КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» НА ТЕМУ: «В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Цель: создание условий для закрепления знаний о грибах.

Задачи:

- Уточнять и расширять представления детей о грибах, с особенностями внешнего вида и произрастания.

- Продолжать знакомить детей с природным явлением – «грибной дождь».

- Закрепить правила поведения в природе и правила сбора грибов.

- Формировать умение выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при решение проблемной ситуации, взаимодействовать с воспитателем и сверстниками;

- Активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас.

- Развитие внимания, быстроты реакции.

- Воспитывать бережное отношения к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

- Приобщение детей к русской народной культуре через устный народный фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_v_les_za_gribami.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

НА ТЕМУ:

«В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ»

Составила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Ермолаева Т.Ф.

2021 г.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: создание условий для закрепления знаний о грибах.

Задачи: 

- Уточнять и расширять представления детей о грибах, с особенностями внешнего вида и произрастания.

- Продолжать знакомить детей с природным явлением – «грибной дождь».

- Закрепить правила поведения в природе и правила сбора грибов.

- Формировать умение выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при решение проблемной ситуации, взаимодействовать с воспитателем и сверстниками;

- Активизировать речевую деятельность, расширять словарный запас.

- Развитие внимания, быстроты реакции.

- Воспитывать бережное отношения к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

- Приобщение детей к русской народной культуре через устный народный фольклор.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: чтение стихов, рассказ ребёнка о явлении в природе, исследование объекта окружающего мира, дидактическая игра, музыкально-ритмические движения, слушание песни.

Оборудование: мультимедийный проектор, ширма, солнце, голубая ткань с аппликацией тучи и капель, радуга, зонт, корзина, фотоаппарат, зелёная ткань, иллюстрации с изображением грибов, ёлки, берёза, осина, муляжи грибов, раскраски с изображением грибов.

Предварительная работа: познавательно-исследовательский проект «Грибочки в кузовочке».

Содержание образовательной деятельности

Дети в русских народных костюмах входят в зал. Стоит ширма, на ней ткань с изображением тучи и каплей дождя. Из-за тучи выглядывает солнце. Видна радуга. Звуки дождя. Воспитатель прислушивается.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Дождь.

Воспитатель открывает большой зонт, приглашает детей спрятаться от дождя.

Воспитатель: Бегите все под зонт, чтобы не промокнуть!

Все вместе проговаривают закличку про дождь.

Все:

Дождик, дождик, пуще:

Будет травка гуще,

Вырастут грибочки

Под кустом в лесочке.

Дождик, дождик, веселей!

Сад из леечки полей!

Вырастут цветочки

У меня в садочке!

Воспитатель: Вот и дождик перестал.

Воспитатель закрывает зонт. Раздвигает тучи. Из-за туч появляется солнце. Все вместе проговаривают закличку про солнышко, выполняя движения по тексту.

Все:

Солнышко-ведрышко, (ладошки с растопыренными пальцами складывают друг на друга, шевеля пальцами)

Выгляни в окошечко! (ладонь правой руки прикладывают ко лбу ребром)

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись! (ладошки с растопыренными пальцами складывают друг на друга, шевеля пальцами)

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить! (грозят пальцем)

Радуга-дуга,

Hе давай дождя! (над головой соединяют пальцы обеих рук, изображая дугу)

Давай солнышка –

Колоколнышка. (ладошки с растопыренными пальцами складывают друг на друга, шевеля пальцами)

Дети садятся на стульчики.

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы заметили то, что  когда шёл дождь, светило солнышко? Как называется такой дождь.

Ребёнок 1:

Грибной дождь никогда не бывает ливневым и всегда идет тогда, когда светит солнце. Он обычно спокойный и мелкий. Писатель Николай Сладков сравнивает грибной дождь с теплым душем «через частое ситечко».

Воспитатель: «Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы» - писал Паустовский.

Воспитатель: А где растут грибы?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Давайте пойдём в лес за грибами!

Дети: Да.

Воспитатель: Вспомним правила поведения в лесу.

Дети: В лесу не шуметь, не мусорить, не ломать ветки, не разорять гнёзда, не забирать животных домой.

Воспитатель: Давайте вспомним, как правильно собирать грибы?

Ребёнок 1: Собирать только известные вам грибы.

Ребёнок 2: При собирании грибов, нужно использовать только ножик, срезая гриб, а не вырывая его из земли.

Ребёнок 3: В случае отсутствия ножа, гриб осторожно выкручивай или сломай ножку, оставляя часть ножки в земле.

