Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Светлана Петровна Мурыгина

Конспект НОД в старшей группе.

«Береги природу родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe._no2.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе.

«Береги природу родного края»

Цель: Формировать положительное отношение к природе родного края.

Задачи:

1.Углубить знания детей о природных особенностях Южного Урала (растительном , животном мире, полезных ископаемых);

2.Расширить знания о природных достопримечательностях  региона;

3.Развивать мышление ,память, умение анализировать, обобщать, делать выводы.                                                                                    

4.Развивать связную речь, расширять словарный запас.                                                                                                                         5.Воспитывать бережное , уважительное отношение к природе родного края.

6. Способствовать формированию коммуникативных навыков.                                                                7.Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования природой родного края.

Предшествующая работа:                                                                                1.Наблюдения за деревьями, животными, птицами, насекомыми на прогулке.                                                               2.Разучивание стихов, песен, загадок, пословиц о природе.                                .                                                   3.Чтение литературы природоведческого характера.                               4.Рассматривание иллюстраций, репродукций художественных произведений.                                                                                                                   5.Беседы о природе Южного Урала.

Словарная работа: полезные ископаемые, известняк, Ильменский заповедник, Тургояк, Чебаркуль, Увильды, Кисегачь.

Материалы к занятию: картинки и фотографии с изображением лесов, рек, озер , животных Южного Урала, полезных ископаемых, изделий из драгоценных камней; листы бумаги А4, коричневая краска, кисти, клей, разноцветные (зеленые, красные, оранжевые, желтые) пуговицы разных размеров.

                                           

                                               

 Ход НОД:

В группе развешаны картинки и фото: на 1 остановке –с изображением леса,

на 2-  рек и озер , на 3- гор, полезных ископаемых Южного Урала.

Воспитатель- Ребята, кто скажет, как называется край, где мы с вами живем?

Дети-  Южный Урал.

Воспитатель-« В сказочном Урале мы живем,

                        Так привольно нам в краю родном.

                        Горы и вершины, реки , долины,

                        Нам всегда ласкают взор.

                        Сосны исполины, кедры и рябины,

                        Манит нас лесной шатер.

                        Зеленей , расцветай , мой любимый край!»                    

Воспитатель – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Южному Уралу и узнаем , чем богат наш край. Для того, чтобы мы смогли отправиться в путь, вы должны отгадать загадку: 

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Дети- Лес.                                                                                                     Воспитатель- Правильно, мы с вами отправляемся в лес, садимся в поезд и едем!                                                                                                                                                        Едем, едем, долго едем,                                                                                                          Очень длинен этот путь.                                                                                                     Скоро к лесу мы приедем,                                                                                                     Там мы сможем отдохнуть.

 (выполняют движения руками, передвигаются на полусогнутых ногах)

 Воспитатель- Уральские леса  очень красивы. Кто знает, какие деревья растут в наших лесах?

Дети- Березы, рябины, дубы, сосны, ели, осины, клены.

Воспитатель- Посмотрите, как красива природа Урала.(показывает картинки и фотографии).  А какие животные живут в наших лесах?

Ответы детей- Заяц, волк, медведь, лиса, лось, белка, бобры, рысь, барсук, еж, песец.

Воспитатель- Вот видите, как много разных животных водится в наших лесах. (показ картинок и фото).А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Всегда ли человек помогает природе?

Ответы детей.

Воспитатель- К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и  погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя?

Дети- Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам.

Воспитатель- Встречается много примеров, когда человек наносил огромный вред растительному и животному миру природы. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. И вот тогда, люди задумались, как же все это исправить, сохранить исчезающую красоту? И люди стали создавать заповедники. А кто знает, что такое - заповедник?

Ответы детей.

Воспитатель- Заповедник - это определённая территория охраняемая законом, на которой запрещено рвать цветы, ягоды, травы, охотиться на животных и птиц, ловить рыбу. В заповедник можно приходить только на экскурсию, где можно познакомиться с красотой и богатством заповедных  мест. Ребята, а вы знаете, что в нашем крае тоже есть заповедники? Недалеко от нас есть Ильменский заповедник. (показ фото)                            

А куда же мы отправимся дальше? Отгадайте!

