Проект по самообразованию «Организация опытно-исследовательской деятельности как эффективного ресурса познавательного развития детей дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне и это стремление необходимо развивать. Проблема заключается в том, что часто в детских садах детям зачастую педагоги дают готовые истины, выводы и обобщения. И, вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, ребёнок вынужден получать от взрослых готовые сведения об изучаемом объекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu_ushakova.docx | 64.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по самообразованию
«Организация опытно-исследовательской деятельности как эффективного ресурса познавательного развития детей дошкольного возраста»
Автор проекта Ушакова А.Е., воспитатель ЧУДО "Наша Маленькая страна" п. Андреевка Московской области
Введение
Актуальность проекта.
Дети с рождения являются первооткрывателями, исследователями окружающего их мира. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму» - справедливо говорит китайская пословица. Так и дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами.
При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает и усваивает изучаемый материал. Следовательно, чем активнее малыш трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает (то есть активно участвует в образовательном процессе), тем лучше развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Маленький ребёнок по своей природе исследователь, ему интересно всё. И тому подтверждение – любознательность дошкольников, постоянное стремление к эксперименту и опытам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе активной опытно – исследовательской деятельности, дошкольники, с одной стороны, расширяют представления о мире, с другой – начинают овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне и это стремление необходимо развивать. Проблема заключается в том, что часто в детских садах детям зачастую педагоги дают готовые истины, выводы и обобщения. И, вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, ребёнок вынужден получать от взрослых готовые сведения об изучаемом объекте.
Такое познание можно назвать пассивным, то есть дошкольник только слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного познания у ребенка не развить познавательную активность и как следствие, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, не сможет самостоятельно добывать знания.
На сегодняшний день задача воспитателей - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать для детей условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», способствовать развитию познавательной компетенции воспитанников. Педагогам детского сада необходимо организовывать опытно-исследовательскую деятельность таким образом, чтобы помочь детям добывать знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
Опытно-исследовательская деятельность является универсальным типом мыслительной деятельности. Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.
В процессе опытно-исследовательской деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает опытно-исследовательская деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
В ФГОС ДО, в требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
-Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
-.Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
- Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
С введением ФГОС ДО в систему дошкольного образования изменились требования и к самому воспитателю, и к методам обучения и воспитания дошкольников. Изменились требования и социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо детей «учить сомневаться», т. е. научить их сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника.
Все это и обусловило актуальность темы проекта.
При изучении психолого-педагогической литературы по теме проекта было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему проекта: поиск наиболее эффективных средств развития для познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста (любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению) путем опытно-исследовательской деятельности.
Объект исследования: опытно-исследовательская деятельность дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: опытно-исследовательская деятельность как ресурс познавательного развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически выявить и путём опытно – экспериментальной работы доказать эффективность опытно-исследовательской деятельности как ресурса познавательного развития детей дошкольного возраста.
Информация о проекте
Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный.
По доминирующему методу: практический, познавательный.
По характеру содержания: включение ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка и общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребёнка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель.
По характеру контактов: открытый: осуществляется внутри детского сада, в контакте с семьёй.
По количеству участников: фронтальный.
По продолжительности: долгосрочный, 4 года.
Гипотеза: предполагается, что познавательное развитие детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные формы опытно-исследовательской деятельности при следующих условиях:
2. Предметно-пространственная развивающая среда группы разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;
3. У детей целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний.
4. Дети получают навыки построения опытно-исследовательской деятельности;
5. Формируется представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.
Задачи проекта:
1. Выявить особенности проявления познавательного развития детей дошкольного возраста в опытно-исследовательской деятельности, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.
2. Освоить и реализовать новые проблемно-поисковые технологии и технологии проектирования для познавательного развития дошкольников в процессе опытов и исследований;
3. Создать и внедрить модель познавательного развития (а также устойчивого познавательного интереса и исследовательской активности) в опытно - исследовательской деятельности дошкольников;
4.Создать общую исследовательскую и творческую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка;
5. Сформировать у детей умения и навыки исследовательского поиска: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;
6.Развитие у детей познавательных способностей:
• мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
• способов познания путем сенсорного анализа;
• словотворчество, доказательную речь дошкольников, умение экспериментировать со словами.
7.Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
• развитие коммуникативных навыков;
• совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
• развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
• развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в повседневной жизни.
8. Повысить компетентность родителей в организации работы по познавательному развитию дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Ожидаемые результаты:
В отношении детей:
• положительная динамика познавательной компетентности;
• повышение уровня развития любознательности;
• обладание исследовательскими умениями и навыками (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
• повышение уровня развития познавательных процессов;
• речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
• личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
• психологическая готовность к школе;
• умение представить и защитить проект.
