Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по блоку «Круглый год народный месяцеслов»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Губанова Галина Федоровна

Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_na_2020-2021_uch.god_narodnyy_kalendar.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по блоку  «Круглый год народный месяцеслов»

Введение. Воспитателям важно знать:

Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

– Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

                   

№ п/п

Темы занятий

Программные задачи

Содержание

Сентябрь

1

Знакомство детей с народным календарем

Формировать у детей:

чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение народного календаря. Рассказать, как с помощью примет люди узнавали погоду, сроки посева и уборки урожая

Рассматривание календарей, книги «Народный календарь». Рассказы воспитателя о народных праздниках, традициях, приметах.

2

 «Фекла свекольница»

НОД ознакомление с окружающим миром «Свекла – древний овощ»

Познакомить с особенностями природы в день народного календаря. «Феклы – свекольницы», с которого  начинается уборка свеклы. Показать значимость трудовой деятельности людей, занимающихся выращиванием овощных культур

Дидактическая игра «Вершки да корешки. Загадывание загадок о свекле. Конкурс детского рисунка "Свекла – свеклушка”

3

«Луп-брусничник».

Комплексное занятие познавательная + изобразительная деятельность. Рисование «Ягоды брусники» 

 

Познакомить с легендой о бруснике. Формировать навыки изображать ягоды и кустики, учить смешивать краски на палитре для получения «брусничного» цвета.

Беседы, рассматривание картинок, загадывание загадок,  игры, рисование ягод и кустиков брусники. Драматизация сказки «Праздник брусничного пирога»

4

 «Павел – рябинник»

НОД. Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира по теме: «Чудо ягода - рябина»

НОД. Ручной труд. «Мои первые украшения – бусы из рябины »

Раскрыть детям значение рябины в жизни наших предков. Познакомить с приметами, верованиями народа связанными с этим деревом: оберег. Развивать у детей познавательный интерес к поисковой деятельности.

Ситуативный разговор, свободное общение воспитателя с детьми во время прогулки: Рассмотреть с детьми рябину, растущую на территории детского сада. 

Изготовление поделок из рябины. Выставка работ для родителей. Познакомить детей с репродукцией  И. Грабаря «Рябина»

октябрь

5

 «Арина - шиповница».

НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»

Формировать знания детей о полезных, лечебных свойствах шиповника; воспитывать бережное отношение к природе

Беседа: Арина – шиповница
Кукольный театр «Волшебный шиповник». Разучивание стихов, загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций.

6

«Савватий-пчельник»,

НОД по познавательному развитию. Ознакомление детей с миром природы «Медовое путешествие»

Уточнить представления детей о пчелах, их отличие от других насекомых.                 Познакомить с профессией пчеловода, с продуктами пчеловодства: мед, воск; их ценными свойствами.

Развивать исследовательскую деятельность детей.

Беседа на тему «Мед и пчеловодство», рассматривание иллюстраций на тему пчеловодства. Р.н.игра  «Медведь». Чтение башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы»

7

 «Покров». 

Комплексное занятие. Приобщение детей к        истоками народной культуры + изобразительная деятельность «Народный праздник Покров»

Познакомить детей с русским народным праздником «Покров», историей возникновения, традициями и обычаями проведения. Воспитывать интерес к прошлому своего народа, желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции. развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа. Развивать умение применять полученные знания о Павлопосадских шалях, создавать нарядные шали, украшенные орнаментом и растительным узором (рисование на ткани с использованием трафаретов)

Беседа об осени. Выставка «Осенние забавы». Русская народная игра «Арина» Игрушки из лукошка: игрушки из овощей. Украшение салфеток цветами (рисование цветов с помощью трафаретов и красок на салфетках).

8

 «Сергей – капустник»

Развлечение для детей «Сергей-Капустник пришел, Капустницу с собой привёл!»

Познакомить детей с русским народным праздником,  с народными традициями и играми. Закрепить знания  детей  о капусте. Прививать любовь к родной земле, её прошлому, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного, умение воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.

Заучивание стихов, пословиц, загадок, о капусте, пальчиковая игра  «Капуста», беседа о значении капусты, разучивание народных и хороводных игр, рассматривание иллюстраций с изображением различной капусты, знакомства с многообразием блюд из  капусты, приготовление блюд дома с родителями.

ноябрь 

9

 «Праздник ремесленников».

