КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ» организации образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни «Поможем птицам вернуться домой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема (проект. событие): «Поможем птицам вернуться домой»
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по карте
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)групповая
Учебно-методический комплект: технология «Путешествие по карте» Н.А.Коротковой
Средства:
наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал (карта мира, карточки с изображением перелетных птиц)
мультимедийные: компьютерная презентация
музыкальные: звуковые эффекты
Предварительная работа:
Беседы с детьми о птицах, наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций, альбомов с различными видами птиц, собирание коллекции птиц. Прослушивание аудиозаписи пения птиц. Рассматривание и изучение карты мира.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформировано представление о жизни перелетных птиц;
- у детей развито речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
- сформировано умение отвечать на вопросы полным предложением;
- сформировано умение самостоятельно работать с картой;
- сформирован устойчивый интерес к жизни птиц;
- сформировано позитивное отношение к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_karte_ptitsy.docx | 23.53 КБ |
prezentatsiya_ptitsy_puteshestvie_po_karte.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ»
организации образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни
Тема (проект. событие): «Поможем птицам вернуться домой»
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: Познавательно - исследовательская деятельность путешествие по карте
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая
Учебно-методический комплект: технология «Путешествие по карте» Н.А.Коротковой
Средства:
наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал (карта мира, карточки с изображением перелетных птиц)
мультимедийные: компьютерная презентация
музыкальные: звуковые эффекты
Предварительная работа:
Беседы с детьми о птицах, наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций, альбомов с различными видами птиц, собирание коллекции птиц. Прослушивание аудиозаписи пения птиц. Рассматривание и изучение карты мира.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформировано представление о жизни перелетных птиц;
- у детей развито речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
- сформировано умение отвечать на вопросы полным предложением;
- сформировано умение самостоятельно работать с картой;
- сформирован устойчивый интерес к жизни птиц;
- сформировано позитивное отношение к живой природе.
Цель: вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
1. Способствовать обмену информацией о птицах, их характерных особенностях, среде обитания, образе жизни, повадках, взаимосвязях с объектами живой природы. 2. Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка с помощью вычленения важных для него отличительных признаков объекта. 3. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. 4. Развивать ассоциативное и логическое мышление, внимание (зрительное и слуховое), воображение, доказательную речь, словотворчество. 5. Нацеливать на достижение цели самостоятельной деятельности. 6. Воспитывать бережное отношение к природе. | Привлекать Захар Б. и Арину Д. к активной речевой и исследовательской деятельности. Развивать у Ярослава Г. умение выслушать мнение сверстников до конца, не перебивая и принимать чужое мнение. |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | Ребята. Мне пришло письмо от детей из другого детского сада. Они живут в Сибири, около озера Байкал. Вы хотите его послушать? И вот что они мне написали. Дорогие ребята, у нас случилась беда. К нам на озеро прилетели неизвестные птицы, мы впервые видим таких птиц в наших краях. Нам кажется, они заблудились, и мы решили стать волонтерами и вернуть птиц туда, куда они должны были прилететь. Но нам одним не справится, птиц очень много. И мы хотим предложить и вам стать волонтерами вместе с нами и помочь птицам. Что мы решим с вами ребята? Поможем ребятам вернуть птиц? | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми Читает письмо. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются Отвечают на вопросы педагога | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность |
