"Кейс технологии как эффективный метод познавательного развития детей дошкольного возраста"
консультация

Шакирова Эльвира Альфредовна

Метод кейсов - техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Для чего нужен кейс? Кейс даёт возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_-_dekabr_2019g.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                          «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №2 «Эллуки»                                                           п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Кейс технологии как эффективный метод познавательного развития                                                              детей дошкольного возраста.

/консультация для педагогов/

                                  Воспитатель

1 квалификационной категории

                                    Шакирова Э.А.

Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение.                                                                     Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Работа с кейсами в рамках учебного известна в мире с 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Кейс – метод развивает: умственные, сенсорные и речевые способности; аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы; формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать); практические умения, социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

В дошкольном образовании используют следующие виды кейс технологии          в ДОУ: - игровое проектирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Эта технология мы используется в разных вариантах.           Метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование; метод ситуационного анализа.

Для дошкольников чаще всего используют:

- метод анализа конкретных ситуаций - кейс – стади;

- кейс – иллюстрации;

- фото-кейсы.

Прежде всего мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации».

3. Определение контекста.

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала.

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации.

6. Описание и редактирование кейса.

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

  • Первый этап: подготовительный.
  • Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
  • На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
  • Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
  • На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Технология кейс – стади.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Рассмотрим Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа).

Цель: закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;

продолжение формирования культуры общения; воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
  • Почему?
  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Чаще всего используется в НОД прочтение текста. Педагог, предлагая проблемную иллюстрацию, занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои педагогические задачи.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.  Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

 Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

  1. Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
  2. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему.
  3. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
  4.  Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Фото-кейс «Дети обедают».

Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.

Кейс состоит:  

1. Фото «Дети обедают».

2. Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать.                    И только Егор сидел над тарелкой.

3.Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д. Этапы работы с фото-кейсом те же.

Фото само по себе вызывает у детей бОльший интерес, чем иллюстрация. Если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена! Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством                           кейс – технологии «ролевое проектирование».

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

Умейте открыть  перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

"Кейс - технология как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

В данной статье рассматривается вопрос о применении кейс -технологии в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...

"Куб-трансформер" как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие, «куб-трансформер» как эффективное средство речевой и познавательного развития детей дошкольного возраста. Игра- огромное окно, через которое в духовный мир ребенка в...

Проект по самообразованию «Организация опытно-исследовательской деятельности как эффективного ресурса познавательного развития детей дошкольного возраста»

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне и это стремление необходимо развивать. Проблема заключается в том, что   часто в детских садах детям  зачастую пе...

«Мастер – класс «Кубики Б.П. Никитина» как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

АктуальностьСовременный мир ставит перед образованием не простые задачи. Педагогам приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли эти знания в новой жизни, как нужно корректировать соде...