Познавательно-творческий проект «Бабочка».
проект по окружающему миру

Шматкова Елена Михайловна

Познавательно-творческий проект «Бабочка».

 

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательная область: «Познание».

Основной вид деятельности: «познавательно – исследовательская, продуктивная».

Области интеграции: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».

По форме реализации: групповой.

Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы.

Участники проекта: Воспитатель – Шматкова Елена Михайловна, ребенок Игушкина Настя группы «Дюймовочка».

 

Голубянка – дневная бабочка с необычным окрасом.

 Разнообразие мировой фауны ширится тысячами самых разных видом бабочек, как больших, так и маленьких, как ярких, так и темных. С этими чудесными насекомыми связано множество легенд и поверий, на пример, в древние времена, славяне относились к бабочкам уважительно, поскольку думали, что это души мёртвых. Но тематикой сегодняшней статьи будет бабочка голубянка, довольно распространённый среди степей и тропиков вид.


Особенности и среда обитания голубянки.

 Голубянка (на латыни Lycaenidae) – второе по своей распространённости семейство на земле, имеет около пяти тысяч разновидностей и занимает приблизительно тридцать процентов известных нынче науке видов. Встретить это чудо можно практически по всему земному шару. Анализируя фото голубянки, можно описать её внешние особенности, такие как размеры и окрас. Эта бабочка, в размахе крыльев, редко достигает больше четырёх сантиметров, при исключении нескольких тропических видов, которые достигли шести сантиметров.  

Образ жизни и среда обитания бабочки голубянки Голубянка – дневная бабочка с необычным окрасом. Разнообразие мировой фауны ширится тысячами самых разных видом бабочек, как больших, так и маленьких, как ярких, так и темных. С этими чудесными насекомыми связано множество легенд и поверий, на пример, в древние времена, славяне относились к бабочкам уважительно, поскольку думали, что это души мёртвых. латыни Lycaenidae) – второе по своей распространённости семейство на земле, имеет около пяти тысяч разновидностей и занимает приблизительно тридцать процентов известных нынче науке видов. Встретить это чудо можно практически по всему земному шару, но чаще всего в тропиках.  Анализируя фото голубянки, можно описать её внешние особенности, такие как размеры и окрас. Эта бабочка, в размахе крыльев, редко достигает больше четырёх сантиметров. Своё наименование голубянка получила непосредственно из-за своего окраса, который имеет синий или голубоватый оттенок, более редкими являются голубянки с рыжим и коричневатым окрасом. Как и у многих других существ, у них существует такое понятие как диморфизм, то есть внешние отличия, зависящие от пола. Конкретнее, у голубянок диморфизм проявляется именно в окрасе, самцы обычно ярче самок! Зрелые особи имеют шесть лапок, у многих самцов передние две плохо развиты. Мохнатое тельце, в том числе голова и глаза, изредка оголённые. Имеется пара усиков и короткие щупики. Бабочка голубянка обитает рядом с питательными растениями, на лесных опушках, около рек и ручейков укрытых густой растительностью. Они не склонны преодолевать большие дистанции, поэтому могут не покидать определённый участок местности всю жизнь.


Характер и образ жизни бабочки голубянки.

 Голубянка – дневная бабочка, поэтому её активность приходиться на светлое время суток, любят жару и яркое солнышко, на ночевку прячутся в укромное, тихое место. Эта маленькая, миловидная порода бабочек имеет довольно крепкий характер. Самцы любят устраивать бои за территорию и защищая её нападают не только на других самцов, но и других бабочек, маленьких птиц и пчел.

В нашей стране, самой популярной из голубянок является Икар, который в размахе крыльев может достигать четырёх сантиметров. Большая часть видов семейства голубянок, на жизненном пути тесно связаны с муравьями. Используя микроволны, своеобразные сигналы, куколка привлекает внимание муравьев и может контролировать их поведение. Известен факт, что гусеницы голубянки, проникают в муравейник и переживают там зиму, питаясь при этом личинками муравьев. Далее превращается в куколку, и приблизительно через месяц на свет рождается бабочка, которая покидает муравейник.

Питание голубянки.

