Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "Как дикие животные готовятся к зиме?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закреплять обобщающее понятие «дикие животные»; учить отгадывать описательные загадки о диких животных; расширить представления детей о подготовке диких животных к зиме;формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания, способом зимования, окрасом животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Детский сад «Олененок» с.Казым»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

               по познанию (фцкм) в старшей/ подготовительной группе

Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме?»

Воспитатель:

Дмитриева Любовь Алексеевна

МАДОУ «Детский сад «Олененок» с.Казым»

с. Казым

2019 год

Организационная информация

Автор занятия (ФИО, должность)

Дмитриева Любовь Алексеевна, воспитатель.

Группа

Кратковременная группа «Морошка»

Продолжительность занятия

25-30 минут

Методическая информация

Тема занятия

«Как дикие животные готовятся к зиме?»

Цель

Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью, о подготовке к зимнему сезону.

Задачи

Образовательные: - закреплять обобщающее понятие «дикие животные»;

- учить отгадывать описательные загадки о диких животных;

- расширить представления детей о подготовке диких животных к зиме;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания, способом зимования, окрасом животных.

Развивающие: - обогащать словарный запас;

- совершенствовать диалогическую речь;

- отвечать на вопрос полным предложением;

- развивать логическое мышление;

- развивать познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность, отзывчивость, воспитывать любознательность, заботу о животных.

Интеграция образовательных областей

«Познание» (ФКЦКМ), «Речевое развитие», «Познание» (ФЭМП), «Физическое развитие»

Методы и приёмы, используемые в ходе занятия

Наглядные: картинки: диких животных, жилища зверей, следов животных; муляжи грибов; строительный материал.  

Игровые: игра «Хитрая лиса», игра «Кто, где спрятался?»

Словесные: беседа о диких животных, чтение рассказа Н. Сладкова об осени, загадки о диких животных, игра «Кто, где спрятался?».

  Практические: постройка берлоги для медведя, помощь белочки в сборе грибов.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: картинки животных, жилища зверей, следов животных, корзинка, муляжи грибов, строительный материал.

Ход занятия

Этапы, время

(продолжительность

этапа)

Содержание этапа

Описание действий участников

образовательного процесса

Результаты

Подготовительная часть

Организационный момент.

2 минуты

Дети играют в различные игры. Вдруг раздается громкий звук – каркание.

Воспитатель: - Что за звуки, кто это? Кто это кричит?

Воспитатель: - Давайте расставим игрушки на место и узнаем, что же происходит.

- Кто же это кричал? Как думаете? (в руках у воспитателя появляется ворона)

Дети: - Это кричала ворона.

Воспитатель: - А вы не знаете, что она хотела нам сказать?

Дети: - Нет…

Воспитатель: - Давайте, мы у нее спросим, возможно, это важно для нас

Дети: - Давайте!

Деятельность воспитателя:

Заинтересовывает детей, проводит с детьми беседу.

Деятельность детей:

Убирают игрушки на место, подходят к воспитателю.

Предполагаемый результат

Настроить детей на совместную работу.

Основная часть

4 минуты

2 минуты

4 минуты

5 минут

5 минут

3 минуты

 «- Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. - Зима у лесного порога, все

ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы…

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес

напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, -  осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем

прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, -  гудит Ворон, -  осень скукою донимать станет! Туч мрачных

нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери.

- Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог, скоро зима будет. Но никто нисколечко не

напугался».

- О ком говорилось в сказке? Почему никто из животных не напугался наступления

зимы?

Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем поиграть в детективов. Их по-другому можно назвать следопытами. И сегодня мы с вами будем изучать следы животных

Для работы детектива-следопыта нам понадобятся шляпа и лупа.

А теперь закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных.

Посмотрите здесь, чьи то следы. Как вы думаете, кто их оставил?

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Может шустрая…. (Лиса)

Воспитатель: - Как называется жилище лисы?

Дети: Нора.

Воспитатель: - Найдите фотографию норы лисы. Посмотрите вот и лисичка к нам прибежала. Как же лиса готовится к зиме? 

Дети: Лиса осенью линяет.

Воспитатель: - Какая шерсть вырастает у лисы? 

Дети: Теплая.

Воспитатель: - А меняет ли лиса цвет шерсти?

Дети: Нет. Она и зимой  рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она сама – хищник.

Воспитатель: - Чем питается лиса?

Дети: Мышами. Слух  у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат, и начинает лапами разгребать снег.

Воспитатель: - Ребята, лисичка предлагает поиграть в игру «Хитрая лиса».

Воспитатель: - Посмотрите, кто оставил эти следы?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Воспитатель: Правильно, молодцы. А где же живет белка? 

Дети: В дупле.

Воспитатель: Найдите фотографию дупла. А вот и белка прискакала.

Воспитатель: Как белка готовится к зиме?  Линяет, меняется окраска меха, летом носит легкую шубу, а поздней осенью это рыжая шуба становится серой и густой, и теплой, чтобы не боятся зимних морозов.

Воспитатель: - А для чего белке нужна серая шуба? 

Дети: Чтоб прятаться о хищников.

Воспитатель: - Делает ли белка запасы на зиму? 

Дети: Да, запасает корм: сушеные грибы, спелые орехи, шишки.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько грибочков на полянке поможем белочке собрать их на зиму и посчитать грибочки.

Воспитатель: - Ребята посмотрите здесь еще кто то оставил следы.

Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью видит сны? (Медведь)

Воспитатель: - Как называется место, где медведь проводит зиму? 

Дети: Берлога.

Воспитатель: Предлагаю найти фотографию берлоги и отыскать медведя.

Воспитатель: А вот и медведь нашелся. Посмотрите, какой он толстый и красивый.

Как же медведь готовится к зиме? 

