конспект НОД по теме: "Деревянные мастеровые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannye_masterovye.docx | 236.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка — детский сад № 15 «Семицветик»
Конспект НОД
по теме:
«Деревянные мастеровые»
Ознакомление с народными промыслами, художественной литературой.
для детей старшего дошкольного возраста (с 5- 6 лет)
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории
Л.А.Демидова
Озёрск, 2021 год
Цель:
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять знания детей о народных промыслах (резьба по дереву).
- Познакомить со сказкой А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик».
Развивающие:
- Развивать психические процессы (связную речь, память, сообразительность, воображение, мышление, внимание).
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.
Интеграция областей:
Познавательное развитие — формировать познавательные действия, расширять представления о социо-культурных ценностях нашего народа.
Социально - коммуникативное развитие — развитие общения ребёнка и взрослого.
Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие связной речи и правильное произношение звуков.
Художественно – эстетическое развитие — становление эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата.
Активизация словаря:
Шарманщик, каморка, очаг, полено, червонцы, чулан.
Приёмы:
- Наглядный
- Словесный
- Вопросы к детям
- Сюрпризный момент
- Поощрение
- Использование предметов деревенского быта
- Индивидуальная работа
Материал: Предметы домашней утвари (дерево, береста).
Ход беседы
Хозяйка приглашает детей в «избу».
Хозяйка: Милости просим! Проходите, гости дорогие!
Дети усаживаются на скамейки вокруг стола.
Хозяйка: Ребята, я пригласила вас в гости, чтобы побеседовать о «деревянных» мастерах.
Хозяйка: Дети, скажите, пожалуйста, кто такие «деревянные» мастера?
Ответы детей.
Хозяйка: Правильно! Это люди, которые работают с деревом.
Хозяйка: Дети, как вы, думаете, что можно изготовить из дерева?
Ответы детей.
Хозяйка: Верно, из дерева делают посуду, игрушки, украшения, бумагу, мебель, из досок делают полы.
Хозяйка: Дети, какие 2 группы деревьев вы знаете?
Ответы детей.
Хозяйка: Правильно, лиственные и хвойные.
Хозяйка: Дети, а вы умеете отгадывать загадки?
Хозяйка:
Что за дерево стоит,
Ветра нет, а всё дрожит? (Осина)
Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан? (Берёза)
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель)
Сыновья в шапках, а отец - нет. (Дуб и жёлуди)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Платье потерялось – пуговки остались. (Рябина)
В жару слезою жёлтой плачет,
А в холод слёзы прячет,
Не лиственница и не ёлка,
Хоть есть и шишки, и иголки. (Сосна)
Дети отгадывают загадки
Хозяйка благодарит детей за ответы.
Хозяйка: Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества.
Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб. Мебель, а также предметы быта (дуги, коромысла, чашки, ложки). Техников резьбы по дереву было много: с их использованием выполнялась резьба объёмная, рельефная, выемчатая с подборкой фона. Основным материалом для резьбы служили липа, осина, берёза, ольха, рябина, дуб, а также и наросты (наплывы) со стволов и корней деревьев, кора берёзы (береста).
Почти в каждом хозяйстве было много изделий из бересты. Аккуратно выполненные, иногда расписные, они широко использовались в быту. Особенно много было корзиночек и туесов самых разных размеров. Туеса изготавливались просто: два слоя бересты сшивались, образуя цилиндр, а потом вставлялось дно. Вода или квас, взятые в берестяном туесе на покос, даже знойным летом целый день хранили утреннюю прохладу, молоко долго не скисало, а ягоды и грибы не мялись и оставались сухими.
Человеку дуб щедро дарит свою крепкую древесину. Из неё делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
В старину про липу говорили: «Липа человека обувает, кормит и поит». В самом деле, из липовой коры получали лыко (верхний слой коры молодой липы), а из него плели лапти. А из мягкой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки и другую домашнюю утварь.
Осина — очень полезное дерево. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки — весёлых матрёшек, забавных лошадок; изготовляют бумагу и спички. Осиновые доски не чернеют, почти не гниют, поэтому из них делают дранку (дранка – это тонкая деревянная плошка для покрытия крыш) для особенно долговечных крыш.
Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы (янтарь) делают красивые украшения.
Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Из янтаря делают не только женские украшения, но и подсвечники, кубки, шкатулки и даже картины.
Ель нередко называют (поющим деревом). Из её древесины делают музыкальные инструменты – деки (дека — плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука) скрипок, арф, фортепиано и виолончелей.
У рябины хорошая древесина — тяжёлая, упругая и прочная. Делают из неё посуду, рукоятки к топорам и молоткам; а из гибких веток плетут красивые корзины.
Физкультурная пауза: «Зарядка для зверей».
Чтение 1 части «Приключения Буратино или Золотой ключик» А.Толстого.
Хозяйка: Дети, как, вы, думаете какой по характеру Буратино в этой сказке?
Ответы детей.
Хозяйка: Какой по характеру в этой сказке кот?
Ответы детей.
Хозяйка: Какой по характеру в этой сказке лиса?
Ответы детей.
Хозяйка: Вот и закончилась наша беседа. Благодарю вас за участие в нашей беседе.
Литература:
Детская литература. «Русские народные загадки и сказки» 1989г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - Программа 2004г.
Сказка А.Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик»
Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянное кружево Иркутска ».
Занятие отражает вариативную часть образовательной программы нашего ДОУ. Ребята знакомятся с деревянным зодчеством родного города, узнают названия старинных плотницких инструментов, варианты декоратив...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (рисование) Тема: " Деревянные предметы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности художественно – эстетическое развитие (рисование) в подготовительной к школе группе Тема: «Деревянные предметы». ...
Конспект познавательно - речевого занятия в средней группе Тема: «Деревянный Ивашка и железный Иван»
Систематизация знаний о свойствах дерева и металла....
Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"
Конспект НОД по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(аппликация) по теме: "Деревянные ложки"...
Конспект ОД в подготовительной группе на тему: "Деревянная Русь"
Конспект ОД по образовательнойобласти "Познавательное развитие" в подготовительной группе на тему: "Деревянная Русь"...
Конспект НОД по развитию речи на тему: "Деревянные предметы"
Конспект непосредственно- организованной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе, возраст 3-4 годаТема: «Деревянные предметы»....
Конспект занятия во 2 й младшей группе. Тема: Деревянные брусочки.
Тема: Деревянные брусочки.Цель: Ознакомление детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.Задачи: Формирование навыка соблюдения правил безопасности.Учить детей узнавать предмет...