Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
учебно-методическое пособие (окружающий мир, старшая группа) по теме
Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredeleniepogody_putem_nablyudeniya.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Тема, цель | Развивающая среда | Специально организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Декабрь | Тема: «О чем рассказывает елка?» Цель: - уточнить представление детей о елке, отличие от других деревьев; - елка как живой «барометр» природы. Тема: «О чем рассказывает звездное небо» Цель: - познакомить с понятием «звезда», воспитывать чувство единства человека и природы; - показать зависимость природы от состояния звездного неба. | - иллюстрации елки в разные времена года; - загадки; - игрушка- макет елки; - краски, кисти, фломастеры; - еловые шишки. - карта звездного неба; - глобус; - иллюстрации космических кораблей, космоса; - кисти , краски; - внесение книги Левина « Астрономия в картинках» | - Рисование «Лесная красавица» - беседа по теме; - рисование. НОД: « Путешествие к звездам» - беседа по теме; - д/и « Строим звездный город». - рисование: « Звездные города» Цель: познакомить с понятием «галактика» | - чтение К. Чуковский « Елка»; - Г. Скребицкий «В зимнюю стужу»; - загадывание загадок, рассматривание иллюстраций; - праздник «Елка». - чтение стихов о космосе; - упражнение на расслабление «Песня звезды»; - этюд «Рождение звезды»; - д/и « Строим звездный город»; - д/и « Сосчитай звезды»; - беседы с детьми о космосе и созвездиях; - упражнение « Рождение и жизнь звезды»; - чтение « Азбука народной мудрости». | - самостоятельная художественная деятельность; - ведение дневника наблюдений; - наблюдения на прогулке. - зарисовка наблюдений в дневнике наблюдений - наблюдение за звездным небом; - художественная деятельность; - сюжетно-ролевая игра «Полет к звездам»; - рассматривание иллюстраций. | Рекомендовать родителям наблюдать и фиксировать наблюдения Рекомендовать родителям познакомить детей со звездным небом при походе в планетарий. |
январь | Тема: «О чем рассказывают комнатные растения». Цель: - показать способность комнатного растения бальзамина предсказывать погоду. Тема: «Птицы, как предсказатели погоды». Цель: показать детям зависимость поведения птиц и погодных условий. Тема: «Взаимосвязь неживой природы с прогнозированием погоды». Цель: показать взаимосвязь неживой природы с состоянием погоды. | - растение бальзамин; - предметы по уходу за растениями- лопатки, палочки для рыхления, опрыскиватель; - фломастеры; - модели . Иллюстрации с изображением птиц; модели птиц; внесение книг « Птицы в нашем лесу», В. Бианки « Кто о чем поет». - схемы с изображением объектов неживой природы; - книга « Азбука народной мудрости»; - приметы, пословицы, загадки. | НОД: «Воробьишкам холодно к вечеру морозному» - беседа по теме; - Д/и «Живые барометры»; - лепка. | - общение по теме; - рассматривание комнатного растения; - чтение « Цветок- огонек»; - д/и « Отгадай и назови»; - работа в уголке природы. - наблюдения на прогулках; - рассматривание иллюстраций; - чтение художественной литературы; - изготовление модели «птицы» - Д/и « Живые барометры». - общение на тему « В нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом; - рассматривание иллюстраций; - загадывание загадок, чтение пословиц, примет; - д/и « Отгадай примету». | - ухаживание за комнатными растениями; - зарисовка наблюдений; - д/и « Путаница», д/и «Отгадай и назови». - ведение дневника наблюдений; - разовые наблюдения за птицами; - д/и «Живые барометры»; - п/и « Птички в гнездышках». - зарисовка наблюдений; - д/и «Отгадай примету». | Рекомендовать посетить зоопарк. Изготовление кормушек для птиц. |
Февраль | Тема: «Много зимних дней в году, каждому своя примета». Цель: знакомство с культурным наследием русского народа и особенностями зимних народных праздников. Тема: «Народный календарь и праздники зимы». Цель: знакомство с культурным наследием русского народа и особенностями зимних народных праздников. | - Внесение иллюстраций с зимними пейзажами; - И. Бродская «Лес зимой в снегу». - внесение книг В. Одоевский « Мороз Иванович», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»; - д/и «Времена года», «Когда это бывает»; - краски, кисти; - коллажи. - внесение иллюстраций; - сборник народных примет и пословиц; - «Азбука народной мудрости» ; - д/и «Составь народный календарь»; - кисти , краски ; - модель «Зима» ; - картинки с изображением явлений природы | НОД: «Чародейкою зимою» - беседа по теме; - рисование по теме. | - рассматривание иллюстраций о зиме; - ведение дневника погоды; - чтение художественной литературы; - д/и «Времена года» - д/и «Когда это бывает»4 - чтение примет. - общение на тему «Народный календарь и народные праздники»; - праздник «Масленицы»; - чтение « Азбуки народной мудрости», «Четыре времени года»; - чтение пословиц, поговорок | - наблюдение в природе на прогулке; - зарисовка наблюдений в дневнике природы; - рассматривание иллюстраций и картин; - труд на участке – утепление деревьев снегом. - рассматривание иллюстраций; - изготовление подарков к празднику; - отражение наблюдений в дневнике природы; - д/и «Составь народный календарь». | Рекомендовать родителям прогулку по зимнему лесу. Родители пекут блины к празднику «Масленица» |
