НОД по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами "Мусор нам не нужен! Мы с планетой дружим!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Селиванова Марина Николаевна

Цель: расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

 

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей о свойствах различных материалов; - уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; - формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Развивающие: активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча); - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города; - мотивировать к раздельному сбору ТБО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_ekologii.docx480.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

НОД в подготовительной к школе группе

по теме раздельного сбора ТБО

и проблемам в сфере обращения с отходами.

«Мусор нам не нужен!

Мы с планетой дружим!»

                      Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

                                                              воспитатель МДОУ «Детский сад №77»

2021 год

Конспект НОД

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема НОД: «Мусор Земле не к лицу»

Направление образования и развития: (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей о свойствах различных материалов; - уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; - формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

Развивающие: активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча); - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города; - мотивировать к раздельному сбору ТБО.

Формы реализации детских видов деятельности: ситуативно-деловая (общение и взаимодействие со взрослыми и со сверстниками), дидактическая игра, чтение загадок, игра с речевым сопровождением.

Предварительная работа: 

  • Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д.)
  • Чтение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки».
  • Беседы на тему «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».
  • Беседа на тему: "Как наши бабушки и дедушки собирали макулатуру (металлолом)".
  • Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)
  • Труд в природе (сбор листьев для компостной ямы, посадка и уход за овощами на огороде и т. д.)

Оборудование: Большой стол с набором "мусорных вещей"(стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, кожура банана). Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы, метал). Подарки Природы на подносе (чаши с почвой, песком, с углем и железной рудой, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью). На маленьком столе изделия из природных ресурсов (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий; шкатулки, линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан; пластиковые посуда). Выставка поделок из бросового материала. Музыка природы (пение птиц, Весенний лес и др.) , мультимедийная аппаратура.

Активизация словаря: «Матушка – Земля», «утилизация», «пищевые отходы», «мусороперерабатывающий завод», «пейзаж», «штампы»

Ход НОД:

  1. Вводная часть

Организационный момент

Звучит спокойная фоновая музыка. Дети стоят в кругу.

Ребята, давайте возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение.

 Посмотрите друг на друга,

 Улыбнитесь поскорей,

 Обнимитесь, не стесняйтесь

 И порадуйте гостей.

Мотивация

Предлагаю детям сесть на стулья

Нас ждет очень много важных дел.

Каждый день, всегда, везде

В сквере, в парке, во дворе,

И в саду, и даже дома,

Где нам все уже знакомо,

Поздним вечером и днем

Мы о чем-то узнаем.

На экране меняются картинки с изображением природы.

Окружает нас среда: солнце, воздух, лес, вода,

И ромашковое поле,

Окружает нас с тобою синь небес, трава, цветок,

Ветра свежего глоток…

Чтоб все это сохранить, чтоб природе чистой быть,

Нужно нам ее ценить, заботой нежной окружать,

 Всячески оберегать

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать. Раздается тревожная музыка. 

Ребята, внимательно послушайте звучащую мелодию, и попробуйте почувствовать, какое она передает настроение?

Это сигнал бедствия, где-то произошла беда, и кто-то взывает о помощи.

На экране планета Земля вся покрыта мусором

Это планета Земля просит у нас поддержки и помощи. Почему этот сигнал прилетел сквозь эфир к нам? Может быть, вы что-то знаете об этом?

Верно вы рассуждаете. Я предлагаю вам помочь Земле и стать защитниками природы.

Физ. минутка: «Любите родную природу»

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем.

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста, выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад его кладем.

Любите родную природу – озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

Основная часть:

Приглашаю детей к столу, на котором разложены картинки (Растения, Солнце, Грибы, Воздух, Животные, Вода, Бактерии, Горы, Человек, Песок,, Почва)

Помогите мне разобраться, какой бывает природа. Кто помнит – ответит по памяти, кто забыл – тому помогут предметные картинки. Вот они здесь на столике перед вами.

А теперь подумайте, может ли процветать живая природа, если неживая природа на планете уже загублена? Например, может ли в плохой загрязненной хламом и мусором земле вырасти растения и грибы? Смогут ли люди и животные дышать, если воздух загрязнен химическими веществами? Можно ли людям использовать загрязненную воду?

Мы пользуемся дарами природы безумно,

Бываем к мольбе ее равнодушны.