Ребёнок 4: Не собирать старые, плесневые, сухие, переросшие грибы, с личинками.

Ребёнок 5: Не бери грибы около шоссейных дорог.

Ребёнок 6: Не уничтожай ядовитые грибы. Они служат лекарством для животных.

Воспитатель: Желательно собирать грибы в корзину.

Дружно все встаём, и корзиночку берём.

Звучит русская народная  мелодия. Дети идут за воспитателем к центру зала.

Воспитатель:

Брызжет дождик всё сильней.

В лес пора идти скорей.

Там, небось, на каждой кочке

Повылазили грибочки.

Как бы нам успеть, пока

Нет там Санька-грибника.

Он глазастый – так и знай:

Соберёт весь урожай!

Сыроежки и маслята,

Грузди, рыжики, опята.

Дети пришли на полянку (ширма, укрытая зелёной тканью, вверху грибы).

На экране изображение леса.

Воспитатель: Однажды ранним утром на лесной полянке собрались грибы. То ли у них был праздник, то ли просто они решили повеселиться, но собралось их видимо-невидимо. И кого тут только не было….

Звучит песня грибов. Дети читают стихи, показывая грибы на картинке. Воспитатель фотографирует грибы.

Ребёнок 2:

Груздь стоит в широкой шляпе.
Дождевых он полон капель.
В нём, как в тазике, жучок
Постирал свой пиджачок.

Щемерова Римма

Ребёнок 3:

Белый гриб боровик
Всех грибов отличнее:
Богатырь-лесовик
С головой коричневой.

Алексеев Е.

Ребенок 4:

Сыроежки хороши —
Хоть картину с них пиши.
Жёлтые
И красные,
Все такие разные.
Есть любой в палитре цвет!
Краски есть,
А кисти нет.

Ерошин А

Ребёное 5:

Опенок не любит расти в одиночку —
С ним рядышком вместе — сыночек и дочка,
И дядя, и тетя, и бабка, и дед…
Вы лучше спросите, кого же там нет!

Пидевич Инга

Ребёнок 6:

Шампиньон в луга влюблён,
в белой шляпе ШАМПИНЬОН.
Шляпа снизу розовата,
а не белая от яда.
У лесного шампиньона
шляпа чуточку темней.
Сероватая корона
нарисована на ней.

Насимович Ю.

Ребёнок 7:

На деревьях есть жильцы:
Шляпы носят хитрецы.
До чего же хороши!
Хоть картины с них пиши!

Ребёнок 8:

Маслёнок гриб не робок
И красив собой.
У песчаных тропок
Топчется толпой.
Любит лес сосновый,
Лучше молодой.
Лес ему еловый
Тоже как родной.
В мокрую погоду
Скользкий очень он,
Не ухватишь сходу —
Ускользает вон.

Киря Борис

Воспитатель: Расшумелись грибы, расплясались. Неизвестно, сколько бы продолжалось это веселье, но вдруг где-то вдали раздалось протяжное:

Дети: Ау-у-у-у!

Дети: Ау!

Воспитатель: Откликнулось из чащи.

Дети: Ау!

Воспитатель: Отозвалось с другого конца леса.

Как вскопанные остановились грибы: знали они, что значит это «ау».

Воспитатель: Что же означает «ау» в лесу?

Дети: Люди пришли в лес и кличут друг друга.

Воспитатель: А зачем люди пришли в лес?

Дети: За грибами, ягодами.

Воспитатель: А как называют людей, которые собирают грибы?

Дети: Грибники.

Воспитатель:

- Спасайся, кто может! – крикнул старый Груздь и первый бросился наутёк, в траве спрятался. (Воспитатель прячет гриб за траву)

Боровик, забыв о своей солидности, помчался в чащу, залез под ель и затаился. (Прячет гриб под ёлкой)

В панике метались Сыроежки, разбежались они по всему лесу, то тут, то там мелькали их яркие сарафаны. (Прячет гриб возле экрана)

Опята всей семьёй к пеньку прижались. (Прячет грибы на пне)

Те грибы, что попрятались под берёзами, так и стали называться Подберёзовиками, а те, что под осинами, - Подосиновиками. (Прячет грибы под берёзой и под осиной)

Шампиньон убежал из леса в луга. (Прячет гриб на полянке)

Чудак Трутовик с испугу на дерево залез, да так и остался, прижился там. (Прячет гриб на дереве)

Маслята гурьбой кинулись под сосны и ели. (Прячет грибы под ёлкой)

Не испугался один Мухомор, остался стоять на видном месте. Знает Мухомор, что никому он не нужен, разве только неудачливый грибник с досады пнёт его ногой или собьёт палкой.

