Технологическая карта ООД «От маленькой капельки к большой дружбе»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Диденко Ирина Анатольевна

Это конспект занятия для старшей группы с целью расширения и углубления знаний детей о воде, а так же её необходимости применения в культурно-гигионических процедурах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Диденко И.А.

МБДОУ ДС № 123 «Тополёк»

Технологическая карта ООД

Название темы: «От маленькой капельки к большой дружбе»

Возраст детей, образовательная область: Старшая группа, познавательно-исследовательская.

Цель и задачи: Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде.                                                                                                 Задачи:

Образовательные:

Формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.

Развивающие: 

Развивать творческое воображение; умение проводить несложные эксперименты; любознательность; познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.

Воспитательные: 

Способствовать формированию у детей сочувствия, отзывчивости, умению употребить в речи слова приветствия, доброжелательности, вежливости.                                                                                                                                                   Планируемые результаты: У детей сформированы знания о значении воды на Земле, о круговороте воды в природе, культурно-гигиенические навыки, доброжелательность.                                                                                                        Образовательные ресурсы: Игрушка капелька; молотый перец; бутылочка жидкого мыла, пинцет, ёмкость для мокрых салфеток, музыкальная колонка, запись падающей капли.                                                                                                                                              Для каждого ребёнка: картинка природы, капелька, солнце, тучка, тарелка с водой, салфетка из ткани, салфетка с контуром детской ладошки.                                                                                                                                             Предварительная работа: Наблюдения за дождём, снегом, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воды, игры с водой, беседа о роли воды в жизни растений, животных и человека.

Этапы занятия и время

Формы, методы и приемы работы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность ребенка

Результат

Организационный момент

(1-2 мин)

- постановка и решение вопросов проблемного характера, беседы.

Слышен звук падающей капли.                                                                                                                                                                 -   Ребята, вы слышали звук?                                                                                               Воспитатель подходит к окну и берёт в руки игрушку капельку, которая плачет.                                                                                                                                                                                                          -   Кто ты?                                                                                                                                                                        -   Здравствуйте, я - Капелька                                                                                                                                                          - Почему ты плачешь?                                                                                                                                                                          -   Я упала из тучки и оказалась у вас на окошке, теперь я одна - одинёшенька, никому не нужна. У-У-У-У                                                                                                                                                                                    -  Мы с ребятами готовы стать тебе друзьями. Поиграть с тобой.

Дети здороваются, передают друг другу Капельку, по очереди действиями, словами высказывают своё «хорошее» отношение к Капельке.  

дети заинтересованы, готовы включиться в деятельность

Мотивационно-ориентировочный

(1-3 мин)

-художественное слово;

беседа, игра

Воспитатель приглашает детей присесть на коврики, которые разложены по кругу. Сама тоже присаживается в круг с Капелькой в руках.

 «Для кого нужна вода на земле»                                                                                                                    Воспитатель бросает Капельку и задаёт вопрос, дети возвращают Капельку и отвечают. 

Дети активно, задорно учавствуют в игре

.

Поисковый

(2-5 мин)

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

 -   Ты водяная капелька,                                                                                                                                                                         Ты очень всем нужна.                                                                                                                                                                     Покапаешь, покапаешь –                                                                                                                                                                 Получится вода.                         

Перед  каждым ребёнком находится сюжетная картинка, в тарелочке отдельные изображения капельки, солнышка, тучки. Рассказ воспитателя о круговороте воды в природе (почему вода на Земле не кончается)

Дети выполняют действия с капелькой, солнышком, тучкой на сюжетной картинке по ходу рассказа воспитателя                                             - Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в лужах, ручейках, реках и морях. Вода нагревается и в ней каждая капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара.                                       На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух. Остывшая капелька снова стала водяной. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Вскоре из тучи пошёл дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю.  Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь.

Дети воспринимают сложный материал легко, с огромным интересом.

«Круговорот воды в природе»  (активизация в речи детей словосочетания)

(1-2 мин)

динамическая пауза

Капли падают — кап, кап — С курток, зонтиков и шляп,
Фонарей, деревьев, крыш,
Объявлений и афиш,
Старых башенных часов
И у дяденьки с усов…
Сколько капель!
Сколько луж!
Будто город принял душ!
 Радченко Н. 

Дети выполняют движения по тексту  

Дети активно включены в действия

Практический

(10 -15 мин)

- опыты; игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- Капелька, ведь с помощью воды мы с ребятами ещё сохраняем здоровье. Как?

Приглашение в лабораторию.                                                                                               На столах для каждого ребёнка стоят:  тарелочка  с водой, салфетка с изображением контура детской ладошки, салфетка из ткани.                                                                                                                                                  -   Ребята, становитесь напротив тарелочки с водой. Обратите внимание, что рядом лежат бумажные салфетки, на которых мы заранее обрисовали контур ваших ладошек.                  - Так как мы с вами все вокруг трогали и даже пол, у нас на ладошках поселились…  микробы.      - Посмотрите, вы их видите?  А вот волшебница вода поможет их выявить.

- В нашей лаборатории вода волшебница, поэтому мы можем увидеть «микробов» как в микроскоп. Ребята, микробы, которые были на салфетках и нарисованных ладошках, попали в воду ( на воду насыпан чёрный перец)                              Кто может догадаться, какое средство поможет окончательно прогнать «микробы»?        

                                         

Дети отвечают на вопросы.                     Прикладывают свою «грязную» ладошку к контуру нарисованной ладошки, а затем берут салфетку и плашмя кладут в воду  (на дойной салфетке внутри нарисованы точки, которые при намокании бумаги проявляются)

Ответы детей.

На палец каждого ребёнка капают жидкое мыло. Дети касаются жидким мылом поверхности воды, «микробы убегают»

Дети удивлены результатам эксперимента. Делают вывод, что микробы вызывают заболевания, руки должны быть чистыми, особенно, во время приёма пищи.

Дети активно учавствуют в беседе, в восторге от экспериментов.

Дети выяснили, что мыло неотъемлемый помощник воде в борьбе с микробами.

Рефлексивно- оценочный

(1-5 мин)

- фиксация результатов: экспериментов,  взаимоотношений, игр

От лица героя:                 Вы запомнили, как меня зовут?                                                                                                А, как мы с вами подружились, как успокаивали меня? В какую игру мы играли?                                                              Без чего невозможно прожить на Земле?                                                                          Почему вода не кончается на земле?                                                                                          Как называется явление, когда вода то на земле, то возвращается в тучку?                                                                                                         Как вы будете ухаживать за своими руками, когда они грязные?  

Дети активно участвуют в беседе.

Дети получили удовлетворение от своей деятельности, проявляли интерес к экспериментированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»

Технологическая карта  нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»...

Технологические карты игр для закрепления знаний геометрических фигур, цветов, величины (большой, маленький).

Название игр: Сказка «В царстве блоков», «Волшебная елка», «Две дорожки», «Найди цветок для бабочки», «Цветик – семицветик», «По...

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Лес – это большой дом»

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Лес – это большой дом»...

Технологическая карта по ФЭМП «Большой-маленький»

Технологическая карта организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми «Большой-маленький»...

Технологическая карта во второй младшей группе на тему: "Дружба"

Тема: «Дружба»Возраст детей: лет.Область: Познавательное развитие.Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие&raq...

Технологическая карта занятия познавательного развития: число пять. Большой, поменьше, самый маленький.

Технологическая карта занятия Образовательная(ые) область(и): познавательное развитиеТема занятия: число пять. Большой, поменьше, самый маленький....