Проект "Экологический патруль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект "Экологический патруль"
Введение
НАШ ДЕВИЗ:
Берегите природу!
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Лена Зеленина.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта:социально-образовательный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 9 месяцев.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ПРОБЛЕМА
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- будет вестись систематическая работа на занятиях;
- работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Интерактивная:
анкетирование,
дискуссия,
круглые столы,
Традиционная:
родительское собрание,
Просветительская:
выпуск информационных листовок,
стенд «Чистый воздух и вода - сохраним мы их друзья»,
уголок экологического воспитания.
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ:
В ДОУ
1. Беседы педагога с детьми:
- познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
- пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Занятия:
- первично - ознакомительные;
углубленно - познавательные;
- обобщающие;
- комплексные.
3. Чтение художественной литературы.
4. Проведение акции «Сбережем природу».
Познавательное развитие:
- рассказы из личного опыта;
- беседы об охране природы.
5. Проведение тематических занятий по охране природы.
6. Информационное поле для детей:
- выпуск плакатов и стенгазет;
В СЕМЬЕ
1. Беседы отца и матери:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес - кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотри телепередач в выходные дни.
6Организовать показ костюмов .(Для их шитья использовался бросовый материал)
ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ
фотоаппарат;
компьютер;
интнрнет;
видеокамера.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
- предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголки природы в группах;
- огород на территории ДОУ;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотека книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У ДЕТЕЙ
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
(изучение программно - методического материала по направлению работы,
- подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).
3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы)
Продукт проекта
1.Презентация по проекту;
2.Пособие «Эко Мода»
3.Изготовление плакатов;
4.Выпуск листовок;
5. Книга «Экологические сказки»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Непосредственно – организованная деятельность:
НОД №1 «Царство животных» Приложение 1
Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).
НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2
Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком).
Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.
Изготовление с детьми из пластиковых бутылок «Бабочек»
Чтение художественной литературы после сна.
- Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
- Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
- Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
- Дидактические игры. Приложение 7
- Физкультминутки. Приложение 8
- Презентация проекта – Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»
Перспективно планирование
ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ
1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы».
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года».
2-й блок. Экскурсия в зимний парк.
Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:
воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.
Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»
Прогулки зимой.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.
4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И.Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима».
Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь».
Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год».
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт».
6-й блок. Занятия:
1.Развитие речи:
-«Зимние развлечения».
Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.
-«Зимнее время года. Стихотворения о зиме»
Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.
-«Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».
Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.
2.Художественное творчество.
-«Дети на прогулке зимой» (лепка).
Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.
-«Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация).
Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.
-«Волшебные превращения снеговиков» (лепка).
Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.
-«Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город».
Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.
-«На свете нет некрасивых деревьев» (рисование).
Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.
-«Времена года» (рисование).
Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.
3-.Конструирование.
-«В зимнем лесу» (коллективная работа).
Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
4. Познание:
-«Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие).
Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
5Взаимодействие с семьёй:
1.Разучивание стихотворений с детьми о зиме.
2.Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях».
3.Помощь в организации экскурсии в зимний лес.
4.Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период».
5. Изготовление кормушек для птиц.
6.Выставка «Зимняя сказка».
7.Подбор художественной литературы о зиме для выставки.
МАРТ – МАЙ
1-й блок. Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2-й блок. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихотворений Ф.Тютчев «Весна», «Весенние воды», С.Есенин «Черёмуха», А.Майков «В мае».
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4-й блок. Беседа на тему «Весна».
Цель: учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в природе; развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами; совершенствовать экологические знания; воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить; воспитывать внимание к собственной речи и речи друзей.
5-й блок. Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна», Н.Любарский «Дождик», П.Чайковский «Времена года», В.Моцарт «Весенняя».
6й блок. Экологический поход.
Цель: показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развёртывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях.
7-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему «Времена года».
8-й блок. Занятия:
1.Развитие речи:
-«Пробуждение природы после зимнего сна».
Цель: учить детей наблюдать за растениями на подоконнике, рассказать о своих наблюдениях.
