Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "Как дикие животные готовятся к зиме?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закреплять обобщающее понятие «дикие животные»; учить отгадывать описательные загадки о диких животных; расширить представления детей о подготовке диких животных к зиме;формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания, способом зимования, окрасом животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_fktskm_tehnologicheskaya_karta_nod_kak_dikie_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx | 51.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Детский сад «Олененок» с.Казым»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
по познанию (фцкм) в старшей/ подготовительной группе
Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме?»
Воспитатель:
Дмитриева Любовь Алексеевна
МАДОУ «Детский сад «Олененок» с.Казым»
с. Казым
2019 год
Организационная информация | |||||
Автор занятия (ФИО, должность) | Дмитриева Любовь Алексеевна, воспитатель. | ||||
Группа | Кратковременная группа «Морошка» | ||||
Продолжительность занятия | 25-30 минут | ||||
Методическая информация | |||||
Тема занятия | «Как дикие животные готовятся к зиме?» | ||||
Цель | Создать условия для расширения представления детей о жизни животных осенью, о подготовке к зимнему сезону. | ||||
Задачи | Образовательные: - закреплять обобщающее понятие «дикие животные»; - учить отгадывать описательные загадки о диких животных; - расширить представления детей о подготовке диких животных к зиме; - формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания, способом зимования, окрасом животных. Развивающие: - обогащать словарный запас; - совершенствовать диалогическую речь; - отвечать на вопрос полным предложением; - развивать логическое мышление; - развивать познавательный интерес. Воспитательная: воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность, отзывчивость, воспитывать любознательность, заботу о животных. | ||||
Интеграция образовательных областей | «Познание» (ФКЦКМ), «Речевое развитие», «Познание» (ФЭМП), «Физическое развитие» | ||||
Методы и приёмы, используемые в ходе занятия | Наглядные: картинки: диких животных, жилища зверей, следов животных; муляжи грибов; строительный материал. Игровые: игра «Хитрая лиса», игра «Кто, где спрятался?» Словесные: беседа о диких животных, чтение рассказа Н. Сладкова об осени, загадки о диких животных, игра «Кто, где спрятался?». Практические: постройка берлоги для медведя, помощь белочки в сборе грибов. | ||||
Необходимое оборудование и материалы | Оборудование: картинки животных, жилища зверей, следов животных, корзинка, муляжи грибов, строительный материал. | ||||
Ход занятия | |||||
Этапы, время (продолжительность этапа) | Содержание этапа | Описание действий участников образовательного процесса | Результаты | ||
Подготовительная часть | |||||
Организационный момент. 2 минуты | Дети играют в различные игры. Вдруг раздается громкий звук – каркание. Воспитатель: - Что за звуки, кто это? Кто это кричит? Воспитатель: - Давайте расставим игрушки на место и узнаем, что же происходит. - Кто же это кричал? Как думаете? (в руках у воспитателя появляется ворона) Дети: - Это кричала ворона. Воспитатель: - А вы не знаете, что она хотела нам сказать? Дети: - Нет… Воспитатель: - Давайте, мы у нее спросим, возможно, это важно для нас Дети: - Давайте! | Деятельность воспитателя: Заинтересовывает детей, проводит с детьми беседу. Деятельность детей: Убирают игрушки на место, подходят к воспитателю. | Предполагаемый результат Настроить детей на совместную работу. | ||
Основная часть | |||||
4 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5 минут 3 минуты | «- Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. - Зима у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса: - Готовы, готовы, готовы… - А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете? Откликнулись звери: - Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! - Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся! - Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы: - Мы, перелётные, в тёплые края улетим! - Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем! - Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт! - Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут! - Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет! - Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы: - А мы, дрозды, на рябину навалимся! - А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! - А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери: - А нам без мух-комаров спать будет спокойней! - Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! - Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний. Осень уже перешагнула через порог, скоро зима будет. Но никто нисколечко не напугался». - О ком говорилось в сказке? Почему никто из животных не напугался наступления зимы? Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем поиграть в детективов. Их по-другому можно назвать следопытами. И сегодня мы с вами будем изучать следы животных Для работы детектива-следопыта нам понадобятся шляпа и лупа. А теперь закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных. Посмотрите здесь, чьи то следы. Как вы думаете, кто их оставил? Эта рыжая плутовка И коварна, и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора. И мышами поживиться Может шустрая…. (Лиса) Воспитатель: - Как называется жилище лисы? Дети: Нора. Воспитатель: - Найдите фотографию норы лисы. Посмотрите вот и лисичка к нам прибежала. Как же лиса готовится к зиме? Дети: Лиса осенью линяет. Воспитатель: - Какая шерсть вырастает у лисы? Дети: Теплая. Воспитатель: - А меняет ли лиса цвет шерсти? Дети: Нет. Она и зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она сама – хищник. Воспитатель: - Чем питается лиса? Дети: Мышами. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат, и начинает лапами разгребать снег. Воспитатель: - Ребята, лисичка предлагает поиграть в игру «Хитрая лиса». Воспитатель: - Посмотрите, кто оставил эти следы? Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы, Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) Воспитатель: Правильно, молодцы. А где же живет белка? Дети: В дупле. Воспитатель: Найдите фотографию дупла. А вот и белка прискакала. Воспитатель: Как белка готовится к зиме? Линяет, меняется окраска меха, летом носит легкую шубу, а поздней осенью это рыжая шуба становится серой и густой, и теплой, чтобы не боятся зимних морозов. Воспитатель: - А для чего белке нужна серая шуба? Дети: Чтоб прятаться о хищников. Воспитатель: - Делает ли белка запасы на зиму? Дети: Да, запасает корм: сушеные грибы, спелые орехи, шишки. Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько грибочков на полянке поможем белочке собрать их на зиму и посчитать грибочки. Воспитатель: - Ребята посмотрите здесь еще кто то оставил следы. Кто в лесу огромней всех, Кто богатый носит мех, Кто в берлоге до весны Днем и ночью видит сны? (Медведь) Воспитатель: - Как называется место, где медведь проводит зиму? Дети: Берлога. Воспитатель: Предлагаю найти фотографию берлоги и отыскать медведя. Воспитатель: А вот и медведь нашелся. Посмотрите, какой он толстый и красивый. Как же медведь готовится к зиме? Дети: Все лето и осень он ест. Воспитатель: Чем медведь питается все лето и осень? Дети: Медом, ягодами, грибами, муравьями, рыбой. Воспитатель: Медведь на зиму делает запасы? Дети: Нет. Воспитатель: Почему не делает запасы? Дети: Он накапливается жир на всю зиму. Воспитатель: - Чем медведь занимается зимой? Дети: Спит в берлоге. Воспитатель: Берлогу сначала надо подготовить. Берлогу медведь делает под вывернутом с корнями деревом в сухом месте или под стволом упавшего дерева. Он натаскивает подстилку-сухие листья и ветки хвойных деревьев. Смолистые вещества хвойных деревьев убивают бактерии. Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю. Так он проспит до весны. - Ребята, хотите мы помочь медведю сделать берлогу? Дети: Да. Воспитатель: - Пойдемте дальше по лесу погуляем. Ребята, еще следы. Чьи же они? У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. (Заяц) Воспитатель: Попробуйте найти фотографию его домика. Дети: Под кустами. Воспитатель: А вот и сам заяц появился. Воспитатель: - Как же заяц готовится к зиме? Дети: Меняет шубку. Воспитатель: - Какой он был летом? Дети: Серым. Воспитатель: - А к зиме каким он становится? Дети: Белым. Воспитатель: Зачем зайцу шубу менять? Дети: Чтоб прятаться от хищников. Воспитатель: Как заяц спасается? Дети: Быстро убегает, запутывает следы. Воспитатель: Что помогает зайцу так быстро бегать? Дети: Длинные и сильные задние лапы. Воспитатель: Делает ли заяц запасы на зиму? Дети: Нет, не делает. Воспитатель: Чем питается заяц? Дети: Летом — свежей травкой, сладкими корешками, а зимой — он разгребает снег до земли, находит съедобные корешки и кору с веток ест. Воспитатель: Осенью у зайчих во время листопада появляются маленькие зайчатки и у них очень красивое имя. Их называют листопаднички. Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Потому что они научились прятаться от людей. Закроем глаза, откроем и посмотрим кто где спрятался? | Деятельность воспитателя: Читает рассказ Николая Сладкова об осени.
