Проект "Край в котором мы живём" (старший дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Снигирёва Наталья Федоровна

У каждого счастливого человека есть свой любимый «город». Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kray_v_kotorom_my_zhivem.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Краснозвездинский детский сад «Ручеёк»

Шадринского района Курганской области

Социально – образовательный проект

«Край, в котором мы живем»

по теме: Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста

              Проект подготовила:

                                Снигирёва Наталья Федоровна

                                Воспитатель высшей категории

2018 год

«Край, в котором мы живем»

 «Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, городе, крае  усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Зауральского края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый «город». Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом селе, городе. Причем родная сторона может быть тихой, заброшенной и в то же время являться самой любимой, так как с ней связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к родной стороне проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о родном крае, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя край и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, край, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Зауралью - краю, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем  возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем- селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославили Зауралье.

Родители имеют недостаточно знаний о родном крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о Зауралье. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский,  долгосрочный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Место проведения: МКДОУ «Ручеек»

Сроки проведения: 2 года

Возраст детей: 5-7 лет

Участники проекта:

Дети 5-6 лет (старшая группа) (6-7 лет подготовительная к школе группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Прогнозируемый результат:

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории края и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры Зауралья, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта:

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

- Заинтересовать детей и родителей темой проекта, помочь осмыслить актуальность и  цель проекта.

-  Составить перспективный план реализации проекта.

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по селу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций

Примерный перспективный план работы по ознакомлению с родным селом детей старшей группы на 2018-2019 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Октябрь

Моя малая Родина

-обзорная беседа по Курганской области

- изготовление альбома «Дом, в котором я живу»

Ноябрь

Знакомство с выдающимися людьми нашего края НОСИЛОВ Константин Дмитриевич  - писатель, этнограф, полярный путешественник. (совместно с родителем-учителем географии Трифоновой М.С.)

-чтение произведений К.Д. Носилова из сборника «Северные рассказы» ВОЛКИ» и др.)

Декабрь

История возникновения села

-изготовление альбома «Природа моего края»,

-оформление стенда «Наше село»

Январь

Знакомство с гербом Шадринского района

-изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

- знакомство с флагом, гербом

Шадринского района -изготовление герба

Шадринского района (аппликация)

Февраль

Папа, мама, я – знающая семья (викторина)

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»

Март

Они прославили наше село

(Г.М. Ефремов)

- беседа о важности труда всех людей

- заучивание стихотворений о селе, о Шадринском районе

Апрель

«Наши деды воевали за Победу»

- оформление альбома об участнике ВОВ (Беседы с родителями, сбор информации, оформление материалов)

Май

Боевая слава нашего народа

-изготовление праздничных открыток для тружеников тыла,

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

- Митинг у памятника павшим воинам

Примерный перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2019-2020 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

- чтение стихов о Зауралье,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Октябрь

Мое село, дороже которого нет

- прогулки по селу Красная звезда,

-рассказы о достопримечательностях села, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем селе,

- звание «Почетный гражданин»,

- изготовление альбома совместно с родителями «Мое село - моя судьба»

Ноябрь

Знакомство с гербом Курганской области

- знакомство с флагом, гербом

Курганской области

-изготовление герба Курганской области (аппликация)

Декабрь

Знакомство с выдающимися людьми нашего края

- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

Январь

Знакомство с Красной книгой Курганской области

-экскурсия в школьную библиотеку

- тематическая выставка  редких животных занесенных в Красную книгу Курганской области  (млекопитающие, птицы)

Февраль

Знакомство с Красной книгой Курганской области

- тематическая выставка  редких животных занесенных в Красную книгу Курганской области (пресмыкающиеся, рыбы, насекомые)

- посещение Краеведческого музея

Март

Село - спортивное

- история проведения соревнований

- спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Апрель

Дружная семья

- изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Май

«Помним скорбим»

-тематическая выставка «Дети - герои великой отечественной войны 1941-1945 и их подвиги»

- чтение стихов, рассказов о ВОВ

-выставка детских рисунков «Война глазами детей»

III этап - итоговый, включает в себя:

Подведение итогов проекта

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о родном крае, знаменитых жителях Зауралья доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться знания детей по теме.

- Активное участие детей в различных видах деятельности

- Интерес к истории, культуре, природе родного края

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий и досугов

- Практический материал по всем видам детской деятельности

-Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Составление перспективного плана работы

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Предметно-развивающая среда:

- тематические выставки в уголке по краеведения в группе.

Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего края, своего города, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

Литература.

  1. http://raion.shadrinsk.net/info/geraldika.html
  2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  4. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Ерофеева Н.Ю //  Завуч  - 2000  - № 3.- с 10-21
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы” / М. Д. Махнева  – М.:АРКТИ, 2005 г. -
  6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  7. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «Дом, в котором я живу» (старший дошкольный возраст)

Конспект составлен для проведения занятия по познавательному развитию по лексической теме "Дом" в подготовительной группе детского сада для детей с нарушениями речи....

Проект «Город, в котором я живу» среднего дошкольного возраста.

Проект «Город, в котором я живу» среднего дошкольного возраста. По доминирующей деятельности: социально- исследовательский,По количеству участников: групповой,Хара...

Памятка "Качества, которыми обладает жизнестойкий ребёнок дошкольного возраста".

Памятка "Качества, которыми обладает жизнестойкий ребёнок дошкольного возраста"....

Конспект Тема: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» старший дошкольный возраст

Пробуждение у детей интереса и любви к родному Красноярскому краю....

План-конспект беседы по развитию речи "Город, в котором я живу" (старший дошкольный возраст )

Формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей на базе центра нравственно-патриотического воспитания в группе....