План познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Бурбицкая Олеся Ивановна

Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет


https://natalka2014tka4enko.files.wordpress.com/2018/09/hello_html_73460b35.png








Оборудование:

Для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), зеркало, стаканы для воды, воздушные шарики, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.

Для творчества:

- Бумага белая и цветная, картон;

- Акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;

- Пластилин;

- Салфетки.

Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Дети могут проявить творческий подход и украсить свои работы.

Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Сентябрь

1.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа).

Цели: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий.

2.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема: Рыхлая и твердая почва.

Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям.

3.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Пройдем по лужам?

Цели: познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия.

4.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Четыре сезона (природные явления)

Тема: Листопад.

Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья), умение обобщать полученные знания, формулируя выводы; развивать познавательный интерес

5.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Листочки к солнышку.

Цели: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

6.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (организм человека)

Тема: Что может нос?

Цели: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы

Октябрь

7.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Испарение (1-я часть).

Цели: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

8.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема: Почему осенью бывает грязно?

Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение)

9.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Испарение (2-я часть).

Цели: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

10.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) '

Тема: Магнитная задачка.

Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям

11.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Для чего растениям плоды?

Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Ноябрь

12.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Чем пахнет вода?

Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям эксперименталь-ного характера

13.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)

Тема: Превращения песка и глины.

Цели: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

14.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Картон.

Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

15.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Четыре сезона (природные явления)

Тема: Спокойной ночи, солнышко!

Цели: формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

16.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Почему животным тепло зимой?

Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий

Декабрь

17.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Гололедица.

Цель: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий

18.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Камни.

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям

19.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Деревянный мир.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

20.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Как «растет» вода?

Цель: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности

21.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Как корень «служит»?

Цель: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

22.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (Организм человека)

Тема: Что «умеет» язычок?

Цель: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности

Январь

23.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Где прячется воздух?

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

24.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)

Тема: Мерзнет ли песок?

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность

25.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Стеклянный мир.

Цель: познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности

26.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Какой бывает вода?

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода - прозрачная», «грязная - непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность

27.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Чем полезен холодный снег для растений?

Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Февраль

28.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Помощница вода.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера

29.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)

Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы.

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования

30.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Какие разные игрушки!

Цель: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

31.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Поплаваем?

Цель: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования

32.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Расти, семечко, расти!

Цель: формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий

Март

33.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Водяные переливы.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий

34.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). История воды и воздуха

Тема: Мыльные сказки.

Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям

35.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Сравнение свойств резины и древесины.

Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес

36.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Четыре сезона (природные явления)

Тема: Почему тает снег?

Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес

37.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Сажаем лук.

Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования

38.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (Организм человека)

Тема: Ушки - «подслушки».

Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес

Апрель

39.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: На поиски воды.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес

40.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Где прячется воздух?

Цели: продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение

41.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)

Тема: Магнитная сила.

Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям

42.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом. Тайны живой природы

Тема: Что природа создала? Что сделал человек?

Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

43.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Птичьи дома.

Цели: формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность

Май

44.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Чистая вода.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера

45.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Ищем клад (на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования

46.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (Организм человека)

Тема: Видимые - невидимые отпечатки.

Цели: продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес

47.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха

Тема: Из чего «сделаны» облака? (на прогулке).

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность

48.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности?

Тема: Что быстрее осядет? (на прогулке).

Цели: закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить выявлять свойства веществ с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Июнь – июль – август

49.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды

Тема: Мыльные шутки.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изменениями её свойств под воздействием других веществ (мыла); закреплять умение формулировать вывод в ходе совершения практических действий

Тема: Сделаем чище!

Цели: закреплять знания об очищающем свойстве воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования

Тема: Вода в решете.

Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; познакомить со свойством растительного масла образовывать тонкую плёнку, мешая проникновению воды; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

Тема: Кто выпил водичку?

Цели: продолжать учить детей определять свойства исследуемого объекта (воды); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера

50.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Всё о воздухе

Тема: Играй и пой, трубочка!

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес

Тема: Воздух, воздух, ты могуч!

Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить формулировать вывод в ходе исследования; развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение

51. Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)

Тема: Какого цвета... цветок?

Цели: продолжать учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности

Тема: В цветнике.

Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность

Тема: Прилип, как репей!

Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность

52. Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом

Тема: «Сильный» металл.

Цели: формировать у детей знания о свойствах магнита; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера

Тема: Собиратели воды.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования

Тема: Сминаем - разминаем...

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

53.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)

Тема: Есть ли жизнь... в песке?

Цели: продолжать закреплять знания детей о свойствах песка; развивать умения констатировать факты, формулировать выводы

Тема: Глиняные превращения.

Цели: продолжать учить детей выделять свойства исследуемого объекта (глины), самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес

54.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История звука

Тема: Кто громче крикнет?

Цели: закреплять у детей знания о свойствах звука; продолжать учить совершать обследовательские действия; развивать интерес к опытной деятельности

Тема: Голос высокой травы.

Цели: продолжать знакомить детей со свойствами звука, возможностями его извлечения; развивать познавательный интерес.

Литература

1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014.

3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой.-М., 2014.

6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015.

7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

Интегрированная познавательно - исследовательская образовательная деятельность с детьми 6 - 7 лет "Спасатели спешат на помощь"

В  занятии представлены варианты использования в образовательной деятельности здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного методического пособия – палочек Кюизенера....

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...