-«Литературный калейдоскоп. Стихотворение А.Пушкина «гонимы вешними лучами…».
Цель: вспомнить и повторить с детьми знакомые стихотворения; познакомить с новым стихотворением А.Пушкина; углублять знания детей о художниках; помочь понять содержание картин; учить выражать своё впечатление от произведений искусства, дополнять пейзаж фигуркой человека или животного; развивать эстетическое восприятие.
2.Художественное творчество.
-«Букет из вербы» (рисование).
Цель: помочь детям овладеть приёмом работы с гуашевой краской путём вливания цвета в цвет; упражнять детей в рисовании по мокрому слою.
-«Весна на лесной поляне» (рисование).
Цель: продолжать формирование интереса к коллективным формам деятельности; развивать умение художественно отражать предметы и явления окружающей действительности; продемонстрировать детям создание многофигурной сюжетной композиции, располагая предметы по всей плоскости листа бумаги (ближе, дальше)
-Лепка поделок «Берёзка и другие волшебные деревья».
Цель: продолжать учить детей приёмам декоративного украшения созданных поделок, поддерживать и направлять эмоционально – эстетическую, декоративную трактовку образов.
-Рисование картины «Красивые весенние цветы, которые мне очень понравились».
Цель: продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными им средствами выразительности; поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.
-Рисование натюрморта «Ветки сирени в вазе».
Цель: побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им средства выразительности (цвет, композиция); продолжать развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения, используя различные технические навыки и приёмы.
3.Познание.
- «Красавица Весна» (итоговое занятие).
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить. Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.
9-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник весны».
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй:
1.Привлечь родителей к оформлению альбома «Времена года».
2.Изготовление информационного стенда для родителей.
3.Родительское собрание на тему «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».
4.Консультация для родителей по проблеме приобщения детей к природе.
5.Папка – передвижка «Такая вредная весна!»
6.Прогулка вместе с детьми и их родителями.
7.Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
ИЮНЬ – АВГУСТ
1-й блок. Беседа на тему «Времена года».
Цель: систематизировать знания детей о последовательности времён года, уточнить представления о характерных изменениях в природе в зависимости от времени года (продолжительность дня, природные явления, жизнь растений, животных, труд и отдых людей и т.д.). Углубить понимание зависимости изменений в жизни растений и животных от природных факторов.
Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Цель: закрепить основные приметы времён года.
Разучивание песен о лете.
3-й блок. Музыкальное развлечение «Лето красное».
Цель: предложить детям вспомнить стихи, загадки, приметы про лето и всё то, что связано с этим временем года.
2-й блок. Прогулка в природу на тему: «Путешествие в мир природы».
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. Слушание музыки: А.Вивальди «Времена года», Н.Римский – Корсаков «Полёт шмеля», С.Прокофьев «Полёт шмеля», Г.Свиридов «Дождик».
Художественное творчество: «Летнее настроение», «Летом в лесу (на лугу)».
6-й блок. Развлечение «Страницы красные о лете».
7-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Укрась слово», «Кузовок», «Испорченный телефон».
8-й блок. Развлечение «Круглый год».
Цель: закрепит знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой6 радостный; формирование эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй:
1.Посещение краеведческого музея.
2.Консультация для родителей «Куда пойти с ребёнком летом».
3.Папка – передвижка «Всё о лете».
Заключение
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
.
Используемая литература
1.Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
2.Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
3.Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
4.Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
5.Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
6.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
7.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой .- М, 2005
8.Коломина В.Н. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
Приложение 1
Непосредственно образовательная деятельность «Царство животных»
Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношениям с человеком).
Ход занятия:
Воспитатель: дети, мы с вами в течение года познакомились с множеством сказок, побывали во многих царствах - государствах; а, сегодня, мы с вами познакомимся с удивительным царством.
Давайте закроем глаза и перенесемся в волшебную страну – царство животных: вот мы видим белочку, прыгающую с веточки на веточку, а, вот утка, переваливаясь с боку на бок, ведет своих утят на купание, крот роет землю, рыжая лисица притаилась - за кем-то охотится, мишка - косолапый проснулся от зимней спячки и сосет лапу, зайчата играют в чехарду.
