Эксперименты и наблюдения для изучения живой и неживой природы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

в помощь воспитателям по теме окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Одеяло для земли»

Материалы: 2 блюдца, снег, шуба или теплое одеяло.

Действия:

Наполнить блюдца снегом, одно поставить на открытом месте, а другое под теплое одеяло.

Для уточнения представления о свойствах теплопроводности материалов предложить провести аналогичное действие с горячим картофелем: на блюдце положить картофель, одно поставить на открытое место, а другое спрятать под одеяло.

«Радуга»

Материалы:  миска с водой, лист белой бумаги, зеркало.

Действия:

Установить зеркало на край миски с водой, поймать зеркалом луч солнца и направить его отражение  на лист бумаги.

«ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ»

«Устроим запруду»

Материалы: глина, песок, вода, камни, палочки, поддон.

Действия:

Построить из этих материалов запруды для воды. Рассмотреть какие материалы прочнее держат воду.

«КАМНИ»

«Игры с камешками»

Материалы: 5 камешков, примерно одинаковой величины.

Действия:

Подбросить  один из камушков  вверх из - за время, пока он летит вниз, успеть изменить расположение остальных 4-х камней. Чем больше перемен, тем выше количество набранных очков.

 2 вариант:

За время полета камешка успеть перевернуть оставшиеся 4.

3 вариант:

За время полета построить из оставшихся 4-х фигурку.

4 вариант:

Успеть собрать в руку другие камушки.

«Игры с камешками»

Материалы: бублик с маком, кусочек гранита.

Действия.

  1. Рассмотреть гранит при необходимости сравнить его с другими (однородными по составу) камнями.
  2. Порассуждать, как могли оказаться внутри разные частицы.
  3. Предложить сдавить силой кусочек бублика.
  4. Рассмотреть как изменился его вешний вид (в завершение к тому, что он измят, маковые зерна оказались внутри, перемешанные с тестом).

«ПЕСОК»

Материалы: песок

Действия:

  1. Растворить в воде и отстаивать.
  2. Пересыпать из разных объемов.
  3. Взвешивать сухой и влажный песок.
  4. Просеивать между пальцев.
  5. Просеивать с  помощью сита.
  6. Рассмотреть под лупой.
  7. Переносить разными мерами.
  8. Раскрашивать, перетирая с цветными мелками.
  9. Заполнять разноцветными слоями различные прозрачные емкости.
  10. Выбивать ямки в песке водой.
  11. Выталкивать из песка инородное тела путем встряхивания флакона.
  12. Разыскивать секретки в песке.
  13. Изготавливать песочные часы.
  14. Смешивать песок с другими сыпучими веществами.
  15.  Нагревать песок над лампой.

«ВОДА»

Действия с водой на открытой площадке.

«Невесомая вода»

Материалы: жестяная банка с дырочкой на дне

Действия:

  1. Налить в банку воды, поднять ее ,понаблюдать как вытекает вода.
  2. Выпустить банку с водой из рук, обратить внимание на то, что при падении банки вода не вытекла (она разлилась, когда банка упала).

«Фонтанчик»

Материалы: пластиковая бутылка, гвоздь, 3 спички

Действия:

В пластиковой бутылке проделать 3 дырочки гвоздем и заткнуть их спичками. Залить воду в бутылку и выдернуть спички, получиться фонтанчик.

«Не разлей воду»

Материалы: бутылка с широким горлышком, сетка – авоська, вода.

Действия:

  1. Налить воду в бутылку, аккуратно установить в сетку
  2. Постепенно раскачивать сетку с бутылкой до полного вращения
  3. Порассуждать, почему не выливается вода

«Водяная карусель»

Материалы: жестяная банка, гвоздь, молоток, толстая нить.

Действия:

  1. В дне банки пробить дырку, влить воду
  2. Раскручивать банку держа за нить
  3. Добиваться при вращении вытекания струек воды вверх

Вариант Б

  1. В боковой стенке банку, у самого дна пробить гвоздем дырку так, чтобы отверстие было косым, гвоздь отогнуть в сторону
  2. На противоположной стороне банке сделать аналогичное отверстие и точно также гвоздь отогнуть в сторону
  3. В отверстие в верхней части банки  продеть нить, наполнить банку водой и поднять за нить

Вода польется из нижних отверстий 2-мя косыми струйками, а банка завертится в противоположную сторону- получиться «Водяная карусель»

«Куда плывет рыбка»

Материалы: вырезанная из плотной бумаги рыбка, таз с водой, пипетка, подсолнечное масло, вилка, соломинка.

Действия:

Положить в таз рыбку так, чтобы ее верхняя часть оставалась сухой. Вилку опустить в воду и резко вытащить, в образовавшуюся воронку капнуть масло. Понаблюдать как растекающееся масло заставляет рыбку двигаться.

«Спиралька»

Материалы: тонкая проволока, таз  с водой, соломинка, мыльный раствор.

Действия:

Из тонкой проволоки свернуть небольшую спираль слегка смазать ее маслом и опустить в воду. Пипеткой или соломинкой капнуть мыльный раствор – спиралька начнет вращаться.

«Водяные весы»

Материалы: высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см, гайка, картон.

Действия:

В банке с водой установить палку (для того,  чтобы она стояла вертикально, привязать к ее концу гайку). К верхней части прикрепить кружок картона – чашу весов, отметить на стенке банке уровень воды. Положить  на «чашу весов» монетку и вновь отметить уровень воды.

«Реактивный кораблик»

Материалы: дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне, вода

Действие:

Банку укрепить на кораблик. Влить воду. Вытекая из банки сквозь отверстии,  вода задает скорость кораблику.

«ЗЕМЛЯ»

«Такая разная Земля»

Материалы: поднос, разная по составу земля (садовая, с участка ДОУ и т.д.), палочки для мороженого.

Действия:

Рассыпать землю на подносах, рыхлить ее палочками или пальцами, рассмотреть, чем она отличается. Выделить наиболее важные составляющие каждого вида земли.

«Земля после дождя»

Материалы: пластиковый стакан с землей, бутылка с водой, закрытая крышкой с небольшим отверстием.

Действия:

Поставить бутыль над пластиковым стаканом с землей. Наблюдать, как постепенно меняется земля в зависимости от количества влаги в ней. Можно усложнить действие, поместив в землю дождевых червей.

«Какая бывает Земля»

Материалы: чистый  лист ватмана или обои, ИЗО средства, материалы для коллажа.

Действия:

Изобразить рельефные особенности разных мест – равнина, океан, горы. «Обжить» нарисованные рельефы. Дополнить листы фотографиями  или зарисовками этой местности, записать рассказы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы

Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...

Наблюдение за объектами живой и неживой природы в ДОУ

Подборка фотографий  объектов живой и неживой природы, за которыми наблюдают и рассматривают дети в нашем  детском саду в старшей группе «Солнышко»Цель: показать и рассказать дет...

Проект «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы» «Юные Волшебники».

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...

Проект«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы "Юные волшебники"

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...

Проект «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы "Юные исследователи"

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...