Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи проекта:
Формировать систему знаний о природе, включая знания об её объектах и явлениях, а также связях и отношениях между ними. Развивать познавательное отношение к природе, умение задавать вопросы, экспериментировать. Расширять представления об осеннем сезоне. Знакомить с различными осенними явлениями природы (листопад, туман, дождь, иней) Побуждать детей к сравнению, сопоставлению различных признаков, к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, о связях и зависимостях между ними. Формировать элементарные представления о растениях и животных в осенний период, о их взаимосвязи в окружающей среде, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение.
Уточнять знания детей о том, как человек пользуется дарами природы. Как заботится о дикой природе (сажает леса, подкармливает животных, бережет лес, создает заповедники)
Использовать художественные средства выразительности для усиления впечатлений от восприятия красоты природы осенью. Учить отражать осенние явления в деятельности – ведение календаря природы, зарисовки, составление рассказов, придумывание загадок об осенних явлениях, о поведении животных и реакции растений на осенние изменения. Развивать эстетические чувства, эстетическое восприятие красоты природы. Формировать трудовые навыки, умение проявлять заботу о растениях и животных. Совершенствовать экологическую культуру дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 25» пгт.Сибирцево
Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»
Авторы проекта: Дубчак Т.Н.-воспитатель
Пашкова Е.В.- воспитатель
Информационная карта проекта.
Вид проекта - групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.
- Возраст детей: 5-6 лет.
- Продолжительность проекта – 1 месяц.
- Кадры: воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи проекта:
Формировать систему знаний о природе, включая знания об её объектах и явлениях, а также связях и отношениях между ними. Развивать познавательное отношение к природе, умение задавать вопросы, экспериментировать. Расширять представления об осеннем сезоне. Знакомить с различными осенними явлениями природы (листопад, туман, дождь, иней) Побуждать детей к сравнению, сопоставлению различных признаков, к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, о связях и зависимостях между ними. Формировать элементарные представления о растениях и животных в осенний период, о их взаимосвязи в окружающей среде, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение.
Уточнять знания детей о том, как человек пользуется дарами природы. Как заботится о дикой природе (сажает леса, подкармливает животных, бережет лес, создает заповедники)
Использовать художественные средства выразительности для усиления впечатлений от восприятия красоты природы осенью. Учить отражать осенние явления в деятельности – ведение календаря природы, зарисовки, составление рассказов, придумывание загадок об осенних явлениях, о поведении животных и реакции растений на осенние изменения. Развивать эстетические чувства, эстетическое восприятие красоты природы. Формировать трудовые навыки, умение проявлять заботу о растениях и животных. Совершенствовать экологическую культуру дошкольников.
- Место проведения: МБДОУ ЦРР ДС № 25 пгт.Сибирцево Черниговского района.
- Сроки проведения: октябрь 2013г.
- Количество участников: 24 человека (21 ребёнок подготовительной к школе группы, 2 воспитателя, 1 музыкальный руководитель.)
- Форма реализации проекта: в рамках организации всех видов деятельности в течение дня
- Ожидаемый результаты (продукт проекта):
-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме:
-развитие исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем:
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы:
-конкурс на выразительное чтение стихов об осени:
-создание мини-проекта: «Жизнь одного дерева»:
-выставка работ « Осень глазами ребёнка»:
-фотоколлаж «Прогулки осенью»:
-фоторепортаж «НОД»:
-праздник Осени.
Краткое описание работы по проекту:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что, в свою очередь, способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям».
В любом городе, посёлке есть интересные наблюдения и природные объекты: деревья, травы, насекомые, животные, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения (в данном случае, в области экологического воспитания). Данный проект – это, прежде всего, решение определённых экологических задач в процессе исследования. Он состоит из трёх основных этапов:
1-й- подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования:
2-й- собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы:
3-й- заключительный: обобщение результатов работы.
В своей работе с детьми подготовительного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому свою работу мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования.
С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня: в результате у детей складывались представления о погоде, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь – появились лужи: холодно- лужи долго не высыхают: солнце нет –пасмурно: дует ветер по небу быстро двигаются облака.
На прогулке обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений, прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Вместе с детьми укрывали на клумбе корни многолетних цветов. Детям интересно было заниматься трудом в природе.
Собирая семена, однолетних цветов дети самостоятельно отвечали на вопрос «Откуда взялся цветок?»
