Картотека дидактических игр по экологическому развитию для детей младшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Корчагина Маргарита Андреевна

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию разработана для детей младшего дошкольного возраста по образовательной программе дошкольного образования "Истоки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ekologicheskoe_razvitie.docx333.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 22

ст. КАВКАЗСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

КАРТОТЕКА

дидактических игр по экологическому развитию

для детей младшего дошкольного возраста

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR2doMu273ghM-Z9jA0W5klA

Составитель: воспитатель Корчагина М.А.

Содержание картотеки

Карточка № 1 Пазлы «Лесные животные»

Карточка № 2 «Угадай с какого дерева листок»

Карточка № 3 «Отгадай, кто это»

Карточка № 4 «Овощи – фрукты»

Карточка № 5 «Чудесный мешочек» (овощи)

Карточка № 6 «Угадай, что съел»

Карточка № 7 «Чудесный мешочек»

Карточка № 8 «Что за овощ, что за фрукт?»

Карточка № 9 «Съедобное - несъедобное»

Карточка № 10 «Птицы летят»

Карточка № 11 «Чей домик лучше»

Карточка № 12 Лото «Животные и их детеныши»

Карточка № 13 «Кто у лошади ребенок»

Карточка № 14 «Следопыты»

Карточка № 15 «Узнай по голосу»

Карточка № 16 «Угадай-ка»

Карточка № 17 «Кто что ест»

Карточка № 18 «Разрезанные картинки - животные»

Карточка № 19 «Угадай по голосу, кто в гости к нам пришел»

Карточка № 20 «Кто с нами рядом живет рядом с нами?»

Карточка № 21 «Рыбалка»

Карточка № 22 «Кто обитает в Африке»

Карточка № 23 «Угадай, кого мы встретили в лесу»

Карточка № 24 «Угадай, что на картинке»

Карточка № 25 Лото «Животные»

Карточка № 26 «Цветы»

Карточка № 27 Лото «Насекомые»

Карточка № 28 «Мемори - растения»

Карточка № 29 «Угадай, чей хвост»

Карточка № 30 «Где живут витамины»

Карточка № 1 Пазлы «Лесные животные»

Цель: закрепить знания детей о лесных животных. Научить детей умению правильно собирать целое изображение из нескольких частей.

Материалы: пазлы с изображением лесных животных.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе карточки-части с изображением лесного животного. Далее воспитатель показывает детям одну из карточек, предлагает рассмотреть эту карточку, назвать животное, и после этого предлагает поискать остальные части животного на столе. Так рассматриваются все карточки и собираются целые изображения.

Карточка № 2 «Угадай с какого дерева листок»

Цель: совершенствовать умение дифференцировать деревья по их листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение. Закреплять понятия величины: «большой - маленький», цветовое восприятие.

Материалы: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Карточка № 3 «Отгадай, кто это»

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель: Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Карточка № 4 «Овощи – фрукты»

Цель: формировать у детей преставления о саде и огороде; учит различать фрукты и овощи, определять места их произрастания.

Материалы: игрушка – кот Филипп, картинки с изображением фруктов и овощей, игровое поле – сад, игровое поле – огород.

Ход игры: воспитатель от имени кота Филиппа предлагает ребенку рассмотреть картинки, назвать, что на них изображено. Просит ребенка рассказать где растут овощи, где фрукты. Дает задание распределить те, на которых изображены овощи положить на поле с огородом, с фруктами - на поле с садом.

Карточка № 5 «Чудесный мешочек» (овощи)

Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.

Материалы: мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?»

Карточка № 6 «Угадай, что съел»

Цель: учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения.

Материалы: фрукты и овощи, очищенные и разрезанные на кусочки.

Ход игры: Воспитатель предлагает попробовать на вкус (с закрытыми глазами) волшебное угощение – кусочек моркови, яблока, лимона, лука и пр. и сказать, что съел. Найти такой же на столе.

Карточка № 7 «Чудесный мешочек»

Цель: формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материалы: красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Карточка № 8 «Что за овощ, что за фрукт?»

Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; учить находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность.

Материалы: муляжи овощей, фруктов и цитрусов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти тот предмет, который он опишет. Воспитатель: «Круглое, желтое, с красным бочком, бывает кисло-сладким, растет на дереве, полезное». Ребенок выходит, выбирает среди муляжей яблоко, показывает его детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

Карточка № 9 «Съедобное - несъедобное»

Цель: научить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные. Закреплять названия овощей и фруктов.

Материалы: коробка с изображением лица девочки, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, продуктов питания и различных предметов мебели, посуды, бытовой техники.

Ход игры: воспитатель знакомит детей с девочкой Машей, которая изображена на коробке. «Ребята, Маша пришла к нам в гости. Чем мы можем накормить нашу гостью? Давайте посмотрим, что у нас есть?» Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке с изображениями продуктов питания и разных предметов. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (например, банан). Воспитатель задает вопрос: «Можно банан кушать?» (Да.) Воспитатель предлагает покормить им Машу. Другой ребенок берет карточку с изображением несъедобного предмета (например, стол). «Можно скушать стол?» (Нет.) «Тогда мы отложим стол в сторону» и т. д.

