Методическая разработка Вариативная часть системы работы по ознакомлению детей с ТНР старшего дошкольного возраста Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец». Воспитатель: Болачкова А.М.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольный возраст является особо восприимчивым к освоению духовного опыта, поэтому так важно для ребенка сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой и историей своей родного города именно в этом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.docx | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Вариативная часть системы работы по ознакомлению детей с ТНР старшего дошкольного возраста Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец». Воспитатель: Болачкова А.М.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст является особо восприимчивым к освоению духовного опыта, поэтому так важно для ребенка сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой и историей своей родного города именно в этом возрасте.
Педагогу необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Наш город часто называют «музеем под открытым небом». Он является вместилищем шедевров искусства, своеобразным хранилищем культурных, исторических, духовных и художественных ценностей.
Повседневная жизнь наших воспитанников протекает, в среде с небогатым историко-культурным контекстом, т.е. в «спальных» районах, и знакомство с историей и архитектурой родного города не может осуществляться непроизвольно. Поэтому особенно важно пробудить у ребенка познавательный интерес к изучению города, своего района, вызвать любовь к нему.
Цель системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»:
Пробуждение у дошкольников познавательного интереса к городу.
- Формирование элементарных умений, необходимых для жизни в крупном городе.
- Личностное эмоционально-ценностное отношение к ближайшему окружению.
Актуальные проблемы:
- Знакомство с городом нужно начинать до школы.
- Дети дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны.
- Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, позволяет создавать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца.
Целевые ориентиры на конец учебного года:
- Развитие представлений детей о том, в каком городе они живут, чем отличается город от деревни.
- Овладение сведениями о своём районе: название района, моя улица, мой дом (адрес)
- Формирование познавательного элементарного интереса к родному городу и положительного эмоционального отклика при знакомстве с ним.
Предложенная система работы рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Содержание системы реализуется через разнообразные виды деятельности детей и посредством непосредственной образовательной деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
А также реализуется через разные виды организации:
- Организованная деятельность,
- Совместная с воспитателем деятельность.
-Совместная с родителями деятельность.
- Самостоятельная деятельность детей.
Данная система разработана на основе программы Алифановой Г.Т. «Первые шаги», программы Толкачевой Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С - Пб.», Солнцевой О.В. «Город – сказка, город – быль».
Система реализует цели и задачи образовательной программы ДОУ. В процессе работы в детском саду она формирует у детей чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице), представление о разных видах домов и транспорта, знакомит с чертами характера людей, с разными профессиями, воспитывает культуру общения. В системе задействованы родители, которые проводят с детьми целевые прогулки и экскурсии. С помощью родителей дети знакомятся с «ближним городом», с его историческим центром. Таким образом, система работы привлекает родителей участвовать совместно с ДОУ в образовательном процессе.
Наибольший интерес в процессе освоения краеведческого содержания. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками
Литература:
1 АлифановаГ.С. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2008 г.
2. Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е.В. «Город – сказка, город – быль». С-Пб, «Речь» 2013
3. Толкачева Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С-Пб.», С-Пб, «Детство – Пресс» 2012
Содержание работы по Петербурговедению в старшей группе
Тема | Содержание | Методические приемы | Работа с родителями |
Сентябрь | |||