НОД по социально-коммуникативному развитию «Ремесло и рукоделие»

Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов в старину, объяснить значение слов:  балаган, базар. Формировать уважительное отношение к результатам труда русских умельцев, бережное отношение к предметам культуры. Формировать первоначальные представления о различных ремеслах и рукоделии в традиционной русской культуре (гончарном, кузнечном ремесле, изготовлении и украшении одежды)

Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Развешать кормушки, сделанные своими руками. Прогулка в ближайший парк. Дидактические игры «Кто больше назовет», «Кто больше увидит». Сюрпризный момент. Дети находят на участке корзину с инструментами. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Чтение сказки «Ленивица и Рукодельница». Русская народная игра «Горшки»

10

«Ноябрь - полузимник»

Прогулка-наблюдение  «Ноябрь – полузимник»

Учить замечать приметы поздней осени (похолодало, земля от заморозков стала твёрдой, заледенели лужи, иней на почве). Познакомить с поэтическими названиями ноября и ноябрьскими народными приметами.

Приметы ноября, загадки, пословицы и поговорки. Чтение сказок: «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатй, мохнатый, да масляный»

11

Михайлов день

НОД Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Михайлов день»

Формировать представление о социально-культурных ценностях русского народа. Познакомить с малыми жанрами устного народного творчества – закличками.

Беседа с родителями воспитанников об их семейных традициях на Михайлов день. Хороводная игра «Нынче праздничек Михайлов день». Музыкальная сказка «Гости в огороде»

декабрь

12

«Екатерина санница»

Прогулка – наблюдение. Игры - соревнования, эстафеты на санках.

Продолжать расширять   сведения об обрядах, суевериях и приметах, связанных с днем народного календаря.

Понаблюдать, как снег укрывает землю. Потрогать снег, какой он (рыхлый или мокрый), попробовать слепить постройку. Сюрпризный момент. Дети находят под кустами саночки.

13

«Анфиса рукодельница»

НОД Познавательно – исследовательская деятельность «Деревянные терема»

НОД Изобразительная деятельность. Рисование. «Русская народная вышивка на мужских рубахах»

Формировать представления детей о профессиях и ремеслах наших предков. Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий.
Формировать представление о культуре народного творчества, традициях, обычаях.

Беседа о рукодельницах, об орнаментах русской вышивки, о том,  что люди одухотворяли окружающую природу и помещали на своей одежде и предметах быта изображение солнца, древа жизни, птиц. Рассматривание иллюстраций.

14

 «Спиридон – солоноворот»

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Спиридон-солоноворот»

Формировать представления детей о традициях и обычаях русского народа на основе земледельческого народного календаря. Познакомить детей с закличками, которые наши предки произносили в день Спиридона-солоноворота.

Беседа о том, что солнышко с каждым днем будет гостить у нас дольше. Проблемная ситуация почему на солнце снег не тает. Привлечь родителей к изготовлению куклы Спиридон Солоноворот.

январь

15

«Рождество»

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Рождество Христово»

Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном празднике Рождестве Христовом. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.

Колядки.   Изготовление рождественской звезды из бумаги. Рассказ воспитателя о праздновании Рождества Христова, О том, почему в Рождество принято наряжать елку.

16

«Крещение»

НОД по духовному  воспитанию «Крещение  Господне»

Продолжать воспитывать интерес к русским народным традициям и желания их изучать, чувство патриотизма. Познакомить с историей возникновения праздника Крещение Господне, особенностями и традициями празднования. Развивать связную речь, воображение, физическую активность детей.

Беседа, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, изготовление ангелов из бумаги

17

«Зиновий синичник»

НОД по познавательному развитию

Тема: Синичкин день - «Зиновий-синичник» 

Дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий-синичник», систематизировать знания детей о зимующих птицах. Расширить представления детей о всероссийских праздниках; развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам.

Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах. Использование музыкально – дидактических игр на развитие ритмического слуха.
Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Письмо от синички.
Продуктивная деятельность: Лепка из соленого теста птиц.

февраль

18

 «Сретенье»

НОД по духовно – нравственному воспитанию «Святой и чистый праздник – Сретение Господне».

Познакомить детей с  праздником православного календаря  - событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа.

Содействовать развитию высших чувств: любви, благодарности, восхищения перед образом Господа Иисуса Христа.

Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни - православная вера. Развивать у детей желание быть причастным к отечественным традициям.

