"Живое и неживое"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Конспект - беседа «ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»
Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».
Цель: Пополнение и систематизация знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях.
Программные задачи: - образовательные:
- пополнять, систематизировать знания детей;
- раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы;
- активизировать словарь детей
-развивающие: способствовать развитию:
- связной речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные;
- навыков свободного общения детей между собой и с взрослым;
- умения отстаивать свою точку зрения;
- произвольного внимания, ассоциативного мышления и фантазии детей.
- воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать чувство прекрасного при общении с миром животных.
Интегрируемые образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа, красота.
Предварительная работа:
- ежедневные наблюдения на прогулке, наблюдения за птицами,
- рассматривание иллюстраций о живой природе,
- помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями,
- наблюдение за пересадкой растений.
- кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума,
- опыты с водой, камнями, песком, глиной,
- работа со схемой «живое-неживое»,
- чтение и разучивание стихов,
- пальчиковые, речевые и дидактические игры.
Демонстрационный материал:
- Схема «Живое-неживое»,
- Цветущий комнатный цветок,
- Рыбки в аквариуме,
- Изображение птицы в клетке,
- Контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком.
- Игрушка Незнайка с большой сумкой.
Форма проведения: совместная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivoe_i_nezhivoe.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»
(беседа с детьми средней группы по технологии Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости»)
воспитатель Шутова Екатерина Сергеевна
Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».
Цель: Пополнение и систематизация знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях.
Программные задачи: - образовательные:
- пополнять, систематизировать знания детей;
- раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы;
- активизировать словарь детей
-развивающие: способствовать развитию:
- связной речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные;
- навыков свободного общения детей между собой и с взрослым;
- умения отстаивать свою точку зрения;
- произвольного внимания, ассоциативного мышления и фантазии детей.
- воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе;
- воспитывать чувство прекрасного при общении с миром животных.
Интегрируемые образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа, красота.
Предварительная работа:
- ежедневные наблюдения на прогулке, наблюдения за птицами,
- рассматривание иллюстраций о живой природе,
- помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями,
- наблюдение за пересадкой растений.
- кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума,
- опыты с водой, камнями, песком, глиной,
- работа со схемой «живое-неживое»,
- чтение и разучивание стихов,
- пальчиковые, речевые и дидактические игры.
Демонстрационный материал:
- Схема «Живое-неживое»,
- Цветущий комнатный цветок,
- Рыбки в аквариуме,
- Изображение птицы в клетке,
- Контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком.
- Игрушка Незнайка с большой сумкой.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности: Мотивация до завтрака:
В: Сегодня я шла в детский сад и увидела, как высоко в небе летит самолет, а ниже его летит ворона. И задумалась! Они живые или неживые?
Дети: полилог детей. Да, ворона живая, нет, неживой самолет, но все равно летает!
В: - Кто считает, что ворона живая? Она кто? Почему вы думаете, что она живая?
Дети: - Ворона – это птица. Она умеет летать, передвигаться, летает с помощью крыльев, у нее есть хвост и перья. Она клюет зернышки…
В:- А кто считает, что самолет живой? Он тоже летит, двигается.
Дети: - Нет, он неживой! А летает он, потому что его сделали!
В:- А вот как его сделали и кто, мы с вами поговорим после завтрака…
В: -О чем мы говорили с вами до завтрака? Откуда же взялся самолет? Кто его сделал?
Дети: - Его сделали умелые люди на техническом заводе.
В:- А кто мне может рассказать, как же его сделали?
Дети: - Задумали, взяли материалы – и металл, и резину, и стекло, и пластмассу, выбрали инструменты – станки, все сделали по - порядку и получился в результате самолет.
В:- Полетели на самолете!
Организационная игра «Самолеты».
В:- Самолеты идут на посадку.
В:- Тук-тук-тук. (Пришел Незнайка с большой сумкой.)
Незнайка: – Как тут у вас весело, красиво. А на улице так плохо, ни одного листика нет, деревья все голые стоят. А у вас такая красота! Цветы распускаются, рыбки плавают, а в соседней группе птички поют. Вы их каким ключиком заводили?
Дети: - Они живые, сами двигаются!
Незнайка: - Как это живые? Что значит живые?
В: - Кто сможет объяснить Незнайке, рассказать ему о признаках живого организма?
Дети: - Они дышат, растут, едят (питаются), передвигаются и размножаются.
Н:- Живые… Как здорово, как красиво! Я был в другом детском саду, и ребята меня попросили принести им КРАСОТУ. Вы мне дадите свое красивое, я и отнесу. У меня даже сумка с собой есть! (Воспитатель показывает большую сумку Незнайки) Вы поймайте одну рыбку сюда, от этого растения грязь отряхните, и оно в сумку поместится, потом туда птичку я положу, в соседней группе попрошу, сумку закрою, пусть в ней попрыгает немножко.
В:- Незнайка, Незнайка!.. Кто же так делает? Ребята, правильно Незнайка решил сделать, собрав всех в одной сумке?!
Дети: - Нет, неправильно! Он все перепутал!
В: - Ну, конечно! Незнайка как всегда ничего не понял, ему надо убедительно доказать, почему неправильно то, как он хочет поступить.