Карточка № 10 «Птицы летят»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материалы: нарисованная клетка; картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры: воспитатель предлагает детям «освободить птиц из клетки», потому, что птицы должны летать. Для этого необходимо найти птицу и правильно ее назвать. Ребенок называет птицу. Если ребенок неправильно назвал птичку, то она «остается в клетке» и не может лететь.

Карточка № 11 «Чей домик лучше»

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные, об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материалы: карточки - лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т. д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т. д., корма).

Ход игры: карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного. Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

Карточка № 12 Лото «Животные и их детеныши»

Цель: учить детей различать взрослых животных и их детёнышей, развивать мышление, речь, словарный запас.

Материалы: карточки с изображением взрослых животных и их детенышей.

Ход игры: детям раздают картинки с изображением взрослых животных, они называют кто на ней, воспитатель говорит о том, что у каждого ребёнка есть мама. Далее ребёнок находит детёныша, называет его, соотносит картинки с изображением взрослого животного и его детёныша.

Карточка № 13 «Кто у лошади ребенок»

Цель: закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит, способствовать умению соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного, воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы: мольберт и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок и т.д.

Ход игры: 1-й вариант – воспитатель прикрепляет на мольберт картинку с изображением взрослого животного, задача детей – сымитировать крик этого животного и прикрепить рядом картинку с изображение малыша, или наоборот: взрослый показывает малыша, а дети прикрепляют его маму.

2-й вариант – воспитатель имитирует звук животного, а дети ищут и прикрепляют на мольберт картинку с изображение взрослого животного и его детеныша.

Карточка № 14 «Следопыты»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, связной речи, воспитание чувства любви и доброго отношения к окружающему миру.

Материалы: увеличительное стекло, пластиковый контейнер.

Ход игры: во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на большое количество насекомых, которые находятся радом с человеком, предлагает детям найти и рассмотреть насекомых при помощи увеличительного стекла. Воспитатель обращает внимание на строение насекомых, окраску и т.д.

Карточка № 15 «Узнай по голосу»

Цель: закрепить знания том, какие звуки издают животные, способствовать умению соотносить изображение животного с услышанным звуком, воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы: мольберт и набор картинок с изображением животных: корова, лошадь, коза, собака, кошка, лягушка, свинья и т.д.

Ход игры: воспитатель имитирует звук животного, а дети ищут картинку с его изображением и прикрепляют ее на мольберт.

Карточка № 16 «Угадай-ка»

Цель: учить детей составлять описательные загадки и отгадывать загадки о домашних животных. Закреплять представления об окружающем мире.

Материалы: карточки с изображением домашних животных.

Ход игры: воспитатель загадывает животное, описывает его детям и в случае правильного ответа показывает детям изображение этого животного. Воспитатель: «Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости и т.п.» Далее роль ведущего могут взять на себя дети: попытаться описать загаданное животное, чтобы другие ребята смогли его отгадать.

Карточка № 17 «Кто что ест»

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материалы: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

Карточка № 18 «Разрезанные картинки - животные»

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 8 частей. Действовать путём прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость.

Материалы: картинки с изображением животных и разрезанные на 8-10 частей картинки для прикладывания.

Ход игры: воспитатель выкладывает перед ребенком картинку, разрезанную на 8-10 частей. Дает ребенку время рассмотреть части, затем спрашивает «как ты думаешь, что изображено на картинке?» Затем показывает ребенку целую картинку с изображением этого предмета. Просит ребенка собрать из частей целую картинку.

Карточка № 19 «Угадай по голосу, кто в гости к нам пришел»

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры: Вариант 1 Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2 Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

Карточка № 20 «Кто с нами рядом живет рядом с нами?»

Цель игры: ознакомить детей с домашними животными, их детенышами, условиями их жизни, питанием, расширить кругозор, развивать внимания, логическое мышление, память.

Материалы: фигурки домашних животных, карточки с изображением детенышей домашних животных.

Ход игры: воспитатель поочередно ставит на стол фигурку домашнего животного, задача детей назвать его, из имеющихся карточек найти детеныша домашнего животного и поместить её рядом с фигуркой. Устно можно уточнить, чем это животное питается, какую пользу дает людям.

Карточка № 21 «Рыбалка»

Цель: развитие координации движения, развитие ловкости, воспитание интереса к окружающему миру.

Материалы: тазик с водой, разноцветные рыбки, удочки для ловли.

Ход игры: воспитатель предлагает детям порыбачить и дает следующие задания:

1. Поймай большую (маленькую) рыбку.

2.Спросить: «Какого размера рыбку поймал?».

3. Спросить: «Сколько рыбок поймал (больших, маленьких)?»

4.Упражнять в порядковом счете:

-Спросить: «Белая (маленькая) рыбка какая по порядку?»

-Поймай 2 большие и 3 маленькие рыбки (желтую, красную).

-Сколько всего поймал?

Карточка № 22 «Кто обитает в Африке»

hello_html_5ae0c40e.jpg

Цель: дать детям представление об Африке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с экзотическими африканскими животными, их образом жизни. Развивать воображение детей, их игровые умения.

