План познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательно-исследовательская деятельность | 811.74 КБ |
Предварительный просмотр:
План познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет
Оборудование:
Для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), зеркало, стаканы для воды, воздушные шарики, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
Для творчества:
- Бумага белая и цветная, картон;
- Акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
- Пластилин;
- Салфетки.
Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Дети могут проявить творческий подход и украсить свои работы.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Сентябрь
1.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Что растворяется в воде? (соль, сахар, песок, крупа).
Цели: развивать представления о свойствах воды, растворимости воды; учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий.
2.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)
Тема: Рыхлая и твердая почва.
Цели: развивать умение выявлять свойства почвы (определять отличия рыхлой и твердой почвы); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям.
3.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Пройдем по лужам?
Цели: познакомить со свойством резины - непромокаемостью; учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта; развивать познавательный интерес, умение самостоятельно осуществлять практические действия.
4.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Четыре сезона (природные явления)
Тема: Листопад.
Цели: формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы (ветер помогает деревьям сбрасывать листья), умение обобщать полученные знания, формулируя выводы; развивать познавательный интерес
5.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Листочки к солнышку.
Цели: формировать представление о том, что растениям для роста необходим свет; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
6.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (организм человека)
Тема: Что может нос?
Цели: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; умения выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы
Октябрь
7.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Испарение (1-я часть).
Цели: расширять представления о свойствах воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
8.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)
Тема: Почему осенью бывает грязно?
Цели: формировать представление о свойстве почвы впитывать воду; продолжать обучать способам исследования; развивать мыслительные процессы (анализ, обобщение, сравнение)
9.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Испарение (2-я часть).
Цели: продолжать знакомить со свойствами воды (испарение); совершенствовать умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
10.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов) '
Тема: Магнитная задачка.
Цели: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы; учить обобщенным способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследованиям
11.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Для чего растениям плоды?
Цели: формировать представление о развитии растений; привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям экспериментального характера; закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Ноябрь
12.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Чем пахнет вода?
Цели: познакомить со свойством воды (в чистом виде не имеет запаха, но может приобретать его в результате растворения ароматных веществ); привлекать к совместным со взрослыми практическим познавательным действиям эксперименталь-ного характера
13.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (свойства песка, почвы, глины)
Тема: Превращения песка и глины.
Цели: познакомить с некоторыми свойствами песка и глины в сравнении (водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования
14.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Картон.
Цели: познакомить со свойствами картона; совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
15.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Четыре сезона (природные явления)
Тема: Спокойной ночи, солнышко!
Цели: формировать начальные представления о вращении Земли; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования
16.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Почему животным тепло зимой?
Цели: познакомить с особенностями приспособления животных к зиме (теплая шерсть); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий
Декабрь
17.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Гололедица.
Цель: закреплять знания детей о свойствах различных состояний воды (жидкое - твердое), продолжать учить устанавливать взаимосвязь между объектами неживой природы; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий
18.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)
Тема: Камни.
Цель: продолжать учить детей выявлять свойства веществ и материалов (камней); закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования; развивать интерес к практическим действиям
19.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Деревянный мир.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта, самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
20.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Как «растет» вода?
Цель: формировать у детей представление о том, что уровень воды повышается при помещении в емкость с водой посторонних предметов; развивать интерес к экспериментальной деятельности
21.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Как корень «служит»?
Цель: формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений; закреплять умения устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
22.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (Организм человека)
Тема: Что «умеет» язычок?
Цель: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией языка); закреплять умение выделять особенности исследуемого объекта, обобщать полученные знания; развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности
Январь
23.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Где прячется воздух?
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, выявить его повсеместное присутствие; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
24.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)
Тема: Мерзнет ли песок?
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (при его замораживании); обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать любознательность
25.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Стеклянный мир.
Цель: познакомить со свойствами стекла, продолжать учить детей обобщенным способам обследования объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности
26.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Какой бывает вода?
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды; формировать понятия «чистая вода - прозрачная», «грязная - непрозрачная», «фильтрация»; продолжать учить самостоятельно осуществлять практические познавательные действия; развивать любознательность
27.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Чем полезен холодный снег для растений?
Цель: формировать у детей понятие о взаимосвязи живой и неживой природы (польза снега для растений); закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Февраль
28.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Помощница вода.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (обладает очищающим свойством); продолжать включать детей в совместные практические познавательные действия экспериментального характера
29.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины.)
Тема: Сравнение свойств песка, глины и почвы.
Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении, обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы; развивать интерес к объектам исследования
30.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Какие разные игрушки!
Цель: продолжать учить выявлять свойства и качества материалов в сравнении, закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
31.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Поплаваем?
Цель: учить детей выделять определенные свойства предметов (тонет - не тонет в воде), используя практические действия; развивать интерес к объектам исследования
32.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Расти, семечко, расти!
Цель: формировать у детей понятие о необходимости влаги на начальном этапе роста и развития растения; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий
Март
33.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Водяные переливы.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие о том, что вода принимает форму сосуда, в который она налита; учить детей формулировать вывод в ходе совершения практических действий
34.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). История воды и воздуха
Тема: Мыльные сказки.