Углубляя знания о причинах вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле и пище. Осенью становиться холоднее, пища (насекомые, растения) исчезают и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Гуляя на прогулке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в тёплые края, что эти птицы насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц мало корма.
Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природным материалами: «Раз, два, три к дереву беги», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Найди такой же», «Мы осенние листочки».
Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце греет и светит меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянут - это явление называется листопадом.
В ходе проекта дети посетили «овощной» магазин (фото-экскурсия), где увидели большое разнообразие даров природы осенью. Результатом экскурсии стало возникновение у детей сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин». Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени: овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли.
В ходе работы по проекту «Осень» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень в гости к нам пришла», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
В процессе деятельности дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам мы - взрослые относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка, задавали встречные вопросы: «А как ты думаешь?», что побуждало ребёнка к самостоятельным размышлениям.
Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребёнка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.
Реализация проекта
Модель трёх вопросов
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как это узнать? |
-листья желтеют и опадают. -птицы улетают в тёплые края -холодно, идёт дождь, дует ветер -люди одевают тёплую одежду - в огородах собирают урожай -в лесу ягоды, грибы -животные делают запасы на зиму | -почему опадают листья? -почему улетают птицы? -что изменилось в жизни животных? -все ли грибы и ягоды можно кушать? -откуда и почему дует ветер? - почему лужи долго не сохнут? - как деревья и трава разносят свои семена, если не могут ходить? | -спросить у родителей, - узнать у воспитателей -посмотреть фильм или презентацию -прочитать книгу. энциклопедию -понаблюдать -провести опыт -узнать из интернета |
Мероприятия по реализации проекта
- Беседа на тему « Осень разноцветная». Рассматривание картины И.Левитана « Золотая осень» (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передовая красоту родной природы.)
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени.
- Заучивание стихов русских и российских поэтов.
- Рассматривание альбомов и иллюстраций с последующим обсуждением.
- Ситуативные разговоры и беседы.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Рисование и раскрашивание раскрасок.
Отгадывание загадок.
Слушание музыкальных произведений.
Пение песен об осени, уборке урожая.
Знакомство с пословицами, поговорками, приметами осени.
Аппликация, лепка на осеннюю тематику.
НОД: «Дары осени», «Осень золотая».
Выставка детских рисунков « Осень глазами детей».
Оформление уголка « Время года осень»
Просмотр презентаций: «Осень» , «Осень глазами художника».
Наблюдение на прогулке « Жизнь одного дерева».
Выставка поделок детей из овощей и фруктов.
Фотоколлаж «Прогулки осенью».
Проведение праздника «Осень к нам пришла».
Участие родителей:
Поиск информации по теме «Осень».
Изготовление книжек-малышек «Пословицы, поговорки, народные приметы, загадки об осени»
Реализация мини-проектов
Пример планирования образовательной деятельности в подготовительной группе на 2 недели
неделя | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное и речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие | Работа с родителями |
