техникой нанесения краски на ткань;
- Формировать мелкую моторику;
«Физическое развитие»:
- Развивать мелкую моторику;
- Проводить профилактику нарушений осанки, снятие мышечной усталости.
Предварительная работа:
- Беседа о родном крае.
- Игра «Прогулка по городу Иваново».
- Чтение стихов о родном городе.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок проявляет любознательность; ребенок владеет устной речью; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; контролирует свои движения и управляет ими; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания.
Предпосылки УУД: личностные- умение прийти на помощь другу; умение оценивать свои поступки; умение соотносить поступки и события с принятыми этетическими принципами, умение ориентироваться в межличностных отношениях; коммуникативные – умение слушать, отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности; познавательные- умение узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности; регулятивные - умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию;
Используемое оборудование педагога: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, магнитная доска.
Используемое оборудование для детей: дидактический и раздаточный материал, влажные салфетки, стол, губки, веревки, ткань, краски, мяч.
Конспект занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть | |
Цель: Создавать у детей положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность. | Цель: Включение в образовательную деятельность. |
Ребята посмотрите, к нам сегодня пришел гость. Я очень рад нашей встрече и очень хотел бы с вами познакомиться, а мячик мне в этом поможет. Я буду мячик каждому передавать и себя называть. А вы мячик назад возвращайте и своё имя называйте. Меня зовут Незнайка, а тебя? Я очень рад нашему знакомству. Ну, вот мы и познакомились. Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Ребята, Незнайка очень хочет познакомиться с нашим городом. Вы мне поможете в этом, ребята? Незнайка, посмотри, сколько у меня помощников. Мы готовы познакомить тебя с нашим городом. Что бы ты хотел узнать? Незнайка просит рассказать о гербе города: кто изображён на гербе и что это означает. | Дети подходят к воспитателю. У воспитателя в руке кукла Незнайка. Дети встают в круг. Ловят мячик, называют своё имя и передают воспитателю. Берутся за руки, улыбаются друг другу. Слушают, отвечают на вопрос. |
Основная часть | |
Цель: Актуализация и закрепление ранее полученных знаний о родном городе. | Цель: Демонстрация полученного опыта и знаний. |
Игровое упражнение «Найди герб города» Цель: Закрепить представление детей о значении герба, как символа города. У вас на подносах лежат детали изображений гербов разных городов. Среди них вы должны найти деталь, относящуюся к гербу нашего города, и из найденных деталей собрать изображение герба. На магнитной доске появляется герб города Иваново. Ребята, почему на гербе города Иваново изображена пряха? Верно, ведь раньше наш город славился текстилем отличного качества и носил название Иваново – Вознесенск, так же отмечалось, что село Иваново – главный производитель ситца в стране. Ребята, а почему так говорили? Раньше Иваново-Вознесенск, являлся главным текстильным центром России, и стал неофициальной столицей целого промышленного района. Фигура сидящей пряхи символизирует зарождение текстильного производства в городе Иваново. Использование в одежде и головном уборе женщины сочетания двух цветов - красного и серебра — означает, что город возник в результате соединения двух населённых пунктов — села Иванова и Вознесенского посада. Голубой цвет олицетворяет цветущий лён, верность, целомудрие, честность. Красный цвет напоминает о том, что первоначально город относился к Владимирской губернии. Ребята, а вы всё знаете о своем городе? Давайте проведём небольшую экскурсию по любимым местам Иванова? Ну что, начнем? Динамическая пауза: игра «Любимые места» Цель: Расширять знания о достопримечательностях города. Ребята, я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете свой город. Перед вами лежат карточки с изображениями известных мест, вам надо определить какие места относятся к нашему городу, а какие нет. Воспитатель подводит детей к магнитной доске, на столе лежат карточки с изображениями города Иваново и других городов. Ребята, какие карточки с изображением города Иваново? Если вы их нашли, то поместите их на доску рядом с гербом нашего города, а с изображением других городов оставьте на столе. Проверим выполненное задание. Воспитатель предлагает детям поочерёдно называть картинки, которые они выбрали. Молодцы! Все сделали правильно! Дидактическая игра «Музейные экспонаты». Цель: Расширять знания детей о музеях города Иваново. Ребята, посмотрите на одном подносе лежат части от Ивановских музеев, вам надо подобрать нужную часть, чтоб получился музей, а на втором подносе лежат картинки с экспонатами этих музеев, вам надо их правильно распределить. После того, как вы соберете музеи и распределите по ним их экспонаты, вам надо будет назвать, что это за музей и что в нем храниться. Проверяем выполнение задания. Ребята, скажите, какие музеи у вас получились? Какие экспонаты в них хранятся? Когда дети называют музеи и их экспонаты, воспитатель располагает на магнитной доске правильные ответы. Незнайка, а ты был в музеях Иванова? Я уже был в краеведческом музее и художественном тоже, а что это за музей, расскажите мне о нем. (Показывает на музей Ивановского ситца) Воспитатель: Ребята, скажите, что это за музей? Вы, знаете о нем? Правильно, ребята, это музей, посвященный истории производства ситца и моде. Музей открылся 9 июня 1987 года, его главная особенность, что он единственный в мире, содержит около миллиона разных тканей, различных старых костюмов, станков и много чего интересного. На фоне рассказа в презентации показываются картинки тканей, костюмов, станков. Мы с вами уже говорили о том, что на гербе города Иваново изображена пряха, потому, что у нас было ситцевое производство, да