ООД в подготовительной к школе группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами «Мусор Земле не к лицу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
Задачи:
- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;
- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча);
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;
- мотивировать к раздельному сбору ТБО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_musor_zemle_ne_k_litsu.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Дошкольное отделение
ООД
в подготовительной к школе группе
по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами
«Мусор Земле не к лицу»
Автор:
Молостова Анна Владимировна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Новосибирск, 2024г.
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
Задачи:
- закрепить знания детей о свойствах различных материалов;
- уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
- формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы, компостная куча);
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города;
- мотивировать к раздельному сбору ТБО.
Предварительная работа.
• Прогулки, целевые походы, экскурсии и повседневные наблюдения. Изучение и анализ экологического состояния объектов ближайшего окружения (участка детского сада, двора, парка и т. д.)
• Участие в экологических акциях «Чистый двор», «Чистая улица», «Мы - хозяева Земли», субботники, дни (недели) охраны окружающей среды.
• Помощь дворнику в уборке территории детского сада.
• Проведение опыта «Что произойдет с мусором, если его закопать в землю?»
• Чтение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки».
• Беседы на тему «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)».
• Разучивание стихотворения А. Усачёва «Мусорная фантазия».
• Беседа на тему: "Как наши бабушки и дедушки собирали макулатуру (металлолом)".
• Проведение семейного конкурса поделок из бросового материала (работа в творческой мастерской «Мусорное рукоделие»). Оформление выставки.
• Сюжетно-ролевые, дидактические игры на природоохранные и экологические темы (Лото, Найди пару и т. п.)
• Труд в природе (сбор листьев для компостной ямы, посадка и уход за овощами на огороде и т. д.)
Материал и оборудование.
Большой стол с набором "мусорных вещей"(стеклянные бутылочки и жестяные банки, электрическая лампочка, картонная коробка, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и упаковки, пищевые отходы (сухарик, кожура банана).
Контейнеры для раздельного сбора ТБО с табличками (бумага и картон, стекло, пластик, пищевые отходы, метал).
Подарки Природы на подносе (чаши с почвой, песком, с углем и железной рудой, часть ствола дерева, бутылочка с «нефтью»).
На маленьком столе изделия из природных ресурсов (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий; шкатулки, линейки, тетрадь, альбом; стеклянные бутылки, банки, стакан; пластиковые посуда).
Выставка поделок из бросового материала.
Костюм Матушки Земли ( одежда зеленых и коричневых тонов, большой передник с объемистым карманом).
Музыка природы (пение птиц, Весенний лес и др.)
Дети входят под музыку в зал и встают перед гостями.
Музыка продолжает звучать
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение
Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь поскорей,
Обнимитесь, не стесняйтесь
И порадуйте гостей.
Дети обмениваются объятиями и улыбками
Музыка заканчивается
Посмотрите, гости, пришедшие сегодня к нам в садик тоже заулыбались. Это от того, что им от вас передалось хорошее настроение. Давайте им своим приветствием пожелаем здоровья.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ну а сейчас давайте присядем на стульчики.
(дети садятся на стульчики вдоль стены)
Все внимание на меня, нас ждет очень много важных дел.
Каждый день, всегда, везде
В сквере, в парке, во дворе,
И в саду, и даже дома,
Где нам все уже знакомо,
Поздним вечером и днем
Мы о чем-то узнаем.
Вот я недавно смотрела телепередачу о природе и из нее узнала, что 2017год объявлен годом экологии и защиты окружающей среды. И мне захотелось, чтобы и вы узнали об этом.
На экране меняются картинки с изображением природы.
Воспитатель рассказывает и показывает
Окружает нас среда:
Солнце, воздух, лес, вода,
И ромашковое поле,
Окружает нас с тобою
Синь небес, трава, цветок,
Ветра свежего глоток…
Видеоряд заканчивается стоп-кадр
Чтоб все это сохранить,
Чтоб природе чистой быть,
Нужно нам ее ценить,
Заботой нежной окружать,
Всячески оберегать.
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глазки и послушать
Раздается тревожная музыка.
Ребята, внимательно послушайте звучащую мелодию, и попробуйте почувствовать, какое она передает настроение?
Ответы детей.
Это так! Словно это сигнал бедствия, словно где-то произошла беда, и кто-то взывает о помощи. Это планета Земля просит у нас поддержки и помощи. Но я не могу понять, почему этот сигнал прилетел сквозь эфир к нам. Может быть, вы что-то знаете об этом?
