Конспект НОД "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Бацман Елена Леонидовна

Конспект НОД познавательно -исследовательская деятельность с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod._pesok.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Юные исследователи»

Цель: Развитие  стремления к поисково-исследовательской деятельности, мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, сравнивать.

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Расширять и активизировать словарный запас детей. Закрепить знания о применении песка. Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

Предварительная работа: Беседы :«Песочные часы«Где можно найти песок. Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Наблюдение и игры с песком на прогулке.

Оборудование: презентация «Человек и песок», мнемотаблицы «Правила обращения с песком»), песок, влажные салфетки, лупы, вода, пластиковые трубочки, стаканчики, фотография  «Песок в пустыне», планшеты, песочные часы

Ход НОД

В-ль: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей.

Правильно, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? 

В..  Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

А ну ка ребятки, отгадайте ка загадку

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (песок)

Воспитатель: Ребята, сегодня, «наш герой» – это песок. А хотите узнать о песке все?Чтобы узнать больше о нем, давайте посмотрим на волшебный экран, который покажет, зачем нужен песок и где его применяют

Просмотр презентации «Человек и песок»

А сейчас, я приглашаю вас в научную лабораторию, где мы с вами узнаем, что такое песок, для чего он нужен, каковы его свойства

Но для начала, напомните мне правила поведения в лаборатории

Обсуждают правила поведения в лаборатории

Ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком») 
- Песок не любит, когда его берут в рот, когда бросаются им в других детей.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила?
Вы все правильно сказали, и  можно начинать.

Подойдите к столам

Опыт №1. Из чего состоит песок?

Восп.: - Ребята, как можно,  узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).

- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа)

-Давайте рассмотрим.  Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).

- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий).

Опыт №2. Песок сухой и мокрый.

- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)

- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)

Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды).

-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.

Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус(дети пробуют). Получается? (да)

-А теперь с сырым (дети пробуют) Получается? (нет)

- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).

Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.

-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)

Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.

Опыт № 3 «Куда исчезла вода»

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 Опыт № 4. Следы на песке.

- Переходим к следующему столу (на столе ёмкости  с сырым и сухим  песком)

Попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили? (остались следы на мокром песке).

- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт ).

Вывод: На мокром песке остаются следы.

Давайте рассмотрим фотографию (на столе лежит фото «Песок в пустыне»)

-А кто же здесь оставил узоры на песке? (ветер)

Опыт №5. Движение песка.

-Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят «песок движется».

Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем.(дуем сначала на сухой песок, а заем на сырой).

-Какой песок нам удалось легко сдуть? (сухой)

- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? (песчинки склеились и он стал тяжёлым). Верно.

Вывод: Песок двигается

Динамическая пауза

Давайте немножко отдохнем и представим себя маленькими песчинками

"Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю. Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул. Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеились (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись»

Опыт №6 Эксперимент: Песочные часы.

- Ребята, на следующем столе есть один предмет. Посмотрите.

-Кто знает, как этот предмет называется? (песочные часы)

-Что вы знаете о песочных часах? (Состоят из двух сосудов, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхнего сосуда песок просыпается в нижний. Время зависит от того, сколько песка в этих часах.)

Давайте проследим, за тем, как будет  пересыпаться песок.

- А теперь попробуем сделать своими руками песочные часы. Наберите песок в ладошку, и тихонько начните сыпать его. Чем больше песка в ладошке, тем дольше по времени песок будет сыпаться.

-Молодцы! У всех всё получилось.

Ребята, а еще на песке можно рисовать, давайте попробуем. Рисование на песке

Итог: Где мы сегодня с вами побывали? Что мы исследовали? О чем мы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Мы - исследователи!"

 Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания....

Конспект НОД «Исследователи природы» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет группы компенсирующей направленности (логопедической)

Представленный материал может быть использован в работе с детьми 5 - лет  логопедичесокй группы старшего дошкольного возраста. Нод построено на интеграции нескольких образовательных областей: поз...

Тема конспекта: «Мы-Исследователи».

Тема конспекта: «Мы-Исследователи»....

Конспект "Юные исследователи"

Способствование закреплению  представлений детей о свойствах воздуха и формирование предпосылок учебной деятельности....

Конспект «Юные исследователи

Цель: Формирование знаний детей через совместную игровую экспериментальную деятельность.вать двигательные навыки, навыки бросания....

конспект" Мы- исследователи"

опыт- эксперимент для детей...