конспект НОД по теме: "Деревянные мастеровые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevyannye_masterovye.docx236.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»

Конспект НОД

по теме:

«Деревянные мастеровые»

Ознакомление с народными промыслами, художественной литературой.

для детей старшего дошкольного возраста (с 5- 6 лет)

           IMG_2541

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Л.А.Демидова

Озёрск, 2021 год

Цель:

Формирование  представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять знания детей о народных промыслах  (резьба по дереву).
  2. Познакомить со сказкой А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик».

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).

Воспитывающие:

  1. Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Интеграция областей:

Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.

Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.

Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной речи и правильное произношение звуков.

Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.

Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.

Активизация словаря:

Шарманщик, каморка, очаг, полено, червонцы, чулан.

Приёмы:

  • Наглядный
  • Словесный
  • Вопросы к детям
  • Сюрпризный момент
  • Поощрение
  • Использование предметов деревенского быта
  • Индивидуальная работа

Материал:  Предметы домашней утвари (дерево, береста).

Ход беседы

Хозяйка приглашает детей в «избу».

Хозяйка: Милости просим! Проходите, гости дорогие!

Дети усаживаются на скамейки вокруг стола.

Хозяйка: Ребята, я пригласила вас в гости, чтобы побеседовать о  «деревянных» мастерах.

Хозяйка: Дети, скажите, пожалуйста, кто такие «деревянные» мастера?

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно! Это люди, которые работают с деревом.

Хозяйка: Дети, как вы, думаете, что можно изготовить из дерева?

Ответы детей.

Хозяйка: Верно, из дерева делают посуду, игрушки, украшения, бумагу, мебель, из досок делают полы.

Хозяйка: Дети, какие 2 группы деревьев вы знаете?

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, лиственные и хвойные.

Хозяйка: Дети, а вы умеете отгадывать загадки?

Хозяйка:

Что за дерево стоит,

Ветра нет, а всё дрожит? (Осина)

Стоит Алёна, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан? (Берёза)

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель)

Сыновья в шапках, а отец - нет. (Дуб и жёлуди)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.  (Липа)

Платье потерялось – пуговки остались. (Рябина)

В жару слезою жёлтой плачет,

А в холод слёзы прячет,

Не лиственница и не ёлка,

Хоть есть и шишки, и иголки. (Сосна)

Дети отгадывают загадки

Хозяйка благодарит детей за ответы.

Хозяйка: Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества.

Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб. Мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Техников резьбы по дереву было много: с их использованием выполнялась резьба объёмная, рельефная, выемчатая с подборкой фона. Основным материалом для резьбы служили липа, осина, берёза, ольха, рябина, дуб, а также и наросты (наплывы) со стволов и корней деревьев, кора берёзы (береста).

Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты. Аккуратно выполненные, иногда расписные, они широко использовались в быту. Особенно много было корзиночек и туесов самых разных размеров. Туеса изготавливались просто: два слоя бересты сшивались, образуя цилиндр, а потом вставлялось дно. Вода или квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом целый день хранили утреннюю прохладу, молоко долго не скисало, а ягоды и грибы не мялись и оставались сухими.

Человеку дуб щедро дарит свою крепкую древесину. Из неё делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.

В старину про липу говорили: «Липа человека обувает, кормит и поит». В самом деле, из липовой коры получали лыко (верхний слой коры молодой липы), а из него плели лапти. А из мягкой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки и другую домашнюю утварь.

Осина — очень полезное дерево. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки — весёлых матрёшек, забавных лошадок; изготовляют бумагу и спички. Осиновые доски не чернеют, почти не гниют, поэтому из них делают дранку (дранка – это тонкая деревянная плошка для покрытия крыш) для особенно долговечных крыш.

Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы (янтарь) делают красивые украшения.

Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Из янтаря делают не только женские украшения, но и подсвечники, кубки, шкатулки и  даже картины.

Ель нередко называют (поющим деревом). Из её древесины делают музыкальные инструменты – деки (дека — плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука) скрипок, арф, фортепиано и виолончелей.

У рябины хорошая древесина — тяжёлая, упругая и прочная. Делают из неё посуду, рукоятки к топорам и молоткам; а из гибких веток плетут красивые корзины.

Физкультурная пауза: «Зарядка для зверей».

Чтение 1 части «Приключения Буратино или  Золотой ключик» А.Толстого.

Хозяйка: Дети, как, вы, думаете какой по характеру Буратино в этой сказке?

Ответы детей.

Хозяйка: Какой по характеру в этой сказке кот?

Ответы детей.

Хозяйка: Какой по характеру в этой сказке лиса?

Ответы детей.

Хозяйка: Вот и закончилась наша беседа. Благодарю вас за участие в нашей беседе.

Литература:

Детская литература.  «Русские народные загадки и сказки» 1989г.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - Программа 2004г.

Сказка А.Толстого «Приключения Буратино или  Золотой ключик»

Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянное кружево Иркутска ».

Занятие отражает вариативную часть образовательной программы нашего ДОУ. Ребята знакомятся с деревянным зодчеством родного города, узнают названия старинных плотницких инструментов, варианты декоратив...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (рисование) Тема: " Деревянные предметы"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности художественно – эстетическое развитие (рисование) в подготовительной к школе  группе Тема: «Деревянные предметы». ...

Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"

Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"...

Конспект ОД в подготовительной группе на тему: "Деревянная Русь"

Конспект ОД по образовательнойобласти "Познавательное развитие" в подготовительной группе на тему: "Деревянная Русь"...

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Деревянные предметы"

Конспект непосредственно- организованной деятельности   по развитию речи во 2 младшей группе, возраст 3-4 годаТема: «Деревянные предметы»....

Конспект занятия во 2 й младшей группе. Тема: Деревянные брусочки.

Тема: Деревянные брусочки.Цель: Ознакомление детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.Задачи: Формирование навыка соблюдения правил безопасности.Учить детей узнавать предмет...