Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Знакомство с названиями жилищ диких животных
Развитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.
Учить правилам поведения в лесу.
Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к зимнему времени года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
«Как дикие животные готовятся к зиме»
Подготовила:
воспитатель
Прилепина Мария Сергеевна
Цель: дать детям представление о том, как готовятся дикие животные к зиме
Задачи:
Образовательная: учить правильно вести себя в лесу, знакомство с названиями жилищ диких животных
Развивающая: развивать и обогащать речь новыми словами: нора, дупло, берлога, логово
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание сохранять все живое
Словарная работа: дупло, берлога, нора, логово
Оборудование: (бумажные) осенние листья, магнитофон, картинки диких и домашних животных
Предварительная работа: рассматривание пейзажей осени, раскрашивание листьев в осенние краски
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие. Но сначала вы должны отгадать загадку.
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья
ответы детей (осень)
Воспитатель: Молодцы, верно! и сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. А путь в лес нам укажут листья, которые разбросала осень. Чтобы лес нас принял доброжелательно, давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лесу.
- не шуми в лесу
- не разжигай костров, а если разжег – не забудь его потушить пред уходом из леса
- не разоряй муравейники
- не рви цветы, после тебя придут другие люди, и им тоже будет приятно видеть красоту цветов
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если мы сорвем цветы
То исчезнут все они
И не будет красоты - Не ломай зря деревья, не делай на них надрезы, они от этого сохнут и погибают
- Не сори в лесу, убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки
Воспитатель: А если вы забыли какие-нибудь правила, давайте посмотрим подсказки, которые приготовила нам осень (дети подходят к картинкам с правилами поведения в лесу, развешанные на импровизированных деревьях). (Проходят по листикам на стульчики)
Вот мы и в осеннем лесу. Давайте присядем на стульчики и представим, что вы сидите на пенечках.
Воспитатель: Посмотрите какой красивый осенний лес (картинка осеннего леса)
Но что-то животных в лесу совсем не видно. Куда же они все подевались? (залегли в спячку, спрятались от других зверей). Какие животные спрятались, а какие залегли в спячку? (ответы детей). Как одним словом можно назвать всех этих животных? (дикие)
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»
заяц, волк, медведь, свинья – лишняя свинья, т.к. это домашнее животное, а остальные дикие животные.
корова, коза, лошадь, белка – лишняя белка, т.к. это дикое животное, а остальные домашние животные.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
Верно – белочка. А кто знает, как же она готовится к зиме?
Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А кладовая эта называется – дупло. Давайте вместе произнесем это слово- ДУПЛО. Обращает внимание детей на картинку с изображением белки и дупло
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:
Кто-то косолапый
По лесу идет.
И мохнатой лапой
Он кору дерет
Верно – это медведь. Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Где медведь спит зимой? (В берлоге.). Давайте вместе повторим как называется жилище медведя. БЕРЛОГА. Обращает внимание детей на изображение медведя и берлоги
Воспитатель: Давайте превратимся в диких животных, а каких нам подскажет песенка, в которой говорится почему медведь зимой спит.
Физминутка «Почему медведь зимой спит» (под фонограмму песни)
Раз морозною зимой Вдоль опушки лесной Шёл медведь к себе домой В тёплой шубе меховой Шёл он, шёл к своей берлоге По просёлочной дороге И, шагая через мост Наступил лисе на хвост Подняла лисица крик
Зашумел тёмный лес И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: "Ты, медведь Должен под ноги смотреть
С той поры медведь решил Что зимой надо спать По тропинкам не гулять На хвосты не наступать Он зимою безмятежно Спит теперь под крышей снежной И доволен неспроста Что родился без хвоста
Воспитатель: Давайте присядем на наши пенечки. А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж.) Почему?(Этим зверям нечего есть зимой, вся их еда осталась под снегом. Обращает внимание детей на изображение Ежа
Воспитатель: Отгадайте про кого эта загадка:
Что за зверь лесной Встал, как столбик
Под сосной
И стоит среди травы, Уши больше головы
Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? (Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.) Да, заяц осенью линяет. Какая шерсть у него вырастает? (Теплая.) Почему? А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? (Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.). Обращает внимание детей на изображение зайца
Воспитатель: А эта загадка про кого?
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу краса. Кто же это
Верно. Лиса. Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей) Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? (Теплая) А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно. А кто-нибудь сможет ответить – почему лиса не меняет цвет шубки? (Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник) Обращает внимание детей на изображение лисы.
Воспитатель: А какой хищник еще зимой не спит? Может моя загадка вам подскажет:
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех … (Волк)
У волка за лето и осень отрастает шерсть и становится густой и теплой. Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки живут зимой семьями. Кто входит в волчью семью? (волк, волчица и волчата) А жилище волка называется – логово. Давайте вместе повторим – ЛОГОВО. Обращает внимание детей на изображение волка.
Воспитатель: Ребята, а что это шумит? (фонограмма ветра) Ой какой сильный ветер поднялся, закружил листики, давайте попросим его:
Ветер, ветер не шали!
Лучше с нами пошути! (Дети хором произносят слова)
Он шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками
Проводится разминка «Мы - осенние листочки»
Мы - осенние листочки (Дети образуют круг)
Мы на веточках сидели
Ветер дунул - полетели (Разбегаются по комнате)
Мы летали, мы летали (Бегают, помахивая листьями)
Все листочки так устали
Перестал дуть ветерок
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели (Бегают, помахивая листьями)
И на землю тихо сели ( Присесть на корточки)
Воспитатель: Вам понравилось играть с осенним ветерочком? Он вас поблагодарил за игру и улетел
А пока мы с вами танцевали с листочками, ветер нас занес обратно в детский сад, а чтобы вам запомнилось путешествие в осенний лес, давайте разукрасим осенние листочки. Дети раскрашивают цветными карандашами шаблоны осенних листиков.
Итог занятия:
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей мы встретили? (Ответы детей.) Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку. А почему? (Ответы детей.) А кто делает запасы? Почему? Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть.
А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.
Давайте поиграем в игру «Кто где живет»
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется…. – логово.
Список литературы
- Гербова В.В, Васильева М.А, Комарова Т,С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 3-е изд. Исп. и доп. М.: изд. «мозаика- Синтез», 2015.
- Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Издательская программа «Педагогика нового времени». Воронеж, 2013.
- Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Ярославль .Изд. «Академия развития», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Дикие животные зимой»
Цель:Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация предме...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные и их детеныши»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные и их детеныши»...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные нашего леса» Цель: закрепить знания детей о животных леса, их признаках, их приспособлении к ...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе."Дикие животные зимой"
конспект занятия в ссредней группе "Дикие животные зиимой"...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе " Как звери готовятся к зиме".
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе«Как звери готовятся к зиме» Задачи:1. Обучающие задачи:систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Как животные готовятся к зиме"
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе на тему "Как дикие животные готовятся к зиме"...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие и домашние животные» 13.10.23г
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Задачи: Образовательные: - Закр...