Дети рассуждают:
- На Земле построено много заводов и фабрик и из их труб опасный дым загрязняет воздух.
- Очень много людей пользуются машинами, а они тоже загрязняют воздух
- Многие люди только спиливают деревья для строительства, и не подсаживают новых. От этого погибает растительность Земли.
- люди бросают везде мусор, и Земля становится грязной.
Воспитатель: Верно вы рассуждаете. Я предлагаю вам помочь Земле и стать защитниками природы. Если вы справитесь со всеми поручениями, то вы получите от меня удостоверение защитников природы. Но вы должны мне помочь разобраться, какой бывает природа. Кто помнит – ответит по памяти, кто забыл – тому помогут предметные картинки. Вот они здесь на столике перед вами.
На мольберте дети вывешивают картинки и надписями
ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Растения Солнце
Грибы Воздух
Животные Вода
Бактерии Горы
Человек Песок
Звезды
Почва
А теперь подумайте, может ли процветать живая природа, если неживая природа на планете уже загублена? Например, может ли в плохой загрязненной хламом и мусором земле вырасти растения и грибы (НЕТ)
Смогут ли люди и животные дышать, если воздух загрязнен химическими веществами? (НЕТ)
Можно ли людям использовать загрязненную воду (НЕТ)
Ребенок: Мы пользуемся дарами природы безумно,
Бываем к мольбе ее равнодушны.
Пилим леса, рушим скалы и горы,
В мусорных свалках все наши просторы.
Послушайте, как сердце земное тревожно стучит:
«Спасите меня!»- планета кричит.
Звучит сердцебиение
Входит планета Земля в темной одежде.
Земля: Здравствуйте!
Я ваша планета
Зовусь я Землей.
Еще величают природной средой.
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега
Все это вплелось в завитки моих кос,
Похожих на ветви российских берез.
Ребенок: Тебя мы узнали, знакомы с тобой
Но тайну свою нам сегодня раскрой.
Отчего так тревожно сердечко стучит,
И от чего такой больной вид?
Земля: Скажу свою боль,
Терпеть нет уж сил,
Поверхность мою
Мусор укрыл…
Звучит тревожная музыка
Убирает покрывало с мусора
Гляньте вокруг, на реке берега,
На них горы мусора, словно стога.
Под кустик в лесу загляните и там
Горой оставляют туристы свой хлам.
Поля не цветут, а чернеют там свалки,
Бутылки, колеса, бетонные балки…
Я в ранах смертельных, спасать меня надо!
Я помощи вашей, друзья, буду рада.
Ребенок: Но как же помочь тебе добрая Мать.
Скажи нам Земля, как тебя нам спасать.
Земля: Нельзя дети медлить
Ни часа, ни дня…
Вы мусор быстрей
Уберите с меня.
Земля присаживается в центре круга из мусора
Воспитатель: Давайте, непременно, поможем Матушке- Земле, если каждый человек наведет порядок около своих домов и впредь не будет где попало разбрасывать мусор, то Земля выздоровеет и зацветет. Ребята, давайте с вами всем покажем, как нужно выполнять такое трудовое поручение. Чтобы не заболеть при такой грязной работе люди должны надевать перчатки (дети надевают), взять корзин и ведра для мусора и выйти на уборку территории
Физкультминутка:
Мы по улице идем,
На которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки
Осторожно соберем.
Что в ведро, а что в корзину. встают
Наклоняем дружно спину. наклоняются
Будем дружно мы трудиться,
Не привыкли мы лениться.
Земля в это время меняет наряд на светлый.
Звучит музыка
Земля: Вот спасибо, угодили,
Хоть чуть-чуть, но подлечили.
Изменился внешний вид
Он не черный и гнетущий,
А зеленый и цветущий.
Воспитатель: Да, теперь Земля чистая, цветущая. Посмотрите (воспитатель показывает на Землю). Это все благодаря вам.
А я вам предлагаю пройти к этому столу и рассортировать мусор по контейнерам, приготовить его для утилизации, а кое-что вернуть Матушке Земле. Ребята, вы услышали незнакомое слово утилизация, т.е. это переработка мусора, хлама, различных отходов. Одним словом - утиль. Запомните это, пожалуйста. Если где-то оно вам повстречается, то вы будете знать, что оно обозначает.
Сейчас поставьте ваши корзиночки на пол около своих ног и будьте очень внимательны.
Вот посмотрите, что у меня в ведерке. Эти отходы называются пищевыми. Давайте сложим их в это контейнер (контейнер «Пищевые отходы») Они, конечно, не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, возвращают Матушке Земле.