«Листопад» | рассматривание: иллюстраций и открыток посвящённых осени беседы: « Лес в жизни человека» « Что такое листопад» Загадки: об осени, явлениях природы Дидактические игры: « Найди дерево по описанию» « Найди ли « С какого дерева детки» « Разрезные картинки» « Отгадай и раскрась» Наст/ игра « Ботаническое лото» Сюжетно-ролевые игры: « Путешествие в лес» « На природе в сей семьёй» « На даче» Игра-соревнование: « Кто быстрее добежит до дерева» Экспериментирование: « Летающие семена»- познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Рассматривание картин: А.А. Грицай « Листопад» | Ознакомление с окружающим: « Как растения готовятся к зиме» « Листопад!» Цель: формировать представление о состоянии растений осенью, закрепить знание о частях дерева. Дать знание о плодах и семенах деревьев. Развивать память, логич. мышление. Развитие речи: «Экскурсия в парк» Цель: учить составлять рассказы, используя алгоритмические таблицы, развивать речь. Грамота: « Осенние подарки!» Цель: упражнять в звуко-буквенном анализе слов, учить составлять предложения по схеме, отгадывать загадки. Математика: «Отгадай загадку», «Весёлый муравейник» Цель: учить арифметические и логические задачи, ориентировка на листе бумаги в клетку. Конструирование: « Дерево»- природный материал, пластилина. | Чтение: М.Садовский « Осень» Л.Толстой «Дуб и орешник»,И.Бунин «Листопад»,А.Майков «Осенние листья» Загадки, пословицы, поговорки. Прослушивание: «Звуки природы» Рисование: «Листопад», « Кленовые листья»-рисование по мокрому. Аппликация: « Осенняя фантазия» ( цветы ,листья, грибы, овощи, фрукты.) -учить использовать засушенные листья. | Подвижные игры: «Догони свою пару», «Ручеёк», «Перелёт птиц», «Хитрый лис», «Солнышко и дождь». Физ.минутка: «Листопад», «Под грибком» Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «Компот», «Мы капусту рубим »
Развлечение: «Час загадки» Дети готовят дома загадки и рисуют отгадки из которых потом оформляют альбом « Осень» | Консультация «Учим детей видеть прекрасное» |
«Дикие животные» | Фотовыставка: «Животные Приморского края» Выставка книг о животных Разучивание загадок и пословиц: О животных, явлениях природы. Дидактические игры: « Отгадай загадку- нарисуй отгадку!» «Дети потерялись» «Угадай по голосу»-грамзаписи «голоса птиц», «Голоса животных» «Опиши словами осень» «Ошибки художника»- перелётные птицы. Сюжетно-ролевые игры; « В лесу», «В зоопарке у зверей», «В гостях у бабушки в деревне». Ситуативная беседа: «Почему медведь зимой спит, а заяц –нет?» | Ознакомление с окружающим: -«Грибное лукошко» -« Как животные к зиме готовились» Цель: Формировать понятие причинно-следственных связях в природе. Закрепить понятие « Съедобные и несъедобные грибы». Поведение в лесу (ОБЖ) Развитие речи: -«Природа и мы» Цель: Учить составлять описательные рассказы по схеме. Учить правильному поведению в природе, познакомить с лекарственными растениями. Математика: -«Как Незнайка в беду попал» «Как помочь Буратино» Цель: Учить составлять и решать примеры на «-« и «+».Закрепить знания последовательности дней недели. Упражнять в ориентировке по плану. Развивать логическое мышление, учить отгадывать загадки. Экспериментирование: «Вода имеет свойства испаряться»- (почему летом лужи после дождя быстро высыхали, а осенью нет? -зависимость испарения от температуры. - | Презентации: «Осень в природе», «Осень глазами художника», «Дикие животные» Чтение: А.Майков «Осенние листья», В.Шульжик «По грибы старик собирался» Г.Скребицкий «Белка готовиться к зиме». Инсценировка: «Под грибом» (В.Сутеев) Рисование: «Берёзовая роща», «Сказка о грибах» Цель: учить рисовать деревья, закреплять умение смешивать краски. Лепка: «Животные»- с использованием пластилина и природного материала. Конструирование: «Рыжая лисичка»-оригами, «Домик для трёх поросят»- с использованием пластилина, природного материала. | Подвижные игры: «Замри» «Прятки» «Гуси-лебеди» «Кто быстрее добежит до лужи» Физ. минутки: «Вокруг себя повернись в …. превратись» «Ветер дует нам в лицо» «Грибы» Развлечение: «Осенний бал» | Изготовление « книжек-малышек» |
План – Конспект НОД по познавательно – речевому развитию
Виртуальная экскурсия «Откуда хлеб пришёл» в подготовительной группе.
Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи:
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их сложность их взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
- совершенствовать грамматический строй речи.
- закреплять знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России;
- воспитывать чувство уважения к людям труда и к хлебу;
- совершенствовать трудовые навыки детей
Оборудование:
- серия картинок «От куда хлеб пришёл» - виртуальная экскурсия;
- стихи, пословицы;
- набор кухонной посуды, духовой шкаф, скалки, противень;
- фартуки, колпаки, косынки, полотенце.