Деятельность детей: Слушают. Деятельность воспитателя: беседует с детьми по тексту. Деятельность детей: отвечают на вопросы. Деятельность воспитателя: предлагает подойти к столам рассмотреть следы дикого животного. Если дети не могут определить сами чьи следы, помогает с помощью загадок. Беседует с детьми. Деятельность детей: Подходят к 1 столу, на котором лежат следы лисы. Дети изучают с помощью лупы следы и определяют, чьи они. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, высказывают предположения. Деятельность воспитателя: предлагает игру «Хитрая лиса». Деятельность детей: дети выполняют движения по тексту. Деятельность воспитателя: предлагает подойти ко 2 столу рассмотреть следы белки. Беседует с детьми. Деятельность детей: Подходят ко 2 столу, на котором лежат следы белки. Дети изучают с помощью лупы следы, определяют, чьи они. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы воспитателя. Деятельность воспитателя: предлагает собрать грибочки и посчитать. Деятельность детей: помогают белочке собрать грибы, считают. Деятельность воспитателя: предлагает подойти к 3 столу рассмотреть следы медведя. Беседует с детьми. Деятельность детей: Подходят к 3 столу, изучают с помощью лупы следы, определяют, чьи они. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы воспитателя. Деятельность воспитателя: предлагает построить для медведя берлогу. Деятельность детей: строят берлогу из строительного материала. Деятельность воспитателя: предлагает подойти к 4 столу рассмотреть следы зайца. Беседует с детьми. Деятельность детей: Подходят к 4 столу, изучают с помощью лупы следы, определяют, чьи они. Отгадывают загадку, беседуют. Деятельность воспитателя: предлагает поиграть в игру «Кто где спрятался?» Деятельность детей: играют в игру «Кто где спрятался?» | Предполагаемый результат: Создать положительный эмоциональный настрой.
Предполагаемый результат: погружение в тему и целеполагания НОД. | ||
Заключительная часть | |||||
Рефлексия. Итог учебного занятия. 2 минуты | Воспитатель: Вот и кончилось наше путешествие! Зима животным не страшна, потому что все они готовятся к зиме. А сейчас нам пора обратно домой. Раз, два, три, покружись и в детском саду окажись. Воспитатель: Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес? Все ли следы мы сумели разгадать? Что вам больше всего запомнилось? О чем бы вы еще хотели узнать? | Деятельность воспитателя: подводит итог, задает вопросы. Деятельность детей: индивидуальные высказывания детей | Предполагаемый результат: Сформируются представления детей о подготовке диких животных к зиме. | ||
Результаты НОД | Дети получили представления о том, что дикие животные готовятся к зиме; установили причинно-следственные связи между средой обитания, способом зимования, окрасом животных; закрепили умение считать до 10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия во второй младшей группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
Конспект открытого интегрированногозанятия во второй младшей группе "Как животные готовятся к зиме"...
конспект нод по экологии во 2 младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"
конспект нод по экологии во 2 младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"...
НОД по познавательному развитию в старше-подготовительной группе «Как дикие звери готовятся к зиме»
Зима - трудное время года для зверей. К ней надо готовиться заранее....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...
Конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в старшей/подготовительной группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"
Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои...
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
Цель: формирование представлений о том, как дикие животные готовятся к зиме.Задачи: формировать у детей представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий, и готов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Как дикие животные готовятся к зиме" для детей средней группы.
Цель: закрепление знаний детей о жизнедеятельности диких животных.Задачи:Образовательные: уточнить и закрепить знания детей о диких животных (внешниеособенности, образ жизни), показать связь изменении...