Земля: Я приму пищевые отходы с благодарностью. Крошки склюют птицы, кое-что съедят животные. А что останется – сгниет в почве.
Воспитатель: Это бумага и дерево. Попробуйте их вернуть Земле. Это уже бытовые отходы.
Земля: Я тоже все это приму с благодарностью. И бумагу, и дерево можно сжечь, а золой посыпать землю. Зола - это удобрение, а удобренная земля дает людям хороший урожай овощей, фруктов, ягод, но чтоб сжечь этот мусор его нужно отправить на перерабатывающий завод. Всё это мы положим в отдельный контейнер.
Дети складывают в контейнер «Бумага. Дерево»
Воспитатель: А это стекло. Интересно примет ли его Матушка Земля?
Земля: Нет, нет, я боюсь стекло. Оно губит мою природную среду, ранет. Стекло не гниет и не горит и будет в качестве мусора в земле лежать века вечные, создавая опасность всему живому. Оно мне не нужно. Сложим его в отдельный контейнер и отправим на специальный мусороперерабатывающий завод, туда же мы отправим пластиковый бутылки и контейнеры, пакеты. Они тоже не гниют в земле и не горят, а плавятся и выделяющийся дым ядовит и очень опасен. Давайте разложим этот мусор по отдельным контейнерам. И дальше на мусороперерабатывающем заводе всё это используют во второй раз.
Дети складывают в контейнеры «Стекло», «Пластик».
Воспитатель: А эти губки я, пожалуй, приберегу, они нам еще пригодятся. Зачем, вы узнаете чуть позже. Ребята, давайте снимем перчатки, положим их в корзины.
Дети снимают перчатки, корзины складываются одна в другую, все убираем.
Я предлагаю вам пройти на свои места.
Дети садятся
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, что решили стать защитниками природы.
Давайте посмотрим рекламный ролик, он тоже нам поможет разобраться, как нужно сортировать отходы, чтобы сберечь природу от мусора
Дети просматривают видеоролик.
Воспитатель: Вот так убирая мусор в своих жилых помещениях, около своих домов мы с вами помогаем нашей Земле, чтобы она была чистой и цветущей.
Приятно природа смотреть на тебя,
Когда ты здорова и силы полна.
Мы с детьми хотим нарисовать твой замечательный пейзаж.
Земля: Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
Дети: Это изображение природы
Воспитатель: Мы сегодня займемся необычным творчеством. Давайте пройдем на рабочее место.
Дети проходят на рабочее место.
Нам не нужны ни кисти, ни карандаши. Из бросового материала - из губок я сделала штампики для рисования и красивые заготовки бабочек для аппликации. Используя, все это у нас получится красивая картина. Перед вами фон нашей картины. Я предлагаю это пространство заполнить живой природой. Посмотрите на верхнюю полосу. Какого она цвета? (голубого) Что она может означать? (это небо)
Небес воздушное сиянье,
Плывут куда-то облака,
И солнце землю, освещая
Сияет людям свысока.
Я предлагаю вам взять эти заготовки, которые сделаны из бросового материала, и посмотреть, на что они похожи (на облака). Верно, воздушные, белые, легкие, невесомые. Давайте выберем на небе местечко, аккуратно обмакнем в клей и приклеим их.
Идет работа
А сейчас опустите свой взгляд на нижнюю часть картины. Как вы думаете, почему она зеленого цвета? (это трава). Верно,
Трава молодая, в блестящих росинках,
Приют муравьишек, жучков, паутинок.
Не навредите, не растопчите,
А лучше цветов вы в нее посадите
Ребята, какого цвета могут быть цветы? (разного цвета). А я предлагаю вам нарисовать цветок белого цвета. Он растет в наших полях и садах. А как он называется, вы сейчас догадаетесь.
На дрожащем, тонком стебелёчке
Яркость солнца и соцветья лета.
В белую и нежную одежку,
Желтое сердечко разодето.
Дети: Этот цветок называется ромашка (рассматривают картинку)
Дети рисуют
Воспитатель: А чтобы оживить нашу прекрасную природу, давайте в небеса запустим легких, разноцветных очень красивых бабочек. И картина сразу оживет.
Звучат звуки природы на фоне спокойной музыки.
Дети берут бабочек и приклеивают их.
Воспитатель и Земля показывают картину. Дети рассматривают
Воспитатель: Ребята, вы очень старались и не ленились,
Цветы, облака на холсте появились.
