Экологический проект «Осень»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект по экологическому воспитанию "Осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Осень»
Паспорт проекта
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Период: 9.10. 2018.- 20.10.2018
Участники проекта: дети старшей группы «Пчёлки», воспитатель ,родители.
Актуальность проекта
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
В условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Проблема проекта:
Цель проекта:
Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях,
формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:
• Углубить, обобщить и систематизировать представления детей об осеннихизменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• расширить представления детей о многообразии осенних даров природы;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
• способствовать развитию памяти, восприятия;
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
• закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
• расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
• отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
• заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Этапы проекта
1 Подготовительный
2 Практический
3. Заключительный
1 этап проекта Подготовительный
-Разработка конспектов бесед, занятий, подбор методического, дидактического материала по теме «Осень»
-Подбор аудиодисков со звуками осенней природы (шум дождь, ветра, шорох листвы и т. д.)
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Разработка плана проекта с детьми
- Сотрудничество с родителями
2. этап проекта. Практический
Перспективное планирование по проекту «Осень»
Содержание работы с детьми задачи Участники проекта
Беседа на тему «Вот и осень наступила»
Цель: расширять знание детей об осени.
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, об осенних месяцах.
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;
-уточнять и активизировать словарь по теме «Осень»;
-совершенствовать навыки ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко.
Рассматривание иллюстраций «Осень»
Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы); расширение словарного запаса детей. Воспитатели, дети
Прогулка - Наблюдение
За сезонными изменениями
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;
формировать представление об осенних месяцах.
Обогащение словаря: нет просвета, бродит, кленовый.
Подвижная игра «Дети и волк»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Подвижная игра «Хитрый волк и пастух»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Развитие речи.
Тема: Составление рассказа по картине «Золотая осень»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Воспитывать любовь к природному окружению. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине.
Беседа на тему «Приметы и поговорки про осень»
Цель: закрепить представления о времени:
Времена года, осенние месяца; - закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе,
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;
- развивать у детей интерес к окружающему
Прогулка - Наблюдение «Сентябрь – вечер года»
Цель: Продолжение знакомства детей с характерными особенностями осени (уменьшение светового дня). Формирование умения детей устанавливать взаимосвязь между изменениями живой и неживой природы.
Обогащение словаря: короче, длиннее.
Подвижная игра «Найди где спрятано»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Чтение художественной литературы Виталий Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь».
Цель: расширять представления детей об осени с помощью литературных произведений;
Дидактическая игра «Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе Воспитатели, дети
Интегрированное занятие «Ежи»
Развитие речи+ рисование
составление рассказа по картинке.
Цель: Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней. Учить рисовать ежей цветными карандашами. Развивать мелкую моторику рук.
Беседа «Осенняя клумба.»
Цель: Уточнить и расширить представления о осеннихцветах на клумбе астра, георгин, циния, бархатцы). Расширять словарь детей через речевые игры.
Уметь видеть красоту цветущих растений.
Прогулка Наблюдение: «Цветы на клумбе»
Цель: Закрепление знаний детей о цветах.
Формирование умения детей различать многолетние и однолетние цветы.
Уточнение условий, необходимых для жизни растений.
Воспитание бережного отношения к ним.
Обогащение словаря: однолетние (космея, бархатцы, астры, петунья).
Малоподвижная игра «Я садовником родился.»
Цель. Расширить знание детей о различных цветах. Развивать быстроту реакции, внимание, логическое мышление.
Чтение художественной литературы «Дождь по улице идет.» В. Семернин
Цель: Познакомить детей с народными приметами о погоде.
Прогулка - Наблюдение «Что такое осадки?»
Цель: Развитие у детей способности наблюдать сезонные явления и их изменения любви к природе. Обогащение словаря: град, снег, дождь – осадки.
Подвижная игра
«Капельки» Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку.
Дополнительное образование в технике пластилиннография «Цветные зонтики».
Цель: Создание цветного изображения на плоскости в полуобъеме в технике пластилиннографиии.
Чтение художественной литературы
И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Г. Скребицкий «Осень».
Цель: Познакомить детей с художественной литературой. Развивать речь детей (обогащение словарного запаса, овладение художественными образами; развивать мышление (учить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать). учить видеть и понимать красоту осенней природы;
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Закреплять знания детей о разнообразии деревьев. Воспитатели, дети
Прогулка Наблюдение «Листья желтые летят»
Цель: Формирование умения детей сравнивать осенние листья: выделить по цвету листья; рассмотреть листья берёзы, рябины, тополя, клена, дуба; объяснить, что листья разных деревьев не только отличаются по форме, осенью они окрашиваются по-разному; обратить внимание на красоту листопада.
Обогащение словаря: клен, рябина, береза, дуб, тополь и т. д.
Подвижная игра «Найди пару»
Цель: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,
закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное
восприятие.
Заучивание стихотворения по мнемотаблице. И. Винокуров
«Ходит осень в нашем парке»
Цель: Формировать интерес у детей к заучиванию стихотворений с использованием опорных рисунков.
Воспитатели, дети
Дидактическая игра «Какой лист?»
Цель: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Дополнительное образование в технике пластилинография «Осенняя береза» Цель: Воспитание чувства гордости и любви русской березе – символу России; учить создавать образ березы (ствол, осеннюю листву) из пластилина, используя разный метод лепки (шарики, колбаски).
Способствовать обогащению и активизации словаря детей. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
НОД
Тема: «Деревья – наши друзья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;
Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Прогулка Наблюдение «Многообразие осенних листьев»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — «листопад».
