Конспект прогулки в лес "Удивительный мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Прогулка-экскурсия в осенний лес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_les_osenyu_st.gr_.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для старшей группы
Прогулка-экскурсия в осенний лес
"Удивительный мир природы"
Цель:
- развивать умения видеть и чувствовать красоту родной русской природы;
- создавать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
- научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
- развивать обще учебные и исследовательские умения, и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация;
- формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.
- воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- формировать оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетическое переживания и укрепление физического здоровья;
Подготовка экскурсионного снаряжения:
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Корзиночки для шишек, листьев.
Ход экскурсии.
Воспитатель:
Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку-экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу.
Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес.
Придя на место, взрослые и воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну. Отдыхают.
Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".
КОГДА ТЫ ВХОДИШЬ В ЛЕС, ДУШИСТЫЙ И ПРОХЛАДНЫЙ
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Воспитатель:
Дети, какое время года сейчас?
Дети:
Осень.
Воспитатель: А как же вы догадались?
Дети:
Деревья и трава пожелтели, желтые листья на земле.
Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц.
Организация игр с детьми.
- Игра «Что мы видим?». Назвать одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
- Игра «Что какое? ». Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая, солнце, птичка, белочка, шишка, облако, береза, трава.
Подвижная игра «Стоп!»
Цель. Развивать быстроту реакции, умение быстро действовать по сигналу.
Ход игры.
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром – 2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит:
«Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» при этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: !Быстро шагай…» и т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становиться водящим.
Игра возобновляется с новым водящим.
Воспитатель:
Ребята, давайте подышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Дети слушают и говорят, что услышали.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая.
Дети вместе с воспитателями исполняют хоровод «Во поле берёзонька стояла».
Изучение нового материала.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Встаньте, прижавшись спиной к стволу сосны, и послушайте звуки осени. Какие звуки осени вы слышите? Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети:
Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой.
Воспитатель:
Какая музыка подходит под эту осень?
Дети:
Спокойная и грустная или веселая и игривая?
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем собирать листья разных деревьев для творчества. Вместе с воспитателем дети вспоминают названия деревьев с какого дерева лист.
Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения:
Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки,
Мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются).
Мы летали, мы летали, а потом летать устали.
Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на
корточки, поднимая
листочки над головой)
Ветер снова вдруг подул, и листочки быстро сдул, (дети разбегаются,
помахивая листочками).
Все листочки подлетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают
листочки вверх и следят,
куда они упадут).
Воспитатель: У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, они имеют хвойный запах (дать ощутить запах еловой ветки).
Воспитатель: Правильно, есть даже такая загадка: Зимой и летом одним цветом (елка).
А остальные деревья, как можно назвать?
Дети: Лиственные деревья, потому что у них не хвоя, а листья!
Воспитатель: Давайте прогуляемся по лесным тропинкам и посмотрим, какие хвойные и лиственные деревья растут в лесу.
Воспитатель:
На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски, шишки, желуди, каштаны. Сбор природного материала необходим в дальнейшем для проведения творческих часов в группе.
Закрепление и первичный контроль усвоенного.
Воспитатель:
А теперь подведем итоги экскурсии! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?
Дети:
Осенью.
Воспитатель:
Осень можно отличить от других времен года, по каким явлениям?
Дети:
Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.
Воспитатель:
Что происходит с деревьями осенью?
Дети:
Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.
Воспитатель:
Какие деревья растут в лесу?
Дети:
Лиственные и хвойные.
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ « ПРОГУЛКА В ЛЕС»
Цели:Формировать представления о лесе как доме животных и растений, которые находятся в тесной взаимосвязи а также формировать экологическую культуру детей.Уточнить представление детей о внешнем...
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Прогулка в лес"
Закрепить знание детей о весенних признаках природы, о частях дерева. Закрепить умения находить дерево по листьям, сравнивать деревья между собой и находить сходства и различия. Упражнять в различении...
Конспект прогулки: "Весенние изменения в природе ".
Познакомить детей с изменениями в природе весной,через проведения игровой прогулки в парковую зону....
Конспект проведения прогулки в старшей группе «Природа весной»
Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с природой посредством подвижной игры....
Конспект занятия по ознакомлению с природой в ДОУ "Необыкновенная прогулка" для детей средней группы
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ ,целью которого является расширение и углубление знаний детей средней группы об окружающем мире,растениях , способах их распространения....
Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой»
Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе....
Конспект прогулки по ознакомлению с природой в младшей группе Тема занятия: «Весенние солнышко».
Цель: - Дать детям первые представления о ранней весне.- Помочь ощутить тепло весеннего солнца, радоваться наступлению весны.- Закреплять знания о природных явлениях весны, как времени года....