Методическая разработка Вариативная часть системы работы по ознакомлению детей с ТНР старшего дошкольного возраста Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец». Воспитатель: Болачкова А.М.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Болачкова Анна Михайловна

Дошкольный возраст является особо восприимчивым к освоению духовного опыта, поэтому так  важно для ребенка сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой и историей своей родного города именно в этом возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Вариативная часть системы  работы по ознакомлению детей с ТНР старшего дошкольного возраста    Санкт-Петербургом  «Я -  Петербуржец».  Воспитатель: Болачкова А.М.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст является особо восприимчивым к освоению духовного опыта, поэтому так  важно для ребенка сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой и историей своей родного города именно в этом возрасте.

Педагогу необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Наш город часто называют «музеем под открытым небом». Он является вместилищем шедевров искусства, своеобразным хранилищем культурных, исторических, духовных и художественных ценностей.

Повседневная жизнь наших воспитанников протекает, в среде с небогатым историко-культурным контекстом, т.е. в «спальных» районах, и знакомство с историей и архитектурой родного города не может осуществляться непроизвольно. Поэтому особенно важно пробудить у ребенка познавательный интерес к изучению города, своего района, вызвать любовь к нему.

Цель системы  работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с  Санкт-Петербургом  «Я -  Петербуржец»:

Пробуждение у дошкольников познавательного интереса к городу.

- Формирование элементарных умений, необходимых для жизни в крупном городе.

- Личностное эмоционально-ценностное отношение к ближайшему окружению.

Актуальные проблемы:

- Знакомство с городом нужно начинать до школы.

- Дети дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны.

- Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, позволяет создавать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца.

Целевые ориентиры на конец учебного года:

- Развитие представлений детей о том,  в каком городе они живут, чем отличается город от деревни.

- Овладение сведениями о своём районе: название района, моя улица, мой дом (адрес)

- Формирование познавательного элементарного интереса к родному городу и положительного эмоционального отклика при знакомстве с ним.

Предложенная система работы рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Содержание системы реализуется через разнообразные виды деятельности детей и   посредством непосредственной образовательной деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

А также реализуется через разные виды организации:

- Организованная деятельность,

- Совместная с воспитателем деятельность.

-Совместная с родителями деятельность.

- Самостоятельная деятельность детей.

Данная система разработана на  основе программы  Алифановой Г.Т.  «Первые шаги», программы Толкачевой Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С - Пб.», Солнцевой О.В. «Город – сказка, город – быль».

Система реализует цели и задачи образовательной программы ДОУ. В процессе работы в детском саду она формирует у детей чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице), представление о разных видах домов и транспорта, знакомит с чертами характера людей, с разными профессиями, воспитывает  культуру общения. В системе задействованы  родители, которые проводят с детьми целевые прогулки и экскурсии.  С помощью родителей дети знакомятся с «ближним городом», с его историческим центром. Таким образом, система работы привлекает родителей участвовать  совместно с ДОУ  в образовательном процессе.

Наибольший интерес в процессе освоения краеведческого содержания. Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками

Литература:

1 АлифановаГ.С. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2008 г.

2. Солнцева О.В., Коренева – Леонтьева Е.В.  «Город – сказка, город – быль». С-Пб, «Речь» 2013

3. Толкачева Т.Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой С-Пб.», С-Пб, «Детство – Пресс» 2012

Содержание работы по Петербурговедению в старшей группе

Тема

Содержание

Методические приемы

Работа с родителями

Сентябрь

Моя семья.

Мой дом. Моя улица.

Закреплять знания детей о составе семьи.

Воспитывать чувство любви и гордости за членов своей семьи, проявлять заботу о них.

Дать знания о составных частях дома: фундамент, фасад, окна, балкон, подъезд, крыша, этажи, Продолжать формировать понятие Жилые и нежилые дома. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены здания.

Познакомить с назначением зданий на улицах

Рассматривание фотографий.

Дидактическая игра «Моя дружная семья».

Чтение Е. Никонова «Семейный альбом».

Сюжетно-ролевая игра

«Семья».

Рассматривание иллюстраций зданий разного назначения (жилые, общественные).

Совместное составление правил поведения в доме.

Чтение Н. Федотова «Что мы видим за окном?»

Оформление фотоальбома «Моя семья»

Экскурсия «В магазин» (наблюдение за работой продавца). Экскурсия на транспорте по своей улице, составление рассказа «Что я видел за окном» .

Октябрь

Мы очень любим свой район, он растёт и мы растём.

В чудном городе живём, «горожане» всех зовём.

Познакомить с ближайшими улицами и парками нашего микрорайона (Сосновский парк, Шуваловский парк)

Воспитание любви и уважительного отношения к городу, быть достойным звания «петербуржец». Познакомить с насыщенной жизнью города.

Знакомство с картой

Выборгского района. Беседа «Роль зелёных насаждений для человека».

Ручной труд: изготовление кормушек из коробок для подкормки птиц в парке.

Сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе, едем на трамвае».

Знакомство с «Цветиком-Семицветиком».

Рассматривание исторической и современной карт города.

Чтение И.Лебедев «Чудесный город»

Знакомство с «Памяткой юного петербуржца».

Рисование «Наша улица»(коллективная работа)

Беседа «Почему жизнь горожанина зависит от соседей?»

Чтение С.Маршак «Ежели вы вежливы»

Дидактическая игра «Запрещается-разрешается»

Слушание фонограммы «Звуки города»

Прогулка по парку в выходной день.

Прогулки с детьми по городу: «Город чудный, город древний».

Фотоотчёт.

Ноябрь

Рождение города Санкт- Петербурга. Петропавловская крепость.

В гранит одетая красавица Нева.

Город на островах.

Дать знания об истории города. Воспитывать уважение к городу, желание узнать о нём как можно больше.

Дать первоначальные знания о Петропавловской крепости.

(название острова, назначение крепости, достопримечательности).

Расширить представления о том, что Нева-главная река города, о её значении в жизни горожан, об украшении набережных.

Расширить представления, что такое остров, почему в городе так много островов, об истории названия островов.

Дать знания о значении мостов в жизни города и горожан.

Рассказ о строительстве города. Рассматривание открыток, календарей.

Конструирование стен крепости. Подвижная игра «по болоту Пётр шёл».

Мультимедиа-презентация «Что такое крепость?».

Рассматривание карты Санкт-Петербурга с изображением Невы с высоты птичьего полёта.

Чтение В.Бундин «Город и река».

Чтение стихов А.Багимов «Над Невой», М.Борисова «Знаменитая Нева».

Обсуждение выражений «Не зная броду, не суйся в воду», «Вода плотину рвёт».

Рассматривание карты С-Пб,

Показ слайдов «Мосты», «Острова», речь с движениями

«Над спокойною Невой»,

Заучивание стихотворения М. Борисова «Мост нагнулся над рекой»

Сюжетно-ролевая игра «Строим мост»,

Дидактическая игра «Построим мост»

Цель: закрепление понятий о конструкции моста  (пролеты, спуски, опоры, проезжая часть, тротуары, решетки, фонари)

Посещение музея Петропавловская крепость.

Рекомендации родителям о прогулке по набережной реки Невы, переход через мост, рассматривание мостов через Неву.

Декабрь

Герб нашего города.

Гимн нашего города.

«Виват царь

 Пётр I»

Дать знания, что у каждого города есть свой герб

Дать знания о гербе и гимне города

С-Пб, раскрыть его содержание.

Дать представление о личности Петра I

(его трудолюбие, его великие дела: основание нашего города, выход к морю, строительство могучего флота, возведение зданий, которыми восхищаемся до сих пор).

Дать знания, что Петр I ввел празднование Нового года   1 января.

Рассматривание иллюстраций с изображение герба города; Дидактическая игра «Найди ошибку», «Замени неправильную деталь»; лепка на пластине «Герб нашего города»; слушание аудио «Гимн великому городу»;

Подвижная игра «Собери герб»,

Игровой тренинг «Я потерялся в городе, что делать».

Рассказ о профессиях, которыми владел Пётр I

Игра «Продолжи пословицу» (о труде).

Чтение В.Суслова «200 лет он скачет над водой»

Подготовка к Новому году

Прогулка к любому из памятников ПетруI («Медный всадник», «Царь-плотник», конный памятник ПетруI перед Михайловским замком).

Прогулки с детьми по нарядным улицам города.

Январь

В Петербурге Рождество – наступает торжество.

«Никто не забыт и ничто не забыто»: «Снятие  блокады Ленинграда»

Познакомить детей с Рождественскими и Новогодними обычаями на Руси.

Расширить представления детей о зимних забавах и развлечениях, дать понятие о «калядках».

Дать знания о значении праздника для нашего города, о памяти

- беседа с детьми о жизни блокадного Ленинграда;

- продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города;

- воспитывать чувство любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады;

- воспитывать уважение к прошлому;

Рассказ воспитателя о Рождестве и традициях праздника.