Моя семья. Мой дом. Моя улица. | Закреплять знания детей о составе семьи. Воспитывать чувство любви и гордости за членов своей семьи, проявлять заботу о них. Дать знания о составных частях дома: фундамент, фасад, окна, балкон, подъезд, крыша, этажи, Продолжать формировать понятие Жилые и нежилые дома. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены здания. Познакомить с назначением зданий на улицах | Рассматривание фотографий. Дидактическая игра «Моя дружная семья». Чтение Е. Никонова «Семейный альбом». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рассматривание иллюстраций зданий разного назначения (жилые, общественные). Совместное составление правил поведения в доме. Чтение Н. Федотова «Что мы видим за окном?» | Оформление фотоальбома «Моя семья» Экскурсия «В магазин» (наблюдение за работой продавца). Экскурсия на транспорте по своей улице, составление рассказа «Что я видел за окном» . |
Октябрь | |||
Мы очень любим свой район, он растёт и мы растём. В чудном городе живём, «горожане» всех зовём. | Познакомить с ближайшими улицами и парками нашего микрорайона (Сосновский парк, Шуваловский парк) Воспитание любви и уважительного отношения к городу, быть достойным звания «петербуржец». Познакомить с насыщенной жизнью города. | Знакомство с картой Выборгского района. Беседа «Роль зелёных насаждений для человека». Ручной труд: изготовление кормушек из коробок для подкормки птиц в парке. Сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе, едем на трамвае». Знакомство с «Цветиком-Семицветиком». Рассматривание исторической и современной карт города. Чтение И.Лебедев «Чудесный город» Знакомство с «Памяткой юного петербуржца». Рисование «Наша улица»(коллективная работа) Беседа «Почему жизнь горожанина зависит от соседей?» Чтение С.Маршак «Ежели вы вежливы» Дидактическая игра «Запрещается-разрешается» Слушание фонограммы «Звуки города» | Прогулка по парку в выходной день. Прогулки с детьми по городу: «Город чудный, город древний». Фотоотчёт. |
Ноябрь | |||
Рождение города Санкт- Петербурга. Петропавловская крепость. В гранит одетая красавица Нева. Город на островах. | Дать знания об истории города. Воспитывать уважение к городу, желание узнать о нём как можно больше. Дать первоначальные знания о Петропавловской крепости. (название острова, назначение крепости, достопримечательности). Расширить представления о том, что Нева-главная река города, о её значении в жизни горожан, об украшении набережных. Расширить представления, что такое остров, почему в городе так много островов, об истории названия островов. Дать знания о значении мостов в жизни города и горожан. | Рассказ о строительстве города. Рассматривание открыток, календарей. Конструирование стен крепости. Подвижная игра «по болоту Пётр шёл». Мультимедиа-презентация «Что такое крепость?». Рассматривание карты Санкт-Петербурга с изображением Невы с высоты птичьего полёта. Чтение В.Бундин «Город и река». Чтение стихов А.Багимов «Над Невой», М.Борисова «Знаменитая Нева». Обсуждение выражений «Не зная броду, не суйся в воду», «Вода плотину рвёт». Рассматривание карты С-Пб, Показ слайдов «Мосты», «Острова», речь с движениями «Над спокойною Невой», Заучивание стихотворения М. Борисова «Мост нагнулся над рекой» Сюжетно-ролевая игра «Строим мост», Дидактическая игра «Построим мост» Цель: закрепление понятий о конструкции моста (пролеты, спуски, опоры, проезжая часть, тротуары, решетки, фонари) | Посещение музея Петропавловская крепость. Рекомендации родителям о прогулке по набережной реки Невы, переход через мост, рассматривание мостов через Неву. |
Декабрь | |||
Герб нашего города. Гимн нашего города. «Виват царь Пётр I» | Дать знания, что у каждого города есть свой герб Дать знания о гербе и гимне города С-Пб, раскрыть его содержание. Дать представление о личности Петра I (его трудолюбие, его великие дела: основание нашего города, выход к морю, строительство могучего флота, возведение зданий, которыми восхищаемся до сих пор). Дать знания, что Петр I ввел празднование Нового года 1 января. | Рассматривание иллюстраций с изображение герба города; Дидактическая игра «Найди ошибку», «Замени неправильную деталь»; лепка на пластине «Герб нашего города»; слушание аудио «Гимн великому городу»; Подвижная игра «Собери герб», Игровой тренинг «Я потерялся в городе, что делать». Рассказ о профессиях, которыми владел Пётр I Игра «Продолжи пословицу» (о труде). Чтение В.Суслова «200 лет он скачет над водой» Подготовка к Новому году | Прогулка к любому из памятников ПетруI («Медный всадник», «Царь-плотник», конный памятник ПетруI перед Михайловским замком). Прогулки с детьми по нарядным улицам города. |
Январь | |||