Пилим леса, рушим скалы и горы,

В мусорных свалках все наши просторы.

Послушайте, как сердце земное тревожно стучит: «Спасите меня!»- планета кричит.

Звучит сердцебиение. Фонограмма – Земля обращается к детям.

Земля: Я ваша планета, зовусь я Землей.

             Еще величают природной средой.

             Моря, океаны, леса и поля,

             Ветра и туманы, дожди и снега

             Все это вплелось в завитки моих кос,

             Похожих на ветви российских берез.

Воспитатель: Тебя мы узнали, знакомы с тобой

                          Но тайну свою нам сегодня раскрой.

                          Отчего так тревожно сердечко стучит,  

                          И от чего такой больной вид?

Звучит тревожная музыка

Земля: Скажу свою боль, терпеть нет уж сил,

             Поверхность мою Мусор укрыл…

             Гляньте вокруг, на реке берега,

             На них горы мусора, словно стога.

             Под кустик в лесу загляните и там  

             Горой оставляют туристы свой хлам.

             Поля не цветут, а чернеют там свалки,

             Бутылки, колеса, бетонные балки…

             Я в ранах смертельных, спасать меня надо!

             Я помощи вашей, друзья, буду рада.

             Нельзя дети медлить ни часа, ни дня…

             Вы мусор быстрей уберите с меня.

Убирается покрывало, а под ним мусор

Воспитатель: Давайте, непременно, поможем Матушке- Земле, если каждый человек наведет порядок около своих домов и впредь не будет где попало разбрасывать мусор, то Земля выздоровеет и зацветет. Ребята, давайте с вами всем покажем, как нужно выполнять такое трудовое поручение. Чтобы не заболеть при такой грязной работе люди должны надевать перчатки взять корзин и ведра для мусора и выйти на уборку территории.

Физ. минутка: (музыкальная)

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки осторожно соберем.

Что в ведро, а что в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Будем дружно мы трудиться,

Не привыкли мы лениться.

Земля в это время меняет наряд на светлый. Звучит спокойная музыка.

Земля:

Вот спасибо, угодили, хоть чуть-чуть, но подлечили. Изменился внешний вид, он не черный и гнетущий, А зеленый и цветущий.

Воспитатель: Да, теперь Земля чистая, цветущая. Посмотрите (показываю на Землю) - это все благодаря вам. Но мы не можем этот мусор просто так оставить в ведрах. Сейчас я вам предлагаю пройти к этому столу и рассортировать мусор по контейнерам, приготовить его для утилизации, а кое-что вернуть Матушке Земле. Ребята, вы услышали незнакомое слово утилизация, т.е. это переработка мусора, хлама, различных отходов. Одним словом утиль. Запомните это, пожалуйста. Если где-то оно вам повстречается, то вы будете знать, что оно обозначает. Посмотрите, что у меня в ведерке. Эти отходы называются пищевыми. Давайте сложим их в это контейнер (контейнер «Пищевые отходы») Они, конечно, не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, возвращают Матушке Земле.

Земля: Я приму пищевые отходы с благодарностью. Крошки склюют птицы, кое-что съедят животные. А что останется – сгниет в почве.

Воспитатель: Это бумага и дерево. Попробуйте их вернуть Земле. Это уже бытовые отходы.

Земля: Я тоже все это приму с благодарностью. И бумагу, и дерево можно сжечь, а золой посыпать землю. Зола - это удобрение, а удобренная земля дает людям хороший урожай овощей, фруктов, ягод.

Воспитатель: Но что бы сжечь этот мусор его нужно отправить на перерабатывающий завод. Всё это мы положим в отдельный контейнер.

Воспитатель: Это стекло. Интересно примет ли его Матушка Земля?

Земля: Нет, нет, я боюсь стекло. Оно губит мою природную среду, ранит. Стекло не гниет и не горит и будет в качестве мусора в земле лежать века вечные, создавая опасность всему живому. Оно мне не нужно.

Воспитатель: Сложим его в отдельный контейнер и отправим на специальный мусороперерабатывающий завод, туда же мы отправим пластиковый бутылки и контейнеры, пакеты. Они тоже не гниют в земле и не горят, а плавятся и выделяющийся дым ядовит и очень опасен. Давайте разложим этот мусор по отдельным контейнерам. И на мусороперерабатывающем заводе всё это используют во второй раз.

