«Волшебные свойства камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга
«Волшебные свойства камней»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Использованы современные технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, ТРИЗ.
Воспитатель: Хренова Елена Юрьевна высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2021
Задачи по образовательным областям
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами.
-учить выделять особенности и описывать их, сравнивать с другими камнями; познакомить, как использует человек в разных целях.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
-привить любовь к богатствам недр земли и бережное отношение, понять красоту творения природы и рук человека.
Образовательная область «Речевое развитие»:
развивать диалогическую форму речи: участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.
развивать разговорную речь детей, расширять активный словарь. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
формировать эстетическое отношение к предметам окружающего мира.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развитие двигательной активности детей:
Материалы оборудование, инструменты:
-разнообразные природные камешки, включая морские, кусочек мела, каменная соль, графит - стержень карандаша; мисочка с водой, кусочки пластилина, предметы, сделанные из камня, фигурка животного из сказки П. Бажова «Серебряное копытце».
Предварительная работа:
-наблюдение на прогулке, сбор камешков и оформление коллекции, знакомство с коллекцией камней; чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», чтение сказки «Чудо камень в природе», Л. Чарской «Подарок феи» ,разучивание игры «Гора и камни», беседа «Полезные ископаемые», изготовление альбома «Камни в природе»
Ход занятия.
(воспитатель под платком держит фигуру животного).
-Здравствуйте, дети. К вам пришел гость из сказки. Кто это? Отгадайте по описанию: «травой да листом кормится». «Шерстка летом буренькая, а зимой серенька». У него на правой ноге серебряное копытце. Раз топнет - один камень, два топнет- два камня.(дети отвечают). Правильно, это козлик Серебряное копытце из сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Пришел он к вам ,чтобы познакомить с камешками из своей сказки.
Чем будем заниматься на занятии? Давайте порадуем нашего козлика и разучим скороговорку:
Я по камешкам пошел
Шубу шелкову нашел.
(проговаривание медленно, спокойно, изображают как будто идут по камешкам. На слова шубу шелкову нашел - как будто надевают шубу)
-Молодцы, ребята. Камни в природе - это творение самой природы. Они могут лежать на земле, под землей. Быть красивым и невыразительным, но знайте, что это сотворила природа. Например, камень графит есть внутри каждого карандаша. Он мягкий, ломается, оставляет след на бумаге. (Показ графита).
Опыт. -Давайте проведем опыт с камнями. (Вызывается ребенок). Что произойдет, если камень опустить в воду, (ребенок формулирует предположение). Итак, камень утонул. Почему?
- Он тяжелый.
Стихотворение «Галька»
Привели на море Гальку,
«Собирай,- сказали,- гальку!»
Г алька гальку набрала- Встать на ножки не смогла.
-Почему девочка не смогла встать?
Опыт с каменной солью и мелом.
-А вы знаете, что соль-это камень, который добывают в горах, в соляных пещерах. Если ее опустить в воду, то она опустится на дно посуды и растворится, вода будет соленой. Еще есть известняк или мел, что мы рисуем на асфальте - природный камень. Если опустить в воду, то он опустится. Вода станет белого цвета.
Физминутка. Речь с движением
С другом мы гулять пойдем,
Речку - каменку найдем.
(встают парами, шагают па месте)
Речка весело журчит И по камушкам бежит.
(руки вперед, движение «волна»)
Через речку мы вдвоем По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
(руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).
Рассматривание камня, лежащего на батарее (на солнце) Дети трогают руками.
-Какой он? Он теплый. Потому что камни могут держать тепло. На солнце станет горячим. Используют камень в бане, в печке-каменке .Печь топят дровами, камни нагреваются. В бане тепло. Если полить водой камни, то пойдет пар и станет жарко, что можно париться.
Рассматривание морского камня
-Галька- гладкий камешек. Это морской камень. У него нет углов. (Можно потрогать, постучать друг о друга). Вода двигает камни, они трутся о песок, острые углы исчезают, камешек становится округлым.
Игры детей
1.Дети по желанию рассматривают камни, трогают руками и говорят какой он? Делают выводы - теплый, холодный…
-Как понимаете смысл поговорки «крепкий, как камень»?
Рассматривание изделий из алюминия (ложки, кастрюля, фольга, украшения)
Воспитатель:
-Алюминий-металл. Его используют при производстве самолетов. А вот почему самолеты делают не из железа, а из алюминия сейчас убедимся при сравнении ложки из алюминия и стали. (Сравнивают и говорят, что ложка из алюминия легче)
Фольга легкая, тонкая, мнется, складывается, сделана она из алюминия
Олово- металл, известный нам по сказке Г.Х Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Почему расплавился оловянный солдатик, хотя и был стойким? Олово плавится на огне.
Воспитатель:
-Видите, ребята, оказывается, какие разные бывают камни. Как интересно о них что-то узнавать. А сейчас поиграем в игру «Горы и камешки».
Дети-«камешки» стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу, изображая гору. Звучит музыка.
- «Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной (сжали кулачки, изобразили силу). Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности. Вот покатился с горы один камешек (ребенок отходит от группы), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отделяется от «горы»). Гора становилась все меньше и меньше, и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся). Ветер и вода победили большую гору!. И вокруг образовалось много маленьких камней, лежащих на земле (дети ложатся на ковер,
изображая камни) А вот еще одна гора, сильная гора.... (дети встают и
игра повторяется)
- Как вы думаете, а для чего человеку нужны камни?
- Из камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и даже реки в городах прочно держат гранитные берега.
(Дети рассматривают соответствующие иллюстрации)
Игровое упражнение «Оживший камень».
(дети обводят камни и оживляют получившиеся фигуры, дают им названия, придумывают о них рассказы)
Игра «Камни. Хорошо или плохо».
(Плохо- об камень можно удариться, каменистая дорога мешает пешеходам и машинам, камни бывают тяжелые и их не уберешь с дороги. Хорошо - можно построить дом, купить украшение, построить мост, забор, дом. Он долго служит, прочный.)
Знакомство с коллекцией камней.
Игры.
-«На что похож этот камень?»
-«Найди самый красивый и невыразительный»
-«Выложи в ряд» (от маленького до самого большого)
-«Камень, ножницы, бумага».
-«В какой руке камень?»
-«Какой камень тебе понравился?»
Появляется козлик Серебряное копытце, благодарит за участие и раздает призы. Надеется, что дети будут бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство со свойствами камней»
Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строитель...
Свойство камней
НОД для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".
Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности....
Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»
В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком ....
Конспект познавательного занятия "Знакомство со свойствами камня,глины, песка"
Конспект познавательного занятия с использованием метода моделирования и опытно- экспериментальной деятельности детей...
«Свойства камней»
) Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых (природных камнях). Продолжать знакомить со свойствами камней: гладкий-шероховатый, мягкий-твердый, тяжелый – легкий, теплый –холодный. П...
Занятие с детьми по познавательному развитию для среднего дошкольного возраста - свойства камней.
Цель: познакомить детей со свойствами камней....