В Петербурге Рождество – наступает торжество. «Никто не забыт и ничто не забыто»: «Снятие блокады Ленинграда» | Познакомить детей с Рождественскими и Новогодними обычаями на Руси. Расширить представления детей о зимних забавах и развлечениях, дать понятие о «калядках». Дать знания о значении праздника для нашего города, о памяти - беседа с детьми о жизни блокадного Ленинграда; - продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города; - воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады; - воспитывать уважение к прошлому; | Рассказ воспитателя о Рождестве и традициях праздника. Чтение «С.Я. Маршак «12 месяцев», Игра «Колечко» Труд на участке: строительство ледяной горки», изготовление разноцветных льдинок. - просмотр слайдов на тему «Подвиг Ленинграда в дни блокады»; «Дорога жизни». - прослушивание песни «Ленинградские мальчишки»; «Эх, Ладога, родная Ладога» - тематическая беседа на тему «Бережное отношение к хлебу»; - чтение стихов О. Бергольц. Выставка семейных архивов. (фотографии, медали, памятные вещи блокадников) Тематическое занятие «День Памяти погибших в блокаду Ленинграда». | Рекомендации родителям о празднование старого Нового года. Посещение мест, связанных с подвигом Ленинграда. Рассказ об акции «Свеча Памяти» (27.01, 18.00), Помощь родителей в организации выставки. |
Февраль | |||
Невский проспект Дворцовая площадь Артиллерийский музей | Дать знания о главном проспекте нашего города. Познакомить с деловой жизнью города (наличие магазинов, театров, банков, храмов, учебных заведений, библиотек, дома Творчества для детей.И многое другое). Невский проспект пересекает реки и каналы. Познакомить с главной площадью нашего города , историей названия, ансамблем достопримечательностей. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины. Познакомить с Кронверком, историей создания. | Рассматривание иллюстраций исторических зданий на Невском проспекте. Рассматривание карты С-Пб, Невский проспект. Чтение Н. Браун «Кони на Аничковом мосту», Л. Барбас «Жили – были улицы». речь с движениями: «Мы по Невскому шагаем», Игровая ситуация «Безопасное поведение на улице». Сюжетно-ролевая игра «Едем на троллейбусе по Невскому проспекту». Рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением объектов, которые находятся на Дворцовой площади (Зимний Дворец (Эрмитаж), здание Главного штаба, Александровская колонна). Дидактическая игра «Чего не хватает в ансамбле Дворцовой площади?». «Стройка из самих себя» : ровный, стройный ряд –Зимний дворец; девочка – колонна; Главный штаб – полукруг, который «обнимает» всю площадь. Разучивание загадки «Площадь эта главная». Чтение Е. Ефимовской «Путешествие в Санкт-Петербург». Демонстрация слайдов «Артиллерийский музей и его экспонаты». Спортивное развлечение: «У солдат порядок строгий» «Снайперы» «Передай снаряды» Дидактическая игра «Собери боевую технику» Сюжетно-ролевая игра «Военные учения» | Прогулка по Невскому проспекту. Шпаргалочка для родителей «Что находится на Невском проспекте». Экскурсия на Дворцовую площадь. Интерактивные занятия в Артиллерийском музее: «Солдат собирается в поход» «Рассказы о солдате» |
Март | |||
Домик Петра I Зимний дворец - самый важный в столице Дворцы Санкт-Петербурга | Познакомить с первым городским домом царя, характеризующего его как труженика. Простая планировка: сени, кабинет, спальня, столовая. Все двери корабельные, снятые с пленённых шведских кораблей; стены спальни обиты парусиной. Дать представление, что Зимний дворец, в прошлом - царский дворец, сегодня - самый большой музей города. Познакомить с правилами поведения в музее. Познакомить с трудом экскурсовода, смотрителя (дежурного по залу). Дать представление о назначении дворцов в прошлом и настоящем времени; об украшении здания колоннами, аркой, скульптурами, лепниной, нарядными окнами (Мраморный дворец, Шереметьевский дворец, Строгановский, Белосельских – Белозерских) | Демонстрация слайдов интерьера Домика, личных вещей Петра I Чтение «История Санкт- Петербурга», Разрезные картинки по теме, Раскраски по теме. Рассматривание иллюстраций с видами Эрмитажа, Посольской лестницы, залов Эрмитажа. Чтение Г. Вежель «Уроки этикета» Рассказ о безопасном поведении в музее. - работа с картой – местонахождения музея; - рассматривание репродукций картин из Эрмитажа; - рисование на тему «Украсим дом»; - настольно - печатная игра «Части дома»; - игра – моделирование «Дом мой мечты»; Конструирование из деревянного конструктора «Дворец» | Прогулка к Домику Петра I Рекомендации родителям о посещении Эрмитажа: - Парадная (Посольская лестница), - Рыцарский зал, - Египетский зал. Рекомендации родителям «Эрмитаж для дошкольников» Прогулка в центре города, рассматривание зданий. |
Апрель | |||