Цели: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода); развивать интерес к практическим действиям
35.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Сравнение свойств резины и древесины.
Цели: закрепить знания детей о свойствах резины и древесины в сравнении; учить выделять и обобщать свойства исследуемых объектов, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес
36.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Четыре сезона (природные явления)
Тема: Почему тает снег?
Цели: формировать у детей понятие о зависимости смены сезонов от Солнца; учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы, развивать познавательный интерес
37.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Сажаем лук.
Цели: продолжать формировать у детей понятие о том, что растениям для роста необходимы вода и свет; закреплять знания о росте и развитии растений, учить устанавливать взаимосвязи между объектами исследования
38.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (Организм человека)
Тема: Ушки - «подслушки».
Цели: продолжать знакомить детей с организмом человека (функцией органа слуха); закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания; развивать познавательный интерес
Апрель
39.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: На поиски воды.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды (впитываемостью); продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий, развивать познавательный интерес
40.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Где прячется воздух?
Цели: продолжать знакомить детей со свойством воздуха заполнять все окружающее пространство; обучать способам исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение
41.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом (свойства веществ и материалов)
Тема: Магнитная сила.
Цели: продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы на расстоянии; учить детей обобщенным способам исследования объектов, развивать интерес к исследованиям
42.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом. Тайны живой природы
Тема: Что природа создала? Что сделал человек?
Цели: продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком, учить отличать эти объекты друг от друга; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
43.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Птичьи дома.
Цели: формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной (постройка гнезд); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность
Май
44.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Чистая вода.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, способами ее очистки; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические познавательные действия экспериментального характера
45.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)
Тема: Ищем клад (на прогулке).
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами песка; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий, развивать интерес к объектам исследования
46.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что мы знаем о себе? (Организм человека)
Тема: Видимые - невидимые отпечатки.
Цели: продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия, развивать познавательный интерес
47.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды и воздуха
Тема: Из чего «сделаны» облака? (на прогулке).
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; включать их в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать любознательность
48.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности?
Тема: Что быстрее осядет? (на прогулке).
Цели: закрепить знания о свойствах песка, глины, почвы, камня; продолжать учить выявлять свойства веществ с помощью опытно-экспериментальной деятельности
Июнь – июль – август
49.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История воды
Тема: Мыльные шутки.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воды, изменениями её свойств под воздействием других веществ (мыла); закреплять умение формулировать вывод в ходе совершения практических действий
Тема: Сделаем чище!
Цели: закреплять знания об очищающем свойстве воды; продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами исследования
Тема: Вода в решете.
Цели: закреплять знания детей о свойствах воды; познакомить со свойством растительного масла образовывать тонкую плёнку, мешая проникновению воды; продолжать учить делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Тема: Кто выпил водичку?
Цели: продолжать учить детей определять свойства исследуемого объекта (воды); включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
50.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Всё о воздухе
Тема: Играй и пой, трубочка!
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха; закреплять умение делать выводы в процессе обследовательских действий; развивать познавательный интерес
Тема: Воздух, воздух, ты могуч!
Цели: закреплять знания детей о свойствах воздуха; продолжать учить формулировать вывод в ходе исследования; развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение
51. Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Тайны живой природы (мир растений и животных)
Тема: Какого цвета... цветок?
Цели: продолжать учить детей обобщённым способам исследования различных объектов; развивать интерес к исследовательской деятельности
Тема: В цветнике.
Цели: продолжать знакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; закреплять умение формулировать выводы в ходе практических действий; развивать любознательность
Тема: Прилип, как репей!
Цели: закреплять умение детей устанавливать взаимосвязь внешнего вида растений с их приспособляемостью к окружающему; развивать любознательность
52. Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Предметы с секретом
Тема: «Сильный» металл.
Цели: формировать у детей знания о свойствах магнита; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера
Тема: Собиратели воды.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами различных материалов; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектам исследования
Тема: Сминаем - разминаем...
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами ткани в сравнении; закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
53.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: Что на поверхности? (Свойства песка, почвы, глины)
Тема: Есть ли жизнь... в песке?
Цели: продолжать закреплять знания детей о свойствах песка; развивать умения констатировать факты, формулировать выводы
Тема: Глиняные превращения.
Цели: продолжать учить детей выделять свойства исследуемого объекта (глины), самостоятельно осуществлять практические действия; развивать познавательный интерес
54.Раздел познавательно-исследовательской деятельности: История звука
Тема: Кто громче крикнет?
Цели: закреплять у детей знания о свойствах звука; продолжать учить совершать обследовательские действия; развивать интерес к опытной деятельности
Тема: Голос высокой травы.
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами звука, возможностями его извлечения; развивать познавательный интерес.
Литература
1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М.: Сфера, 2014.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.
4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.-Волгоград: Учитель, 2016.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой.-М., 2014.
6. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М.: АРКТИ, 2015.
7. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018" познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Подарок для Слоненка»
Сценарий НОД на конкурс "Воспитатель года 2018"...
Интегрированная познавательно - исследовательская образовательная деятельность с детьми 6 - 7 лет "Спасатели спешат на помощь"
В занятии представлены варианты использования в образовательной деятельности здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного методического пособия – палочек Кюизенера....
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"
Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...