Чтение «С.Я. Маршак «12 месяцев»,

Игра «Колечко»

Труд на участке: строительство ледяной горки», изготовление разноцветных льдинок.

- просмотр слайдов на тему «Подвиг Ленинграда в дни блокады»; «Дорога жизни».

- прослушивание песни «Ленинградские мальчишки»;

«Эх, Ладога, родная Ладога»

- тематическая беседа на тему «Бережное отношение к хлебу»;

- чтение стихов О. Бергольц.

Выставка семейных  архивов.

(фотографии, медали, памятные вещи блокадников)

Тематическое занятие «День Памяти погибших в блокаду Ленинграда».

Рекомендации родителям о празднование старого Нового года.

Посещение мест, связанных с подвигом Ленинграда.

Рассказ об акции «Свеча Памяти» (27.01, 18.00),

Помощь родителей в организации выставки.

Февраль

Невский проспект

Дворцовая площадь

Артиллерийский музей

Дать знания о главном проспекте нашего города.

Познакомить с деловой жизнью города (наличие магазинов, театров, банков, храмов, учебных заведений, библиотек, дома Творчества для детей.И многое другое).

Невский проспект пересекает реки и каналы.

Познакомить с главной площадью нашего города , историей названия, ансамблем достопримечательностей.

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

Познакомить с Кронверком, историей создания.

Рассматривание иллюстраций  исторических зданий на Невском проспекте.

Рассматривание карты С-Пб,

 Невский проспект.

Чтение Н. Браун «Кони на Аничковом мосту»,

Л. Барбас «Жили – были улицы».

речь с движениями: «Мы по Невскому шагаем»,

Игровая ситуация «Безопасное поведение на улице».

Сюжетно-ролевая игра «Едем на троллейбусе по Невскому проспекту».

Рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением объектов, которые находятся на Дворцовой площади (Зимний Дворец (Эрмитаж), здание Главного штаба, Александровская колонна).

Дидактическая игра «Чего не хватает в ансамбле Дворцовой площади?».

«Стройка из самих себя» : ровный, стройный ряд  –Зимний дворец; девочка – колонна; Главный штаб – полукруг, который «обнимает» всю площадь.

Разучивание загадки «Площадь эта главная».

Чтение Е. Ефимовской «Путешествие в Санкт-Петербург».

Демонстрация слайдов «Артиллерийский музей и его экспонаты».

Спортивное развлечение:

«У солдат порядок строгий»

«Снайперы»

«Передай снаряды»

Дидактическая игра «Собери боевую технику»

Сюжетно-ролевая игра «Военные учения»

Прогулка по Невскому проспекту.

Шпаргалочка для родителей «Что находится на Невском проспекте».

Экскурсия на Дворцовую площадь.

Интерактивные занятия в Артиллерийском музее:

«Солдат собирается в поход»

«Рассказы о солдате»

Март

Домик Петра I

Зимний дворец - самый важный в столице

Дворцы Санкт-Петербурга

Познакомить с первым городским домом царя, характеризующего его как труженика. Простая планировка: сени, кабинет, спальня, столовая. Все двери корабельные, снятые с пленённых шведских кораблей; стены спальни обиты парусиной.

Дать представление, что Зимний дворец, в прошлом - царский дворец, сегодня - самый большой музей города.

Познакомить с правилами поведения в музее.

Познакомить с трудом экскурсовода, смотрителя (дежурного по залу).

Дать представление о назначении дворцов в прошлом и настоящем времени; об украшении здания колоннами, аркой, скульптурами, лепниной, нарядными окнами

(Мраморный дворец, Шереметьевский дворец, Строгановский, Белосельских – Белозерских)

Демонстрация слайдов интерьера Домика, личных вещей Петра I

Чтение «История Санкт- Петербурга»,

Разрезные картинки по теме,

Раскраски по теме.

Рассматривание иллюстраций с видами Эрмитажа, Посольской лестницы, залов Эрмитажа.

Чтение Г. Вежель «Уроки этикета»

Рассказ о безопасном поведении в музее.

- работа с картой – местонахождения музея;

- рассматривание репродукций картин из Эрмитажа;

- рисование на тему «Украсим дом»;

- настольно -  печатная игра «Части дома»;

- игра – моделирование «Дом мой мечты»;

Конструирование из деревянного конструктора «Дворец»

Прогулка к Домику Петра I

Рекомендации родителям о посещении Эрмитажа:

- Парадная (Посольская лестница),

- Рыцарский зал,

- Египетский зал.