март | Тема: «Домашние животные и погода на завтра». Цель: зависимость поведения домашних животных от изменений погоды. | - иллюстрации домашних животных; - модели; - «Азбука народной мудрости»; - Краснопевцев «Кто кому помощник»; - «Кущин «Щенок в вашем доме». | НОД : «Как домашние животные предсказывают погоду». - беседа по теме; - лепка | - общение по теме: « О чем предупреждает кошка?»; - загадывание загадок; - д/и «Кто где живет?»; - чтение Веденский «Щенок и котенок». | - отражение наблюдений в дневнике наблюдений; - рассматривание иллюстраций; - наблюдение за домашними животными дома. | |
апрель | Тема: «Весенние цветы_ барометры». Цель: показать особенности весенних цветов при смене погодных явлений. Тема: «Народный календарь». Цель: знакомство с наследием русского народа через приметы и пословицы. | - внесение книг по теме; - Кон «Книга о растениях»; - Павлова «Хитрый одуванчик»; - внесение иллюстраций и картинок; - внесение цветка одуванчика в горшке; - кисти, краски - внесение сезонных иллюстраций; - картинки с изображением природных явлений; - «Азбука народной мудрости»; - художественная литература; - модель «Весна». | НОД: «Весенние цветы и погода на завтра» - беседа; - аппликация «Весенние цветы». | - общение по теме «Что предсказывает одуванчик»; - рассматривание иллюстраций; - ухаживание за растением; - Д/и «Живые барометры». Вечер развлечений «Что? Где? Когда?»; - чтение « Азбука народной мудрости»; - ведение дневника погоды; - изготовление коллажей; - наблюдения на прогулке. | - д/и «Живые барометры»; - д/и «Цветы»; - уход за внесенным растением; - отражение наблюдений в дневнике наблюдений; - наблюдения на прогулках. - рассматривание иллюстраций о весне; - зарисовки в дневниках наблюдений; - заучивание стихов о весне; - Д/и «Времена года» | Рекомендовать родителям в выходные дни посетить парк. |
май | Тема: «О чем может рассказать золотая рыбка». Цель: показать детям особенности поведения рыб в связи с изменениями погоды. Тема : «Растения луга- живые барометры природы» Цель: познакомить детей с растениями луга, способными показать изменения, происходящие с погодой. | - внесение иллюстраций; - внесение книг по теме Архангельский «Кто в реке живет», В. Бианки «Рыбий дом»; - модель «рыбка»; - Д/и «Живые барометры»; - аквариум; - краски, кисти. - внесение книг по теме Кон «Книга о растениях», Онегов «На лугу»; - внесение иллюстраций; - д/и «Цветы»; - д/и «Живые барометры»; - д/и «Составь цветок»; - краски, кисти; - сборник примет. | - рисование на тему «Где спит рыбка»; - беседа; - аппликация «Аквариум» НОД: «Цветы пахнут сильнее – на небе тучи». - беседа по теме; - аппликация «Хоровод цветов» | - общение по теме «О чем рассказала золотая рыбка?»; - чтение художественной литературы; - составление стихов; - чтение загадок, поговорок; - наблюдения за рыбками в аквариуме; - д/и «Карась и щука» - чтение художественной литературы; - рассматривание иллюстраций; - чтение «Азбука народной мудрости»; - д/и «Цветы»; - изготовление коллажей; - изготовление гербариев. | - д/и «Живые барометры»; - рассматривание иллюстраций; - ведение дневника наблюдений; - изготовление модели «рыбка»; - художественная деятельность. - наблюдения в природе и рассматривание иллюстраций; - зарисовки наблюдений в дневниках наблюдений4 - д/и «Составь цветок»; - д/и «Живые барометры»; - сбор материала для гербария. | Рекомендовать родителям посетить Ботанический сад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
Картотека наблюдений за живой и неживой природой.
Проведение, методика, использование художественного слова...
Наблюдения за живой и неживой природой.
Предлагаю Вашему вниманию материал, который поможет Вам сделать семейные прогулки с малышом летом по настоящему захватывающими для него. Особенно если Вы не забудете забывать смотреть вокруг глазами м...
Компьютерная презентация методической разработки на тему «Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального...
Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе
Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...
Наблюдения за живой и неживой природой
Наблюдение - сложная умственная деятельность. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается и развивается в дошкольном возрасте. Развитие её идёт успешнее под руководством взрослого.Результаты...
«Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»
laquo;Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»...