Дети: Все лето и осень он ест.

Воспитатель: Чем медведь питается все лето и осень? 

Дети: Медом, ягодами, грибами, муравьями, рыбой.

Воспитатель: Медведь на зиму делает запасы? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не делает запасы? 

Дети: Он накапливается жир на всю зиму.

Воспитатель: - Чем медведь занимается зимой? 

Дети: Спит в берлоге.

Воспитатель: Берлогу сначала надо подготовить. Берлогу медведь делает под вывернутом с корнями деревом в сухом месте или под стволом упавшего дерева. Он натаскивает подстилку-сухие листья и ветки хвойных деревьев. Смолистые вещества хвойных деревьев убивают бактерии. Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю. Так он проспит до весны.

- Ребята, хотите мы помочь медведю сделать берлогу?

Дети: Да.

Воспитатель: - Пойдемте дальше по лесу погуляем. Ребята, еще следы. Чьи же они?

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

Воспитатель: Попробуйте найти фотографию его домика. 

Дети: Под кустами.

Воспитатель: А вот и сам заяц появился.

Воспитатель: - Как же заяц готовится к зиме? 

Дети: Меняет шубку.

Воспитатель: - Какой он был летом? 

Дети: Серым.

Воспитатель: - А к зиме каким он становится?

Дети: Белым.

Воспитатель: Зачем зайцу шубу менять? 

Дети: Чтоб прятаться от хищников.

Воспитатель: Как заяц спасается? 

Дети: Быстро убегает, запутывает следы.

Воспитатель: Что помогает зайцу так быстро бегать? 

Дети: Длинные и сильные задние лапы.

Воспитатель: Делает ли заяц запасы на зиму? 

Дети: Нет, не делает.

Воспитатель: Чем питается заяц?

Дети: Летом — свежей травкой, сладкими корешками, а зимой — он разгребает снег до земли, находит съедобные корешки и кору с веток ест.

Воспитатель: Осенью у зайчих во время листопада появляются маленькие зайчатки и у них очень красивое имя. Их называют листопаднички.

Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Потому что они научились прятаться от людей. Закроем глаза, откроем и посмотрим кто где спрятался?
Заяц у пенька, лиса в норе, белка на ветке, медведь в берлоге.

Деятельность воспитателя:        

Читает рассказ Николая Сладкова об осени.

        

Деятельность        детей:

Слушают.

Деятельность воспитателя: беседует с детьми по тексту.

Деятельность        детей:

отвечают на вопросы.

Деятельность воспитателя: предлагает подойти к столам рассмотреть следы дикого животного. Если дети не могут определить сами чьи следы, помогает с помощью загадок. Беседует с детьми.

Деятельность        детей:

Подходят к 1 столу, на котором лежат следы лисы. Дети изучают с помощью лупы следы и определяют, чьи они. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Деятельность воспитателя: предлагает игру «Хитрая лиса».

Деятельность детей: дети выполняют движения по тексту.

Деятельность воспитателя: предлагает подойти ко 2 столу рассмотреть следы белки. Беседует с детьми.

Деятельность        детей:

Подходят ко 2 столу, на котором лежат следы белки. Дети изучают с помощью лупы следы, определяют, чьи они. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы воспитателя.

Деятельность воспитателя: предлагает собрать грибочки и посчитать.

Деятельность детей: помогают белочке собрать грибы, считают.

Деятельность воспитателя: предлагает подойти к 3 столу рассмотреть следы медведя. Беседует с детьми.

Деятельность        детей:

Подходят к 3 столу, изучают с помощью лупы следы, определяют, чьи они. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы воспитателя.

Деятельность воспитателя: предлагает построить для медведя берлогу.

Деятельность детей: строят берлогу из строительного материала.

Деятельность воспитателя: предлагает подойти к 4 столу рассмотреть следы зайца. Беседует с детьми.

Деятельность        детей:

Подходят к 4 столу, изучают с помощью лупы следы, определяют, чьи они. Отгадывают загадку, беседуют.

Деятельность воспитателя: предлагает поиграть в игру «Кто где спрятался?»

Деятельность детей: играют в игру «Кто где спрятался?»

Предполагаемый результат:

Создать положительный эмоциональный настрой.

 

Предполагаемый  

результат:

погружение в тему и целеполагания НОД.

Заключительная часть

Рефлексия.

Итог учебного занятия.

2 минуты

Воспитатель: Вот и кончилось наше путешествие! Зима животным не страшна, потому что все они готовятся к зиме. А сейчас нам пора  обратно домой.

Раз, два, три, покружись и в детском саду окажись.

Воспитатель: Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?

Все ли следы мы сумели разгадать? Что вам больше всего запомнилось? О чем бы вы еще хотели узнать?

Деятельность воспитателя: подводит итог, задает вопросы.

Деятельность детей: индивидуальные высказывания детей

Предполагаемый результат: Сформируются представления детей о подготовке диких животных к зиме.        

Результаты НОД

Дети получили представления о том, что дикие животные готовятся к зиме;  установили причинно-следственные связи между средой обитания, способом зимования, окрасом животных; закрепили умение считать до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия во второй младшей группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект открытого интегрированногозанятия во второй младшей группе "Как животные готовятся к зиме"...

конспект нод по экологии во 2 младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"

конспект нод по экологии во 2 младшей группе " Как дикие животные  готовятся к зиме"...

НОД по познавательному развитию в старше-подготовительной группе «Как дикие звери готовятся к зиме»

Зима - трудное время года для зверей. К ней надо готовиться заранее....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...

Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Цель: формирование представлений о том, как дикие животные готовятся к зиме.Задачи: формировать у детей представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий, и готов...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей средней группы.

Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности диких животных.Задачи:Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о диких животных (внешниеособенности, образ жизни), показать связь изменении...