В отношении родителей:
• расширение включенности семьи в процесс развития исследовательского поведения детей – как внутреннего ресурса познавательного развития.
• повышение родительской ответственности за процесс и результаты развития личности собственного ребенка.
• повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Методологическую основу и теоретическую базу данного проекта составляют идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волкова; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).
Для решения поставленных задач проекта и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта, наблюдение, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
Проект разработан на основе следующих принципах:
1.Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
2.Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6.Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8.Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
План реализации проекта
Реализация проекта проходит в 3 этапа
1 этап: проектный
Цель: подготовка условий для создания модели познавательного развития детей дошкольного возраста через детскую опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
- проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации проекта;
- подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
2 этап: практический
Цель: реализация модели познавательного развития детей дошкольного возраста через детскую опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи: - отработать содержательную деятельность, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- разработать методические рекомендации;
- вовлекать в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
3 этап: аналитический
Цель: Анализ проектной деятельности.
Задачи: - провести мониторинг реализации проекта, в том числе анализ сотрудничества с родителями;
- разработка рекомендаций для педагогов ДОУ;
- обобщение проектной деятельности на педагогическом совете ДОУ.
Материально-техническая база: материалы и оборудование для детской опытно-исследовательской деятельности, лаборатория, игровой материал, методическая, художественная литература, технические средств.
Перспективный план реализации проекта на 2021-2022 г.г.
№ | Форма мероприятия | Цель мероприятия | Срок проведения; Форма отчёта | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | Анкетирование родителей | Определить степень заинтересованности родителей в познавательном развитии детей, а также уровень знаний по проблеме проекта | Сентябрь Анализ анкет | |
2. | Мониторинг детского развития | Определить уровень познавательного развития | Сентябрь Анализ диагностики | |
3. | Организованная опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | Круглый стол для родителей «Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте как ресурс познавательного развития» | Рассмотреть использование опытно-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста | Презентация «Опыты, исследования» | |
2. | Организованная опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
3. | Консультация для педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте» | Повышение педагогической компетентности | Конспект | |
НОЯБРЬ | ||||
1. | Совместный с родителями досуг «Волшебные опыты» | Развитие у детей познавательной активности; Развитие партнёрских отношений с родителями | Конспект Фотоотчёт | |
2. | Организованная опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | Консультация для педагогов «Методы познавательного развития детей дошкольного возраста» | Повышение педагогического мастерства | Конспект Презентация | |
2. | Организованная опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | Организованная опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
2. | Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | Интеллектуально-творческая игра для педагогов и родителей | Развитие педагогического мастерства | Конспект Фототчёт | |
2. | Организованная опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
МАРТ | ||||
1. | Организованная опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
2. | Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
АПРЕЛЬ | ||||
1. | Конкурс для родителей «Лучший опыт в домашних условиях» | Развитие партнёрских отношений с родителями | Фотоотчёт | |
2. | Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность | Развитие у детей познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
МАЙ | ||||
1. | Самостоятельная детская опытно-исследовательская деятельность | Развитие познавательной активности | Конспект Фотоотчёт | |
2. | Совместный с родителями досуг «Юные исследователи» | Развитие познавательной активности Развитие партнёрских отношений с родителями | Фотоотчёт Конспект | |
3. | Представление на педагогическом совете ДОУ результатов проектной деятельности | Повышение педагогического мастерства | Презентация Конспект |
Источники
- Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37
- Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
- Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.
- Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №24. – 67 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 278с.
- Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
- Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под. ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
- Буланова – Топоркова, М.В., Духавнева, А.В. и др. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- 47с.
- Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
- Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2013 №3
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336.
- Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.
- Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
- Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.
- Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 89с.
- Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
- Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010. - 288 c.
- Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 80 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2013. – 64с.
- Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2015. №1.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
Приложение
Приложение 1
Консультация «Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе»
На сегодняшний день, дошкольник является субъектом образовательно-воспитательного процесса и, следовательно, повышается значимость развития детской познавательной активности. Современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но и уметь их добывать и оперировать ими. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир через деятельность и если они активны, значит они деятельный.
Анализ научных источников показал неоднозначность в трактовке таких категорий как: «познание», «активность», «познавательная активность».
Познание – «процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности; специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса».[1]
Вместе с тем, понятие «активность» находится на стыке нескольких направлений и в научных источниках, и часто употребляется в различных значениях. Так, педагогическая энциклопедии дает следующую трактовку понятия «активность - важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями».[2]
По мнению С.В. Алиевой, под активностью следует понимать «как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.».[3]
А.Н. Леонтьев в своих исследованиях писал, что активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей.
Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д.[4] Можно сделать вывод, что активность целиком инициируется самим объектом – ребенком, продиктована его внутренним состоянием.
Далее рассмотрим термин «познавательная активность».
Г.И. Щукина понимает познавательную активность как «ценное личностное образование выражающее отношение человека к деятельности», Т.И. Шамова как «деятельное состояние», Т.И. Зубкова как «стремление человека к познанию».
В.С. Ильин в своих исследованиях подчёркивает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент
Т.И. Шамова считает, что познавательная активность это «деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.
Т.И. Зубкова пишет, что познавательная активность есть «естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование»
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие познавательной активности есть целенаправленный систематический процесс познания, протекающий при условии интенсивной деятельности дошкольника, характеризующейся, прежде всего, преобразующим отношением дошкольника (субъекта) к образовательному материалу (объекту познания) и стремлением к самостоятельности. Вместе с тем, в ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и субъект – ребёнок дошкольного возраста.
Данный процесс познания направляется не только на углубление представлений и знаний дошкольника о явлениях, но самое главное, на осмысление знаний и на личное отношение к знаниям и самому процессу познания.
Проанализировав научную литературу по проблеме исследования, мы сделали вывод что многими авторами выделяются основные компоненты структуры познавательной активности, такие как:
- эмоциональный компонент;
- волевой компонент;
- мотивационный компонент;
- содержательно – процессуальный компонент;
- компонент социальной ориентации.
У детей дошкольного возраста познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, и на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у детей формируется стремление познать и открыть для себя как можно больше нового.
При каждом этапе детского развития познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует специальных условий для успешного формирования.
Приложение 2
Познавательно – исследовательская деятельность
Младший дошкольный возраст
Методические рекомендации
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.
Виды деятельности
Всем известно, что у детей – дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательно- исследовательской деятельности.
Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.
Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение. Конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это - игра.
Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:
-Экспериментирование;
-исследование;
- коллекционирование;
-проектирование.
Последовательность детского экспериментирования:
1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Прогнозирование результата (старший возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого).
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результатов эксперимента.
8. Формулировка выводов.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
- Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию
Дети младшего дошкольного возраста способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Игры-эксперименты должны использоваться воспитателем
с учетом следующих факторов:
1. Возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
2. Доступность содержания игр;
3. Сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
4. Обеспечение «культурной практики» детей в игре;
5. Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
6. Соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
7. Постепенное усложнение игр;
8. Цикличность организации игр.
Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется – опыты.
Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
•бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
•дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
•пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
•стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое; •ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. •вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. •воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
Планирование работы по организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми
Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни)
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
· сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
· сравнивать сходные по внешнему виду предметы: шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»)
· учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?)
· активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)
Основное содержание исследований, производимых детьми предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег как одно из агрегатных состояний вод; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов. семян цветов).
4. О способах исследований объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и пр.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый и пр.).
Планирование работы по организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми
Младший дошкольный возраст (пятый год жизни)
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
· активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?);
· группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью используется?);
· классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О мире животных (как звери живут зимой и летом) и растений (овощи, фрукты), условиях, необходимых для роста и развития (свет, влага, тепло).
3. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
4. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
5. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками).
6. О человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т.д.)
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т.д.).
Приложение 3
Материалы и оборудование для опытно-исследовательской деятельности
Материалы и оборудование распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Материалы». Они находятся в доступном для детей месте и в достаточном количестве. Также в мини лаборатории есть оборудование:
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
В каждом разделе разрабатываются правила безопасной работы с материалами. Совместно с детьми придумываются и вывешиваются запрещающие и разрешающие знаки.
Кроме мини лаборатории, находящейся в специально отведенном месте, материалы для исследования располагаются во всей развивающей среде группы. Это различные карты: политические, населения, животного и растительного мира, а также глобус, дорожные знаки, плакаты, рисунки, фотографии, разные коллекции (семян, тканей, камней, бумаги, открыток, ракушек, пуговиц, гербарий).
Приложение 4
Консультация «Средства развития познавательной активности старших дошкольников»
Л.А. Венгер считает, что главные средства познания ребенком окружающего мира – это эталонные и модельные формы опосредования. Вместе с тем, автор рассматривает их в качестве особой формы познавательной активности дошкольников.