Вдруг, прилетела злая волшебница и заколдовала все царство, но один зайчик убежал и просит вас помочь обитателям этой страны. Поможем?
Ответы детей: да, поможем!
Воспитатель: злая волшебница сломала стрелки. Беда случилась - волшебные часы, на которых надо правильно указать – какое сейчас время года. Обитатели не знают – какое сейчас время года: то снег пойдет, то ливень, а то, невыносимая жара, то листопад начинается. Толи медведю спать ложится, толи птицам гнезда вьют или на юг улетать, толи белкам и ежам корм на зиму запасать. Давайте, ответим на этот вопрос.
Воспитатель раздает детям круги, которые разделены на 4 части, каждая обклеена разной цветной бумагой (белой - зима, желтой - осень, зеленой - весна, красной - лето).
Воспитатель: с первым заданием вы справились. Молодцы. Дети, а какое сейчас у нас время года?
Ответы детей: весна.
Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница». Среди животных есть такие, которые живут с человеком, а есть те, которые не должны жить с ним. Вот злая колдунья перепутала все, и они заблудились и просят, чтобы мы с вами им помогли найти свои домики. (Воспитатель ставит перед каждым ребенком: домик, деревья, льдина).
Воспитатель: дети, а животные, которые живут с человеком, как мы их называем?
Ответы детей: домашние.
Воспитатель: а животные, которые не живут с человеком?
Ответы детей: дикие.
Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой (поднимают руки над головой)
Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают)
С погремушками ходил
Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).
Проводится 2-3 раза.
Воспитатель: представьте себе, а если у нас корова отбилась от стада и вечером не вернулась домой к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была изранена, напуганная.
Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна без человека.
Ответы детей: нет, не смогла бы выжить.
Воспитатель: Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он принес домой, пока волчонок был маленьким, дети с ним играли, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему?
Ответы детей: нет, не смогли бы выжить в лесу.
Воспитатель: правильно, животные, которые рождаются в природе (например, в лесу) и растут в ней – им не нужен человек. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда – животное погибает. Вот поэтому мы с вами поселили диких животных в лес, а домашних в дом.
Воспитатель: дети, а вот злая волшебница сделала так. Животные, какие живут в жарких странах, попали на Север, а животные с Севера – в тропический лес. Нужно помочь животным вернуться к себе домой.
Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он выжить там? Почему нет?
Ответы детей: он перегреется – у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться – его отовсюду будет видно и в саване нет животных, на каких он охотится.
Воспитатель: а, если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить?
Ответы детей: он замерзнет – его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться – он заметен на белом снегу.
Воспитатель: а зебра? А слон?...
Ответы детей: нет.
Воспитатель: дети, но злая колдунья некоторых животных заколдовала и их нужно расколдовать. Возьмите разрезные картинки, которые лежат перед вами. Нужно соединить их и посмотреть, что за животные перед вами, и назвать их. (Перед детьми лежат пазлы животные, нужно их собрать).
Воспитатель: молодцы, все справились с этим заданием. Мы помогли царству животных, но зайчик никак не может вернуться обратно. Перед нами мостик, колдунья его заколдовала. Нужно каждое бревнышко расколдовать.
Слушайте внимательно, правильно отвечайте на вопросы, тогда мы поможем зайчику и расколдуем бревнышки.
1.Сколько раз в году зайчик меняет цвет? (2)
2.Щука – это птица? (Нет).
3.Большая рыба с усами? (Сом).
4.Какая птица не выводит своих птенцов? (Кукушка).
5. Самая маленькая бабочка, которая портит одежду в доме? (Моль).
6.Жилище муравьев? (Муравейник).
7.Лохматые любители меда? (Медведи).
8.Кто носит своих детенышей в сумке? (Кенгуру).
9.Мелкие летающие «кровососы» (Комары).
10.Объясните название «Красная книга»?