Планетарий Соборы: Казанский собор, Исакиевский собор. Летний сад | Познакомить детей с Планитарием, его местонахождением, его особенности в конструкции (купол), специальном оборудованием (телескопы), его назначением. Познакомить детей с самыми крупными соборами города; Дать представления об убранстве соборов и их архитектуре. Дать знания о том, что в нашем городе живут люди разных вероисповеданий, которые ходят разные храмы; - воспитать в детях понимание, того что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека. - познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностейСанкт - Петербурга; - беседы с детьми о самом старом саде нашего города; - продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города; - познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду; | Рассматривание иллюстраций; Просмотр слайдов «Планетарий»; чтение стихов и рассказов о космосе. Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос» Рассказ воспитателя о соборах нашего города. Рассматривание иллюстраций и фотографий. Дидактическая игра «Составление схемы соборов», Музыкально-дидактическая игра «О чем оповещал людей колокольный звон», Рассказ воспитателя о правилах поведения в храме. Беседа с детьми «Как я ходил в храм» Беседа о самом старейшем саде нашего города. Знакомство с планом Летнего сада. Беседа о поведении в саду. Дидактическая игра «Определи породу дерева», Рассматривание решетки Летнего сада. Чтение: Л. Добринская «Там у Невы наш первый сад», Б. Сергунов «Летний сад и Зимняя канавка». Подвижная игра «Цветы и пчелки» | Рекомендации родителям о посещении залов Планетария, предварительно выбрав тему и время. Сайт: http://www.planetary-spb.ru/afisha.html Предложить родителям посетить один из соборов. Сделать фотографии, записать впечатление ребенка. Рекомендация «Прогулки в Летнем саду» |
Май | |||
День Победы ПДД Люби и знай свой город | - формирование патриотического сознания; - продолжить знакомство с историческим прошлым города Ленинграда; - определить памятные места ВОВ; - вызвать уважение к памятным местам ВОВ; - закрепить уважение к прошлому и героям ВОВ; Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах нашего города. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге. Закрепляем знания о поведении в общественном транспорте. Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого. Поведение в личном транспорте. Закрепление полученных знаний о Петербурге. Воспитание любви и уважения к своему городу. Знать день рождение города и его основателя. | - просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места:Пискаревское кладбище, площадь Победы,)», Рассматривание фотографий Ленинградских памятников, посвященных В.О.в., Беседа «Что такое героизм». - прослушивание аудио записи песни «День Победы»; - рисование на тему: «Открытка к 9 маю», «Салют над Невой». - поздравление и общение с ветеранами. Обыгрывание и обсуждение ситуаций Рассматривание иллюстраций. Беседы: «На остановке ждем автобус, не шалим и не ссоримся». «Самый быстрый городской транспорт», «Как мы переходим через улицу», «Мой друг – велосипед». «Лесенка – чудесенка», «В ожидание поезда» Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры в автобус. Загадки о правилах дорожного движения. Дидактические игры: «Правила движения», «Если ты переходишь через улицу», «Можно – нельзя», правильно – неправильно», «Светофор», «Что я вижу в городе». Продуктивная деятельность: «Мы – пешеходы», «Я люблю кататься на велосипеде» Викторина «Знай и люби свой город» Лото, настольно-печатная игра, домино «Петербург», Дидактическая игра «Отгадай по описанию», «Путаница», «Да-нетка». | Посещение памятных мест с возложением цветов. Рассматривание семейных альбомов. Посмотреть с детьми Салют Победы. Прослушивание песен о войне в кругу семьи. Шпаргалочка для родителей: «Соблюдение взрослым ПДД – главный пример для ребенка» Посещение праздничных мероприятий и салюта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ
Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...
Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"
Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...
Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"
Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...
Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях....
Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста
Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...
Методическая разработка :" Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью".
Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных»(с использованием ИКТ).
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных». К всемирному празднику "День защиты животных"...