и вообще много фабрик по производству ткани. Ткань у нас была очень хорошего качества, колорист (это мастер, который создавал краски) разрабатывал специальные краски, которые придавали нашим тканям тот или иной рисунок. Ребята, а вам интересно, как в старину наносили узор на ткань, чтобы она получилась такая красивая? Воспитатель: Было много разных способов, но самый интересный, это «Набивной», для того, чтобы набить рисунок на ткань мастер обмакивал заранее заготовленный манер. Ребята, а вы знаете, что обозначает это слово? Манер - использовался для создания рисунка на ткани. Мастер ставил манер на нужное место и пристукивал по нему деревянным молотком, киянкой, то есть, как бы набивал рисунок. Посмотрите, какая красивая ткань получалась. И конечно, сейчас современные рисунки ситцев создаются с помощью компьютера. На фоне рассказа в презентации показываются способы набивания ткани, рисунки, которые получались. Динамическая пауза «Правда или ложь» Цель: Закрепить знания о городе, развивать слуховое внимание. Воспитатель предлагает детям встать в круг. Ребята, я хочу с вами немного поиграть, вставайте, давайте сделаем круг, я буду говорить предложение о нашем городе, а вы должны показать, если это правда, то похлопать, а если ложь, то потопать. На гербе города Иваново изображена женщина с иголкой в руках… Наш город назывался Иваново- Вознесенск… В городе Иваново есть музей, он называется музей ткани… В городе Иваново есть Музей Ивановского ситца… Раньше рисунок на ткань печатали на компьютере… Рисунок набивали топором… Рисунок набивали деревянным молотком… Молодцы! Вы все запомнили и теперь можете воспользоваться полученными знаниями и показать их в деле. Молодцы! Вы все запомнили и теперь можете воспользоваться полученными знаниями и показать их в деле. Продуктивная деятельность Цель: Закрепить полученные знания. Ребята, я вам предлагаю превратиться в настоящих мастеров и создать своё собственное, неповторимое лоскутное полотно с помощью «набивной» техники. Воспитатель подводит детей к столу, там лежат губки (перемотанные веревкой), краска, вода, салфетки. Перед вами лежат губки, обмотанные веревкой, это некий наш штамп, помните, я вам говорила, что мастер, берет штамп, обмакивает в краску и набивает на ткань, вот и мы сейчас возьмем наш штамп, опустим его в краску и начнем создавать наше полотно. Если вы вдруг испачкаетесь, то вот лежат влажные салфетки, возьмите, чтобы протереть руки. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Посмотрите, какая красота. Вы молодцы, я уверена, что этими знаниями вы поделитесь дома с родителями и друзьями. | Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха. Дети, каждый у себя, находят нужную деталь; составляют герб города. Дети предлагают свои варианты: у нас много ткани, в нашем городе много текстильных производств. Дети слушают. Отвечают: потому, что раньше его никто не производил. Дети слушают. Рассматривают изображение герба. Слушают, отвечают Цель: Закрепление своих знаний. Принимают игровую ситуацию. Дети выбирают и располагают карточки на свои места. Дети по очереди называют картинки. Цель: Закрепление своих знаний, демонстрация полученного опыта. Дети слушают. Принимают игровую ситуацию. Дети слушают. Приступают к работе. Дети по очереди называют музеи и их экспонаты. Дети слушают. Дети слушают. Отвечают: Музей Ивановского ситца. Дети слушают. Дети слушают, отвечают: да. Дети слушают, отвечают: нет. Дети слушают, смотрят презентацию. Цель: Демонстрация полученного навыка. Дети слушают. Принимают игровую ситуацию. Дети слушают. Выполняют движение. Дети слушают. Цель: Демонстрация полученного навыка. Дети слушают. Дети слушают. Приступают к работе. |
Заключительный этап (рефлексия) | |
Цель: Подвести итог занятия, способствовать снятию умственного напряжения и повышению эмоционального настроения детей. | |
-Ребята, давайте вспомним, почему на гербе города Иванова изображена пряха? -Какой музей есть в нашем городе? - Как раньше наносили рисунок на ткань? Незнайка: спасибо вам ребята, мне очень понравилась наша виртуальная экскурсия, а вам? Я надеюсь, что это не последняя наша с вами встреча. До скорых встреч. Пока! Ребята, вы сегодня хорошо поработали и показали, что знаете все о нашем городе Иваново, вы настоящие патриоты, продолжайте изучать наш город, ходите в музеи, парки и конечно не забывайте его историю. Воспитатель благодарит детей за проделанную работу, отмечает успехи каждого ребёнка. Отмечает детей, которые в процессе занятия приходили на помощь своим товарищам, затруднявшимся в выполнении какого-либо задания. | Дети включаются в беседу. Отвечают: -в нашем городе было много текстильных производств. -Музей Ивановского ситца. -раньше рисунки набивали с помощью манера и молотка. Дети слушают, отвечают: да. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.
Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...
Конспект НОД в старшей группе "Дикие животные нашего края".
Задачи:· расширить представления детей о жизни диких животных зимой.· развивать познавательную активность, любознательность, творческое воображение; способствовать развитию связной р...
Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»
Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...
Конспект ООД в старшей группе "Весна в Чувашском краю"
Конспект ООД в старшей группе "Весна в Чувашском краю"...
Конспект НОД в старшей группе «Родной сердцу Краснодарский край»
Конспект занятия в старшей группе «Родной сердцу Краснодарский край»Воспитатель Улезькова Людмила Петровна, МБДОУ № 54, г. Армавир...
Конспект НОД в старшей группе по теме "Родной край"
Цель: формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.Задачи:· обобщить знания детей о растительном и...
Историко-патриотический проект в старшей логопедической группе «Родной свой край люби и знай»
Дошкольное детство- важнейший период становления личности, в который формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются нравственные основы гражданских качеств. Нр...