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды – все в нем отражается,

Как это зеркало называется?

Дети- Озеро.

Воспитатель – Правильно, дальше мы отправляемся на озера.

Вот поезд наш едет.

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Приехали!

 Южный Урал славится своими разнообразными красивыми озерами и живописными горными реками. Они являются источниками пресной воды , а значит и относиться к ним нужно бережно, как к бесценному дару природы. Загрязняя воду- источник жизни, мы отравляем целый мир ее обитателей и свое здоровье.  Одним из самых чистых и прозрачных называют наше озеро Тургояк. А еще его называют жемчужиной Южного Урала. Название озера произошло от башкирских слов и обозначает «озеро, находящееся на возвышении». Еще одним озером с чистой и целебной водой является озеро Кисегач , что в переводе с башкирского значит «резать лес». Говорят, что даже лесные звери приходят к озеру заживлять свои раны.

Так же одним из самых чистых называют озеро Увильды, что обозначает «Голубая чаша», оно еще и самое большое на Южном Урале. Есть озеро Еловое, где очень теплая вода, есть озеро Чебаркуль, что значит «красивое, пестрое озеро». Все это самые известные озера нашего края. Посмотрите , как они прекрасны.(показ фото).

Леса, озера, реки, а чем еще знаменит Южный Урал? Вот вам загадка- подсказка:

Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке.

Дети- Это горы.

Воспитатель- Правильно, это наши уральские горы.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Бежит паровоз,

Высоко, высоко

Он в горы ребят повез.

 «Урал» по- башкирски значит «пояс». Существует легенда о великане, который носил огромный пояс с глубокими карманами, где прятал все свои богатства. Однажды великан снял его с себя, и пояс растянулся через всю землю. Так образовались уральские горы.(показ фото) .Чем богаты наши горы?

Ответы детей.

Воспитатель- Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными ископаемыми. Природа щедро одарила ими  наш край . Какие полезные ископаемые вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель- Правильно, уголь, которым отапливаются дома, известняк и мрамор, которые используют в строительстве. Здесь издревле добывали черный, цветной и драгоценный металл. А еще в подземных кладовых есть необычные красивые камешки. Вспомните, что охраняла Хозяйка Медной горы ?

Дети- Драгоценные камни.

Воспитатель-

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу , чтобы об этом

Ты немножко тоже знал. (показ картинок и фото)

Издавна люди ценили эти камни, называли их драгоценными. Что  из них делают, для чего они нужны?

Дети- Разные украшения, шкатулки, картины.

Воспитатель-  Видите, как много интересного мы с вами сегодня узнали о нашем крае. Чем больше мы будем знать о природных богатствах родного края, чем бережнее будем относиться к ним, тем богаче будет наш край. А если каждый человек будет беречь природу там, где живет, то мы сохраним целую планету под названием Земля.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю землю цветами, садами

Такая планета нужна нам с вами!

Ребята, давайте и мы с вами сделаем что-нибудь полезное. Вот у нас с вами накопилось много ненужных пуговиц, я предлагаю их не выбрасывать, а сделать красивые деревья из них.

 (Дети садятся за столы, рисуют ствол с ветками, а вместо листьев приклеивают пуговицы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина для детей старшей группы «Знатоки природы родного края».

Экологическая викторина для детей старшей группы "Знатоки природы родного края» состоит из конкурсных заданий, которые имеют свое название и значение. В викторине использован ряд  дидактических и...

Конспект НОД в старшей группе по теме "Родной край"

Цель: формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.Задачи:·        обобщить знания детей о растительном и...

занятие в старшей группе"Знатоки природы родного края"

Создать условия  для формирования элементарных экологических представлений у дошкольников....

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Деревья родного края»

Конспект занятия в  старшей  группеТема: «Деревья родного края»Подготовила воспитатель Доронина Т.В.Цель: формирование первоначальных патриотических  чувств.Образовател...

Конспект занятия в старшей группе «Береги природу»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.Задачи:1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, ...