Конспект комплексного занятия по гендерному воспитанию в средней группе «Я девочка, ты мальчик»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Под влиянием педагогов дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompleksnogo_zanyatiya_po_gendernomu_vospitaniyu.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по гендерному воспитанию
в средней группе
Тема: «Я-девочка, ты мальчик».
Цель: Развитие представлений детей о полоролевом сходстве и различии образа мальчика и девочки. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания детей о том, что люди бывают мужского и женского пола (мальчики и девочки). Способствовать первым проявлениям полового самосознания на основании таких признаков, как одежда и причёска. Создавать благоприятные условия для обогащения, систематизации знаний, представлений об окружающем мире и собственном Я (физическом, психическом и социальном).
Развивающие: развивать умение учитывать специфические гендерные особенности во время совместной деятельности. Создавать благоприятные условия для повышения самооценки, упражнять в преодолении трудностей. Развивать умение владеть своим телом. Ориентироваться в своей внешности и внешности других детей.
Воспитывающие: воспитывать эмоционально-положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. Формировать моральные формы взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитывать культуру поведения.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Коммуникация»; «Труд».
Оборудование и материалы: ИКТ (презентация по теме: «Мы такие разные, но всё-таки похожие»); клоуны 2 шт, вывеска «Творческая мастерская»; цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, мелки, пластилин, заготовки для украшения: стразы, пайетки, сердечки, цветная бумага, клей, ножницы, цветные ленты, листы бумаги по количеству детей с изображением игрушек для девочек и мальчиков.
Методы и приёмы: наглядный (использование ТСО, демонстрационного материала); словесный (мотивация, беседа, вопросы, художественное слово, составление описательного рассказа, использование образцов педагога); практический (постановка заданий, нейропсихологические упражнения, стимулирование деятельности детей, игра, самостоятельная деятельность детей).
Ход НОД:
I. Вводная часть: Эмоциональный настрой.
В группе полукругом расставлены стульчики, по количеству воспитанников. На одних стульчиках наклеены цветочки, а на других – самолетики. Дети входят в группу под музыку («Мы – друзья», Барбарики)
Воспитатель: — Здравствуйте, ребята, как я, рада видеть всех вас! Дети: — Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
- Давайте поприветствуем друг друга!
1. Приветствие
- Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука (дети берутся за руки)
- Здравствуй друг, здравствуй друг, здравствуй весь наш дружный круг!
- Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят!
- Может сто, а может двести, хорошо, когда мы вместе!
- Все на месте, все ли тут? Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись! (дети дарят друг другу улыбки)
В: — Молодцы и девочки, и мальчики! Проходите и присаживайтесь на стульчики! Ой, что это? (Воспитатель указывает на картинки с изображением цветов и винтиков)
Дети: — Это стульчики для девочек и для мальчиков!
В: — Верно, ребята! Так, кто же присядет на стульчики первыми?
Дети: — Наши девочки!
(Дети рассаживаются на стульчики, которые расставлены по обе стороны, для девочек и для мальчиков)
II. Основная часть: сюрпризный момент.
1. (В групповой комнате подготовлена ширма, для появления двух клоунов Бибочки и Боба. Младший воспитатель озвучивает роли клоунов). Ширма открывается, появляются два клоуна.
В: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости! Кто это?
Дети: Это клоуны.
В: — Давайте поздороваемся и спросим, как их зовут?
Дети: — Здравствуйте, как вас зовут?
Клоуны хором: Мы Биба и Боба!
В: А кто же из вас Биба, а кто Боба?
Клоун 1: Я Бибочка!
Клоун 2: Я Боба! Мы приготовили для вас, интересный фильм, который называется: «Мы все такие разные, но всё-таки похожие». Мы посмотрели фильм и запутались совсем, кто такие девочки, а кто такие мальчики. Чем они любят заниматься, во что играть.
В: Что же, давайте вместе с Бибочкой и Бобом, посмотрим фильм и расскажем, кто такие девочки, мальчики.
