Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по блоку «Круглый год народный месяцеслов»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_na_2020-2021_uch.god_narodnyy_kalendar.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по блоку «Круглый год народный месяцеслов»
Введение. Воспитателям важно знать:
Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.
– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.
– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.
– Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.
Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.
№ п/п | Темы занятий | Программные задачи | Содержание |
Сентябрь | |||
1 | Знакомство детей с народным календарем | Формировать у детей: чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение народного календаря. Рассказать, как с помощью примет люди узнавали погоду, сроки посева и уборки урожая | Рассматривание календарей, книги «Народный календарь». Рассказы воспитателя о народных праздниках, традициях, приметах. |
2 | «Фекла свекольница» НОД ознакомление с окружающим миром «Свекла – древний овощ» | Познакомить с особенностями природы в день народного календаря. «Феклы – свекольницы», с которого начинается уборка свеклы. Показать значимость трудовой деятельности людей, занимающихся выращиванием овощных культур | Дидактическая игра «Вершки да корешки. Загадывание загадок о свекле. Конкурс детского рисунка "Свекла – свеклушка” |
3 | «Луп-брусничник». Комплексное занятие познавательная + изобразительная деятельность. Рисование «Ягоды брусники»
| Познакомить с легендой о бруснике. Формировать навыки изображать ягоды и кустики, учить смешивать краски на палитре для получения «брусничного» цвета. | Беседы, рассматривание картинок, загадывание загадок, игры, рисование ягод и кустиков брусники. Драматизация сказки «Праздник брусничного пирога» |
4 | «Павел – рябинник» НОД. Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира по теме: «Чудо ягода - рябина» НОД. Ручной труд. «Мои первые украшения – бусы из рябины » | Раскрыть детям значение рябины в жизни наших предков. Познакомить с приметами, верованиями народа связанными с этим деревом: оберег. Развивать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности. | Ситуативный разговор, свободное общение воспитателя с детьми во время прогулки: Рассмотреть с детьми рябину, растущую на территории детского сада. Изготовление поделок из рябины. Выставка работ для родителей. Познакомить детей с репродукцией И. Грабаря «Рябина» |
октябрь | |||
5 | «Арина - шиповница». НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» | Формировать знания детей о полезных, лечебных свойствах шиповника; воспитывать бережное отношение к природе | Беседа: Арина – шиповница |
6 | «Савватий-пчельник», НОД по познавательному развитию. Ознакомление детей с миром природы «Медовое путешествие» | Уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых. Познакомить с профессией пчеловода, с продуктами пчеловодства: мед, воск; их ценными свойствами. Развивать исследовательскую деятельность детей. | Беседа на тему «Мед и пчеловодство», рассматривание иллюстраций на тему пчеловодства. Р.н.игра «Медведь». Чтение башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы» |
7 | «Покров». Комплексное занятие. Приобщение детей к истоками народной культуры + изобразительная деятельность «Народный праздник Покров» | Познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения. Воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции. развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа. Развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов) | Беседа об осени. Выставка «Осенние забавы». Русская народная игра «Арина» Игрушки из лукошка: игрушки из овощей. Украшение салфеток цветами (рисование цветов с помощью трафаретов и красок на салфетках). |
8 | «Сергей – капустник» Развлечение для детей «Сергей-Капустник пришел, Капустницу с собой привёл!» | Познакомить детей с русским народным праздником, с народными традициями и играми. Закрепить знания детей о капусте. Прививать любовь к родной земле, её прошлому, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного, умение воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать. | Заучивание стихов, пословиц, загадок, о капусте, пальчиковая игра «Капуста», беседа о значении капусты, разучивание народных и хороводных игр, рассматривание иллюстраций с изображением различной капусты, знакомства с многообразием блюд из капусты, приготовление блюд дома с родителями. |
ноябрь | |||