Методы и приёмы:
- рассказ воспитателя;
- виртуальная экскурсия с использованием серии картинок;
- чтение стихов, пословиц, загадок;
- вопросы к детям;
- ответы и рассуждения детей;
- практическая деятельность детей.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
минутка «В землю зёрнышко попало»
| - Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие и узнать «Откуда хлеб пришёл»! Прошу всех занять свои места. Отправляемся в путь. - Объявляет первую остановку; Загадывает загадку: Бываю я чёрным, Бываю я белым, Румяным бываю и чуть подгорелым – иногда; Да ведь это не беда! - объявляет вторую остановку: предлагает детям совершить виртуальную экскурсию «Откуда хлеб пришёл» (пашут землю, убирают комбайном выращенное зерно, урожай везут на ток, мелют муку, пекут хлебобулочные изделия, изготавливают макаронные изделия). - объявляет третью остановку – физкультминутка:
- задаёт вопросы:
- объявляется конечная остановка; - загадывает загадку: Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится! В оборот её берут! В порошок её сотрут! Стали зёрнышки мукою. Что же дальше делать с нею? - воспитатель предлагает детям побыть пекарями и изготовить хлебобулочное изделие - замешивание тесто сопровождая пояснениями; - помогает детям разделить тесто - ставит противень в духовой шкаф. - руководит детьми; - снимает выпечку с противня, поддерживает общение с детьми. | - занимают места в импровизированном автобусе; - ответы детей (хлеб) - возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию; - рассматривают слайды; слушают рассказ педагога; дополняют и отвечают на вопросы - возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию; - дети свободно располагаются около воспитателя и выполняют движения проговаривая текст; - приседают; - руки над головой; - медленно встают; - потягиваются; - имитируют работу жерновов комбайна; - возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию; - дети стоят в кругу и передают мяч по кругу отвечая на вопросы; - тракторист; - хлебороб - комбайнёр - шофёр (водитель автомобиля ); - мельник; - пекарь. - возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию; - ответы детей (печь хлеб; изготавливать хлебобулочные изделия; изготавливать макаронные изделия и т.д.) - моют руки, надевают фартуки и колпаки; - совместно с педагогом замешивают тесто обсуждая рецепт и этапы деятельности - изготавливают хлебобулочное изделие, раскладывают их на противень; - наблюдают за выпечкой. - накрывают стол; - пробуют выпечку, пьют чай, обмениваются впечатлениями. |
План – конспект НОД
«Осень - пора золотая» с использованием ИКТ.
В подготовительной группе.
Цель: обобщение и закрепление знаний об осени, осенних явлениях природы.
Задачи:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- активизировать словарь по данной теме;
- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- продолжать учить составлять короткий рассказ по картинкам;
- развивать память и мышление.
Оборудование:
- видео проектор, экран, ноутбук;
- видео презентация по теме «Осень»;
- видео презентация «Звуки осеннего леса»
- мяч;
Методы и приёмы:
- наглядные: просмотр видео презентаций;
- словесные: рассказ педагога, чтение стихов, пословиц, загадок; вопросы и ответы;
- игровые: игры и упражнения;
- практическая деятельность.
Интеграция образовательных областей:
- познавательно – речевое развитие;
- коммуникативно – личностное развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
(с мячом)
| - У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся в путешествие? Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек – я … - Приглашает просмотреть видео презентацию «Звуки осеннего леса» - Предлагает прослушать стихотворение о сентябре - Беседа с детьми «Об осенних изменениях в природе». - Предлагает детям просмотреть видео презентацию, сопровождает рассказом; Объясняет правила игры: передавая мяч отвечать на вопрос «Да или нет» Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать:
- Предлагает детям стать художникам и нарисовать осень; - Предлагает детям организовать выставку своих работ. | - Располагаются по кругу, слушают педагога; - Ответы детей (осень) - Просматривают видео презентацию, обсуждение увиденного - Подготовленный ребенок рассказывает стихотворение В сентябре ещё не грустно: Тёплый полдень, всё в цветах. Помидоры и капуста поспевают на полях. По утрам, конечно, зябко, Но пока морозов нет. И ещё зелёной шапкой Лес усталый приодет. Птичий гомон не смолкает, Но прохладная пора О себе напоминает Нудным дождиком с утра. - Отвечают на вопросы, рассказывают о своих впечатлениях. - Просматривают видео презентацию, принимают участие в обсуждении - Стоят в кругу, передают мяч и отвечают на вопросы;
- Рисуют под музыкальное сопровождение; - Оформляют выставку, делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»
Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»
в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами»
Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательный интерес и активность. Познавательная активность является социально-значимым качеством...
Проект: «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается необходимость реализации образовательной программы дошкольного образо...
Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области Доклад на тему:Развитие познават...
Познавательный проект: «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста по средствам пальчиковой гимнастики»
Конспект занятия «В мире животных» в средней группе....
Картотека игр на развитие познавательной активности для детей подготовительной группы
Картотека игр на развитие познавательной активности для детей подготовительной группы...