2. Просмотр фильма для дошкольников: «Мы все такие разные, но всё-таки похожие».
В: Ребята, давайте расскажем Бибочке и Бобу, кто такие девочки и мальчики.
Дети: Давайте!
1. Чтение стихотворений (команда девочек и команда мальчиков)
Воспитатель: — Девочки, что вы можете сказать о себе?
Мы — девчонки, это значит –
Скромные, приятные
И во всех делах,
Очень аккуратные.
Любим в куклы и посуду,
Мы с подружками играть,
И цветочки в поле
Летом собирать,
А поплачем мы немножко –
Это не считается.
Потому, что мы — девчонки,
Нам это разрешается.
Воспитатель: — А что мальчики могут рассказать о себе? (стихотворение)
Нельзя мне больше плакать
Есть важная причина -
Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина.
Мужчины не боятся
Без мамы оставаться.
Мужчины закаляются
И сами одеваются.
2. Беседа по итогу презентации.
В: Ребята, давайте поговорим о том, чем отличаются мальчики от девочек.
В: С какими игрушками больше всего любят играть мальчики?
Дети: Мальчики любят играть в машины, самолёты, пистолеты, железную дорогу.
В: Кем мечтают стать наши мальчики?
Дети: Мальчики мечтают быть пиратами, лётчиками, космонавтами, пожарными и т.д.
В: Что любят носить мальчики? Дети: шорты и футболки, брюки и джинсы, спортивные костюмы.
В: А какую обувь надевают мальчики? Дети: Кеды, кроссовки.
В: Любимый вид спорта мальчиков? Дети: Футбол, хоккей, баскетбол.
В: А теперь узнаем, что любят девочки.
В: С какими игрушками больше всего любят играть девочки?
Дети: Девочки любят играть в куклы.
В: Кем хотят быть девочки?
Дети: Мамами, принцессами, красавицами.
В: Что любят носить девочки?
Дети: Красивые и нарядные платья, банты, украшения.
В: А какую обувь надевают?
Дети: Туфли, красивые сапожки, босоножки.
В: Любимый вид спорта девочек?
Дети: Художественная гимнастика, ритмика, танцы.
В: Ну, что Бибочка и Боба, вы поняли, кто такие девочки и мальчики и что они любят.
Клоун 1: Да, теперь я буду надевать красивые платьица, заплетать в косы ленты и играть в куклы. Вот, Боба, возвращаю тебе твои игрушки: самолётик, машинку и танк.
3. Введение нового знания.
В: Ребята, все люди друг на друга похожи. Они похожи тем, что у них есть туловище, голова, две руки и две ноги. Чем ещё похожи люди?
Дети: Есть волосы на голове, уши, пара глаз, нос, шея.
В: Верно, ребята, этим и похожи люди, но у них есть свои отличия. У людей бывает разный цвет и длина волос, цвет глаз, свои привычки и увлечения, имена, а также они различаются по половому признаку, то есть девочка или мальчик. Именно от этого признака зависит, как будет выглядеть человек, какими увлечениями заниматься.
Физкультминутка
В: Давайте отдохнём немножко! Мальчики будут выполнять движения папы и братика Севы, а девочки – движения мамы. (Повторить 2 раза)
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим, (маршируют под музыку)
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку, (построение в круг)
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, (девочки поднимают руки вверх, встают на носочки)
Папа бодро приседает, (мальчики приседают)
Повороты в право – влево, (повороты туловища в право, влево)
Делает мой братик Сева. (повороты туловища делают мальчики)
Я сама бегу трусцой и качаю головой! (девочки бегут трусцой и качают головой).
4. Составление описательного рассказа о внешности человека.
В: Сейчас, мы с вами попробуем составить небольшой рассказ о себе, но сначала послушайте рассказ об одном мальчике.
Клоун 2: Очень, очень интересно! Послушаем? Дети: Да!
В: Это мальчик. Он низкого роста. У него зелёные глаза, рыжие короткие волосы, курносый нос. Он любит надевать рубашки и шорты, любимая обувь – кеды, коллекционирует машинки, любит играть в футбол.