И взмахом волшебным наших стараний
Бабочки в небе воздушном летают.
Вы такие молодцы. Я вас убедила, что бытовой мусор может быть нужным? Сейчас я это докажу и во второй раз.
Ребята, посмотрите какие красивые поделки можно сделать. (дети подходят к столику на котором выставка поделок из бросового материала). Вот, посмотрите веер. Как вы думаете из чего он сделан? (ответы). А вот корзина…..т.д.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам пройти на свои места.
Дети садятся
Воспитатель: Ребята, я не перестаю восхищаться нашими картинами. А давайте одну картину оставим в д/с и будем ею любоваться, а вторую - подарим Матушке-Земле
Земля: Ребята, спасибо вам за все.
Если будите Землю беречь,
Смогу вас тогда накормить, обогреть.
Я к вам не с пустыми руками пришла,
Я вот, что в подарок для вас принесла.
- В нашей земле много разных богатств-
Песок, уголь, нефть, гранит и алмаз.
Храню я все в недрах,
Коль нужно берите,
Но щедрость мою
Хоть чуть-чуть вы цените.
Как называются эти дары?
Эти дары называются ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
Выставляется таблички
- А вот древесина, она так важна
И для хозяйства, конечно, нужна.
Мебель, бумага, скамья и забор,
И деревянный на доме узор.
Из дерева стройте терассу, крыльцо….
Не забудьте взамен посадить деревцо.
Как называются эти дары?
Это ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ.
- Еще я воды ключевой вам дарю.
И вас за заботу благодарю. ПРЕСНАЯ ВОДА
Да, верно. Об этом мы говорили на предыдущих встречах, и вы все знаете. А помните, как нужно использовать все эти богатства?
Дети: Бережно, экономно
Богат у здоровой земли урожай,
А сейчас дары ты в награду скорей принимай.
Я вкусы узнала, что любите вы
И вам предлагаю я выбрать плоды.
Звучит музыка.
На экране меняются картинки с фруктами
Земля угощает детей(они с вазы берут разные фрукты и называют: желтый банан, красное яблоко, оранжевый апельсин, зеленое яблоко и т.д. Воспитатель угощает гостей
Воспитатель: Давайте поблагодарим за угощения. Ребята, как одним словом называются все эти дары Земли? (Фрукты)
Фруктовой радуги цвета
Нам настроенье создают,
А знанья, те, что получили,
Конечно, даром не пройдут.
Слайды выключаются, музыка умолкает.
Земля: А это я сейчас проверю….
- ребята, что такое окружающая среда? (это природа)
- какой бывает природа? (природа бывает живой и неживой)
- от чего нужно ее оберегать? (от мусора и загрязнения)
- а как нужно относиться к природе и ее дарам? (бережно, экономно)
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вы все теперь знаете и многое умеете. А теперь, как и обещала, я вручаю вам настоящий документ.
Звучит музыка
Воспитатель раздает удостоверения.
Воспитатель: А сейчас прочитайте, кем вы являетесь для Матушки Земли?
Дети читают ДЕТИ - ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ.
Воспитатель: Да, вы дети Земли
Земля наша мать,
Заботой должны мы ее согревать.
Земля: Дети я вас поздравляю с этим великим званием и благодарю вас за полезное и приятно проведенное с вами время.
Воспитатель: Ну а гостей мы благодарим за внимание. – вместе
Звучит музыка
Дети друг за другом по музыку уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной области «Познание» разделу «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе . Тема: «Подземные богатства земли Саратовской области".
Знакомство с полезными ископаемыми Саратовской области (нефть, газ, известняк, глина, песок)....
Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «У войны не детское лицо»
Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны. Познакомить детей с событиями Великой...
Конспект беседы по экологическому воспитанию на тему «Раздельный сбор мусора» для детей подготовительной к школе логопедической группы
уточнить знания детей о причинах возникновения мусора,расширению знаний детей о видах и свойствах различного мусора....
НОД по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами "Мусор нам не нужен! Мы с планетой дружим!"
Цель: расширение и углубление знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи:Обучающие: закрепить знания детей о свойствах разли...
Конспект беседы по экологическому воспитанию на тему «Раздельный сбор мусора"
Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает п...
«Мусор Земле не к лицу» НОД в старшей группе по теме раздельного сбора ТБО, и проблемам в сфере обращения с отходами.
Цель – расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.Задачи:- закрепить знания детей о свойствах различных матери...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема «СлавнА богатырями земля русская»
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становит...