Чудо-капелька
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6
муниципальное образование Усть-Лабинский район
Конспект
Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
на тему «Чудо - капелька»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ №6
Горлач К.А.
Г. Усть-Лабинск
Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе на тему «Чудо - капелька»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на значение воды в нашей жизни.
Задачи.
Образовательные:
- Закрепить знания об агрегатном состоянии воды;
- Систематизировать знания детей о воде и её свойствах;
- Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.
Развивающие:
- Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
*Развивать память, мышление, внимание, речь, творческое воображение;
*Развивать навыки опытно - экспериментальной деятельности;
*Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
- Воспитывать бережное отношение к воде;
*Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов;
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», « Художественно - эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Тип, форма и методы используемые в образовательной деятельности:
Формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип: комбинированный.
Метод: словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный. Форма: фронтальная, подгрупповая.
Активизация словаря: слова, обозначающие свойства воды; жидкая, прозрачная, растворитель, бесцветная.
Материалы и оборудования:
Кукла - Сова, капелька из картона, клеёнка на стол, фломастеры, карандаши, восковые мелки, стикеры, канбан - доска, стаканчики пластиковые, соломинки, молоко, ложки, сахар, соль.
Ход образовательной деятельности воспитателя с детьми.
- Создание эмоционально положительного фона.
Воспитатель: Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу «Доброе утро!». Я желаю вам сегодня узнать много нового и интересного.
- Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, пока мы приветствовали друг друга, мне показалось, что в окошко кто - то постучал. Надо посмотреть.
( Воспитатель подходит к окну одевает на руку куклу - Сову. В клюве у совы капелька, вырезанная из картона).
Воспитатель: Ой, ребята, да это - же сама Совушка - сова умная голова к нам прилетела. А в своём клюве она что - то нам принесла.
(Совушка отдаёт воспитателю капельку).
Сова: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй Совушка - сова, умная голова!
Воспитатель: Ребята, а что нам Совушка принесла?
Дети: Капельку.
Воспитатель: А из чего состоит капелька?
Дети: Из воды.
Воспитатель: Правильно, из воды.
Послушайте стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Н. Рыжова
- Мотивация к деятельности.
Воспитатель: Ребята, а что такое вода?
Дети: Мы её пьём, она течёт в кране, вода есть в реке, в море, в океане...
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения, чтобы не засохли.
Воспитатель: А вода нужна только человеку?
Дети: Вода нужна всем: животным, рыбам, птицам, насекомым, растениям.
- Решение проблемной ситуации.
Сова: Ребята, я незря пришла к вам с капелькой. Я хочу больше узнать о ней. Вы сказали что она состоит из воды. А что такое вода, что она умеет?
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Совушке больше узнать о воде.
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас пройти в лабораторию. А наши гости тоже посмотрят на нашу работу.
(Воспитатель усаживает Сову и капельку на полочку, для наблюдения за работой детей. Дети подходят к столам).
Воспитатель: Итак, теперь мы с вами исследователи. У каждого вещества можно обнаружить особые свойства. Но для этого надо быть внимательными и терпеливыми. Эти качества нужны человеку, который занимается опытно - экспериментальной деятельностью. А у вас есть такие качества? Вы хотите стать исследователями?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнём.
5.Выполнение действий (заданий).
Воспитатель: Ребята, а вы любите умываться, мыть руки водой.
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте перед работой поиграем с нашими пальчиками, помоем их водой.
Пальчиковая гимнастика «Умывалочка».
Мы намылим наши ручки,
(Круговыми движениями трут одну ладошку о другую).
Раз, два, три. Раз, два, три.
(Два раза выполняют по три ритмичных хлопка).
А над ручками как тучки,
(Выбрасывают руки вверх).
Пузыри, пузыри.
(Четыре ритмичных прыжка, руки на поясе).
Н.В.Нищева
Воспитатель: А теперь с чистыми руками можно приступать к работе.
Опыт №1: «Вода - жидкость»
Дать детям два стаканчика: один - с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся?
Дети: Вода льётся, потому что она жидкая.