9 | «Праздник ремесленников». НОД по социально-коммуникативному развитию «Ремесло и рукоделие» | Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов в старину, объяснить значение слов: балаган, базар. Формировать уважительное отношение к результатам труда русских умельцев, бережное отношение к предметам культуры. Формировать первоначальные представления о различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (гончарном, кузнечном ремесле, изготовлении и украшении одежды) | Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Развешать кормушки, сделанные своими руками. Прогулка в ближайший парк. Дидактические игры «Кто больше назовет», «Кто больше увидит». Сюрпризный момент. Дети находят на участке корзину с инструментами. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Чтение сказки «Ленивица и Рукодельница». Русская народная игра «Горшки» |
10 | «Ноябрь - полузимник» Прогулка-наблюдение «Ноябрь – полузимник» | Учить замечать приметы поздней осени (похолодало, земля от заморозков стала твёрдой, заледенели лужи, иней на почве). Познакомить с поэтическими названиями ноября и ноябрьскими народными приметами. | Приметы ноября, загадки, пословицы и поговорки. Чтение сказок: «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатй, мохнатый, да масляный» |
11 | Михайлов день НОД Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Михайлов день» | Формировать представление о социально-культурных ценностях русского народа. Познакомить с малыми жанрами устного народного творчества – закличками. | Беседа с родителями воспитанников об их семейных традициях на Михайлов день. Хороводная игра «Нынче праздничек Михайлов день». Музыкальная сказка «Гости в огороде» |
декабрь | |||
12 | «Екатерина санница» Прогулка – наблюдение. Игры - соревнования, эстафеты на санках. | Продолжать расширять сведения об обрядах, суевериях и приметах, связанных с днем народного календаря. | Понаблюдать, как снег укрывает землю. Потрогать снег, какой он (рыхлый или мокрый), попробовать слепить постройку. Сюрпризный момент. Дети находят под кустами саночки. |
13 | «Анфиса рукодельница» НОД Познавательно – исследовательская деятельность «Деревянные терема» НОД Изобразительная деятельность. Рисование. «Русская народная вышивка на мужских рубахах» | Формировать представления детей о профессиях и ремеслах наших предков. Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий. | Беседа о рукодельницах, об орнаментах русской вышивки, о том, что люди одухотворяли окружающую природу и помещали на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц. Рассматривание иллюстраций. |
14 | «Спиридон – солоноворот» НОД по ознакомлению с окружающим миром «Спиридон-солоноворот» | Формировать представления детей о традициях и обычаях русского народа на основе земледельческого народного календаря. Познакомить детей с закличками, которые наши предки произносили в день Спиридона-солоноворота. | Беседа о том, что солнышко с каждым днем будет гостить у нас дольше. Проблемная ситуация почему на солнце снег не тает. Привлечь родителей к изготовлению куклы Спиридон Солоноворот. |
январь | |||
15 | «Рождество» НОД по ознакомлению с окружающим миром «Рождество Христово» | Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном празднике Рождестве Христовом. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие. | Колядки. Изготовление рождественской звезды из бумаги. Рассказ воспитателя о праздновании Рождества Христова, О том, почему в Рождество принято наряжать елку. |
16 | «Крещение» НОД по духовному воспитанию «Крещение Господне» | Продолжать воспитывать интерес к русским народным традициям и желания их изучать, чувство патриотизма. Познакомить с историей возникновения праздника Крещение Господне, особенностями и традициями празднования. Развивать связную речь, воображение, физическую активность детей. | Беседа, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, изготовление ангелов из бумаги |
17 | «Зиновий синичник» НОД по познавательному развитию Тема: Синичкин день - «Зиновий-синичник» | Дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник», систематизировать знания детей о зимующих птицах. Расширить представления детей о всероссийских праздниках; развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам. | Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах. Использование музыкально – дидактических игр на развитие ритмического слуха. |
февраль | |||
18 | «Сретенье» НОД по духовно – нравственному воспитанию «Святой и чистый праздник – Сретение Господне». | Познакомить детей с праздником православного календаря - событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Содействовать развитию высших чувств: любви, благодарности, восхищения перед образом Господа Иисуса Христа. Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни - православная вера. Развивать у детей желание быть причастным к отечественным традициям. | Пение и слушание духовных и русских народных песен, сказок, рассматривание икон, разучивание пословиц, дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Собери картинку»; чтение стихотворений: «В храме», «Матушка небесная - Богородица». |
19 | «Масленица» НОД по художественно-эстетическому развитию Тема: «Ознакомление с традициями празднования русского – народного праздника «Масленица» | дать детям знания о русском народном празднике Масленица, познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы на Руси. | Просмотр презентации, прослушать песни про масленицу, изготовление чучела масленицы. |