Пение и слушание духовных и русских народных песен, сказок, рассматривание икон, разучивание пословиц, дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Собери картинку»; чтение   стихотворений: «В храме», «Матушка небесная - Богородица».

19

 «Масленица»

НОД по художественно-эстетическому развитию Тема: «Ознакомление с традициями празднования русского – народного праздника «Масленица»

дать детям знания о русском народном празднике Масленица, познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы на Руси.

Просмотр презентации, прослушать песни про масленицу,  изготовление чучела масленицы.

март

20

«Герасим – грачевник». 

НОД изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста на тему: «Грачи»

Познакомить с русским фольклорным праздником. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Учить работать с тестом, делить на части, раскатывать, познакомить детей со  старинной технологией лепки птицы-грача

Беседа о перелетных птицах. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова  «Грачи прилетели» Предложить родителям напечь жаворонков. На прогулке дети закликают весну и съедают жаворонков.

21

«Василий – капельник»

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Василий Капельник»

Продолжать закреплять знания детей о народных праздниках «Василий-капельник» и «Агафья-коровница». Учить детей петь напевно, протяжно, распевая гласные буквы. Учить детей заводить хоровод и использовать элементарные народные движения.

разучивание с детьми закличек о весне, попевок «Солнышко», «Дождик». Народные игры: «Ручеек», «Карусель». Дидактическая игра: «Узнай на вкус», «Назови молочные продукты». Разучивание с детьми пословиц, поговорок и потешек о корове. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка Хаврошечка», «Бычок – черный бочок, белые копытца» в обр. М. Булатовой. Беседы: «В гости к нам весна стучится», «О пользе молока», «Домашние животные». Изготовление на занятиях по изобразительной деятельности макета – коровника; лепка «Стадо коров».

апрель

22

«Благовещение» 

НОД по познавательному развитию «Благовещение»

Познакомить детей с русским народным праздником «Благовещение», обогащать и активизировать словарь детей; воспитывать интерес к культурному и историческому наследию русского народа; развивать эмоционально – чувственную сферу дошкольников, эмоциональную отзывчивость, интерес к проявлению прекрасного в окружающем.

Беседы о весне, наблюдение сезонных изменений, рисование весны, лепка птичек, разучивание песен и стихотворений о весне. Загадки о птицах. Игрушки из лукошка: изготовление обрядовых подвесок.

23

«Пасхальная неделя»

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Великий праздник - Светлая Пасха»

Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.

Беседа  о  православных           праздниках,    чтение  рассказа  Л.Зилова  «Легенда  о  Христовом   жаворонке»;  стихов   о    празднике. Изготовление корзиночек для яиц (оригами), роспись яиц красками или путем аппликации

24

«Егорьев день»

Музыкально — спортивное развлечение «Егорьев день»

Познакомить детей с особенностями и традициями русского праздника «Егорий Вешний». Активизировать двигательную активность детей через музыкально – игровую деятельность. Создать радостное настроение.

Загадки про домашних животных. Песенка про домашних животных «Как у нашей Дуни». Игра «Утро в деревне». Игра «бой петухов». Игра - эстафета «Конь до коня» Флэш – моб «Хорошо в деревне жить, хорошо». На праздник Егория Вешнего всегда пекли печенье, но оно было особенным: в виде лошадок, коровок и другой домашней скотины. Привлечь родителей к выпечке печенья. 

май

25

«Георгий Победоносец»

НОД по познавательному развитию и духовно – нравственному воспитанию на тему: «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом»

Познакомить детей с иконой Георгия Победоносца. Расширять словарный запас детей. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в помощи. Поддерживать в мальчиках желание быть похожими на русских воинов – защитников. Способствовать развитию духовно – православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга.

Чтение былин и легенд о русских богатырях и их подвигах. Слушание отрывка из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Богатырская сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравого. Познакомить с репродукцией «Три богатыря» Дидактическая игра «Крестьянин и богатырь»

26

«Арина – рассадница»

НОД по познавательному развитию «В Арину- рассадницу- сей капусту в рассадниках»

Познакомить детей с традициями русского праздника «Арина – рассадница»

Научить воспитанников сеять рассаду капусты.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Рассказ о народном празднике.  В ходе занятия педагог использует малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, приметы. Посадка семян  капусты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту

МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"

«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"

Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...

Примерный перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по технологии «Дети-волонтеры» на 2018-2019 учебный год

Одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеус...