«Мастер – класс «Кубики Б.П. Никитина» как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
презентация
Актуальность
Современный мир ставит перед образованием не простые задачи. Педагогам приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли эти знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников? Возраст 3-7 лет является важным этапом в развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед педагогами стоит проблема: какие же методы и приёмы использовать? К каким технологиям обратиться? Наиболее перспективной сегодня является технология «STEM».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Мастер – класс «Кубики Б.П. Никитина» | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно‑правовые документы • «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» Утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 • «ФГОС» Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384 • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании» • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» • Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028); • Устав МБДОУ № 55 «Радуга» • Программа воспитания МБДОУ – детский сад № 55 «Радуга».
Актуальность Современный мир ставит перед образованием не простые задачи. Педагогам приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли эти знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников? Возраст 3-7 лет является важным этапом в развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед педагогами стоит проблема: какие же методы и приёмы использовать? К каким технологиям обратиться? Наиболее перспективной сегодня является технология «STEM».
Новизна М астер - класс предполагает внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ отдельных модулей STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. STEM образование состоит из шести модулей. Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM- подхода в образовании.
Цель и задачи мастер – класса Цель : познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П.Никитина в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Обучить педагогов играм Б.П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников. 2. Заинтересовать педагогов играми Б.П. Никитина для использования в своей работе. Предварительная работа: организовать выставку пособий, литературы; подготовить материал для практической работы. Материал и оборудование: иллюстрированные альбомы с заданиями, наборы развивающей игры -кубики Никитина «Сложи узор», схемы, карточки с заданиями. Планируемые результаты: участники мастер – класса активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом, с интересом участвуют в предложенных играх. Активизируется познавательная деятельность участников мастер-класса.
Педагогическая технология «Кубики Б.П. Никитина» Цель: формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью игр Б. Никитина ; создание условий, способствующих активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, коррекции психических процессов; повышение творческой активности. Задачи: 1. Образовательные: - развитие пространственного воображения, сообразительности и логического мышления, навыков счета и графических способностей, цветоощущения, умения анализировать, синтезировать и комбинировать; - обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы; 2. Воспитательные: - способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности. -воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности. 3. Развивающие : - развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память - способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии. Результат: Повышен уровень познавательных способностей и интеллектуального развития детей через систему развивающих игр и пособий. Развиты логические формы мышления детей в процессе освоения развивающих игр, память, настойчивость. Расширено познание окружающего мира, развиты пространственное мышление, воображение, чувство симметрии, моторика рук детей.
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".
Методика Никитиных П остроена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения. Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.
Система Никитиных Эта система не зря вызвала огромный интерес во многих странах. Методика, разработанная семьёй Никитиных, обладает целым рядом плюсов. Плюсы: - Обеспечивает прекрасное физическое развитие ребёнка. - Развивает пространственное мышление, логику, способности к анализу и синтезу. - Способствует развитию мелкой моторики. - С младенчества прививает детям самостоятельность. - Развивает воображение, память, смекалку и сообразительность. - Даёт сильную базу для усвоения точных наук в будущем.
Анализ принципов развивающих игр Никитина Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр Никитина и принципов коррекционной – развивающей работы, позволил выделить общие принципы воспитания и развития детей с нарушениями речи: - Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игровую; - От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; - Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка, его возможности; - Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду; - Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности; - Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач; - Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей.
Игра «Сложи узор» Кубики Никитина — это прекрасное, и увлекательное пособие для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор. В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета. Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия. Знакомство с игрой можно начинать с 1-2 лет, обязательно вместе со взрослым. Взрослый покажет малышу, как построить поезд, башню или квадрат. А потом научит аккуратно укладывать все кубики в коробку после игры. Так ребенок - в игровой форме - познакомится с цветами и такими важными понятиями, как длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, высокий - низкий, а кроме того, научится аккуратности. Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме.
Оригинальные «кубики Никитина» можно приобрести через Интернет…
«Кубики Никитина» можно так же изготовить самим в ручную….
Предварительная работа: Знакомство с правилами игры; Выбор рисунка, схемы; Упражнение в выполнении задания ( выполнения фигуры) Осуществление игрового действия ( индивидуальная или подгрупповая игра)
Вывод К убики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста, задания ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей. Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказалось и на количественно-качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер ребенка. В результате использования в индивидуальной работе развивающей игры «Сложи узор» создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля детей, что имеет огромное значение для их будущей учебной деятельности, а также для полноценной жизни в коллективе сверстников. Игра «Сложи Узор» прекрасно развивает: наглядно-действенное мышление; цветовое восприятие; зрительную память; самоконтроль и самоанализ; целеустремленность и усидчивость; чувство симметрии; воображение; способность детей к анализу и синтезу.
Список используемой литературы и интернет - ресурсов Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М. : Просвещение, 1991. изд. 6 испр . доп. с новым выступлением Световид , 2009г. 2. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». — М, Гея, 1994г. 3. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Педагогика, 1985г. 4. http://nikitiny.ru/slozhi-usor
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста
инновационная деятельность по конструктивной деятельности дошкольников...
Мастер-класс "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Мастер-класс на тему:«Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»Цель: Познакомить педагогов с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей ...
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...
"Куб-трансформер" как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста.
Дидактическое пособие, «куб-трансформер» как эффективное средство речевой и познавательного развития детей дошкольного возраста. Игра- огромное окно, через которое в духовный мир ребенка в...
Мастер- класс «Использование нетрадиционных техник рисования как эффективное средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».
Методическая разработка...
Мастер - класс по теме: «ЛОГОРИТМИКА. КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель:• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....
Мастер-класс Использование дидактического пособия «Карта «Особенности Красноярского края», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Использование дидактического пособия«Карта «Особенности Красноярского края»,как средство познавательного развития детейдошкольного возраста»(Мастер-класс lll этапа конкурса ...