Обогащение словаря: листопад, сыплются дождем, шершавая.
Подвижная игра «Листопад».
Цель игры: развитие ловкости, быстроты; умения работать в парах.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Цель: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать: внимание, наблюдательность, память, воображение.
Рисование элементами аппликация. Коллективная работа. « Осенние листья»
Цель: Продолжать учить; закрашивать листья цветными карандашами, штрихуя в одном направлении без просветов и усиливая нажим в более темных местах; вырезать по контуру; Формировать умение работать в коллективе. Развивать эстетическое восприятие. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Воспитатели, дети
Беседа «Птицы осенью»
Цель:
способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды, способы удовлетворения потребностей); Воспитатели, дети
Прогулка Наблюдение за птицами
Цели:
— продолжить наблюдение за птицами на участке;
— учить различать основные части тела;
— развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Воспитатели, дети
Подвижная игра «Гном и шишки»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети
Подвижная игра «Филин и птицы»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети
Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом) Цель: Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Воспитатели, дети
Беседа
«Животные леса осенью» Цель: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.
Воспитатели, дети
Подвижная игра «Ежики и яблоки»
Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
Воспитатели, дети
Аппликация «Ёжики» Цель: обучить детей складывать ежика из прямоугольного листа бумаги методом «гармошка»;
закрепить навыки складывания листа в разном направлении, проглаживая сгибы;
развивать мелкую моторику, внимательность;
закрепить, уточнить, расширить знания детей об окружающем мире.
Воспитатели, дети
"Беседа об осени", обобщающая. Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Воспитатели, дети
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Воспитатели, дети
Развитие речи.
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень»
Воспитатели, дети
Дидактическая игра «Зима или осень?»
Цель: Учить детей различать изменения природы в разные времена года, понимать и ценить красоту родной природы.
Воспитатели, дети
Игры с пазлами
«Осенние картинки» Цель: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени;
содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь Воспитатели, дети
Прогулка Наблюдение «Закрепление знаний об осени»
Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить Обогащение словаря: солнышко блистало. Туман, гуси, юг, обнажилась, поникли, побурела, караван.
Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какая бывает осень? (ранняя и поздняя). Назовите приметы ранней и поздней осени. Чем они отличаются?
Воспитатели, дети
Подвижная игра
«Дровосек в лесу»
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости.
Воспитатели, дети
Рисование в нетрадиционной технике
(губкой, закрепленной на прищепки.) «Золотая осень»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования губкой, закрепленной на прищепки.
Закрепить знания детей о временах года;
Тренировать умение пользоваться нетрадиционными техниками рисования.
Обогащать эмоциональную сферу ребенка;
Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение;
Учить видеть красоту осенней природы.
Развивать воображение, фантазию, мышление, чувство цвета и композиции.
Воспитатели, дети
Презентация «Деревья» Цель: закрепление знания детей о деревьях Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
Воспитатели, дети,
Выставка поделок из природного материала «Осенняя палитра» Цель: формировать у детей эстетическое отношение к природе;
стимулировать творчество родителей и детей;
воспитывать любовь к богатствам родного края. Воспитатели, дети, родители
Создание альбома «Деревья их плоды и семена» Цель: Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, дать представления о способах распространения семян.
Воспитатели, дети, родители
Мини-музей «Деревья их плоды и семена» Расширять у детей знания и представления о деревьях:
-характерные особенности строения
-признаки отличающие одни деревья от других;сезонные изменения в строении лиственных деревьев
-узнавать и называть деревья и их плоды.
Работа с родителями
• Информационный стенд для родителей «Как провести с ребёнком осенний день»
• Анкета для родителей «Осень- чудная пора»
• Привлечение детей и родителей к сбору природного материала для проекта.
• Организация выставки -конкурса совместных работ детей и родителей «Осенняя палитра»
З. Этап. Заключительный
Создание мини-музея «Деревья их плоды и семена»
Результаты проекта:
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Дети расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде. Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах. Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.
Список используемой литературы:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
3. О. Соломенникова. «Ознакомление дошкольников с природой» Старшая группа М: Просвещение 2015 г.
5. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.:. Вако, 2008. –
6. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
8. Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
9. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. –
10. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
11. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Изд. Мозаика-Синтез, 2014 г.
12. И. В. Новика «Конструирование из бумаги с детьми 4- 7 лет» Изд. Сфера 2014 г.
14. Шорыгина, Т. А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002.
15. Д. Колдина Лепка с детьми 5-6 лет. Изд. Мозаика синтез 2015 г.
Интернет- ресурсы:
http:// /maam/ru
http://bio.1september.ru/
http://macroclub.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Осень- чудная пора"!!!
Проект групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30067.jpg)
Экологический проект "Осень-чудная пора!"
v Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В лю...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-725959-1513490871.jpg)
Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».
laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудна пора". Цель проекта: исследовательская деятельность по изуче...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/17/picture-725959-1513490871.jpg)
Проект: «Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».
laquo;Развитие интереса к изучению природы у детей средней группы посредством экологического проекта «Осень – чудная пора».Краткое содержание проекта: - накопление информ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-883231-1485753436.jpg)
Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»
Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.Задачи проекта:Формировать систему знаний о природе, включая знания об е...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574048-1422339871.jpg)
Экологический проект: "Осень, осень, в гости просим" для детей средней группы.
Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по конструированию из разных видов материалов. Необходимость данного проекта была продиктована тем. что в детском саду отведено недостаточное количе...