Эксперименты и наблюдения для изучения живой и неживой природы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Одеяло для земли»
Материалы: 2 блюдца, снег, шуба или теплое одеяло.
Действия:
Наполнить блюдца снегом, одно поставить на открытом месте, а другое под теплое одеяло.
Для уточнения представления о свойствах теплопроводности материалов предложить провести аналогичное действие с горячим картофелем: на блюдце положить картофель, одно поставить на открытое место, а другое спрятать под одеяло.
«Радуга»
Материалы: миска с водой, лист белой бумаги, зеркало.
Действия:
Установить зеркало на край миски с водой, поймать зеркалом луч солнца и направить его отражение на лист бумаги.
«ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ»
«Устроим запруду»
Материалы: глина, песок, вода, камни, палочки, поддон.
Действия:
Построить из этих материалов запруды для воды. Рассмотреть какие материалы прочнее держат воду.
«КАМНИ»
«Игры с камешками»
Материалы: 5 камешков, примерно одинаковой величины.
Действия:
Подбросить один из камушков вверх из - за время, пока он летит вниз, успеть изменить расположение остальных 4-х камней. Чем больше перемен, тем выше количество набранных очков.
2 вариант:
За время полета камешка успеть перевернуть оставшиеся 4.
3 вариант:
За время полета построить из оставшихся 4-х фигурку.
4 вариант:
Успеть собрать в руку другие камушки.
«Игры с камешками»
Материалы: бублик с маком, кусочек гранита.
Действия.
- Рассмотреть гранит при необходимости сравнить его с другими (однородными по составу) камнями.
- Порассуждать, как могли оказаться внутри разные частицы.
- Предложить сдавить силой кусочек бублика.
- Рассмотреть как изменился его вешний вид (в завершение к тому, что он измят, маковые зерна оказались внутри, перемешанные с тестом).
«ПЕСОК»
Материалы: песок
Действия:
- Растворить в воде и отстаивать.
- Пересыпать из разных объемов.
- Взвешивать сухой и влажный песок.
- Просеивать между пальцев.
- Просеивать с помощью сита.
- Рассмотреть под лупой.
- Переносить разными мерами.
- Раскрашивать, перетирая с цветными мелками.
- Заполнять разноцветными слоями различные прозрачные емкости.
- Выбивать ямки в песке водой.
- Выталкивать из песка инородное тела путем встряхивания флакона.
- Разыскивать секретки в песке.
- Изготавливать песочные часы.
- Смешивать песок с другими сыпучими веществами.
- Нагревать песок над лампой.
«ВОДА»
Действия с водой на открытой площадке.
«Невесомая вода»
Материалы: жестяная банка с дырочкой на дне
Действия:
- Налить в банку воды, поднять ее ,понаблюдать как вытекает вода.
- Выпустить банку с водой из рук, обратить внимание на то, что при падении банки вода не вытекла (она разлилась, когда банка упала).
«Фонтанчик»
Материалы: пластиковая бутылка, гвоздь, 3 спички
Действия:
В пластиковой бутылке проделать 3 дырочки гвоздем и заткнуть их спичками. Залить воду в бутылку и выдернуть спички, получиться фонтанчик.
«Не разлей воду»
Материалы: бутылка с широким горлышком, сетка – авоська, вода.
Действия:
- Налить воду в бутылку, аккуратно установить в сетку
- Постепенно раскачивать сетку с бутылкой до полного вращения
- Порассуждать, почему не выливается вода
«Водяная карусель»
Материалы: жестяная банка, гвоздь, молоток, толстая нить.
Действия:
- В дне банки пробить дырку, влить воду
- Раскручивать банку держа за нить
- Добиваться при вращении вытекания струек воды вверх
Вариант Б
- В боковой стенке банку, у самого дна пробить гвоздем дырку так, чтобы отверстие было косым, гвоздь отогнуть в сторону
- На противоположной стороне банке сделать аналогичное отверстие и точно также гвоздь отогнуть в сторону
- В отверстие в верхней части банки продеть нить, наполнить банку водой и поднять за нить
Вода польется из нижних отверстий 2-мя косыми струйками, а банка завертится в противоположную сторону- получиться «Водяная карусель»
«Куда плывет рыбка»
Материалы: вырезанная из плотной бумаги рыбка, таз с водой, пипетка, подсолнечное масло, вилка, соломинка.
Действия:
Положить в таз рыбку так, чтобы ее верхняя часть оставалась сухой. Вилку опустить в воду и резко вытащить, в образовавшуюся воронку капнуть масло. Понаблюдать как растекающееся масло заставляет рыбку двигаться.
«Спиралька»
Материалы: тонкая проволока, таз с водой, соломинка, мыльный раствор.
Действия:
Из тонкой проволоки свернуть небольшую спираль слегка смазать ее маслом и опустить в воду. Пипеткой или соломинкой капнуть мыльный раствор – спиралька начнет вращаться.
«Водяные весы»
Материалы: высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см, гайка, картон.
Действия:
В банке с водой установить палку (для того, чтобы она стояла вертикально, привязать к ее концу гайку). К верхней части прикрепить кружок картона – чашу весов, отметить на стенке банке уровень воды. Положить на «чашу весов» монетку и вновь отметить уровень воды.
«Реактивный кораблик»
Материалы: дощечка в форме кораблика, пустая жестяная банка с отверстием в дне, вода
Действие:
Банку укрепить на кораблик. Влить воду. Вытекая из банки сквозь отверстии, вода задает скорость кораблику.
«ЗЕМЛЯ»
«Такая разная Земля»
Материалы: поднос, разная по составу земля (садовая, с участка ДОУ и т.д.), палочки для мороженого.
Действия:
Рассыпать землю на подносах, рыхлить ее палочками или пальцами, рассмотреть, чем она отличается. Выделить наиболее важные составляющие каждого вида земли.
«Земля после дождя»
Материалы: пластиковый стакан с землей, бутылка с водой, закрытая крышкой с небольшим отверстием.
Действия:
Поставить бутыль над пластиковым стаканом с землей. Наблюдать, как постепенно меняется земля в зависимости от количества влаги в ней. Можно усложнить действие, поместив в землю дождевых червей.
«Какая бывает Земля»
Материалы: чистый лист ватмана или обои, ИЗО средства, материалы для коллажа.
Действия:
Изобразить рельефные особенности разных мест – равнина, океан, горы. «Обжить» нарисованные рельефы. Дополнить листы фотографиями или зарисовками этой местности, записать рассказы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы
Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...
Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы сентябрь-ноябрь
наблюдения на прогулке...
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"
Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...
Наблюдение за объектами живой и неживой природы в ДОУ
Подборка фотографий объектов живой и неживой природы, за которыми наблюдают и рассматривают дети в нашем детском саду в старшей группе «Солнышко»Цель: показать и рассказать дет...
Проект «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы» «Юные Волшебники».
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...
Проект«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы "Юные волшебники"
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...
Проект «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы "Юные исследователи"
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...