Дети приводят доводы в неправильности поведения Незнайки.
В: - Что может произойти в сумке с рыбкой, кто объяснит Незнайке?
Дети: - Она может погибнуть, стать неживой.
В: -Почему она может стать неживой, что должен знать Незнайка, чтобы не сделать ошибки?
Дети доказывают, что рыбка живая, называя пять признаков живого.
В: - А растение живое? Докажите. (…)
В: - А птичка живая? Докажите. (…)
В: - Итак, что же хотел перенести Незнайка в другой детский сад? Какую красоту?
Дети: - Незнайка хотел отнести все живое, и положить это в одну сумку! А так нельзя! Рыбка же погибнет без воды… Цветок завянет без земли и засохнет, если его не поливать долго…А птичка домашняя, и без клетки жить не сможет…
Н: - Я понял, живое в другой детский сад переносить нельзя!
В: - Правильно, Незнайка! Нельзя переносить в сумке! Ребята, так что же нужно сделать, чтобы потом поделиться своей красотой с другими детьми?
Дети: - Цветок нужно оставить в земле, полить его и дальше ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас своей красотой!
В: - Значит, растение нужно оставить в земле, а рыбку? (воспитатель показывает контейнеры с водой, землей)
Дети: - Рыбку нужно оставить в ее аквариуме.
В: - А чтобы рыбка жила долго, что ей надо для этого, какие условия? (воспитатель показывает контейнеры с камнями, с песком)
Дети: - У нее должна быть чистая вода, чистые камни на дне, песочек. А для питания рыбке нужны водоросли…
В: - Вы согласны, что рыбка, растение, птичка – все живые. Почему?
Дети повторяют пять признаков живого организма, показывая соответствующие картинки.
В: - Это все ЖИВОЕ (обводной жест), а как мы можем одним словом назвать все, что лежит в контейнерах? (обводной жест). Это все какое?
Дети: - Это все НЕЖИВОЕ!
В: - Все согласны? Если вы думаете, что это - живое, надо доказать. А если думаете, что неживое, тоже надо объяснить свою точку зрения.
Дети пытаются доказать, опираясь на признаки живого организма.
В: - Чем похоже все живое? (дети называют 5 признаков живого)
В: - По каким признакам камень неживой? (…)
В: - Кто докажет, что песок неживой? (…)
В: - Про землю кто докажет? (…)
В: - Про воду? (…)
В: - Значит, про все это как мы сможем сказать одним словом?
Дети: - Это неживая природа!
В: - Почему?
Дети: - Нет признаков живого!
В: - А мы с вами какие? Почему мы живые? Кто сможет объяснить?
Дети объясняют, опираясь на схемы-карточки.
В: - А одежда у нас живая или нет? Докажите. (…)
В: - Что еще есть вокруг нас неживого?
Дети: - Есть разные предметы и вещи. (называют…)
В: - Как вы думаете, нам хорошо с неживым? Почему?
Дети: - Да, хорошо. Неживое нам помогает…
В: - Тогда скажите, рыбке хорошо в неживой воде? Почему?
Дети: - Это ее дом, он дышит в воде воздухом, питается в воде водорослями.
В: - А земля живая или нет?
Дети: - Нет!
В: - Почему тогда растению хорошо в земле?
Д: - Его корни в земле питаются полезными веществами. Оно растет в земле…
В: - А птичка почему не смогла бы находиться у Незнайки в сумке?
Дети: - Там темно и мало воздуха. А птичка дышит воздухом…
В: - Как вы думаете, а воздух живой?
Дети: - Нет!
В: - Значит, и живой птичке нельзя без неживого воздуха! Так что же не знал Незнайка, когда решил всех посадить в сумку? Кто ему объяснит его ошибки?
Дети поочереди рассказывают о каждом живом объекте, объясняя Незнайке его ошибки.
Н: - Я понял! Я лучше позову детей к нам в детский сад, чтобы они пришли и полюбовались нашей КРАСОТОЙ!
В: - Хорошо, Незнайка, приводи своих детей, наши ребята и им смогут объяснить, почему живые организмы должны жить в своих условиях! (Незнайка забирает свою сумку и уходит…) А мы сегодня на прогулке посмотрим, что из живого и неживого нас окружает.
На улице:
- Игра «Живое - неживое» с мячом.
- Рассматривание живых и неживых объектов.
В группе:
- Зарисовка наблюдений.
- Оформление схемы «Неживые объекты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс: по теме: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда ребенок начинает осознавать себя частью огромного мира. В своей работе я столкнулась с проблемой запоминания детьми последовательности см...
Эксперименты и наблюдения для изучения живой и неживой природы
в помощь воспитателям по теме окружающий мир...
Интегрированное занятие «Живая и неживая природа» для дошкольников с учетом ФГТ (образовательные области: окружающий мир, познание, художественная литература, художественное творчество).
Цель: познакомить детей с понятиями «природа», « живая природа», «неживая природа»; воспитание бережного отношения к природе.Материал.Рисунки и иллюстрации с изображением природы и неприродных о...
Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой
Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...
Беседа об овощах, об экологических связях между живой и неживой природой
Закрепление представлений у детей о взаимосвязи живой и неживой природы...
Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...