Рекомендации родителям «Эрмитаж для дошкольников»

Прогулка в центре города, рассматривание зданий.

Апрель

Планетарий

Соборы:

Казанский собор,

Исакиевский собор.

Летний сад

Познакомить детей с Планитарием, его местонахождением, его особенности в конструкции (купол), специальном оборудованием (телескопы), его назначением.

Познакомить детей с самыми крупными соборами города;

Дать представления об убранстве соборов и их архитектуре.

Дать знания о том, что в нашем городе живут люди разных вероисповеданий, которые ходят разные храмы;

- воспитать в детях понимание, того что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека.

- познакомить детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностейСанкт - Петербурга;

- беседы с детьми о самом старом саде нашего города;

- продолжать знакомить с достопримечательностями нашего города;

- познакомить детей с постройками, находящимися в Летнем Саду;

Рассматривание иллюстраций;

Просмотр слайдов «Планетарий»;

чтение стихов и рассказов о космосе.

Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос»

Рассказ воспитателя о соборах нашего города.

Рассматривание иллюстраций и фотографий.

Дидактическая игра «Составление схемы соборов», Музыкально-дидактическая игра «О чем оповещал людей колокольный звон»,

Рассказ воспитателя о правилах поведения в храме.

Беседа с детьми «Как я ходил в храм»

Беседа о самом старейшем саде нашего города.

Знакомство с планом Летнего сада.

Беседа о поведении в саду.

Дидактическая игра «Определи породу дерева», Рассматривание решетки Летнего сада.

Чтение: Л. Добринская «Там у Невы наш первый сад», Б. Сергунов «Летний сад и Зимняя канавка».

Подвижная игра «Цветы и пчелки»

Рекомендации родителям о посещении залов Планетария, предварительно выбрав тему и время.

Сайт: http://www.planetary-spb.ru/afisha.html

Предложить родителям посетить один из соборов.

Сделать фотографии, записать впечатление ребенка.

Рекомендация «Прогулки в Летнем саду»

Май

День Победы

ПДД

Люби и знай свой город

- формирование патриотического сознания;

- продолжить знакомство с историческим прошлым города Ленинграда;

- определить памятные места ВОВ;

- вызвать уважение к памятным местам ВОВ;

- закрепить уважение к прошлому и героям ВОВ;

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах нашего города. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Закрепляем знания о поведении в общественном транспорте.

Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого.

Поведение в личном транспорте.

Закрепление полученных знаний о Петербурге. Воспитание любви и уважения к своему городу.  Знать день рождение города и его основателя.

- просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места:Пискаревское кладбище, площадь Победы,)»,

Рассматривание фотографий Ленинградских памятников, посвященных В.О.в.,

Беседа «Что такое героизм».

- прослушивание аудио записи песни «День Победы»;

- рисование на тему: «Открытка к 9 маю», «Салют над Невой».

- поздравление и общение с ветеранами.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «На остановке ждем автобус, не шалим и не ссоримся». «Самый быстрый городской транспорт», «Как мы переходим через улицу», «Мой друг – велосипед».

 «Лесенка – чудесенка», «В ожидание поезда»

Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры в автобус.

Загадки о правилах дорожного движения.

Дидактические игры: «Правила движения», «Если ты переходишь через улицу», «Можно – нельзя», правильно – неправильно», «Светофор», «Что я вижу в городе».

Продуктивная деятельность: «Мы – пешеходы», «Я люблю кататься на велосипеде»

Викторина «Знай и люби свой город»

Лото, настольно-печатная игра, домино «Петербург»,

Дидактическая игра «Отгадай по описанию», «Путаница», «Да-нетка».

Посещение памятных мест с возложением цветов.

Рассматривание семейных альбомов.

Посмотреть с детьми Салют Победы.

Прослушивание песен о войне в кругу семьи.

Шпаргалочка для родителей:

«Соблюдение взрослым ПДД – главный пример для ребенка»

Посещение праздничных мероприятий и салюта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ

Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...

Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"

Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и  старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...

Методическая разработка НОД Дидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы "Как мы познаем свойства твердого и газообразного веществ, а также жидкостей"

Методическая разработка НОДДидактические игровые упражнения по ознакомлению детей среднего и  старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы« Как мы познаем свойства твердого и газообр...

Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях....

Парциальные программы и методические пособия вариативной части АООП ДО для детей младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Методическая разработка :" Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью".

Ментальная карта по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с Оятской керамикой и росписью....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных»(с использованием ИКТ).

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных». К всемирному празднику "День защиты животных"...