Воспитатель: Молодцы! Все бревнышки правильно расколдовали, потому что правильно ответили на все вопросы. Дети, но зайчик боится идти через мостик. Давайте узнаем, кого же он боится.
Воспитатель читает стихотворение:
Я боюсь. Я боюсь
волка и кукушки.
Я боюсь, я боюсь
жабы и лягушки.
Поглядите, как дрожат
ушки на макушке.
Я боюсь, я боюсь
муравья и мушки,
и ужа, и ежа,
и чижа, и стрижа.
Воспитатель: каких животных испугался зайчик?
Ответы детей: волка, ежа.
Воспитатель: каких птиц?
Ответы детей: кукушки, стрижа, чижа.
Воспитатель: каких насекомых?
Ответы детей: жабу, лягушку, мушку, муравья, ужа.
Воспитатель: молодцы. Зайчик, беги, не бойся никого, мы прогнали всех, беги в царство животных, где мы помогали всем ее обитателям, Вот заканчивается наше путешествие в царство животных, давайте закроем глаза, вокруг себя повернись – и вот мы снова с вами в группе.
Приложение 2
Непосредственно образовательная деятельность «Царство растений»
Цель: Через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде.
Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
2.Постановка темы и задач:
Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?
-А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).
-Где живут растения?
Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.
Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).
-Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы,… Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему?
Ответы детей: потому-что не будет кислорода и мы не сможем дышать.
Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития?
Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.
Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?
Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.
Воспитатель: но почва везде разная. Там где она плодородная, то-есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые!
Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки ), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются Культурными растениями.
Показ картинок:
Воспитатель: «Где растёт это растение?»
Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.
Физкультминутка «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
-А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей)
-Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их Дикорастущими. Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву-прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.
Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу).
-Кто знает, как эти ягоды называются?
Ответы детей: клюква, черника, малина, земляника.
Воспитатель: а кто же их посадил?
Ответы детей: выросли сами
Воспитатель: да они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие).
-А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.
Дикорастущие растения живут по своим законам - им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.
-А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы:
Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло?
Ответы детей: свет, влага, плодородная почва.
Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: можем ли мы помочь таким растениям? Как?
Ответы детей: пересадить в плодородную почву.
3)Игра «Дикорастущие и культурные растения»
-Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.
Заключительная часть.
Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).
Итог: Какие растения живут в нашем «Царстве растений»?
Приложение 3
Художественное творчество «Будь природе другом!»
(рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе)
Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в лесу. Муравейники разоряет, ловит бабочек, слушает громко музыку, не смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем Незнайке, что нельзя делать в лесу.
Приложение 4.
Стихотворение «Про всех на свете»
Все – все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд – кто делает мед
И кто делает плохие дела
У кошки без мышки, у мышки без кошки,
Не лучшие делишки!
И, если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – ни будь лишним покажется,
То, это конечно, ошибкой окажется!
Все – все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны.
Б. Заходер
Приложение 4
Загадки о растениях
Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,
Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать
(Подснежник) (Мать-и-мачеха)
Прячет цветок Белый цветок,
Сладкий медок. Кислый цветок
И в названье мед таиться В суп пригодиться,
Узнаете? Зовут его…?
(Медуница) (Кислица)
В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают
Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают?
(Одуванчик) (На ромашке)
Вдоль дороге у межи Зеленый плот
В золотистой спелой ржи, По реке плывет,
Словно синий глазок, На плоту – красавица.
Смотрит в небо… Солнцу улыбается.
(Василек) (Кувшинка)
Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,
Выросли листочки, Что за шарик он растряс?
Белеют по кругу, Вся семья на парашютах
Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.
Такой цветочек (Одуванчик)
Мне нравиться очень!
(Ромашка)
Появились бубенчики – Он стоит в одежке -
Белые горошки. Как огонь на ножке.
Распустились колокольчики Станет без одежки
На зеленой ножке. Шариком на ножке.
(Ландыши) (Мак)
Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,
Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.
(Подорожник) (Подснежник)
На проталинке в лесу Стоит кудряшка -
Первым встретил я весну. Белая рубашка,
Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.
Первым из земли пробьюсь. Что это такое?