Воспитатель: Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга. Итак, вода какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «У воды нет запаха»
(Воспитатель предлагает детям понюхать воду).
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода?
Дети: Она не пахнет.
Воспитатель: Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3: «У воды нет вкуса»
(Предложить детям через соломинку попробовать воду).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, есть ли у воды вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №4: «Вода прозрачная»
(Перед детьми стоят два стаканчика: один - о водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положены ложки).
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка?
Дети: С водой.
Воспитатель: Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в э том стаканчике видна ложка?
Воспитатель: Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжать
Опыт №5: «Вода - растворитель»
Воспитатель: Чтобы перейти к другому опыту нужно отгадать загадки. Белый камень в воде тает.
(Сахар)
В воде родится,
А воды боится.
(Соль).
Воспитатель: Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Предлагаю вам это проверить.
(Дети переходят к столу, на котором расположены стаканы с водой и тарелочки с сахаром и солью. В первом стакане дети растворяют сахар. Детям предлагается попробовать раствор - он сладкий. Во втором стакане растворяют соль. Детям предлагается попробовать раствор - он солёный).
Воспитатель: Ребята, какая на вкус была у вас вода?
Дети: Солёная и сладкая.
Воспитатель: Итак, мы определили ещё одно свойство воды - она растворитель.
Опыт №6 «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»
(Детям предлагаются стаканчики с водой разной температуры. Ребята пальчиком пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, самая тёплая).
Воспитатель: Мы, проделав этот опыт, можем сделать вывод: вода бывает разной температуры.
6. Рефлексия, анализ результата деятельности.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а нужно беречь воду?
Дети: Да, не загрязнять реки, моря, озёра. Не лить по напрасно воду и т. д.
Воспитатель: Ребята, проделав ряд опытов, мы с вами много узнали интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, вода жидкая, не имеет запаха и вкуса, может быть прозрачной, может растворять некоторые вещества, она бывает холодной, тёплой, горячей. Совушка - сова умная голова, тебе понравились наши опыты с водой. Ты поняла, из чего состоит капелька, которую ты нам принесла.
Совушка: Да! Спасибо ребята, вы очень мне помогли. Я много узнала о воде и её свойствах. Но мне пора возвращаться домой.
Воспитатель: Совушка - сова, возьми капельку воды с собой в лес, она тебе пригодится. Ведь никто не может обойтись без воды.
Совушка: Спасибо, ребята, я теперь это поняла. До свидания.
(Совушка улетает в окошко).
Воспитатель: Скажите, а что было сегодня для вас самым трудным? (Высказывания детей).
Воспитатель: А самым лёгким?
(Высказывания детей).
Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось?
(Высказывания детей).
Воспитатель: А что вы расскажите своим родителям дома?
(Высказывания детей).
Кайдзен технологии.
Воспитатель: Мне хочется, чтобы вы поделились своими знаниями, рассказали родителям, что мы сегодня делали интересного. А чтобы всего этого вы не забыли, я вам предлагаю нарисовать это на стикерах и повесить на нашу доску - напоминалочку. А вечером, уходя домой, вы снимите свои рисунки и дома об этом расскажите.
(Дети рисуют на стикерах признаки воды. Все, что им понравилось и запомнилось. Развешивают рисунки на канбан доске в раздевалке).
Используемая литература:
«Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»
Н.В.Нищева
«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
Т.М.Бондаренко
«Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
Н.В.Нишева
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной деятельности ЧУДО КАПЕЛЬКИ в средней группе экологическое воспитание
экологический проект...
"ЧУДО - КАПЕЛЬКА" Музыкальная сказка о нотах
Музыкальная сказка о нотах "Чудо - капелька" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по экологии " Чудо капелька" (вторая младшая группа)
Конспект НОД по экологии " Чудо капелька" ( вторая младшая группа) .Цель этого конспекта обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни....
НОД в старшей группе "Чудо-капелька"
Окружающий нас мир широк и разнообразен, ребенок существо любопытное и чем больше он узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но лучше всего...
Чудо - Капелька
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической эт...
НОД по экологии «Чудо-капелька»
НОД по экологии«Чудо-капелька»Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное от...