Проанализировав научно-методические источники по теме исследования, мы можем сказать, что существуют разные виды познавательной активности детей и их особенности определяют использование различных педагогических средств.
Развитие познавательной активности у старших дошкольников на основе использования схематизации представлены в исследованиях З.М. Истоминой и Л.М. Житниковой. Авторы установили, что использование искусственных внешних средств (картины, значки-схемы, планы) в старшем дошкольном возрасте эффективно в процессе запоминая наглядного материала.
Использование художественных средств (художественное слово, изобразительное искусство, музыка) играют важную роль в развитии познавательной активности, так как данное средство способствует эмоциональной окраске получаемых знаний. Основная форма развития дошкольников есть игровая деятельность, так как игра естественное состояние детей. Эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности старших дошкольников заключается в том, что:
- у детей происходит развитие познавательных процессов; воспитывается интерес и внимательность, развивается любознательность;
- развиваются способности; дошкольники вводятся в жизненные и проблемные ситуации;
- дети обучаются действовать по правилам;
- закрепляются знания, умения.
Отметим, что игра является средством первоначального обучения, способствует усвоению детьми первоначальных знаний. Играя, дошкольники отражают окружающую жизнь и познают доступные детскому восприятию и пониманию факты и явления.
Одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является совместная с педагогом образовательная деятельность. В данной деятельности обязательно должен присутствовать интересный для детей материал. Занимательная игра, все необычное, неожиданное вызывают у дошкольников чувство удивления, живой интерес к процессу познания. В процессе игры в совместной образовательной деятельности, дошкольники выполняют различные упражнения, где им, например, приходится сравнивать предметы, находить общее и отличное в строении, свойствах, в объектах, устанавливать причинно-следственные связи и делать логические выводы.
А.Н. Поддьяков детское экспериментирование выделяет в качестве основного вида поисковой деятельности дошкольников. По мнению ученого детское экспериментирование выступает в роли ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Экспериментирование способствует развитию у ребёнка познавательного интереса и познавательной активности.
В своих исследованиях А.Н. Поддьяков подчёркивает, что для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Гибкость проявляется, когда в процессе деятельности малыш получает неожиданный результат и вследствие этого меняет направление деятельности. При получении новых знаний об объекте ребёнок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться их решить. Экспериментально-поисковая деятельность обуславливает у детей старшего дошкольного возраста интерес, и повышает мотивацию к дальнейшей деятельности. Всё это является важнейшей составляющей, как и в познавательном развитии детей, так и развитии познавательной активности. Следовательно, детское экспериментирование выступает эффективным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Важным средством развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте выступает речь. Понимание речи и возможность говорить делает данный процесс методом познания окружающего мира. Вместе с тем, познавательная активность оказывает огромное влияние на развитие детской речи. У дошкольника развивается потребность задавать взрослым вопросы о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира.
Для детей дошкольного возраста средством познавательной активности выступают игрушка. Следовательно, эффективность развития познавательной активности детей напрямую зависит от рационального выбора педагогом игрушек, которые будут стимулировать у ребёнка самостоятельный поиск информации об их свойствах и качествах. Развитие познавательной активности у старшего дошкольника как сложного личностного образования происходит прежде всего в деятельности, имеющей практическую направленность. Деятельность, обеспечивающая старшему дошкольнику возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию о предмете или явлении, является проектная деятельность.
Следовательно, выбирая средства для развития познавательной активности дошкольников и их комплексное использование, педагогу необходимо ориентироваться на ведущую познавательную задачу, на возрастные особенности детей, а также на уровень общего и интеллектуального развития воспитанников.
[1] Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
[2] Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А – М / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1992, 1993. – 608 с.
[3] Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.
[4] Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвещение-Альфа, М., 2012. – 341с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста
инновационная деятельность по конструктивной деятельности дошкольников...
Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста
статья о нетрадиционных формах работу по конструированию...
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...
"Кейс технологии как эффективный метод познавательного развития детей дошкольного возраста"
Метод кейсов - техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Для чего нужен кейс? Кейс даёт возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающе...
"Куб-трансформер" как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста.
Дидактическое пособие, «куб-трансформер» как эффективное средство речевой и познавательного развития детей дошкольного возраста. Игра- огромное окно, через которое в духовный мир ребенка в...
План по самообразованию старшего воспитателя на 2018-2019 уч.г. "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование методических приёмов, сочетающих практическую и игровую деятельность"
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководст...
Проект по самообразованию "Опытно-исследовательская деятельность как ресурс познавательного развития детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей дошкольного возраста может быть реально и существенно повышено, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться различные фо...