Конспект занятия по опытнической деятельности «Удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Базанова Алёна Вадимовна

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему«Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_sol.docx374.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытнической деятельности «Удивительная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

 Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с тремя видами  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему«Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль.

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Нам сегодня почтальон принес посылку из академии ученых.  Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, что же это может быть? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

На столе стоит всегда,

Внешне белая она.

И на вкус не вкусна,  Но в пищу - каждому нужна.  

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.

                               Без соли, без хлеба – худа беседа

       Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Презентация)

Соль - полезное ископаемое, природный элементСоль бывает каменная поваренная и морская

Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Соль, особенно морская содержит очень нужный организму микроэлемент ЙОД. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Как вы думаете, где можно использовать соль?

  1. В  соляных шахтах создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

  1. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
  2. А еще соль полезна и животным.
  3. В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей
  4. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (дети передают мешочек с солью и говорят, для чего она нужна) 

ВыводСоль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи. А какими свойствами обладает это удивительное вещество мы с вами узнаем, проведя несколько интересных опытов.

- И я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1- Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

И так внимание.

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Понюхайте соль

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

                                 Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

ВыводСоль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Соль на вкус соленая.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

В самом начале мы с вами говорили о том, что соль похожа на порошок. А можно ли с помощью соли помыть или почистить что-нибудь. Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

                               Опыт №7 Лед и соль

Если кусочек льда посыпать солью – мы услышим треск

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, Творческая работа.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной

 (дети пальчиками рисуют ежика на соли) .

Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки

Как красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.- Давайте вспомним и скажем

. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды

- Как вы думаете ребята. Соль полезна? (соль полезна)

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

 Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Вы были хорошими учеными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе "четыре стихии"

Цель: - Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ; - Закрепить знания о живой и не живой пр...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Презентация к занятию по исследовательской деятельности "Удивительная соль"

Презентация к занятию по исследовательской деятельности "Удивительная соль"...

Конспект занятия по опытнической деятельности с детьми старшей группы «Что происходит с мусором?»

Цели: Расширение знаний детей об окружающем мире, воспитание бережного, заботливого отношения к природе.Задачи: Учить выполнять самостоятельно простейшие опыты, делать простейшие выводы, сортировать м...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Удивительная соль" для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте показаны простейшие опыты, раскрывающие физические свойства соли....

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Удивительная соль» средняя группа № 5 «Лесная полянка»

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности«Удивительная соль»средняя группа № 5 «Лесная полянка»...