Материалы: сюжетные картинки по теме «Африка», «Животные жарких стран».

Ход игры. Отправиться в Африку можно на корабле. Во время «плавания» (это первая часть игры) воспитатель, играющий роль опытного путешественника, выясняет, что дети знают об Африке, животных, которые там обитают (слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил).

Высадив путешественников на берег Африки, руководитель похода выясняет, все ли имеют темные очки от солнца, флягу с водой - предстоит длительный переход по пустыне и всем захочется пить. Рассказывает участникам похода, что такое пустыня, какая здесь жара, сухость, дождей почти не бывает или они не успевают долетать до земли, вода испаряется. Сообщает, что африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды - это очень тяжелые условия для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, животным, людям.

После долгого и утомительного перехода по песчаной пустыне путешественники видят оазис - место, покрытое растительностью, кустарники и травы. Руководитель похода делает остановку, на привале все отдыхают, пьют воду. Он рассказывает о животных, их жизни в этих местах. Показывает пальмы, кокосовые орехи, финики (угощает детей, если представится возможность). Рассказывает также о других животных, обитающих в Африке. Это слоны, обезьяны, крокодилы и др. (показывает картинки с их изображениями).

Возвращение из Африки может быть «на самолете» (дети убегают, изображая полет).

Карточка № 23 «Угадай, кого мы встретили в лесу»

Цель: познакомить детей с разными видами дикими животных, их признаками. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных, умение работать дружно.

Материалы: игрушка – Кот Барсик, фигурки диких животных.

Ход игры: воспитатель: -Ребята, к нам в гости пришел котенок Барсик. Он никогда не бывал в лесу и не знает ни одного лесного обитателя. А вы знаете? Давайте все вместе отправимся в лес и познакомим котенка Барсика с дикими животными. Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза…

-Посмотрите, куда мы попали? Какое это время года?

-Какой красивый лес летом (осенью, весной, зимой)! Тихо-тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу?

-Животные спрятались. Найдите их.

-Как назвать этих животных одним словом?

-А теперь найдите то животное, которое я опишу.

1. хитрая, рыжая, пушистая

2. косолапый, бурый, неуклюжий

3. проворная, быстрая, пушистая

4. злой, сердитый, зубастый, страшный

А теперь наши лесные обитатели будут прятаться, а вы поможете угадать котенку Барсику, кто спрятался. Дети отворачиваются. Одно животное убирается. Дети отгадывают.

Карточка № 24 «Угадай, что на картинке»

Цель: развивать умение детей изображать животных (предметы, насекомых), развивать воображение, интерес к окружающему миру.

Материалы: предметные картинки: птичка, самолет, машина, бабочка, волк, заяц и т.п.

Ход игры: картинка показывается одному ребенку. Видевший картинку ребенок не называет рисунок, а изображает его. Остальным нужно догадаться по изображению, или по характерным движениям, звукам, что же там на картинке. После того, как дети отгадывают, воспитатель показывает всем детям картинку.

Карточка № 25 Лото «Животные»

Цель: закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного.

Материалы: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных животных, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).

Ход игры: Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.

Карточка № 26 «Цветы»

Цель: знакомить детей с многообразием цветов, их названий. Развивать внимание и усидчивость, зрительную память.

Материалы: карточки с изображением цветов (ромашка, тюльпан, роза, пион и др.), парные карточки с картинками этих же цветов.

Ход игры: в лото могут играть от одного до трех человек. Нужно положить перед детьми большие карточки. Стопка с маленькими карточками находится у воспитателя обратной стороной вверх. Воспитатель достает из колоды по одной картинке, называет ее вслух, (или можно попросить назвать ее детей, а дети ищут, у кого есть такая же картинка. Воспитатель спрашивает: «У кого ромашка?». У кого окажется картинка с ромашкой, тот называет и забирает ее. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своей большой карточке маленькими.

Карточка № 27 Лото «Насекомые»

Цель: знакомить детей с многообразием насекомых, развивать внимание, наблюдательность, зрительную память.

Материалы: Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различных насекомых, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).

Ход игры: Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет насекомых. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле.

Карточка № 28 «Мемори - растения»

Цель: продолжить знакомство детей с разнообразным миром растений, развивать зрительную память.

Материалы: два одинаковых комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: карточки нужно перемешать и разложить на столе картинками вниз. Первый игрок берет сначала одну карточку и переворачивает картинкой вверх, затем вторую так, чтобы видели все играющие. Если карточки оказались парными, то игрок забирает их себе и делает еще ход. Если карточки с разными картинками, то они возвращаются на место и ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество карточек. Следует обратить внимание детей на то, чтобы они внимательно следили за ходом игры. Ведь очень важно запоминать расположение карточек.

Карточка № 29 «Угадай, чей хвост»

Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материалы: вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Карточка № 30 «Где живут витамины»

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища, развивать внимательность, память, мышление.

Материалы: игрушечный медвежонок, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья и т.п.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «полечить» мишку не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины.

Дети поочередно или группами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...