Воспитатель: А мы Мухомор возьмём с собой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему мы Мухомор не возьмём?

Дети: Мухомор – ядовитый гриб.

Ребёнок 9:

Мухомор — красивый гриб,
Только очень ядовит.
Лоси лишь его едят
И при этом говорят:
— Нет надёжнее микстуры:
Съел — и нет температуры.
Лечит коклюш и бронхит,
Съел — и горло не болит!
Мухомор — целебный гриб,
Он для нас не ядовит.

Трусов Василий

Воспитатель: Мухомор мы не возьмём и сбивать его палкой не будем, потому что он нужен заболевшим животным, как лекарство.

С тех пор грибы не собираются на большие сборища, а по-семейному водят хороводы – маслята с маслятами, боровики с боровиками.

Воспитатель: Ребята, пойдём собирать грибы.

Дети встают в круг. Корзину ставят по центру. На полу грибы.

Физкульминутка «Грибы под дубом»

На поляне дуб зелёный (поднимают руки вверх, разводят пальцы)

Потянулся к небу кроной (тянутся на носочках)

Он на ветках среди леса (покачивают руками)

Щедро жёлуди развесил.

А внизу грибы растут (наклоняются вперёд)

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйтесь (собирают «грибы»)

За грибами наклоняйтесь.

Игра «Собери грибы»

Воспитатель: Ой, ребята, сколько здесь грибов! Соберём грибы в корзину. Только внимательно собирайте.

Дети собирают грибы. Среди грибов мухоморы. Звучит мелодия.

Воспитатель: Как много мы собрали грибов! Проверим, съедобные грибы вы собрали или нет.

Воспитатель проверяет грибы в корзинке. Если там лежит мухомор, убирает.

Воспитатель: А теперь пора возвращаться домой.

Звучит русская народная мелодия.

Все:

Сто грибов в лесу найдём,

Обойдём полянку.

В кузовок мы не возьмём

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Ёлки и осинки

И хорошие грибы

Соберём в корзинки.

  1. Рефлексия

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Куда мы сегодня ходили?

Дети: Мы ходили в лес.

Воспитатель: Зачем мы ходили в лес?

Дети: За грибами.

Воспитатель: А как нас можно назвать?

Дети: Грибники.

Воспитатель: Когда грибы начинают хорошо расти?

Дети: После дождя.

Воспитатель: Про какой дождь говорят, что он «грибной»?

Дети: Когда идёт мелкий дождь и светит солнце.

Воспитатель: Что мы увидели на полянке в лесу?

Дети: Грибы.

Воспитатель: Какие грибы вы запомнили?

Дети: Грузди, маслята, опята, подосиновики, подберёзовики, мухомор, сыроежки.

Воспитатель: Почему грибы спрятались?

Дети: Услышали «ау».

Воспитатель: И стали расти грибы в укромных местах. В каких?

Дети: Под деревьями (ель, берёза, осина), в траве, на лугу, на дереве.

Воспитатель: Набрали мы полную корзину грибов. Что же можно приготовить из грибов.

Дети: Пирожки, суп, засолить, пожарить.

Воспитатель: Как называют пирожки с грибами?

Дети: Грибные.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в группу. В группе мы раскрасим фотографии грибов, сделанные в лесу.

Воспитатель достаёт из корзинки раскраски с изображением грибов и показывает детям.

Материал для заучивания

Все:

Дождик, дождик, пуще:

Будет травка гуще,

Вырастут грибочки

Под кустом в лесочке.

Дождик, дождик, веселей!

Сад из леечки полей!

Вырастут цветочки

У меня в садочке!

Все:

Солнышко-ведрышко, (ладошки с растопыренными пальцами складывают друг на друга, шевеля пальцами)

Выгляни в окошечко! (ладонь правой руки прикладывают ко лбу ребром)

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись! (ладошки с растопыренными пальцами складывают друг на друга, шевеля пальцами)

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить! (грозят пальцем)

Радуга-дуга,

Hе давай дождя! (над головой соединяют пальцы обеих рук, изображая дугу)

Давай солнышка –

Колоколнышка. (ладошки с растопыренными пальцами складывают друг на друга, шевеля пальцами)

Ребёнок 1:

Грибной дождь никогда не бывает ливневым и всегда идет тогда, когда светит солнце. Он обычно спокойный и мелкий. Писатель Николай Сладков сравнивает грибной дождь с теплым душем «через частое ситечко».