март | |||
20 | «Герасим – грачевник». НОД изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста на тему: «Грачи» | Познакомить с русским фольклорным праздником. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Учить работать с тестом, делить на части, раскатывать, познакомить детей со старинной технологией лепки птицы-грача | Беседа о перелетных птицах. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Предложить родителям напечь жаворонков. На прогулке дети закликают весну и съедают жаворонков. |
21 | «Василий – капельник» НОД по ознакомлению с окружающим миром «Василий Капельник» | Продолжать закреплять знания детей о народных праздниках «Василий-капельник» и «Агафья-коровница». Учить детей петь напевно, протяжно, распевая гласные буквы. Учить детей заводить хоровод и использовать элементарные народные движения. | разучивание с детьми закличек о весне, попевок «Солнышко», «Дождик». Народные игры: «Ручеек», «Карусель». Дидактическая игра: «Узнай на вкус», «Назови молочные продукты». Разучивание с детьми пословиц, поговорок и потешек о корове. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка Хаврошечка», «Бычок – черный бочок, белые копытца» в обр. М. Булатовой. Беседы: «В гости к нам весна стучится», «О пользе молока», «Домашние животные». Изготовление на занятиях по изобразительной деятельности макета – коровника; лепка «Стадо коров». |
апрель | |||
22 | «Благовещение» НОД по познавательному развитию «Благовещение» | Познакомить детей с русским народным праздником «Благовещение», обогащать и активизировать словарь детей; воспитывать интерес к культурному и историческому наследию русского народа; развивать эмоционально – чувственную сферу дошкольников, эмоциональную отзывчивость, интерес к проявлению прекрасного в окружающем. | Беседы о весне, наблюдение сезонных изменений, рисование весны, лепка птичек, разучивание песен и стихотворений о весне. Загадки о птицах. Игрушки из лукошка: изготовление обрядовых подвесок. |
23 | «Пасхальная неделя» НОД по ознакомлению с окружающим миром «Великий праздник - Светлая Пасха» | Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа. | Беседа о православных праздниках, чтение рассказа Л.Зилова «Легенда о Христовом жаворонке»; стихов о празднике. Изготовление корзиночек для яиц (оригами), роспись яиц красками или путем аппликации |
24 | «Егорьев день» Музыкально — спортивное развлечение «Егорьев день» | Познакомить детей с особенностями и традициями русского праздника «Егорий Вешний». Активизировать двигательную активность детей через музыкально – игровую деятельность. Создать радостное настроение. | Загадки про домашних животных. Песенка про домашних животных «Как у нашей Дуни». Игра «Утро в деревне». Игра «бой петухов». Игра - эстафета «Конь до коня» Флэш – моб «Хорошо в деревне жить, хорошо». На праздник Егория Вешнего всегда пекли печенье, но оно было особенным: в виде лошадок, коровок и другой домашней скотины. Привлечь родителей к выпечке печенья. |
май | |||
25 | «Георгий Победоносец» НОД по познавательному развитию и духовно – нравственному воспитанию на тему: «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом» | Познакомить детей с иконой Георгия Победоносца. Расширять словарный запас детей. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в помощи. Поддерживать в мальчиках желание быть похожими на русских воинов – защитников. Способствовать развитию духовно – православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга. | Чтение былин и легенд о русских богатырях и их подвигах. Слушание отрывка из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Богатырская сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравого. Познакомить с репродукцией «Три богатыря» Дидактическая игра «Крестьянин и богатырь» |
26 | «Арина – рассадница» НОД по познавательному развитию «В Арину- рассадницу- сей капусту в рассадниках» | Познакомить детей с традициями русского праздника «Арина – рассадница» Научить воспитанников сеять рассаду капусты. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. | Рассказ о народном празднике. В ходе занятия педагог использует малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, приметы. Посадка семян капусты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"
В плане намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту
МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"
«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"
Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...
перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию системы игр нравственно-этического содержания
перспективный план игр нравственно-этического содержания...
Примерный перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по технологии «Дети-волонтеры» на 2018-2019 учебный год
Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеус...