Цель:
1. Углубить представления о том, что планета Земля-это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки - твердая земля-суша, где живут люди.
2. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
4. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
5. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
6. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Материалы и оборудование:
Компьютер, проектор, Глобус, физическая карта, плакат «Солнечная система», картины изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко-макет для проведения исследования.
Ход занятия
На центральной стене зала висит большое панно с изображение земного шара. На боковой стене размещены: физическая карта мира, плакат «Солнечной системы», около стены на столах разложены книги о планете Земля, о космосе, иллюстрации «Народы мира».
Вход детей
Звучит мелодия русской народной песни «Родина» (Вижу чудное приволье).
Педагог: Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя — Россия! Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!
Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг? Узнали?
Только давайте договоримся ‚ что будем отвечать используя символ «Поднятой руки».
Кто расскажет? Подойди к карте и покажи.
Дети: Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.
Педагог. Кто дополнит рассказ? Подойди и покажи.
Дети: Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Педагог: Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на планете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если отгадаете загадку, то узнаете, как его название.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом большущий шар.
Дети: Земля!
Педагог: А как еще в народе говорят?
Дети: «Никого не родила, а все матушкой зовут»
Педагог: Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Дети: наша планета-это огромный, преогромный шар. Такой большой, что нужно много- много дней‚ даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Педагог: Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается нет, а как же они себе рисовали Землю, на которой жили? По-разному. Их представления кажутся на сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир (демонстрация иллюстраций или слайды)
Дети: Древние люди думали, что Земля - огромная и плоская, как блин или как тарелка и можно добраться до края Земли.
Дети: Одни говорили, что ее поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Дети: Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане.
Дети: Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до края и посмотреть, что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Дети: Люди отправлялись в путь пешком или верхом на лошадях, или на корабле.
Педагог: И добрались они до края Земли?
Дети: Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено. Вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.
Педагог: Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?»- задумались люди. Да потому вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская как блин. Нет. Она круглая как шар.
(работа с карточками)
Педагог: Ребята возьмите конверт № 1, в котором лежат карточки. На обоих карточках изображены Бурундук и Медведь. Они ждут восхода Солнца, сидя спиной друг к другу. Бурундук смотрит на вершину горы, а Медведь на долину. Они поспорили, кто первый увидит лучик Солнца. Сидят долго. Солнце начало всходить, Медведь решил, что увидит первым, но тут Бурундук закричал первым, первым увидел лучик ‚ который показался на вершине горы. Ребята возьмите карточку 1, и обратите внимание на Землю, она круглая, герои ждут восхода Солнца. Подумайте, почему Бурундук на вершине горы увидел Солнце.
Дети: Лучи Солнца прямые.
Педагог: Да, мы знаем, что лучи Солнца прямые и долетают от Солнца до Земли очень быстро. Это можно проверить. Попробуйте с помощью линейки провести прямой солнечный луч от восходящего Солнца до вершины горы и до головы медведя. Подумайте, почему Медведь не увидел луч Солнца первым?
Дети: Земля круглая и есть такое время утром, когда солнечный лучик уже освещает вершину горы, а к Медведю ему мешает попасть Земля.
Педагог: А теперь возьмите карточку№2, где Земля как бы плоская. Кто ответит? Какой будет результат?
(дети проводят луч Солнца)
Дети: Он тогда, как Солнце показалось из воды, то тут же одновременно и Бурундук и Медведь увидели бы солнечный свет.
Педагог: Правильно. Но мы знаем, что Бурундук увидел лучик Солнца первым. Это подтверждает, что Земля круглая в виде шара, а лучи Солнца прямые.
Давайте еще раз убедимся, что Земля — шар. Мы ведь с вами не моряки, и высоких гор поблизости нет. Можем ли мы заметить, что Земля-шар? Видели ли вы закаты?
(работа с карточками)
Возьмите конверт №2. У вас две карточки. Возьмите карточку №2.
Попробуйте на рисунке провести прямой Солнечный луч от заходящего Солнца до облака и до домика на Земле. Что будет освещено?
А что оказалось в темноте?
А, что было бы, если бы Земля была плоская?
Возьмите карточку №1 и проведите лучик Солнца.
Дети: (ответы детей)
Педагог: (подводит итог, что земля имеет форму шара и солнечные лучи прямые).
Педагог: Большую роль познания мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли все вперед, не меняя направления, а сверли свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана и только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт, с противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, что Земля-шар и ее можно объехать кругом.
Педагог: показывает глобус.
Что это?
Дети: глобус.
Педагог: Что такое глобус?
Дети: Глобус это крохотная модель Земного шара. На нем нарисована то, что есть на настоящей Земле. Океаны и суши.
Педагог: Дети представьте, что Земля-яблоко (отрезает четвертую часть яблока). Это и будет суша, а все остальное- это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли.
Может вы знаете, как называются моря и океаны?
предлагает детям показать моря и океаны)
Педагог: И так, вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси (вращает глобус, также вращается Земля. Земля-спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят «День и ночь, сутки прочь». Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся еще восемь планет. (педагог предлагает детям на плакате «Солнечной системы» найти наш дом- Землю). Кто желает показать нашу родную планету на звездной карте (дети показывают)
Педагог: Как вы узнали, что это Земля?
Дети: Наша планета голубого цвета.
Педагог: Почему она голубая?
Дети: на Земле много воды, когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром голубого цвета.
Педагог: Друзья, что же тогда окружает Землю? Окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством или космосом. Это пространство на пустое, оно заполнено различными космическими телами-звездами, планетами, кометами и метеоритами. Над Землей находится огромный воздушный океан- атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем и прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения- все живое на Земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли - это ее удивительна голубая «рубашка». В этой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка - «боевая кольчуга», которая защищает Землю от космических «снарядов»- метеоритов. Еще одна важная работа воздушного океана - следить за климатом на нашей планете, перегоняя холодный воздух на юг, теплый - на север. И только благодаря воздушной оболочке- атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.
Педагог: Ребята, а кто знает, что такое звезды? (ответы детей)
Педагог: Правильно, звезды - это огромные огненные шары. А почему же они кажется такими маленькими?
Дети: Они находятся очень далеко от нас.
Педагог: А какая звезда к нам ближе всего?
Дети: Это звезда Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.
Педагог: Молодцы ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?
Дети: На Земле есть вода для питья, и воздух для дыхания.
Педагог: Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам. Много миллионов лет назад Земля представляла огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться. От него стали отделяться большие и малые материки. На материках живут разные народы, животные и растут растения.
(стихотворение автор В. Орлова «Общий дом», читает ребенок).