Ребёнок 1: Собирать только известные вам грибы.

Ребёнок 2: При собирании грибов, нужно использовать только ножик, срезая гриб, а не вырывая его из земли.

Ребёнок 3: В случае отсутствия ножа, гриб осторожно выкручивай или сломай ножку, оставляя часть ножки в земле.

Ребёнок 4: Не собирать старые, плесневые, сухие, переросшие грибы, с личинками.

Ребёнок 5: Не бери грибы около шоссейных дорог.

Ребёнок 6: Не уничтожай ядовитые грибы. Они служат лекарством для животных.

Брызжет дождик всё сильней.

В лес пора идти скорей.

Там, небось, на каждой кочке

Повылазили грибочки.

Как бы нам успеть, пока

Нет там Санька-грибника.

Он глазастый – так и знай:

Соберёт весь урожай!

Сыроежки и маслята,

Грузди, рыжики, опята.

Ребёнок 2:

Груздь стоит в широкой шляпе.
Дождевых он полон капель.
В нём, как в тазике, жучок
Постирал свой пиджачок.

Щемерова Римма

Ребёнок 3:

Белый гриб боровик
Всех грибов отличнее:
Богатырь-лесовик
С головой коричневой.

Алексеев Е.

Ребенок 4:

Сыроежки хороши —
Хоть картину с них пиши.
Жёлтые
И красные,
Все такие разные.
Есть любой в палитре цвет!
Краски есть,
А кисти нет.

Ерошин А

Ребёное 5:

Опенок не любит расти в одиночку —
С ним рядышком вместе — сыночек и дочка,
И дядя, и тетя, и бабка, и дед…
Вы лучше спросите, кого же там нет!

Пидевич Инга

Ребёнок 6:

Шампиньон в луга влюблён,
в белой шляпе ШАМПИНЬОН.
Шляпа снизу розовата,
а не белая от яда.
У лесного шампиньона
шляпа чуточку темней.
Сероватая корона
нарисована на ней.

Насимович Ю.

Ребёнок 7:

На деревьях есть жильцы:
Шляпы носят хитрецы.
До чего же хороши!
Хоть картины с них пиши!

Ребёнок 8:

Маслёнок гриб не робок
И красив собой.
У песчаных тропок
Топчется толпой.
Любит лес сосновый,
Лучше молодой.
Лес ему еловый
Тоже как родной.
В мокрую погоду
Скользкий очень он,
Не ухватишь сходу —
Ускользает вон.

Киря Борис

Ребёнок 9:

Мухомор — красивый гриб,
Только очень ядовит.
Лоси лишь его едят
И при этом говорят:
— Нет надёжнее микстуры:
Съел — и нет температуры.
Лечит коклюш и бронхит,
Съел — и горло не болит!
Мухомор — целебный гриб,
Он для нас не ядовит.

Трусов Василий

Физкульминутка «Грибы под дубом»

На поляне дуб зелёный (поднимают руки вверх, разводят пальцы)

Потянулся к небу кроной (тянутся на носочках)

Он на ветках среди леса (покачивают руками)

Щедро жёлуди развесил.

А внизу грибы растут (наклоняются вперёд)

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйтесь (собирают «грибы»)

За грибами наклоняйтесь.

Все:

Сто грибов в лесу найдём,

Обойдём полянку.

В кузовок мы не возьмём

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Ёлки и осинки

И хорошие грибы

Соберём в корзинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Как дикие звери готовятся к зиме".

Закрепить знания детей от диких животных, сформировать у детей представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период. Воспитать любознательность, любовь к природе и бережное...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие» (введение в математику) «Проделки Метелицы»

Возрастная группа: средняяТема: «Проделки Метелицы»Образовательная область: Познавательное развитиеЦель:создать условия для формирования устойчивого интереса к математическим знаниям на ос...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней группе. Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП Тема: «Солнечная полянка»

 Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней  группе. Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП Тема: «Солнечная полянка»...

Конспект по организации непосредственной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «познавательное развитие» Тема «Как животные родного края готовятся к зиме»

расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни, о том где они живут;-формировать навыки мыслительной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Сказочный лес».

Упражнять в соизмерении предметов по величине (длине и цвету)Формировать представление детей о весе предметов и сравнении их путём взвешивания на ладонях, обозначать результаты сравнения сло...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Порядковый счет в пределах 4»

Цель: закрепление счета в пределах 4Задачи:I. Образовательные:- формировать умение различать количественный и порядковый счет;- ввести в активную речь детей понятия «сколько», «котор...