Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологическому воспитанию
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»
Задачи: Развивать умение детей различать и называть хвойные и лиственные растения, сравнивать их, находя общие признаки: крона, ветви, ствол, корни.
Уточнить знания детей о состоянии растений весной; развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи.
Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром.
Материал: план экологической тропинки.
Ход
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе нашего детского сада, но для начала отгадайте мою загадку:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Воспитатель: правильно, это весна!
Наконец, пришла весна,
Улыбнулась нам она.
И согрела ясным днѐм
Тѐплым солнечным лучом.
Воспитатель: Ребята, а как приходит весна? Она приходит шумно, плавно, незаметно, с ветром. Покажите, как она может нам улыбнуться ласково, весело, по-доброму. Чем весна нас согрела?(ответы детей). Да, своим тѐплым солнечным лучом.
- А кого ещѐ весна, кроме нас, могла согреть?(ответы детей). Весна согрела воздух, почву, растения, птиц, зверей.
- Давайте отправимся в гости к нашему другу Филину.
Филин: -Здравствуйте, ребята! Не хотите ли вы прогуляться по моей тропинке.
Пойдѐмте, друзья по тропинке весной
Ответы искать под зелѐным шатром.
ОСТАНОВКА «КЛУМБА»
Филин: -Ребята, а давайте поиграем в игру «Когда это бывает?». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Сошли снега, шумит вода,
Земля уже цветами полна.
Растет травка молодая,
Все мертвое оживает,
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А экологическая тропинка привела нас к клумбе. Для чего она нужна? На клумбе должны быть цветы, но где же они? (ответы детей) Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. Но уже показались из-под земли ростки многолетних цветов. Какие цветы вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель : обобщает ответы детей и рассказывает про разнообразие цветов.
Филин: Скоро на клумбе вскопают землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (Ответы детей) Молодцы! Давайте пойдем дальше по нашей тропинке и посмотрим, куда же приведет нас тропинка.
ОСТАНОВКА «БЕРЕЗА»
Воспитатель: Просыпается природа. А вот и наша красавица. Не забыли, как называется это дерево? – (Не забыли – это берѐзка.)
- Берѐзка – это дерево, или может быть куст? – (Это дерево, потому что у него один ствол, а у куста – несколько)
Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок. Послушайте, стихотворение А. Прокофьевой «Березка»:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится!
Филин: Ребята, посмотрите, как набухли у неѐ почки. Скоро они совсем проснутся, и берѐзка станет ещѐ красивее. У неѐ появятся не только листочки, но и серѐжки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена и разлетаются по ветру. Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что вы - маленькие семена березы. Подул ветер, и семена полетели в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо опустились на землю. (Дети приседают.)
- В лесу береза приносит много пользы животным и другим растениям. А вы знаете, как люди используют березу? (Ответы детей)
Воспитатель(обобщает ответы детей). Люди, у которых в домах есть печи, заготавливают березовые дрова. Из берёзовой коры, бересты, делают красивые изделия (туески, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.
Филин: Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда в ветвях березы, а внизу под березой можно найти грибы с красными шляпками. Кто знает, как они называются? (Ответы детей) Правильно, они так и называются — подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки, защищают всех от ветра, в жаркую летнюю пору дарят прохладную тень. Дети, как вы думаете, нужно ли беречь деревья? Что значит беречь деревья? (Ответы детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой.
Филин: : отправляемся дальше, а чтобы узнать какая остановка будет следующей, нужно отгадать мою загадку.
Ее всегда в лесу найдешь —
Стоит колючая, как еж,
А к нам придет под Новый год —
Хлопот веселых полон рот:
Ребята будут рады,
Готовят ей наряды.
Пойдем гулять и встретим.
Зимою в платье летнем.
ОСТАНОВКА «ЕЛЬ».
Отыскав ель, воспитатель обращает внимание детей на два признака — «наряд» из иголок и пирамидальное строение. Говорит, что по этим особенностям дерево легко отличить от всех остальных. Уточняет представление детей о строении ели. Ель живая, у нее в земле корни, корни питают ее соками земли, в теплое время года дерево растет — у него появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее
Филин. Дети, а вы знаете какую пользу нам приносит ель? Кто знает как называется плод у ёлочки?. Правильно, шишка.(Рассматриваем еловую шишку)
Филин: Шишка покрыта чешуёй. Между чешуйками – семена. Когда они созревают, то шишка выбрасывает семена. Семена падают на землю и прорастают. А для чего нужны ещё семена?
Дети: Семенами питаются птицы и животные, а ещё вырастают деревья.
Филин. А еще хвойные растения очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья. Так же в деревнях люди готовят из ели дрова, чтобы топить печь. Видите, ребята, сколько пользы приносит нам ель!
ОСТАНОВКА «СИРЕНЬ».
Воспитатель: Экологическая тропинка повела нас дальше, к кустарникам. Как называются кустарники? ( Сирень). Ребята, послушайте стихотворениеН.Бурановой про сирень.
Если под окном растёт,
Куст красивый, ароматный,
То наполнит весь твой дом,
Душистым запахом приятным!