II. Постановка целей исследования | Я очень рада, что вы согласились помочь. Чтобы понять, куда нам предстоит путь, я предлагаю вам подойти к карте посмотреть, где находится это озеро? Дети подходят к карте. Посмотрите, какой далекий путь нам предстоит. На чем же мы можем добраться туда? Какой самый быстрый способ добраться до озера? Правильно, думаю, что на самолете мы доберемся быстрее. Но мы должны проложить маршрут. Самолет не сможет приземлиться на озере. Мы сначала долетим с вами до города Иркутск, где есть аэропорт. А потом доберемся до озера. Предлагаю вам начертить маршрут на карте. Дети выполняют задание. | Педагог создает проблемную ситуацию | Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. | Обогащение словаря по теме «Перелетные птицы» Проявление готовности к совместной деятельности; Проявление интереса к предстоящей деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | А теперь нам пора в путь. Физкультминутка Вот мы с вами и прилетели, посмотрите, сколько здесь птиц. Им здесь холодно и голодно. Но нам надо выбрать, какие из птиц живут здесь на озере. А кто оказался здесь по ошибке. Дидактическая игра «Зимующие и перелетные" (сортировка) Мы с вами молодцы. Но теперь нам надо узнать, куда их везти? Для этого я вам предлагаю посмотреть фильм, где какая птичка живет или зимует. Согласны? Просмотр презентации. Теперь мы с вами знаем, куда нужно отвезти каждую птичку. Нам нужно проложить маршруты до мест зимовки птичек. Давайте подойдем к карте, найдем место зимовки и отметим флажками. Дети выполняют задание. А теперь перенесем птиц в места, отмеченные флажками. Каждую птицу на свое место зимовки. Работа с картой | Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает | Слушают; узнают различных перелетных птиц и места их зимовки; выстраивают последовательность; сортируют иллюстрации. | Обогащение знаниевого опыта; Проявление интереса к изучению жизни перелетных птиц; умение отнести птиц к определенной группе.
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на карте | Теперь мы с вами знаем, куда нужно отвезти каждую птичку. Что нам нужно сделать для этого. Правильно. Нам нужно проложить маршруты до мест зимовки птичек. Давайте подойдем к карте, найдем место зимовки и отметим флажками. Дети выполняют задание. А теперь перенесем птиц в места, отмеченные флажками. Каждую птицу на свое место зимовки. Работа с картой | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения изображений птиц на карте; практикуются в осуществлении выбора | Умение подбирать изображение птиц, соответствующих заданию Умение делать логические выводы; Умение следовать правилам |
V.Вывешивание карты на стене группового помещения | Мы с вами такие молодцы. Я так рада, что мы с вами вместе помогли птицам вернуться домой. Ребята, вам понравилась наше путешествие? Чем оно вам запомнилось? Как вы думаете, мы помогли птицам? Раздается звонок. Ребята. Нам позвонили ребята из далекой Сибири. Они очень рады, что мы им помогли. Поздравляю - мы теперь с вами настоящие волонтеры. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение карту | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
VII. Дополнение карты детьми в самостоятельной деятельности | - У меня еще есть картинки с изображением птиц, которые самостоятельно нашли свое место зимовки. Вы можете самостоятельно прикрепить их на карту, если знаете, где эта птичка зимует.
| Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы | Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. | Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта |
Используемая литература:
Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012
С. Николаева «Экологическое воспитание дошкольника».
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М.: Линка-пресс, 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грач. Грачи отличаются от ворон клювом серо-желтого цвета. На Кубани и в Украине можно увидеть, как по осени грачи собираются в огромные стаи, такие большие, что небо кажется черным от парящих в нем птиц — это грачи, которые летят на юг. Однако грачи относятся к перелетным птицам только условно, часть из них остается зимовать в средней полосе России, часть зимует в Украине, и только некоторые птицы летят на зиму к теплым берегам Турции.
Соловей. Эта неприметная птичка с певческим голосом любит тепло, и поэтому по осени улетает на юг. А для зимовки наши родные соловьи облюбовали жаркую Африку. Эти птицы летят зимовать в восточную часть континента — Кению и Эфиопию. Однако насладиться их пением местные жители не могут, потому что поют соловьи только в брачный период, который у них проходит на Родине.
Ласточка. Ласточки любят скалистую местность, часто селятся они и на отвесных стенах карьеров, которые выкопали люди. Однако наши зимы для ласточек слишком суровы и поэтому осенью они улетают в южную, дальнюю от нас, часть Африки или в Тропическую Азию.
