Путешествие по экологической тропе (весна)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Создать условия для непрерывного экологического образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_ekologicheskoy_trope.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по экологической тропе (весна)
(подготовительная группа)
Провела воспитатель, Далбаева Мария Александровна 14.04.2021г
Актуальность: Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которая позволяет ребенку наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания дошкольников.
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру, через формирование практического опыта природопользования.
Задачи:
- Обучающие: учить замечать и называть сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растениями
- Развивающие: развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже)
- Экологические: продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в природе: солнце пригревает – тает снег- появились первые растения, набухли почки - появились насекомые- прилетели птицы
- Воспитательные: воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание охранять ее; формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.
Участники: Воспитатель, дети подготовительной группы
Маршрут экологической тропы
Воспитатель: Наше занятие посвящено встречам на экологической тропе. Что же такое экология? Это слово происходит от древне-греческого (дом) и логос – наука или учение, то есть изучение дома. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – море, озеро, река. Значит, у всего живого – свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля.
«Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонек желания, сохранить природу от любого неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идете с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждет вас!»
Определение: экологическая тропа
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. На маршруте идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах.
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природе.
Воспитатель: Ребята! Вчера вечером в наш детский сад почтальон принес письмо. А
кто его прислал вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте
внимательно .
Шагает красавица,
Легко земли касается
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
Дети: Весна!
Воспитатель: Верно ребята, это добрая, теплая волшебница – Весна. Она пишет, что давно наблюдала за нами и увидела какие вы трудолюбивые, добрые и ласковые защитники природы. И поэтому она приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились, прислала нам схему маршрута нашего путешествия. Готовы к путешествию?
Дети: Готовы!
Воспитатель: А на чем мы можем отправится в путешествие? (Ответы детей)
Я вам предлагаю отправится пешком, ведь во время пеших прогулок хорошо
видны птицы и насекомые, можно внимательно рассмотреть мелкие детали:
почки на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны? (Ответы детей)
Тогда в путь!
Ребята, посмотрите на небо и обратите внимание на облака. Какие они стали весной?
Дети: Небо становится светлым, высоким с белыми пушистыми облаками.
Ребенок читает стихотворение:
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Воспитатель: Вот и первая остановка по нашей карте
1 остановка – Экологическая разминка «Погода»
С помощью уличного термометра определяем температуру, направление ветра.
Вопросы на тропе: Почему растаял снег? Почему в некоторых местах снег остался? (ответы детей). Потрогайте землю. Какая она?
Какие растения появились? Как изменились деревья? Почему набухли почки? Не обязательно трогать их руками. Природу можно чувствовать и по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (солнечное тепло). Что вы слышите? (капель, шорох).
2-я остановка «Уголок нетронутых листьев»
Помните, осенью мы специально не очищали от листьев этот участок, чтобы весной увидеть, что же случилось с опавшими листьями. Давайте их рассмотрим. Как они изменились? Сколько их осталось? Давайте их потрогаем, понюхаем. Сравним с «осенним» засушенным листом.
(Обсуждаем с детьми все изменения, которые произошли с «весенними» листьями. Отметим, что осенью часть листьев съели, переработали дождевые черви).
Вместе с детьми делаем вывод:
Листья растут на деревьях, кустарнике, которые берут еду из земли. Потом листья опадают, перегнивают и снова возвращаются в почву тем самым сами кормят ее, дают ей новую еду. Земля – почва становится богаче, она снова может кормить растения. А помогают превращению листьев в почву многие подземные жители, например, наши знакомые дождевые черви.
Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы лучше запомнить, как происходит круговорот веществ в природе, поиграем. Игра так и называется «Круговорот веществ в природе».
Проводится командная игра-эстафета «Круговорот веществ в природе»
Материалы и оборудование: Пластиковые листья по количеству участников, столько же стаканчиков с землей, 4 шапочки: 2 с изображением червяка, 2 с изображением дерева, 4 маленьких обруча.
Ход игры:
Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце на одной линии, но на расстоянии положить 2 обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце положить еще 2 обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «Осень!»дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
3-я остановка «Березовая»
Отгадайте загадку:
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Правильно, это береза. Посмотрите ребята, у березы есть гладкий, белый ствол с темными черточками.
- Сегодня, Я вам, открою один секрет – через эти черточки березка дышит, а называются они «чечевички».
- Дети, посмотрите и скажите. А внизу, около земли, ствол березы какой?
(ответы детей)
- Правильно. Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.
- А, что есть на веточках? (Ответы детей)
- Маленькие, клейкие, зелененькие листочки и длинные сережки.
- Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные, красивые сережки.
- Ребята, подойдите поближе к березке и давайте рассмотрим березовые сережки (рассматривают)
- Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена.
- Дети, давайте представим, что мы маленькие семена.
- Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе (дети кружатся). Ветер стих, семена тихо падают на землю (дети приседают).
- Ребята, как вы думаете, береза любит солнышко? (Ответы детей)
- Да, березки очень любят солнышко и растут обычно на полянах. Где много солнышко.
- А вы знаете, как люди могут использовать березу? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей:
-Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи, делают из коры- бересты – красивые изделия, туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.
- Ребята, а вы пробовали березовый сок?
- Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда на березах, а в низу под березкой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду не много, поэтому их нужно беречь.
- Ребята, как вы думаете, что значит беречь деревья? (ответы детей)
Воспитатель: «Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня, и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой.»
Эмоциональная ситуация : «Обними дерево»
Известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, регулируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называется древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза.
Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
4 остановка «Источники здоровья»
Задание 1: определить объект исследования (ель)
Вопрос-подсказка: Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека?
В каких лесах строят туберкулезные санатории? Почему?
(В еловых, сосновых. Многие растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать микробов, вызывающих опасные заболевания (дизентерию, брюшной тиф, туберкулез и др.). Такие вещества называются фитонцидами. Фитонциды ели и сосны убивают туберкулезную палочку. Замечено, что пребывание человека в течении 5-7 часов в сосновом, смешанном или в лиственном лесах нормализует деятельность нервной системы, улучшает работу сердечной мышцы.
Ель, сосна – основное дерево в нашем лесном массиве.
5 остановка «Скворечник»
- Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется домик? (Ответы детей)
- Правильно, это скворечник
А кто живет в этом домике? (Ответы детей)
Воспитатель обобщают ответы детей:
- В домике живут скворцы, этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем.
Воспитатель:
Скворечник
Мы не ели и не пили
Мы скворечник мастерили
Очень, в гости ждем скворцов,
Пусть выводят там скворцов.
- Как вы думаете, почему скворечник располагают на дереве?
Воспитатель: Правильно, скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.
- Не будем мешать птицам и пойдем дальше.
Вот такое увлекательное путешествие мы с вами сегодня совершили на экологической тропе. Вам понравилось?
- А что запомнилось больше всего?
Воспитатель: А мы с вами, пойдем в детский сад, нарисуем березку и сделаем из цветной бумаги «скворечник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по экологической тропе .Весна .Младшая группа.
Развитие экологического сознания ребёнка.Уточнить и расширить представления детей о деревьях,насекомых весной.Наблюдение за объектами и явлениями природы.Взаимосвязь в экосистемах экологической тропы ...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»
Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; показать объекты экологической тропы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...
Интегрированное НОД: Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.
Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.Цели:Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.Уточнение представлений о се...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»
Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...
Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"
Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"...
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ «СОЛНЕЧНАЯ» ВЕСНОЙ»
laquo;ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ «СОЛНЕЧНАЯ» ВЕСНОЙ»Конспект организованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим для детей старшей- подготовительной г...
Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»
Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. ...