В: Как вы думаете, о ком шла речь?
Дети: О Бобе!!!
В: Верно, ребята! Я описала именно Боба. Мой рассказ совпадал с его внешностью, поэтому, вы поняли о ком идёт речь. Кто желает рассказать рассказ о себе или своём друге? (Выслушиваются два описательных рассказа детей по желанию)
В: Молодцы, ребята! Замечательные рассказы у вас получились.
5. Практическая часть. Работа в творческой мастерской (изготовление подарков для Бибочки и Боба)
В: Ребята, нашим гостям Бибе и Бобу, пора отправляться в цирк и мне бы хотелось подарить им подарки, которые будут напоминать им о нашей встрече. Посмотрите, сколько всего интересного есть в нашей мастерской для изготовления подарков. Мальчики будут делать подарки для Боба, а девочки – для Бибочки.
В: Но, сначала, мы подготовим наши пальчики к работе и выполним несколько упражнений (использование нейропсихологических упражнений)
«Зайка, колечко, цепочка»
«Ухо, нос, хлопок»
(Звучит плавная мелодия, под которую дети приступают к работе. Педагог стимулирует творческую активность воспитанников, оказывает индивидуальную помощь)
В: Катя, что ты нарисовала (раскрасила) для Бибочки? Как можно украсить твою работу? Какие цвета использовала? Почему?
В: Артём, что ты хочешь подарить Бобу? Почему выбрал именно такой подарок? О чём он может напомнить?
(Дети выполняют работы как в традиционной технике рисования, так и в нетрадиционной)
III. Заключительная часть. Подведение итога и рефлексия.
В: Бибочка, Боба посмотрите. Какие замечательные рисунки и поделки для вас выполнили ребята! Клоун 1: Вот это красота! В: Девочки, какие поделки и рисунки, вы подарите Бибочке? Дети: Я подарю ей, вот эту куколку с красивыми лентами, а я подарю – красивое платье, украшенное стразами и сердечками и т.д. В: Какие подарки, вы приготовили для Боба? Дети: машинку из пластилина, рисунок самолёта, красивую рубашку в клетку, аппликация робота и т.д. Клоун 2: — Какие замечательные подарки! Теперь, я точно запомню, кто такие девочки и мальчики! Спасибо большое, ребята! До свидания! До новых встреч! Воспитатель и дети: До свидания, Бибочка и Боба!
В: Наше занятие заканчивается, но прежде, давайте подумаем, чему научились, что мы поняли сегодня, что понравилось на занятии, а что, может быть, было слишком трудным. (Ответы детей). Конечно, мы поняли, что девочки и мальчики бывают очень разными, но все они должны помогать друг другу, заботится и дружить друг с другом! Наше занятие окончено, спасибо вам за хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по гендерному воспитанию в младшей группе на тему " Оденем куклу девочку и куклу мальчика"
Цели. Учить детей различать по половым признакам девочка или мальчик и обозначать себя соответствующим образом.Продолжать знакомить детей с элементами одежды соответствующей данному полу....
Краткосрочный проект по гендерному воспитанию в старшей группе «Я — девочка, ты — мальчик»
Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа: Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребе...
Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию в средней группе: Где живут домашние птицы? Кто как кричит?
Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию в средней группе: Где живут домашние птицы? Кто как кричит?...
КОНСПЕКТ открытого занятия по гендерному воспитанию в младшей группе«Девочки и мальчики похожие, но разные»
Тема: «Девочки и мальчики похожие, но разные». Прогр. задачи: 1. Образовательные: Дать детям первоначальные представления о различии мальчиков и девочек к...
Конспект занятия по гендерному воспитанию «Хорошо, когда мы вместе, девочки и мальчики»
Конкретизировать первоначальные представления о себе.Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола.Развивать навыки ко...
Конспект занятия по гендерному воспитанию (ОО «Социально-коммуникативное развитие») «Девочки и мальчики».
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в ...