Чиж . Как и грач является перелетной птицей, которая прилетает рано и зимует недалеко: на Кавказе, в Казахстане и в южной Европе. Внешне чижи неприметны, их серо-зеленые перья, абсолютно не бросаются в глаза на фоне ветвей. Нрав у птички под стать внешности: тихий и кроткий.
Щегол. В Европе это зимующая птица, однако, в России щеглов можно увидеть только летом. К зиме щеглы собираются в стайки и отправляются на земли с более теплым климатом. Щеглы близкие родственники чижей.
Трясогузка. Стройная птичка, которая быстро бегает по земле и при каждом шаге потряхивает хвостом. Зиму трясогузки проводят в восточной Африке, южной Азии, а иногда и в южной Европе.
Перепел. Единственная птица из отряда курообразных , которая является перелетной. Вес взрослого перепела не так уж велик и составляет 80-150 г. Летом перепелов можно встретить в полях, засеянных пшеницей и рожью. Зимуют перепела далеко за пределами нашей Родины: в южной части Африки и в южной Азии, на полуострове Индостан.
Дрозд . Певчий дрозд своими сладкими трелями создает достойную конкуренцию соловью. А внешний вид его, как и у соловья, неприметный. Зимой дрозды становятся европейцами: Италия, Франция и Испания — их вторая родина.
Жаворонок . Жаворонки возвращаются из теплых стран очень рано, порой уже в марте можно слышать их звонкую песню, которая становится предвестником весеннего тепла. А зимуют жаворонки в Южной Европе.
Стриж . Стрижи зимуют в Африке, причем долетают до её экваториальной части или и вовсе отправляются в южную часть материка.
Скворец. Скворцы очень нуждаются в домиках-скворечниках, так как чаще всего потомство выводят они именно в них. А зимовать наши скворцы отправляются в Южную Европу и Восточную Африку.
Журавль . Эта птицы моногамны, и однажды выбрав партнера, сохраняют ему верность всю жизнь. Селятся журавли в болотистой местности. А места их зимовки столь же разнообразны, как и у цапель: Южная Европа, Африка и даже Китай — во всех этих частях света можно встретить журавлей, прилетевших из России зимовать .
Лебедь . Лебедь — птица олицетворяющая преданность и романтику. Лебеди относятся к водоплавающим птицам, поэтому и для зимовки они выбирают места возле воды, часто это Каспийское или Средиземное море
Аист . В России встречаются черные и белые аисты. Белые аисты вьют огромные гнезда, ширина которых составляет до полутора метров, и делают очень длинные перелеты на юг. Порой они преодолевают пол планеты и долетают до ЮАР — страны, которая находится на самом юге Африки.
Кукушка . Кукушки селятся и в лесах, и в лесостепи, и в степи. Подавляющее большинство кукушек улетает зимовать в тропическую и Южную Африку, реже кукушки зимуют в Южной Азии: в Индии и Китае.
Иволга . Небольшая птичка с певческим голосом и ярким оперением, которая улетает зимовать в тропики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 4-го года жизни "Цветы".
Конструкт организации образовательной деятельности - познавательное, речевое, математическое, художественно-эстетическое развитие детей 4-го года жизни на тему:"Цветы"....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «Поможем Маше вернуться домой» (образовательная область «познавательное развитие»)
Методическая разработка конспекта занятия для воспитателя ДОУ...
"Моя любимая сказка" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни
Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни по художественно - эстетическому развитию "Моя любимая сказка"....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «Поможем Маше вернуться домой»;образовательная область «Познавательное развитие»
Обобщать умение детей различать и называть свойства предметов -цвет, форма ( круг, квадрат, треугольник), размер ( большой , маленький), ( узкий и широкий и количество предметов ( много, ни одно...
"Человек трудился всегда" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни
Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни "Человек трудился всегда", образовательная область:социализация...
"Строим дома на улице" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни
Конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни "Строим дома на улице", образовательная область: познание...
"Животные Урала" конструкт организации образовательной деятельности с детьми 7-го года жизни
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы "Животные Урала" - образовательная область: социально - коммуникативное развитие...