 Как и другие виды бабочек, голубянка со временем теряет протеин, который был накоплен ещё на стадии гусеницы, что приводит к потере способности размножения. Для того что бы поддерживать уровень полезных веществ бабочка вынуждена питаться жидкими нектарами используя специально приспособленный хоботок, который помогает бабочке собирать нектар цветов и прочих растений. Что касается питания, то голубянка – насекомое не особо привередливое, но при этом предпочитает нектары растений. Некоторые виды бабочки голубянки питаются нектаром, который выделяет тля, соком деревьев, гниющими плодами, а так же птичьим помётом.

 Размножение и продолжительность жизни голубянки.

 Жизнь голубянки состоит из последовательности превращений, которое можно описать простой цепочкой: яйцо – гусеница – куколка – бабочка. Известно, что голубянка даёт два поколения в год, а процессы размножение взрослых особей проходят поздно весной и на протяжении лета.
Потомство, появившееся на свет весной, довольно быстро развивается и растёт, в отличии от летнего выводка, который обретает возможность превратиться в бабочку только по истечению девяти, десяти месяцев. К сожалению, бабочки семейства голубянки имеют самую минимальную по статистике продолжительность жизни, сроком от двух до четырёх дней.

 Виды голубянок.

 Описать все виды голубянок в одной статье невозможно, ведь каждый из них по своему уникален! Рассмотрим некоторые из них.

Голубянка зеленоватая — популярна в южной и центральной частях Европейского континента. Чаще всего встречается на склонах гор. Имеет очень маленькие размеры, не превышает более двадцати миллиметров. Спинка самца светлого, голубоватого оттенка с коричневатым проблеском, сама наоборот коричневого оттенка с проблесками голубоватого. Снизу крыльев имеется белая полоска.


Голубянка Икар — встречается по всей Европе независимо от климатических поясов. Предпочитает солнечные луга, степи и вересковые поля. Приносит одно поколение в году. Размеры так же не превышают двадцати миллиметров. Самцы имеют голубой с фиолетовым оттенок, самка коричневая, снизу крыльев имеется маленькое пятнышко, которое отличает данный вид от остальных существующих.
 


Можно долго, с увлечением описывать представителей этого чудесного рода и они несомненно будут стоять потраченного на них времени.
 

Польза:

Бабочки — это, прежде всего КРАСОТА. Люди всегда восхищались и любовались их красотой. Положительные эмоции, так нужны человеку в наш «заполошный век». Гормон радости — его так не хватает. Польза бабочек в том, что перелетая, с цветка на цветок они на лапках переносят пыльцу. Улучшается рост растений, повышается урожай. А вред не от самих бабочек, а от гусениц, которые поедают листья, цветы и плоды. А в Китае разводят бабочек-тутового шелкопряда, для получения шелка.

Несмотря на свою короткую жизнь, бабочки практически у всех народов символизируют бессмертие. Ацтеки связывали дневную бабочку с солнцем и называли её «колышущимся огнём», а ночную («обсидиановую») — с духом звёзд и считали её символом душ женщин, умерших при родах.

Бабочки обладают отличным зрением. Им доступен и ультрафиолетовый спектр. Один глаз у них состоит из 17000 фасеток — многогранных кристалликов. Более совершенных глаз, чем у них да ещё у стрекоз, ни у кого нет.

Бабочки из куколок появляются обычно вечером и уже через несколько часов, расправив крылья, отправляются прямо ночью в свой первый полёт.

 

Актуальность:

 

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые — это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Очень часто ребята стараются поймать бабочку и искренне удивляются, когда слышат, что делать этого нельзя. Поэтому у них возникло сразу несколько вопросов: как устроены бабочки, почему они такие разные, для чего в природе нужны бабочки? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила создать проект «Бабочка». Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, жизненном цикле, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.

 

 

Цели и задачи проектной деятельности

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные:

формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;

учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.

 

 

 

 

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:

  • развитию наглядно - образного мышления,
  • памяти,
  • речи,
  • внимания,
  • творческого воображения,
  • вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
  • формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Познавательно-творческий групповой проект "День Победы!"

Данный проект направлен на формирование у детей представленийй о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников чувства гордости за свою Родину....

Познавательно-творческий кратковременный проект: «Маленькие богатыри» для детей старшей группы .

Познавательно-творческий  кратковременный проект:      «Маленькие богатыри»...