НОД "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети обобщают и закрепляют знания о перелетных птицах, их образе жизни. Узнают, почему именно осенью птицы улетают в теплые края. Знакомятся с порядком перелета. У разных птиц свой порядок: летят по одиночке, стаей , клином, шеренгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: « Перелетные птицы»
Цель. Обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни.
Задачи. Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах. Дать определение словам «насекомоядные», « водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы. Развивать активный и пассивный словарь, слуховое внимание, память, внимание, наглядно-логическое мышление.
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Словарная работа: стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Оборудование: картины с изображением птиц, конверты с разрезными картинками.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок о птицах.
Ход занятия.
Воспитатель. - Ребята, вчера я была в лесу. Там было очень тихо, я совсем не услышала пение птиц. Только был слышан стук дятла. Как вы думаете, почему в лесу стало тихо? (ответы детей). Почему я слышала стук дятла?
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др).
Игра «Отгадай »
Воспитатель. – Ребята, почему птицы улетают именно осенью? (ответы детей).
Правильно. Осенью птицам становится труднее добывать себе еду, они остаются без корма. Наши пернатые друзья улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы. А вы, знаете, что среди птиц есть такие, которые питаются насекомыми, они называются насекомоядные. Любят полакомиться жуками, комарами да мошками стрижи и ласточки. Эти птицы внешне похожи друг на друга, большую часть жизни проводят в воздухе. Они ловят насекомых на лету. Соловей и дрозд тоже насекомоядные , но свою добычу они ищут под корой деревьев, между веточками.
Воспитатель. - Скажите, ребята, как меняется жизнь насекомых с приходом осени? Совершенно верно, многие насекомые исчезают: или прячутся под корой деревьев, между корнями растениями или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Поэтому, не дожидаясь голода, насекомоядные птицы улетают в тёплые края первыми.
- Затем улетают зерноядные (или растительноядные) птицы, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. К таким птицам относят: грач, скворец, ласточка, кукушка, иволга, трясогузка, чиж, стриж.
- Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
Воспитатель. - Попробуем описать птиц с помощью красивых слов
Игра «Скажи, одним словом»
Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, значит он какой? … (длинноногий).
У цапли длинный клюв, он … (длинноклювая).
Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая).
У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая).
У стрижа острые крылья, он … (острокрылый).
У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др.
- Молодцы, у вас замечательно получилось!
Воспитатель. - Ребята, вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? У разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином. Цапли, аисты – шеренгой, то есть крылом к крылу. Утки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Ласточки и скворцы улетают стаей. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
Воспитатель. Молодцы! Продолжаем узнавать новое. Давайте посмотрим на клювы у разных птиц. Оказывается, по их форме можно догадаться, чем питается птица.
Если клюв острый загнутый вниз как крючок, то птица является хищником. Таким клювом удобно схватывать добычу во время охоты и разрывать её на мелкие кусочки. Назовите, каких хищных птиц вы знаете?
Если клюв у птицы не очень длинный, широкий, тупой, значит, она питается растениями. Таким клювом легко раскалывать орешки, выклёвывать из шишек семена. Этот клюв «принадлежит» зерноядным птицам (чиж, зяблик).
Клюв прямой, удлинённый или заострённый, нужен для того, чтобы удобно было ловить насекомых или доставать их из-под коры деревьев. Давайте вспомним, каких насекомоядных птиц вы знаете (Скворец, стриж, ласточка, соловей)
Воспитатель. - И снова игра.
Игра «Сложи картинку»
Сейчас мы поделимся на три группы. Каждой команде я дам разрезанную на части картинку. Вам вместе нужно будет собрать её и догадаться, какая птица на ней нарисована, определить насекомоядная она или зерноядная, вспомнить перелётная или зимующая.
Вы отлично справились с заданием! Продолжаем играть.
Игра «Четвёртый лишний»
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Скворец, грач, утка, синица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
Гусь, ворона, грач, кукушка.
Воспитатель. Наше занятие заканчивается. О каких птицах мы беседовали? Как можно поделить птиц в зависимости от того, чем они питаются? Какой клюв у насекомоядных, зерноядных птиц? Кто запомнил, в каком порядке могут выстраиваться перелётные птицы для путешествий в тёплые края? В какие игры играли? Что понравилось?
Воспитатель: Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....