Проект "Край в котором мы живём" (старший дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (старшая группа)
У каждого счастливого человека есть свой любимый «город». Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kray_v_kotorom_my_zhivem.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Краснозвездинский детский сад «Ручеёк»
Шадринского района Курганской области
Социально – образовательный проект
«Край, в котором мы живем»
по теме: Ознакомление с родным краем, как средство патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Проект подготовила:
Снигирёва Наталья Федоровна
Воспитатель высшей категории
2018 год
«Край, в котором мы живем»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного края;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, городе, крае усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Зауральского края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый «город». Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом селе, городе. Причем родная сторона может быть тихой, заброшенной и в то же время являться самой любимой, так как с ней связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к родной стороне проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о родном крае, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя край и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, край, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Зауралью - краю, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем- селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые прославили Зауралье.
Родители имеют недостаточно знаний о родном крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о Зауралье. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, долгосрочный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Интеграция областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Место проведения: МКДОУ «Ручеек»
Сроки проведения: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
Участники проекта:
Дети 5-6 лет (старшая группа) (6-7 лет подготовительная к школе группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Прогнозируемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории края и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры Зауралья, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта:
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
- Заинтересовать детей и родителей темой проекта, помочь осмыслить актуальность и цель проекта.
- Составить перспективный план реализации проекта.
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- совместные мероприятия с детьми разного возраста,
- экскурсии по селу,
- пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций
Примерный перспективный план работы по ознакомлению с родным селом детей старшей группы на 2018-2019 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Октябрь | Моя малая Родина | -обзорная беседа по Курганской области - изготовление альбома «Дом, в котором я живу» |
Ноябрь | Знакомство с выдающимися людьми нашего края НОСИЛОВ Константин Дмитриевич - писатель, этнограф, полярный путешественник. (совместно с родителем-учителем географии Трифоновой М.С.) | -чтение произведений К.Д. Носилова из сборника «Северные рассказы» («ВОЛКИ» и др.) |
Декабрь | История возникновения села | -изготовление альбома «Природа моего края», -оформление стенда «Наше село» |
Январь | Знакомство с гербом Шадринского района | -изодеятельность - «Нарисуй герб семьи», - знакомство с флагом, гербом Шадринского района -изготовление герба Шадринского района (аппликация) |
Февраль | Папа, мама, я – знающая семья (викторина) | - дидактическая игра «Край, в котором мы живём» |
Март | Они прославили наше село (Г.М. Ефремов) | - беседа о важности труда всех людей - заучивание стихотворений о селе, о Шадринском районе |
Апрель | «Наши деды воевали за Победу» | - оформление альбома об участнике ВОВ (Беседы с родителями, сбор информации, оформление материалов) |
Май | Боевая слава нашего народа | -изготовление праздничных открыток для тружеников тыла, - беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне - Митинг у памятника павшим воинам |
Примерный перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2019-2020 учебный год.
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | Наша родина в России | - чтение стихов о Зауралье, - рассматривание географической карты - рассказ об особенностях климата, природы, животного мира |
Октябрь | Мое село, дороже которого нет | - прогулки по селу Красная звезда, -рассказы о достопримечательностях села, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем селе, - звание «Почетный гражданин», - изготовление альбома совместно с родителями «Мое село - моя судьба» |
Ноябрь | Знакомство с гербом Курганской области | - знакомство с флагом, гербом Курганской области -изготовление герба Курганской области (аппликация) |
Декабрь | Знакомство с выдающимися людьми нашего края | - чтение стихов о Родине, - прослушивание песен, |
Январь | Знакомство с Красной книгой Курганской области | -экскурсия в школьную библиотеку - тематическая выставка редких животных занесенных в Красную книгу Курганской области (млекопитающие, птицы) |
Февраль | Знакомство с Красной книгой Курганской области | - тематическая выставка редких животных занесенных в Красную книгу Курганской области (пресмыкающиеся, рыбы, насекомые) - посещение Краеведческого музея |
Март | Село - спортивное | - история проведения соревнований - спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья» |
Апрель | Дружная семья | - изготовление фотоальбома «Семейные традиции» |
Май | «Помним скорбим» | -тематическая выставка «Дети - герои великой отечественной войны 1941-1945 и их подвиги» - чтение стихов, рассказов о ВОВ -выставка детских рисунков «Война глазами детей» |
III этап - итоговый, включает в себя:
Подведение итогов проекта
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о родном крае, знаменитых жителях Зауралья доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться знания детей по теме.
- Активное участие детей в различных видах деятельности
- Интерес к истории, культуре, природе родного края
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий и досугов
- Практический материал по всем видам детской деятельности
-Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- тематические выставки в уголке по краеведения в группе.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего края, своего города, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Литература.
- http://raion.shadrinsk.net/info/geraldika.html
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
- Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Ерофеева Н.Ю // Завуч - 2000 - № 3.- с 10-21
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы” / М. Д. Махнева – М.:АРКТИ, 2005 г. -
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...
Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «Дом, в котором я живу» (старший дошкольный возраст)
Конспект составлен для проведения занятия по познавательному развитию по лексической теме "Дом" в подготовительной группе детского сада для детей с нарушениями речи....
Проект «Город, в котором я живу» среднего дошкольного возраста.
Проект «Город, в котором я живу» среднего дошкольного возраста. По доминирующей деятельности: социально- исследовательский,По количеству участников: групповой,Хара...
Памятка "Качества, которыми обладает жизнестойкий ребёнок дошкольного возраста".
Памятка "Качества, которыми обладает жизнестойкий ребёнок дошкольного возраста"....
Конспект Тема: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» старший дошкольный возраст
Пробуждение у детей интереса и любви к родному Красноярскому краю....
План-конспект беседы по развитию речи "Город, в котором я живу" (старший дошкольный возраст )
Формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей на базе центра нравственно-патриотического воспитания в группе....