Воспитатель: Эти губки я, пожалуй, приберегу, они нам еще пригодятся. Зачем, вы узнаете чуть позже.

Физ. минутка: 

Дети по лесу гуляли за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

На пенечке посидели.

Всюду бабочки летали,

Птички крыльями махали.

Дружно мы похлопаем,

Ножками потопаем.

Мы природу любим? Да!

С ней мы верные друзья! 

Ребята, давайте снимем перчатки, положим их в корзины.

 Предлагаю детям пройти за столы. Дети садятся

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, что решили стать защитниками природы.

Приятно природа смотреть на тебя,

Когда ты здорова и силы полна.

Мы сегодня займемся необычным творчеством. Нам не нужны ни кисти, ни карандаши. Из бросового материала - из губок я сделала штампы для рисования и красивые заготовки бабочек для аппликации. Используя, все это у нас получится красивая картина, которую мы подарим нашей Матушке – Земле. Перед вами фон нашей картины. Я предлагаю это пространство заполнить живой природой. Посмотрите на верхнюю полосу. Какого она цвета? Что она может означать?

Небес воздушное сиянье, плывут куда-то облака,

И солнце землю, освещая сияет людям свысока.

Я предлагаю вам взять эти заготовки, которые сделаны из бросового материала, и посмотреть, на что они похожи? Верно, воздушные, белые, легкие, невесомые. Давайте выберем на небе местечко, аккуратно обмакнем в клей и приклеим их.

Сейчас опустите свой взгляд на нижнюю часть картины. Как вы думаете, почему она зеленого цвета? Верно, Ребята, какого цвета могут быть цветы?

Воспитатель: А чтобы оживить нашу прекрасную природу, давайте в небеса запустим легких, разноцветных очень красивых бабочек. И картина сразу оживет.

3.Заключительная часть.

Ребята, вы очень старались и не ленились,

Цветы, облака на холсте появились.

И взмахом волшебным наших стараний

Бабочки в небе воздушном летают.

Земля: Ребята, спасибо вам за все.

             Если будите Землю беречь,

             Смогу вас тогда накормить, обогреть.

Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Что вы посоветуете своим друзьям и родным, что бы наша Матушка – Земля не болела?

Дети обмениваются объятиями и улыбками

Дети слушают музыку

Ответы детей.

Дети рассуждают: на Земле построено много заводов и фабрик и из их труб опасный дым загрязняет воздух; очень много машин, а они загрязняют воздух; спиливают деревья для строительства, и не подсаживают новых. От этого погибает растительность Земли; люди бросают везде мусор, и Земля становится грязной.

Дети выполняют движения по тексту

На мольберте дети вывешивают картинки под надписями ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Ответы детей.

дети надевают перчатки, берут ведра для мусора и выполняют задание

Дети выполняют движения по тексту

Дети выполняют задание

Дети складывают в контейнер «Бумага. Дерево»

. Дети складывают в контейнеры «Стекло», «Пластик».

Дети выполняют движения по тексту.

Дети снимают перчатки, корзины складываются одна в другую, все убираем.

Голубого

это небо

на облака

это трава

разного цвета

Дети рисуют цветы

Дети наклеивают бабочек

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мусор нам не нужен, мы с природой дружим!"

Охрана природы, попытка решить "мусорную проблему". Формирование основ нравственно-экологических позиций личности. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему....

Конспект беседы по экологическому воспитанию на тему «Раздельный сбор мусора» для детей подготовительной к школе логопедической группы

уточнить знания детей о причинах возникновения мусора,расширению знаний детей о видах и свойствах различного мусора....

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требуе...

Конспект беседы по экологическому воспитанию на тему «Раздельный сбор мусора"

Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает п...

Кратко-срочный проект На тему: «Мусор нам не нужен, мы с природой дружим» (Старшая группа)

Цель проектаСформировать  у  детей  знания  о  разнообразных  видах  деятельности  по  защите природы.  (В  процессе  углубления  и ...

«Мусор Земле не к лицу» НОД в старшей группе по теме раздельного сбора ТБО, и проблемам в сфере обращения с отходами.

Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.Задачи:- закрепить знания детей о свойствах различных матери...

ООД в подготовительной к школе группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами «Мусор Земле не к лицу»

Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.Задачи:- закрепить знания детей о свойствах различных матери...