(Подснежник) (Ромашка)
Белые фонарики Каждый лист мой
На зеленой ножке Любит тропки
Я весной встретила У обочины дорог.
На лесной дорожке. Но однажды людям добрым
(Подснежник) Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит, На верхушке стебелька
У него согнулись ноги. Солнышко и облака.
Неприметен он на вид. (Ромашка)
(Подорожник)
Белая корзинка, Выглянул цветочек
Золотое донце, В полутьме лесной.
В ней лежит росинка Маленький разведчик,
И сверкает солнце. Посланный весной.
(Ромашка) (Подснежник)
Растет зеленый кустик, Из-под снега расцветает,
Дотронешься – укусит. Раньше всех весну встречает.
(Крапива) (Подснежник)
Горел в траве росистой Бегаешь берегом реки
Фонарик золотистый, Или лесной дорожкой,
Потом померк, потух Везде встретишь ты в пути
И превратился в пух. Растенье…
(Одуванчик) (Подорожник)
На лугах, лесных полянах Цветок с лепестками
Цветок полнехонек нектара. Различной окраски,
Зовут пчелиной кашкой, с красивым названьем…
Соседствует с ромашкой. (Анютины глазки)
(Клевер)
Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если, случиться тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар –
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Ромашка лекарственная)
Маленькие, нежные Это прозвище недаром
Прямо у водицы. У красивого цветка,
Будто в зной полуденный Капля сочного нектара
Просятся напиться. И душиста, и сладка.
С синевою неба дружат От простуды излечиться
Эти милые цветы. Вам поможет…
Я их знаю, знает Ксюша. (Медуница)
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Головка на ножке Четыре ярко красных
В головке горошки. Блестящих лепестка
(Мак) И зернышки в коробочке
У этого цветка.
(Мак)
Держит девочка в руке Кувшины и блюдца
Облако на стебельке. Не тонут, не бьются.
(Одуванчик) (Кувшинки)
Какой цветочек маленький, Голодный шмелек
Знаем мы с тобой – Вздыхает тяжко:
Не беленький, не аленький, -Поесть бы кашки.
А бледно-голубой. -Да вот она «кашка»!
У ручейка лесного Попробуй, шмелек,
Виднеется чуть-чуть, В ней сок медовый,
Его названье вспомни Шмелям чудесный обед готовый.
И после не забудь. (Клевер)
(Незабудка)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Приложение 5
Пословицы и поговорки о растениях
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Где вода, там верба, где верба, там и вода.
Дождешься, как от вербы яблок.
От ивы яблоко не родится.
Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме
Даст небо дождь, а земля — рожь.
Будет дождичек — будут и грибки.
Шиповник - для здоровья клад
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар-
Ценный от природы дар.
Пословицы и поговорки о животных
Собака лает, караван идет.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Знает кошка, чье мясо съела.
Доброе слово и кошке приятно.
Гусь свинье не товарищ .
Волка ноги кормят.
Каждый сверчок, знай свой шесток.
Цыплят по осени считают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Соловья баснями не кормят.
Яйца курицу не учат.
Это - еж, его руками не возьмешь.
Каждая жаба свое болото хвалит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД «Мы - патруль»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД«Мы - патруль»на 2012-2013 учебный год в подготовительной к школе группе....
Рабочая программа кружка ЮИД «Мы - патруль»
Рабочая программа кружка ЮИД«Мы - патруль»...
Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...
Проект "Зеленый патруль"
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, реки. И не мало из них нуждаются в помощи и занесены в Красную книгу республики Хакасия и России. Есть...
Визитка команды для выступления в экологическом марафоне. Название команды "Зеленый патруль"
Марафон представляет собой единую систему интеллектуальных игр с ипользованием мультимедийного оборудования, проводимых в течение года со следующими целями и задачами:развитие воображения, внимания , ...
Проект "Зеленый патруль"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
Детско - родительский субботник "Зелёный патруль"
Цель: Вызвать интерес у детей и родителей к совместным работам по озеленению территории детского сада.Задачи: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Развитие у детей ...