Филин: Посмотрим на почки кустарника. Давайте сравним, какие почки были зимой и сейчас. Разница есть или нет? (рассматривают почки и делают вывод). Зимой почки на деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились в состоянии покоя. Весной деревья и кусты начали просыпаться. Почему? Что произошло с почками? Что появиться из почек? (ответы детей).
Ребята, сирень -цветочный кустарник, потому что на нем только красивые, пахнущие цветы, а ягод не бывает. Сирень - это благоухающий кустарник, радующий нас в мае. Его цветы, немного похожие на колокольчики, собраны в пушистые кисти разных цветов и оттенков: от белого до розового, от лилового до фиолетового. Кусты сирени могут цвести и радовать глаз до сотни лет. Аромат сирени широко используют при изготовлении ароматов (духов) и ароматерапии. А древесину, как и в древности, для изготовления музыкальных инструментов и сувениров.
Давайте поиграем в игру «Лесные тропинки». По считалке выбираем водящего. Остальные строятся за ним. Водящий ведѐт колону по тропинкам, используя разные виды движений. Все остальные должны их повторять. Задача ведущего –разнообразить движения. Могут быть и шуточные задания.
Остановка «ДОМИК ПТИЦ»
Воспитатель: Идем дальше. Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется этот домик? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике? Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Весной в нем могут поселиться скворцы. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве? (ответы детей)
Воспитатель: скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам и пойдем дальше.
А каких еще перелетных птиц знаете, ребята?(ответы детей)
Филин: А я вот знаю очень интересную пальчиковую гимнастику. Давайте вместе ее повторим!
Весна пришла по снежному, (Дети пальчиками идут
По влажному ковру. по другой ладошке)
Рассыпала подснежники, (Растопыривают пальцы)
Посеяла траву. (Соединяют пальцы)
Теперь зовёт со всех концов: (Руки согнуты в локтях)
Гусей, стриж ей и аистов,
Кукушек и скворцов (Загибают пальцы)
Воспитатель : Давайте пойдем дальше по нашей тропинке и посмотрим, куда же приведет нас тропинка.
Остановка «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ».
Воспитатель: Идем дальше по тропинке. Вот висит кормушка для птиц, а птиц нет. Почему сегодня мы не видим здесь птиц? (Ответы детей.) Стало тепло, снег растаял, появились разные насекомые, травка. Птицы теперь сами могут найти себе пищу.
Филин: Ребята, как вы думаете, чем сейчас питаются птицы? (Ответы детей.)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Птицы питаются червячками, насекомыми, травкой.
Филин: Птицы весной вьют гнёзда, используют для строительства гнезда веточки, сухие травинки, пёрышки. Когда гнездо будет готово, птица-мама отложит туда яйца. Потом она будет высиживать птенцов, а папа будет добывать для неё пищу. Как вы думаете, чем он будет угощать птицу-маму? Когда из яиц вылупятся птенчики, и папа, и мама будут добывать для них корм. Чем они будут кормить своих птенцов? (комарами, мошками, червячками.) Гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам и пойдем дальше.
Воспитатель: Нам нужно следовать дальше.
ОСТАНОВКА «ГОРОД МАСТЕРОВ» (ПЕСОЧНИЦА)
Филин: Ой, а что это такое?
Воспитатель: Это песочница. Ребята, давайте расскажем Филину, что это такое . В песочнице можно проводить экспериментирования и исследовательскую деятельность. Зимой со снегом или льдом, а летом с песком или глиной (на участке имеется инвентарь, необходимый для опытов). Можно использовать для детских игр. Из песка или сырого снега можно мастерить различные замки, делать фигуры формочками. А еще летом в жаркую погоду по горячему песку можно походить босиком, эта процедура очень приятна и полезна для ног.
Филин: Как интересно! Моно я к вам летом приду, чтобы поиграть вместе с вами?
Дети: Конечно можно!
Воспитатель: Давайте немножко отдохнѐм и поиграем в игру «Хорошо –плохо». (хорошо – хлопают в ладоши, плохо – топают ногами).
Филин. Как много нового и интересного я узнал про песок и песочницу.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается и мы приближаемся к последней остановке - нашей веранде. Здесь можно отдохнуть. Присесть, спрятаться от солнышка, посмотреть книжки, поиграть в игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие по экологической тропе. В июне мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе. Воспитатель и дети благодарят Филина за интересные рассказы о природе.
Филин. Ребята нарисуйте рисунки о том, что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии. До свидания! До новых встреч!
Воспитатель: Ребята, что понравилось, что было интересно? Чему научились сегодня? Что нового узнали? (Ответы детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»
Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....
проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.
Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие по экологической тропе».
Игровая обучающая ситуация«Путешествие по экологической тропе»(игра-путешествие)...
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие по экологической тропе». в старшей группе
laquo;Путешествие по экологической тропе»....
квест-путешествие по экологическому воспитанию "Путешествие в зимний лес"
квест-путешествие по экологическому воспитанию...
Занятие-путешествие по экологическому воспитанию «Путешествие по ЯМАЛУ»
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Огро...